Конспект мастер-класса для воспитателей по проблеме «Игры для дошкольников по воспитанию культуры поведения на улице»
материал
Цель:
повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса по проблеме формирования навыков безопасного поведения детей на улицах.
Задачи:
достижение максимального взаимодействия и взаимопонимания педагогов в вопросах профилактики ДДТТ, организация работы по воспитанию и обучению правилам безопасности;
совершенствование практических умений, навыков педагогов, необходимых при работе с детьми и родителями по формированию навыков безопасного поведения на улицах;
рефлексия собственного профессионального мастерства всеми участниками мастер-класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5c07806d93bb8.docx | 32.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 40 «Антошка» города Смоленска
(МБДОУ «Детский сад №40 «Антошка»)
Конспект мастер-класса
для воспитателей по проблеме
«Игры для дошкольников по воспитанию культуры поведения на улице»
Подготовила:
воспитатель Фролова О.М.
Цель:
повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса по проблеме формирования навыков безопасного поведения детей на улицах.
Задачи:
достижение максимального взаимодействия и взаимопонимания педагогов в вопросах профилактики ДДТТ, организация работы по воспитанию и обучению правилам безопасности;
совершенствование практических умений, навыков педагогов, необходимых при работе с детьми и родителями по формированию навыков безопасного поведения на улицах;
рефлексия собственного профессионального мастерства всеми участниками мастер-класса.
Участники мастер-класса:
воспитатели дошкольных групп.
Оборудование и материалы:
- мультимедийная техника;
- видео-презентация;
-выставка методических материалов,
-материал для практической деятельности - листы бумаги формат А-3, заготовки бумаги различной фактуры и формы, ножницы, кисти, клей;
-газеты «ДДД»;
-картотека загадок, стихов, буклеты, картинки, рисунки;
- памятки, рекомендации по безопасности движения.
План проведения мастер-класса:
1.Вводная часть:
Актуальность.
Значение работы по формированию навыков безопасного поведения детей и взрослых на улицах.
2. Теоретическая часть:
Видео-презентация опыта работы
«Формирование навыков безопасного поведения на улице».
3. Практическая часть:
4. Рефлексия мастер-класса и подведение итогов.
Ход:
- Вводная часть.
Актуальность.
Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются тысячи дорожно-транспортных происшествий, в результате которых тысячи детей погибают, десятки тысяч получают ранения. Проблема рассматривается на федеральном уровне. В последнем выступлении президента РФ в СМИ прозвучала статистика о гибели россиян на дорогах за последние 10 лет, количество погибших составило 350.000 человек, что сравнимо с исчезновением целого города России.
Одна из причин высокого уровня ДДТТ в России - недостаточная организация воспитания и обучения дошкольников основам безопасного дорожного движения в семье и в детском саду, как профилактика детского дорожного транспортного травматизма. Ведь привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители и дошкольные учреждения, а в дальнейшем и школа, и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди.
Грамотное и дисциплинированное поведение на улицах большого города — это наука остаться в живых.
Знать правила необходимо не только водителю, но и юному пешеходу и пассажиру. Не зря говорят, что улица полна неожиданностей. Чтобы научить детей правилам и азбуке дорожной безопасности, в первую очередь педагог должен сам быть хорошо осведомлен в этом вопросе.
Выражаю надежду, что наше общение пойдет на пользу всем его участникам, и мы совместными усилиями сможем предотвратить увеличение количества ДТП с участием детей.
2. Теоретическая часть:
Просмотр видео-презентации «Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах».
Ведущий: Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию презентацию опыта работы по проблеме «Формирование у старших дошкольников навыков безопасного поведения на улицах», в которой мы рассмотрим: задачи, формы и методы работы с детьми, родителями и педагогами, организацию развивающей предметно-пространственной среды группы, программно-методическое обеспечение.
№ слайда | Текст к слайдам |
1. | Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию презентацию опыта работы по проблеме «Формирование у старших дошкольников навыков безопасного поведения на улицах». |
2. | Актуальность проблемы я вижу в том, что ежегодно на дорогах нашей страны совершаются тысячи дорожно-транспортных происшествий, в результате которых тысячи детей погибают, десятки тысяч получают ранения. Высокий уровень ДДТТ в России во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, воспитания и обучения дошкольников основам безопасного дорожного движения в детском саду, дома. Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются незнание и нарушение правил движения, неправильное поведение на улице и детская безнадзорность. Дети, предоставленные сами себе, не обращают должного внимания на опасности на дороге. Они еще не умеют в полной мере управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. Избежать опасности можно, лишь обучая детей, правилам безопасности с дошкольного возраста. Следует неустанно учить ребенка внимательности и осторожности на дороге; указывать на ошибки участников дорожного движения; закреплять полученные знания о безопасном поведении посредством различных форм работы, конечно, не забывать о поощрении положительных привычек ребенка в правильном поведении на дороге. В практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах такими авторами, как: Н.Н. Авдеевой, Р.Б. Стеркиной, Н.Л. Гостюшиным, Н.И. Клочановым, О.А. Скоролуповой, Т.А. Шорыгииой, И.А. Лыковой, В.А. Шипуновой, Л.Л. Тимофеевой и др. |
3 | Деятельность ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма регламентируется Правовой и законодательной основой. На данном слайде представлены основные нормативные документы. |
4 | Рассмотрим далее программно-методическое обеспечение. В своей работе использую парциальную программу «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет», автором этой программы является кандидат педагогических наук, доцент кафедры развития образования при Орловском институте развития образования Тимофеева Лилия Львовна. Данная программа предлагает пути решения задач обеспечения безопасности жизнедеятельности детей и выбора оптимальных методов и содержания работы по формированию культуры безопасности на каждом возрастном этапе. Программа разработана на основе требований, отраженных в федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В учебно-методический комплект программы входит: методическое пособие по планированию, которое построено с учетом принципа интеграции образовательных областей, комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса, необходимости решения программных задач в совместной деятельности педагога и детей. В пособии представлены разнообразные формы работы с детьми. Учебно-методическое пособие «Взаимодействие семьи и ДОО. В издании рассматривается вопрос о роли семьи в формировании у дошкольников культуры безопасности, определяется содержание работы по повышению родительской компетентности в этом вопросе. -Рабочие тетради для детей, которые позволяют воспитанникам выполнять разного рода практические задания. Кроме этого УМК, могу порекомендовать вам следующую дополнительную методическую литературу: - книга «Детская безопасность» В.А. Шипуновой Издательство: ИД Цветной мир, 2013 г. - «Дорожная азбука» Лыкова И.А., Шипунова В.А. Издательство: "Цветной мир", 2013 г. |
5 | Вашему вниманию представляю список информационных источников по формированию у детей навыков безопасного поведения на улице, в соответствии с новыми стандартами. |
6 | В соответствии с ФГОС ДО, работа каждого педагога строится с учетом пяти образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие». Формирование основ безопасности одно из направлений образовательной области «Социально-коммуникативное развитие", включающее в себя раздел «Безопасность на улице». Цель и задачи сформулированы в парциальной программе. |
7 | Свою педагогическую деятельность по проблеме строю в трех направлениях: с педагогами, детьми и родителями. На данном слайде представлены основные формы работы, которые я использую. Сначала мне хотелось бы остановиться на формах работы с воспитателями. Они традиционные: консультации, выступления на педагогических советах, проведение открытых мероприятий, с привлечением других специалистов, например, серия досугов была проведена с инструктором по ФК, образовательная деятельность с педагогом по изо деятельности. Кроме этого, составляю презентации, провожу мастер-класс, публикую свой опыт работы в электронных СМИ. |
8 | Далее поговорим о формах работы с детьми. При построении системы работы с воспитанниками я учитываю то, что взаимодействуя с дорожной средой, ребенок выступает в разных ролях: ребенок – пешеход; ребенок – пассажир транспорта; ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.); поэтому в ходе работы обучаю детей как правилам поведения на улице, так и в транспорте и т.д. |
9 | Использую различные формы взаимодействия с детьми в соответствии с ФГОС ДО, которые можно разделить на 3 группы: 1) непосредственно образовательная деятельность; 2) совместная деятельность педагога и детей; 3) самостоятельная не регламентируемая деятельность детей. С детьми использую, как традиционные формы работы: беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, игры, так и нетрадиционные: тематические дни по БДД, КВН, досуги, встречи с сотрудниками УГИБДД УМВД, проектная деятельность. |
10 | Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам безопасного поведения эффективно осуществляются в игровой форме. Перед вами примеры по организации игровой деятельности с детьми: подвижные и дидактические игры, сюжетно-ролевые, обыгрывание дорожных ситуаций на макете. |
11 | При организации образовательной деятельности использую такие формы работы как: анализ и выполнение детьми заданий в рабочих тетрадях «Формирование культуры безопасности»; метод мнемотехники, который помогает вспомнить и назвать алгоритм действий по соблюдению правил безопасного поведения, например, правило «Переходить дорогу на красный сигнал светофора даже если на ней нет транспорта- запрещается». |
12 | Каждый воспитанник моей группы обеспечен фликером. Фликер - светоотражающий элемент, надежный защитник пешехода. Мы неоднократно принимали участие в акции: «Пешеход Засветись, Дай шанс тебя заметить»! |
13 | Воспитанники моей группы участвовали во Всероссийской викторине «Светофорик», целью которой было формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности, направленных на сохранение здоровья, пропаганда безопасного поведения на дороге. По результатам викторины: два ребенка стали победителями, трое детей – призерами. |
14 | В нашем детском саду регулярно проводятся встречи воспитанников с сотрудниками отдела по пропаганде УГИБДД УМВД России по Орловской области. |
15 | Активно использую в работе метод проектов, который позволяет включить в работу и детей, и родителей. В качестве примера на следующих слайдах представлен долгосрочный, комплексный, групповой проект: «Школа дорожных наук». Целью проводимого проекта было - формировать у детей основы культуры безопасности на улицах города, способствовать систематизации представлений и опыта детей, связанных с безопасностью жизнедеятельности. В ходе проекта решались задачи, которые вы видите на данном слайде. |
16 | Дети моей группы — это старшие дошкольники, а значит будущие первоклассники, которым придется вскоре самостоятельно переходить улицу. Поэтому очень важно, чтобы знания, полученные детьми на занятиях, прогулках и экскурсиях, стали прочными и успешно применялись будущими школьниками. Результатом нашего проекта было создание плана-схемы безопасного маршрута от дома до будущей школы ребенка с описанием безопасного маршрута, которое составляли родители с детьми. |
17 | Еще в качестве примера предлагаю вашему вниманию краткосрочный творческий проект «Макет улицы для малышей». Общение с воспитателем и детьми соседней младшей группы определило желание детей подготовительной группы помочь младшим воспитанникам в усвоении правил безопасного поведения на улице; из этого была определена проблема. Целью проекта было - поиск наилучшего способа по ознакомлению младших дошкольников с правилами безопасного поведения на улице. В результате проектной деятельности детьми был изготовлен для малышей макет «Улицы города», так как с его помощью можно успешно знакомить детей, например, с правилами безопасного перехода дороги. |
18 | Совместно с родителями создаем в группе развивающую предметно-пространственную среду, которая способствует развитию личности ребёнка, его компетенций, активизирует его желания узнать больше. В группе имеется достаточное количество методических и дидактических пособий, игрового оборудования. |
19 | Ребенок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Это главный фактор воспитания дисциплинированного поведения на улице. В пропаганде правил безопасности дорожного движения для родителей широко использую: родительские собрания, круглые столы, анкетирование, консультации, дни открытых дверей и т.д. На слайдах представлены некоторые формы работы. |
20 | Привлекаю родителей к активному взаимодействию по проблеме БДД, помогаю понять всю ответственность работы по предотвращению ДДТТ. Для этого использую наглядные формы работы: оформлен уголок безопасности, который постоянно пополняется, изменяется различным материалом по данной проблеме - советы, памятки по БДД, использую яркие, привлекающие внимание лозунги, которые раскрывают смысл безопасного поведения, папки-передвижки, плакаты, организую выставки творческих работ, как самостоятельной деятельности детей, так и совместной деятельности с воспитателями и родителями. |
21 | На данном слайде представлен результат мониторинга, в котором прослеживается положительная динамика освоения детьми программного материала по разделу «Безопасность на улице». |
22 | Свой опыт работы представляла в различных информационных источниках: -на Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок»; -в сборнике научно-методических статей ОИУУ «Педагогические новации»; -участвовала в международном конкурсе профессионального мастерства «Современное занятие: знания, умения, навыки» на сайте Teachers.Kz; -создала личные сайты и блоги в электронных СМИ: на Международном образовательном портале MAAM.RU; и в социальной сети работников образования nsportal.ru |
23 | В заключение хотелось бы сказать: помните, обучая ребенка правилам дорожной безопасности, мы сохраняем ему жизнь. Уважаемые коллеги, спасибо за внимание! |
3. Практическая часть:
4. Рефлексия мастер-класса и подведение итогов.
Блиц-опрос педагогов по итогам мероприятия.
Ведущий предлагает педагогам обменяться мнениями по проведенному мероприятию и заполнить лист опроса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Игры по воспитанию культуры поведения детей дошкольного возраста на улице »
Чтобы занятия по обучению детей безопасного поведению на улицах и дорогах проходили успешно, необходимо организовать уголок дорожного движения. В нем должны быть представлены следующее: - наглядно-ил...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ЧТО ВИДЕЛ НЕЗНАЙКА» (ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ)
Программное содержание: используя сказочные ситуации, показать непривлекательность плохих поступков. Вызвать желание активно противостоять им.Пособия и игрушки: кукла Незнайка с воздушными шариками.Хо...
Беседа с родителями Тема: «Воспитание культуры поведения у дошкольников» Воспитатель Титус Лидия Ивановна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин Краснодарский край
Беседа с родителями Тема:«Воспитание культуры поведения у дошкольников»Воспитатель Титус Лидия ИвановнаМАДОУ ЦРР детский сад №14г. Кропоткин Краснодарский край...
Игры по воспитанию культуры поведения дошкольников на улице
Эту проблему связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между ...
Конспект досуговой деятельности по воспитанию культуры поведения у дошкольников Игра - путешествие: «Путешествие в страну Вежливости и Доброты»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад с.Карловка Пугачевского района Саратовской области» Конспект досуговой деятельности...
Воспитание культуры поведения на улице – актуальная задача сегодняшнего дня.
. В нашем детском саду началась летне-оздоровительная работа с профилактики безопасного поведения детей на дороге. У себя в группе мы оформили стенд «Родителям о правилах дорожного движени...