Главные вкладки

    Социализация детей дошкольного возраста. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.
    методическая разработка (старшая группа) по теме

    Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе. В данной работе представлен блок дидактических игр, рекомендуемых в работе педагога с детьми старшего дошкольного возраста для:
    1.Развития отношений, построенных на готовности конструктивно выстраивать взаимодействие друг с другом.
    2.Овладения сущностью событий и пространства.
    3.Взаимодействия со значимыми взрослыми.
    4.Определения социальных ролей, актуализированных ситуацией.
    5.Развития коммуникативных навыков и умений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konkurs_didakticheskaya_igra.doc524 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Промышленновский детский сад №1 «Рябинка»

    Социализация детей дошкольного возраста.

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Автор:

    Дуреева Елена Сергеевна,

    педагог – психолог

    МБДОУ д/с №1 «Рябинка»

    Промышленная 2011

    Социализация детей дошкольного возраста осуществляется в разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми.

    Социализация осуществляется как в ходе стихийного влияния социальных факторов, так и в целенаправленном, организованном процессе. Дошкольное образовательное учреждение как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы социализации детей.

    Дошкольный возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в социализации детей. Дети учатся овладевать собственными эмоциями и приобретают опыт практического мышления в образном и предметном плане именно в дошкольном возрасте. У детей появляется произвольное владение их поведением и собственными действиями. По своей сути  образовательная среда в детском саду социальна. Люди, непосредственно окружающие ребенка дошкольного возраста в его жизни играют главную роль. Это родители ребенка, педагоги и сверстники. Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в жизни группы, своих родителей и близких людей. Они всегда готовы прийти вам на помощь. С величайшим интересом занимаются в группе и принимают активное участие в различных играх, делают уместные замечания, откликаются на зов и предложения других людей. Они уже разбираются в устройстве нашего мира. Дети имеют достаточное количество знаний о природе, о себе, своих родителях, взрослых людях и сверстниках, уже способны устанавливать хорошие взаимоотношения с другими детьми и взрослыми. Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

    Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

    Все компоненты социального развития находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому изменения в одной из них неизбежно влекут за собой изменения в остальных компонентов. Например: ребенок добился принятия в игры сверстников, которые ранее его отвергали. У него сразу же изменились социальные качества – он стал менее агрессивным, более внимательным и открытым для общения. Его кругозор расширился новыми представлениями о человеческих отношениях и себе: я тоже хороший, меня, оказывается, любят дети, дети тоже не злые, с ними занятно проводить время и пр. Его культурные навыки через некоторое время неизбежно обогатятся новыми приемами общения с предметами окружающего мира, поскольку он сможет наблюдать и пробовать эти приемы у партнеров по играм. Ранее это было невозможно, опыт других отвергался, потому что отвергались сами дети, отношение к ним было неконструктивным.

    Все отклонения в социальном развитии ребенка дошкольного возраста – результат неправильного поведения окружающих взрослых. Они просто не понимают, что их поведение создает в жизни ребенка ситуации, с которыми он не может справиться, поэтому его поведение начинает носить асоциальный характер. 

    Данный блок игр рекомендуется использовать педагогам для:

    1.Развития отношений, построенных на готовности конструктивно выстраивать взаимодействие друг с другом. 

    2.Овладения сущностью событий и пространства.

    3.Взаимодействия со значимыми взрослыми.

    4.Определения социальных ролей, актуализированных ситуацией.

    5.Развития коммуникативных навыков и умений.

    Игра «Объятия»

    Цель: научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя групповой сплоченности.

    Ход игры: Педагог предлагает детям встать в большой круг. Затем просит детей постараться выразить свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их. И начинает с легкого  маленького объятия, далее дети продолжают обнимать друг друга по кругу, с каждым разом, если не возражает сосед, усиливая объятие.

    После игры задаются вопросы:

    -Понравилась ли вам игра?

    -Почему хорошо обнимать других детей?

    -Приятно вам, когда вас обнимают?

    - Часто ли вас обнимают? 

    Игра «Профессор»

    Цель: развивать социальную компетентность, мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли.

    Ход игры: Каждому ребенку по очереди предлагается надеть специальную «профессорскую» шапочку. Педагог спрашивает «профессора»: «Как ты поступишь в ситуации, если:

    -нечаянно обидел своего друга…

    -с тобой никто  не хочет дружить…

    -твоего друга обидели…

    -твой друг заплакал и загрустил…

    -твоего друга воспитатель похвалила на занятии, а тебя нет…

    -у твоего друга что-то не получается…

    -твой друг знает больше чем ты…

    -твой друг нарушил правила поведения в группе…»

    Игра «Пирамида любви»

    Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности.

    Ход игры: Дети сидят в кругу. Педагог говорит: «Каждый из нас что-то и  кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свою работу. Расскажите и вы  кого и что вы любите. (Рассказы детей.) А теперь давайте построим «пирамидку любви» из наших  с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида высокая - потому что мы любимы и любим сами».

    В заключение важно подчеркнуть, что:

    -дошкольный возраст является сенситивным периодом в социальном развитии человека;

    -социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в актуальной разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми;

    -социальное развитие осуществляется как в ходе стихийного влияния социальных факторов, так и в целенаправленном, организованном педагогическом процессе;

    -эффективность социального развития каждого ребенка предопределяется своевременным и качественным мониторингом результатов с учетом возрастных особенностей дошкольников.

    Список использованной литературы

    Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками.[Текст] / Е.А.Алябьева М., 2003

    Блинова Л.Ф. Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста. .[Текст] /Л.Ф.Блинова Казань., 2007

    Данилина Т.А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. .[Текст] /Т.А Данилина, Н.М.Степина М., 2004.

    Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. .[Текст]/ Л.В.Коломийченко Пермь, 2002.

    Комратова Н.Г., Социально-нравственное воспитание детей. .[Текст] / Н.Г Комратова, Л.Ф.Грибова М., 2005

    Рылеева Е.Н. Вместе веселее! .[Текст] / Е.Н. Рылеева М., 2004


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста "Жанры изобразительного искусства"

    Вашему вниманию предлагается игра , которая включает в себя игровые методы, элементы соревнования, способствует лучшему осмыслению изобразительного образа.Она в игровой форме закрепляет знания детей о...

    Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.

    Музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста....

    Дидактическая игра (для детей старшего дошкольного возраста) "Слова "близнецы"" образовательная область Коммуникация интеграция областей: Познание

    Цель. Расширять словарный запас детей, формировать интерес к родному языку.Активизировать память, мышление, воображение, произвольное внимание....

    Музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста

                              Игры для развития звуковысотного слухаМузыкальное лотоИгровой материал. Карточки по числу играющ...

    Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

    Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...

    Памятка для родителей "Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста"

    В памятке представлены дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по формированию элементарны математических представлений. С помощью игр занятие станет занимательнее  и инте...