Конспект мастер-класса для воспитателей по проблеме «Игры для дошкольников по воспитанию культуры поведения на улице»
материал

Цель:

повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса по проблеме формирования навыков безопасного поведения детей на улицах.

 

Задачи:

достижение максимального взаимодействия и взаимопонимания педагогов в вопросах профилактики ДДТТ, организация работы по воспитанию и обучению правилам безопасности;

совершенствование практических умений, навыков педагогов, необходимых при работе с детьми и родителями по формированию навыков безопасного поведения на улицах;

рефлексия собственного профессионального мастерства всеми участниками мастер-класса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5c07806d93bb8.docx32.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 40 «Антошка» города Смоленска

(МБДОУ «Детский сад №40 «Антошка»)

Конспект мастер-класса

для воспитателей по проблеме

«Игры для дошкольников по воспитанию культуры поведения на улице»

 

Подготовила:

воспитатель Фролова О.М.


Цель:

повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса по проблеме формирования навыков безопасного поведения детей на улицах.

Задачи: 

достижение максимального взаимодействия и взаимопонимания педагогов в вопросах профилактики ДДТТ, организация работы по воспитанию и обучению правилам безопасности;

совершенствование практических умений, навыков педагогов, необходимых при работе с детьми и родителями по формированию навыков безопасного поведения на улицах;

рефлексия собственного профессионального мастерства всеми участниками мастер-класса.

Участники мастер-класса:

воспитатели дошкольных групп.

 

Оборудование и материалы: 

- мультимедийная техника;

- видео-презентация;

 -выставка методических материалов,

 -материал для практической деятельности - листы бумаги формат А-3, заготовки бумаги различной фактуры и формы, ножницы, кисти, клей;

 -газеты «ДДД»;

 -картотека загадок, стихов, буклеты, картинки, рисунки;

- памятки, рекомендации по безопасности движения.

План проведения мастер-класса:

1.Вводная часть:

Актуальность.

Значение работы по формированию навыков безопасного поведения детей и взрослых на улицах.

2. Теоретическая часть:

Видео-презентация опыта работы

«Формирование навыков безопасного поведения на улице».

3. Практическая часть:

4. Рефлексия мастер-класса и подведение итогов.


Ход:

  1. Вводная часть.

Актуальность.

Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются тысячи дорожно-транспортных происшествий, в результате которых тысячи детей погибают, десятки тысяч получают ранения. Проблема рассматривается на федеральном уровне. В последнем выступлении президента РФ в СМИ прозвучала статистика о гибели россиян на дорогах за последние 10 лет, количество погибших составило 350.000 человек, что сравнимо с исчезновением целого города России.

Одна из причин высокого уровня ДДТТ в России - недостаточная организация воспитания и обучения дошкольников основам безопасного дорожного движения в семье и в детском саду, как профилактика детского дорожного транспортного травматизма. Ведь привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители и дошкольные учреждения, а в дальнейшем и школа, и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди.

Грамотное и дисциплинированное поведение на улицах большого города — это наука остаться в живых.

Знать правила необходимо не только водителю, но и юному пешеходу и пассажиру. Не зря говорят, что улица полна неожиданностей. Чтобы научить детей правилам и азбуке дорожной безопасности, в первую очередь педагог должен сам быть хорошо осведомлен в этом вопросе.

Выражаю надежду, что наше общение пойдет на пользу всем его участникам, и мы совместными усилиями сможем предотвратить увеличение количества ДТП с участием детей.

2. Теоретическая часть:

Просмотр видео-презентации «Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах».

Ведущий: Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию презентацию опыта работы по проблеме «Формирование у старших дошкольников навыков безопасного поведения на улицах», в которой мы рассмотрим: задачи, формы и методы работы с детьми, родителями и педагогами, организацию развивающей предметно-пространственной среды группы, программно-методическое обеспечение.

№ слайда

Текст к слайдам

1.

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию презентацию опыта работы по проблеме «Формирование у старших дошкольников навыков безопасного поведения на улицах».

2.

Актуальность проблемы я вижу в том, что ежегодно на дорогах нашей страны совершаются тысячи дорожно-транспортных происшествий, в результате которых тысячи детей погибают, десятки тысяч получают ранения. Высокий уровень ДДТТ в России во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, воспитания и обучения дошкольников основам безопасного дорожного движения в детском саду, дома.

Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются незнание и нарушение правил движения, неправильное поведение на улице и детская безнадзорность. Дети, предоставленные сами себе, не обращают должного внимания на опасности на дороге. Они еще не умеют в полной мере управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. Избежать опасности можно, лишь обучая детей, правилам безопасности с дошкольного возраста.

 Следует неустанно учить ребенка внимательности и осторожности на дороге; указывать на ошибки участников дорожного движения; закреплять полученные знания о безопасном поведении посредством различных форм работы, конечно, не забывать о поощрении положительных привычек ребенка в правильном поведении на дороге.

В практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах  такими авторами, как: Н.Н. Авдеевой, Р.Б. Стеркиной, Н.Л. Гостюшиным, Н.И. Клочановым, О.А. Скоролуповой, Т.А. Шорыгииой, И.А. Лыковой, В.А. Шипуновой,  Л.Л. Тимофеевой и др.
Как достичь того, чтобы ребенок был внимателен на улице? Как научить его правилам поведения на улице, в транспорте; быть осторожным и осмотрительным, находить выход из сложных дорожных ситуаций? Об этом и пойдёт речь в презентации.

3

Деятельность ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма регламентируется Правовой и законодательной основой. На данном слайде представлены основные нормативные документы.

4

Рассмотрим далее программно-методическое обеспечение.

В своей работе использую парциальную программу «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет», автором этой программы является кандидат педагогических наук, доцент кафедры развития образования при Орловском институте развития образования Тимофеева Лилия Львовна.

Данная программа предлагает пути решения задач обеспечения безопасности жизнедеятельности детей и выбора оптимальных методов и содержания работы по формированию культуры безопасности на каждом возрастном этапе. Программа разработана на основе требований, отраженных в федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

В учебно-методический комплект программы входит:

методическое пособие по планированию, которое построено с учетом принципа интеграции образовательных областей, комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса, необходимости решения программных задач в совместной деятельности педагога и детей. В пособии представлены разнообразные формы работы с детьми.

Учебно-методическое пособие «Взаимодействие семьи и ДОО.

В издании рассматривается вопрос о роли семьи в формировании у дошкольников культуры безопасности, определяется содержание работы по повышению родительской компетентности в этом вопросе.

-Рабочие тетради для детей, которые позволяют воспитанникам выполнять разного рода практические задания.

Кроме этого УМК, могу порекомендовать вам следующую дополнительную методическую литературу:

- книга «Детская безопасность» В.А. Шипуновой Издательство: ИД Цветной мир, 2013 г.

- «Дорожная азбука» Лыкова И.А., Шипунова В.А. Издательство: "Цветной мир", 2013 г.

5

Вашему вниманию представляю список информационных источников по формированию у детей навыков безопасного поведения на улице, в соответствии с новыми стандартами.

6

В соответствии с ФГОС ДО, работа каждого педагога строится с учетом пяти образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».   

Формирование основ безопасности одно из направлений образовательной области «Социально-коммуникативное развитие", включающее в себя раздел «Безопасность на улице».

Цель и задачи сформулированы в парциальной программе.

7

Свою педагогическую деятельность по проблеме строю в трех направлениях: с педагогами, детьми и родителями. На данном слайде представлены основные формы работы, которые я использую.

Сначала мне хотелось бы остановиться на формах работы с воспитателями.

Они традиционные: консультации, выступления на педагогических советах, проведение открытых мероприятий, с привлечением других специалистов, например, серия досугов была проведена с инструктором по ФК, образовательная деятельность с педагогом по изо деятельности.

Кроме этого, составляю презентации, провожу мастер-класс, публикую свой опыт работы в электронных СМИ.

8

Далее поговорим о формах работы с детьми.

При построении системы работы с воспитанниками я учитываю то, что взаимодействуя с дорожной средой, ребенок выступает в разных ролях:

ребенок – пешеход;                                                                        

ребенок – пассажир транспорта;                                        

ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.);

поэтому в ходе работы обучаю детей как правилам поведения на улице, так и в транспорте и т.д.

9

Использую различные формы взаимодействия с детьми в соответствии с ФГОС ДО, которые можно разделить на 3 группы:

1) непосредственно образовательная деятельность;

2) совместная деятельность педагога и детей;

3) самостоятельная не регламентируемая деятельность детей.

С детьми использую, как традиционные формы работы: беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, игры, так и нетрадиционные: тематические дни по БДД, КВН, досуги, встречи с сотрудниками УГИБДД УМВД, проектная деятельность.

10

Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам безопасного поведения эффективно осуществляются в игровой форме. Перед вами примеры по организации игровой деятельности с детьми: подвижные и дидактические игры, сюжетно-ролевые, обыгрывание дорожных ситуаций на макете.

11

При организации образовательной деятельности использую такие формы работы как: анализ и выполнение детьми заданий в рабочих тетрадях «Формирование культуры безопасности»; метод мнемотехники, который помогает вспомнить и назвать алгоритм действий по соблюдению правил безопасного поведения, например, правило «Переходить дорогу на красный сигнал светофора даже если на ней нет транспорта- запрещается».

12

Каждый воспитанник моей группы обеспечен фликером. Фликер - светоотражающий элемент, надежный защитник пешехода. Мы неоднократно принимали участие в акции: «Пешеход Засветись, Дай шанс тебя заметить»!

13

Воспитанники моей группы участвовали во Всероссийской викторине «Светофорик», целью     которой было формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности, направленных на сохранение здоровья, пропаганда безопасного поведения на дороге. По результатам викторины: два ребенка стали победителями, трое детей – призерами.

14

В нашем детском саду регулярно проводятся встречи воспитанников с сотрудниками отдела по пропаганде УГИБДД УМВД России по Орловской области.

15

Активно использую в работе метод проектов, который позволяет включить в работу и детей, и родителей. В качестве примера на следующих слайдах представлен долгосрочный, комплексный, групповой проект: «Школа дорожных наук».

Целью проводимого проекта было - формировать у детей основы культуры безопасности на улицах города, способствовать систематизации представлений и опыта детей, связанных с безопасностью жизнедеятельности. В ходе проекта решались задачи, которые вы видите на данном слайде.

16

Дети моей группы — это старшие дошкольники, а значит будущие первоклассники, которым придется вскоре самостоятельно переходить улицу. Поэтому очень важно, чтобы знания, полученные детьми на занятиях, прогулках и экскурсиях, стали прочными и успешно применялись будущими школьниками.

Результатом нашего проекта было создание плана-схемы безопасного маршрута от дома до будущей школы ребенка с описанием безопасного маршрута, которое составляли родители с детьми.

17

Еще в качестве примера предлагаю вашему вниманию краткосрочный творческий проект «Макет улицы для малышей».

Общение с воспитателем и детьми соседней младшей группы определило желание детей подготовительной группы помочь младшим воспитанникам в усвоении правил безопасного поведения на улице; из этого была определена проблема.

Целью проекта было - поиск наилучшего способа по ознакомлению младших дошкольников с правилами безопасного поведения на улице.

В результате проектной деятельности детьми был изготовлен для малышей макет «Улицы города», так как с его помощью можно успешно знакомить детей, например, с правилами безопасного перехода дороги.

18

Совместно с родителями создаем в группе развивающую предметно-пространственную среду, которая способствует развитию личности ребёнка, его компетенций, активизирует его желания узнать больше. В группе имеется достаточное количество методических и дидактических пособий, игрового оборудования.

19

Ребенок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Это главный фактор воспитания дисциплинированного поведения на улице.

В пропаганде правил безопасности дорожного движения для родителей широко использую: родительские собрания, круглые столы, анкетирование, консультации, дни открытых дверей и т.д. На слайдах представлены некоторые формы работы.

20

Привлекаю родителей к активному взаимодействию по проблеме БДД, помогаю понять всю ответственность работы по предотвращению ДДТТ. Для этого использую наглядные формы работы: оформлен уголок безопасности, который постоянно пополняется, изменяется различным материалом по данной проблеме - советы, памятки по БДД, использую яркие, привлекающие внимание лозунги, которые раскрывают смысл безопасного поведения, папки-передвижки, плакаты, организую выставки творческих работ, как самостоятельной деятельности детей, так и совместной деятельности с воспитателями и родителями.

21

На данном слайде представлен результат мониторинга, в котором прослеживается положительная динамика освоения детьми программного материала по разделу «Безопасность на улице».

22

Свой опыт работы представляла в различных информационных источниках:

-на Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок»;

-в сборнике научно-методических статей ОИУУ «Педагогические новации»;

-участвовала в международном конкурсе профессионального мастерства «Современное занятие: знания, умения, навыки» на сайте Teachers.Kz;

-создала личные сайты и блоги в электронных СМИ: на Международном образовательном портале MAAM.RU; и в социальной сети работников образования nsportal.ru

23

В заключение хотелось бы сказать: помните, обучая ребенка правилам дорожной безопасности, мы сохраняем ему жизнь.

Уважаемые коллеги, спасибо за внимание!

3. Практическая часть:

4. Рефлексия мастер-класса и подведение итогов.

 Блиц-опрос педагогов по итогам мероприятия.

Ведущий предлагает педагогам обменяться мнениями по проведенному мероприятию и заполнить лист опроса.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Игры по воспитанию культуры поведения детей дошкольного возраста на улице »

Чтобы занятия по обучению детей безопасного поведению на улицах и дорогах проходили успешно, необходимо организовать уголок дорожного движения. В нем должны быть представлены следующее: - наглядно-ил...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ЧТО ВИДЕЛ НЕЗНАЙКА» (ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ)

Программное содержание: используя сказочные ситуации, показать непривлекательность плохих поступков. Вызвать желание активно противостоять им.Пособия и игрушки: кукла Незнайка с воздушными шариками.Хо...

Беседа с родителями Тема: «Воспитание культуры поведения у дошкольников» Воспитатель Титус Лидия Ивановна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин Краснодарский край

Беседа с родителями Тема:«Воспитание культуры поведения у дошкольников»Воспитатель Титус Лидия ИвановнаМАДОУ ЦРР детский сад №14г. Кропоткин Краснодарский край...

Игры по воспитанию культуры поведения дошкольников на улице

Эту проблему связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада,  поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между ...

Конспект досуговой деятельности по воспитанию культуры поведения у дошкольников Игра - путешествие: «Путешествие в страну Вежливости и Доброты»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад с.Карловка Пугачевского района Саратовской области»       Конспект досуговой деятельности...

Воспитание культуры поведения на улице – актуальная задача сегодняшнего дня.

. В нашем детском саду началась летне-оздоровительная работа с профилактики безопасного поведения детей на дороге.  У себя в группе мы оформили стенд «Родителям о правилах дорожного движени...