Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста «Колобок на новый ладок» (подготовительная к школе группа).
методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему

Горбатенко Екатерина Вячеславовна

Аннотация ( краткае описание  помещаемого материала) * Аннотация ( краткое  описание помещаемого материала) *  Аннотация ( краткое  описание помещаемого материала) * Аннотация ( краткое  описание помещаемого материала) * Аннотация ( краткае описание помещаемого материала) *  Аннотация ( краткое  описание помещаемого материала ) *  Аннотация ( краткое  описание помещаемого материала) * Аннотация ( краткое  описание помещаемого материала) * Аннотация ( краткое описание помещаемого материала) *

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Колобок"21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект сюжетного занятия по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.

        Горбатенко Екатерина Вячеславовна.

        Разделы: Работа с дошкольниками        

Как показывает практика, наиболее эффективные результаты при обучении дошкольников  в математике дает использование занимательности. Занимательный математический материал способствует решению задач всестороннего развития и воспитания дошкольников: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения.

 Широко использую занимательность во всем педагогическом процессе. Дети  с большим интересом воспринимают задачи-шутки, головоломки, загадки, ребусы, математические фокусы; настойчиво ищут пути решения, ведущие к результатам. Увлекаясь решением занимательной задачи, они испытывают эмоциональный подъем, что, в свою очередь, стимулирует их мыслительную  активность.

 В конспект занятия по математике  использую сказочные  сюжеты, которые вызывают у детей положительные эмоции, желание включиться в выполнение разнообразных действий, мотивированных логикой развития сюжета.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста «Колобок на новый ладок» (подготовительная к школе группа)

Программные задачи:

    - закреплять у детей навык ориентировки в тетради по клеточкам;

    - продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические      задачи на наглядной основе, «записывать» решение с помощью карточек с цифрами и знаками;

    -  упражнять в соотнесении цифры к определенному количеству предметов расположенных  по разному;

    - закрепить знание геометрических фигур и умение составлять из них простые изображения предметов.

   - развивать логическое мышление, память, воображение, внимание.

   -  активизировать речь, учить правильно пользоваться математическими терминами.

   -  воспитывать интерес к математике.

Пособия и материалы: ширма, фланелеграф, наборное полотно, картонный дом.

Демонстрационный материал: карточки с цифрами: 0, 1, 4, 5, 7, 9, 10 (с обратной стороны буквы К О Л О Б О К); игрушки: колобок, заяц, волк, медведь, лиса – персонажи из театра «Би-ба-бо»; картина с изображением группы предметов для счета, цифры 1-10; схема-образец (лиса), плоскостные изображения зайцев 7 штук, тетради в клетку, простые карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Дети, вы любите сказки?

Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие по одной из них. Название этой сказки зашифровано. Вы сможете прочитать ее название если правильно распределите числа в ряд по возрастанию.

Дети расставляют цифры в ряд. Воспитатель переворачивает карточки обратной стороной.

Воспитатель: Прочитайте название сказки. Главный герой, пришел к нам на занятие (Воспитатель берет в руки колобка). Испекла бабка колобок и на окошке оставила студить. Веселый, доверчивый колобок! Помните, сколько опасностей было на его пути? Но сегодня мы постараемся ему помочь избежать неожиданных неприятностей. Для этого надо быть внимательными и быстро находить правильные решения. Я предлагаю провести разминку. Каждый внимательно должен выслушать вопрос и дать правильный ответ.

Интеллектуальная  разминка

    Сколько пальцев на одной руке? (5)

    Сколько углов у квадрата? (4)

    Сколько хвостов у пяти коров? (5)

    Сколько лап у двух гусей? (4)

    Сколько дней в неделе? (7)

    Назови выходные дни (Суббота, воскресенье)

    Назови число, следующее за числом 5. (6)

    Сколько тебе лет?

    Сколько сторон у треугольника? (3)

    Как называются все фигуры с четырьмя углами? (Четырехугольники)

Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием.

Воспитатель: Надоело нашему колобку лежать пора в путь дорогу. Катится колобок, катится, а навстречу ему заяц.

Колобок: Здравствуй, заяц. А почему ты грустный?

Заяц: Здравствуйте. Я попал в капкан, помогите мне освободиться.

Воспитатель: А что мы должны сделать?

Заяц: Вот записка, в ней написано, как можно открывать капкан, только читать я не умею.

Воспитатель (берет записку): Не  волнуйся зайчик, мы поможем тебе. Дети, нам нужно выполнить непростое задание,  для этого вам нужно точно выполнять мои  указания. Вы готовы? Давайте разомнем пальцы.

Пальчики уснули                Правая рука зажата в кулак

В кулачок свернулись

Один-2-3-4-5                      Разжимаем по одному пальцу

Захотели поиграть

(то же повторяем с левой рукой)

Воспитатель: Откройте тетради, возьмите карандаш. Давайте вспомним наше правило, которое мы выполняем перед работой в тетради.

Дети:

    Я тетрадочку открою

    И как надо положу

    Я от вас друзья не скрою

    Карандаш вот так держу.

    Сяду ровно, не согнусь,

    За работу я берусь.

Графический диктант «Ключ»

Воспитатель: От точки 3 клетки вправо, 3 кл. вниз, 1 кл. влево, 3 кл. вниз,1 кл.вправо, 1 кл. вниз, 1 кл.вправо, 1 кл. вниз, 2 кл.влево, 1 кл.вниз, 1 кл. влево, 6 кл. вверх, 1 кл.влево, 3 кл. вверх.

Воспитатель: Что получилось? (Ключ). Вы догадались для чего он нам нужен? (Чтобы открыть капкан)

Заяц: Спасибо вам, друзья, вы верно выполняли задание. Капкан открылся и я снова могу прыгать и веселиться. До свидания.

Воспитатель: А колобок покатился дальше. Навстречу ему волк.

Колобок: От чего грустишь зубастый?

Волк: Как же мне не грустить.

    Хоть ты смейся,

    Хоть ты плачь,

    Не могу решить задач!

    Помогите мне ребята

    Все расставить по местам.

    Научусь решать задачи-

    Буду благодарен вам!

Воспитатель: Дети, давайте научим волка составлять и решать задачи.

Составление и решение арифметической задачи на наглядной основе

Воспитатель: Посмотрите, сколько зайцев сидят под елкой? (4). Сколько зайцев к ним прибежало? (Воспитатель ставит еще 3). Давайте составим про них задачу.

Воспитатель: О ком задача? Что говорится о зайцах? (Они сидели под елкой). Сколько их было сначала? (4). Сколько прибежало потом? (3). Зайцев меньше или больше стало? (Больше). Если больше, то что нужно сделать сложить или вычесть? (Сложить)

А какой вопрос в задаче? (Сколько всего зайцев под елкой?). Составим задачу.

Ребенок: Под елкой сидели 4 зайца, к ним прибежали еще 3. Сколько зайцев стало под елкой?

Воспитатель: Давайте обозначим решение цифрами и знаками. (Вызванный ребенок подбирает нужные карточки с цифрами и знаками, выставляет их на наборном полотне. 4 + 3 = 7)

Волк: Спасибо колобок тебе и твоим друзьям за то, что научили меня решать задачи. До свидания.

Воспитатель: Дети, вам нравится путешествовать с колобком?  Сейчас покажем колобку что мы умеем не только решать задачи, но и знаем много игр.

Физкультминутка

1 ребенок:        

Чтоб получше нам размяться,

Будем  ниже  наклоняться.

Наклоняемся вперед,

А потом наоборот.        

Наклоны вперед

и назад

2 ребенок:

Вот еще одно заданье-

Выполняем приседанья.

Не ленитесь приседать!

Один -2-3-4-5!        

Приседания

3 ребенок:        

Мы 7 раз в ладоши хлопнем,

8 раз ногами топнем        

Хлопки,

Топот.

5 ребенок.

Мы попрыгаем немного

И пройдемся по дороге

За столы садимся дружно

Нам теперь учиться нужно.        

Прыжки на месте

Ходьба на месте

Садятся.

Воспитатель: Покатился колобок дальше.

    Навстречу ему медведь

    Да как начал реветь!

    Погодите, медведь, не ревите,.

    Объясните, чего вы хотите?

Медведь: В лесной школе мне дали задание посчитать предметы и подобрать соответствующую цифру. Я все сделал, но мне поставили двойку. Пожалуйста, научите меня правильно считать.

Дидактическое упражнение «Подбери цифру»

На картине изображены группы предметов разного количества и разного расположения. Дети считают и подбирают соответствующую цифру.

Медведь: Большое спасибо, я наконец-то понял, как правильно надо считать. Мне пора в лесную школу. До свидания.

Воспитатель: Покатился колобок дальше, а навстречу ему лиса.

Лиса: Здравствуй колобок, здравствуйте ребята. Как хорошо, что вы пришли. Помогите мне пожалуйста. Я пообещала подругам подарить свою фотографию, а у меня только одна осталась. (На фланелеграфе картинка-образец). Мои маленькие лисята играли и нечаянно порезали фотографии на кусочки. Вы не смогли бы их сложить.

Дидактическая игра «Танграм»

(Рассматриваем образец. Воспитатель задает вопросы.)

Воспитатель: Из каких геометрических фигур состоит изображение лисы? (5 треугольников, 1 квадрат, 1 параллелограмм). (Уточняем размер треугольников)

(Группа делится на две подгруппы и выкладывают силуэт лисы на заранее приготовленных столах. Лиса благодарит за помощь, прощается и уходит).

Итог занятия

Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествовать по сказке вместе с колобком? Давайте вспомним, с кем мы встречались? Что делали? Что понравилось? Какое задание было самым трудным?

Воспитатель: Молодцы! Вы были внимательны, сообразительны, а главное добрые и отзывчивые, никого не оставили в беде, всем помогли. Колобку пора возвращаться к дедушке и бабушке.

Колобок:

    Ну что же, милые друзья,

    Я рад, что вы не подвели меня.

    Каждый – просто молодец!

    Путешествию – конец.

    С математикой дружите,

    Знания свои копите.

    Пусть помогут вам старанье,

    Память, логика, внимание!

    Вам в подарок от меня

    Вот эта математическая игра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по теме «Использование логических игр, задач, упражнений при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (старшая группа)

Расписание последовательного применения логических игр, задач и упражнений (с раскрытием целей обучения) поэтапно в период обучения ребёнка в старшей группе....

Перспективный план по теме «Использование логических игр, задач, упражнений при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (подготовительная группа)

Расписание последовательного применения логических игр, задач и упражнений (с раскрытием целей обучения) поэтапно в период обучения ребёнка в подготовительной группе....

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...

Презентация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"

Презентация "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"...

Конспекты НОД по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Конспекты НОД по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста...