Главные вкладки

    Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"
    методическая разработка по математике (старшая группа) по теме

         Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обучения в детском саду по формированию элементарных математических представлений является формирование основ интеллектуальной культуры личности, приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.

         В старшей группе детского сада предусматривается значительное расширение, углубление и обобщение у детей элементарных математических представлений, значительно возрастает объем математических знаний. Освоение математического содержания осуществляется в следующих направлениях: количество и счет; величина; форма; ориентировка в пространстве; ориентировка во времени.

         В своей работе по формированию элементарных математических представлений детей я использую наглядные, игровые, словесные и практические методы и приемы обучения в комплексе. Образовательная деятельность носит интегрированный характер, в которой математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности. Упор отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности его решения. Пятилетние дети способны понять познавательную задачу, поставленную педагогом, и действовать в соответствии с его указанием. Постановка задачи позволяет стимулировать их познавательную активность. Создаются такие ситуации, когда имеющихся знаний оказывается недостаточно для того, чтобы найти ответ на поставленный вопрос, и возникает потребность узнать что-то новое, научиться новому. Усложнение и вариативность приемов работы, смена пособий и ситуаций стимулируют проявление детьми самостоятельности, активизируют их мышление.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_puteshestvie_v_skazku.docx461.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект  организованной образовательной деятельности

     по развитию элементарных математических представлений для детей старшей группы

    «Путешествие в сказку».

    Интеграция образовательных областей:

    «Познание» (формирование элементарных математических представлений), «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество» (рисование).

    Виды детской деятельности: 

    познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, восприятие художественной литературы.

    Задачи:

    1. Закрепить навыки порядкового и количественного счета в пределах 10.

    2. Формировать навыки пользования планом, умение определять взаимное расположение предметов в пространстве.

    3. Закрепить названия геометрических фигур, развивать умение различать их и классифицировать их по признакам.

    4. Упражнять детей в сравнении предметов по величине и в использовании понятий: самый длинный, самый короткий, длиннее, короче.

    5. Развивать логическое мышление. Упражнять в нахождении закономерностей и продолжении ряда.

    6. Упражнять в умении составлять число из двух меньших чисел.

    7. Упражнять в измерении сыпучих веществ с помощью условной мерки.

    8. Развить интерес к математике, речь, внимание, самостоятельность, воображение.

    9. Совершенствовать двигательные умения и навыки; развивать общую и мелкую моторику.

    10. Воспитывать у детей желание оказывать помощь сказочным персонажам, доброту, дружбу, товарищество.

    Материалы и оборудование: письмо, в котором находятся бумажные фигурки персонажей сказки «Гуси-лебеди»; план-карта; прямоугольники разной длины и разного цвета, вырезанные из бумаги (не более 10 шт.)  для составления вагонов поезда; игра «Загадочный лес»; элементы театральной декорации: печка, яблоня, река, избушка; карточки по количеству детей с изображением хлебобулочных изделий; матерчатые яблоки с фасолинами «семечками» внутри; обручи; цифры от 0 до 9; 2 бумажных цветка; набор геометрических фигур; крупа; 2 прозрачных стакана; фишки; кукла.

    Содержание организованной деятельности:

    - Дети, сегодня я пришла в детский сад и увидела письмо. Кто принес письмо, не знаю, на конверте написано «Для старшей группы №6». Это письмо предназначено нам. Давайте его откроем, может письмо нам объяснит, от кого оно. (Открываю конверт, достаю из него фигурки персонажей сказки «Гуси - лебеди». Предлагаю детям отгадать, из какой сказки персонажи.)

    - Девочка просит нас помочь ей освободить братца от Бабы Яги. А чтобы легче было найти дом Бабы Яги, девочка прислала план - карту (достаю из письма).

    Рассматриваем с детьми план – карту.

    - Скажите, что нам встретится на пути к домику Бабы Яги? (Ответы детей.) Вы готовы отправиться в путешествие и помочь девочке спасти братца? Сначала нам нужно попасть в волшебный лес. Угадайте, на чем мы отправимся в путешествие:

    В поле лестница лежит,

    Дом по лестнице бежит.   (Поезд)

    - Давайте построим из прямоугольников, вырезанных из бумаги вагоны поезда - и в путь-дорогу. (Предлагаю детям составить поезд - от самого короткого до самого длинного вагона. Дети называют правила измерения.)

    - А в пути поиграем.

    - Сколько всего вагонов получилось у нашего поезда? Каким по счету стоит красный вагон? Вагон какого цвета стоит третьим? Какого цвета вагон левее красного? Какой по счету вагон стоит между желтым и голубым? (Ответы детей.)

    Вагончики веселые бегут, бегут, бегут.

    Их круглые колесики все тук, да тук, да тук.

    - Поезд остановился, выходите из вагонов. Мы с вами попали в сказку. В какую сторону пойдем? (Сверяемся с планом.)

    - Мы попали в сказочный лес. Посмотрите, какие цифры спрятались в лесу?

    Игра «Загадочный лес».  

    (Детям предлагается найти «спрятанные» в картинках цифры. Из цифр дети составляют числовой ряд.)

    - Дальше у нас на пути печка. Если выполним задание печки, она скажет, далеко ли находится избушка Бабы Яги.

    Игра «Дорисуй недостающую фигуру».

    Дети садятся за столы. Перед ними карандаши и карточки, разделенные на девять клеток; в восьми клетках изображение разных хлебобулочных изделий. Детям предлагается нарисовать то изделие, которого не хватает в последней клетке. Воспитатель хвалит детей за правильно выполненные задания.

    - Печь сказала, если мы пойдем прямо, то увидим яблоню, она подскажет, куда дальше идти. (Дети сверяются с картой).

    - А вот и дикая яблоня растет. Если мы выполним ее задание, то быстрее придем к Бабе Яге. Яблоня просит, чтобы мы поиграли с ее волшебными яблочками.

    Игра с яблоками.

    На полу разложены обручи, внутри которых – цифры.

    Детям предлагается сосчитать количество семечек в яблоках на ощупь и встать около той цифры, которая соответствует количеству семечек в яблоке.

    - Понравилось вам игра с яблочками? Нам нужно дальше торопиться. Сейчас мы пойдем в сторону реки - кисельные берега.

    - Посмотрите, на берегу молочной реки растут необычные цветы. В середине цветка и на каждом лепестке - цифра. Но некоторые лепестки унесло сильным ветром (они лежат отдельно от цветов). Ребята, подумайте, как вернуть лепестки на свои места.

    Игра с цветами. (Детям предлагается разложить лепестки так, чтобы числа на лепестках одинакового цвета (в сумме) составляли число, находящиеся в середине цветка.)

    После выполнения задания воспитатель благодарит и хвалит детей, затем предлагает отправиться дальше.

       - Ребята, впереди речка. А как нам речку перейти? (Ответы детей.)

       - Давайте перейдем речку по камушкам. Посмотрите, а камушки тут необычные. На что они похожи? (На геометрические фигуры.) Но наступать можно только на четырехугольники. Какие фигуры можно назвать четырехугольниками? А на какие фигуры наступать нельзя? (Ответы детей.) Давайте перейдем речку по очереди.

     - Вот мы и пришли к избушке Бабы Яги. Но около входа в дом сидят гуси-лебеди. Чтобы они пропустили нас к избушке и отпустили мальчика, нужно помочь им разделить зерно поровну.

    Игра на сравнение сыпучих веществ с помощью измерения. (Детям предлагается разделить зерно с помощью условной мерки (стакана) на две равные части.)

    Дети выполняют задания, вспоминая правила измерения сыпучих веществ.

    - Молодцы ребята, помогли гусям!

    - А теперь постучите три раза в дверь избушки, она и откроется.

    Дети находят в избушке маленького братца и освобождают его.

    - Мы помогли девочке и освободили ее братца. Молодцы, очень хорошо, что победила дружба, находчивость, смекалка и ваши знания. Давайте вспомним, что нам пришлось выполнить, чтобы освободить мальчика.

    - Дети, вам понравилось путешествие в сказку? Какое задание было для вас самым интересным? (Ответы детей).

    - А теперь нам нужно отправляться обратно. Давайте возьмем мальчика с собой и  познакомим его с игрушками, в которые вы играете.

    Детям предлагается встать друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящему, отправиться обратно в группу на «поезде».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план по теме «Использование логических игр, задач, упражнений при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (старшая группа)

    Расписание последовательного применения логических игр, задач и упражнений (с раскрытием целей обучения) поэтапно в период обучения ребёнка в старшей группе....

    «Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». Автор:воспитатель МБДОУ№72 г.Мурманска Перминова В.Н.

    Формированию у ребенка элементарных математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с...

    консультация для воспитателей на тему: "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"

    Как помочь детям сформировать математические представления, развить внимание, мышление и память детей,  используя игры и развивающие упражнения в разных видах организованной и совместной деятельн...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на тему: «Путешествие в математическую галактику» для детей старшего дошкольного возраста.

    Образовательная область: познание. Цель: Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течении года.Задачи:Образовательные:-совершенствовать умение находить место числ...

    Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

    Большое значение в умственном воспитании детей имеет формирование элементарных математических представлений.Цель программы по формированию элементарных математических представлений у дошколь...

    Консультация для педагогов «Использование сказки в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

    Дошкольный возраст является важным этапом в развитии ребенка и формировании у него элементарных математических представлений. В ФГОС дошкольного образования в качестве целевых ориентиров выступают про...


     

    Комментарии

    Мещанинова Татьяна Владимировна

    Спасибо! НОД построено грамотно, мне понравилось.