Консультация для педагогов «Игры по воспитанию культуры поведения детей дошкольного возраста на улице».
консультация

Уткина Ксения Гургеновна

Консультация для педагогов «Игры по воспитанию культуры поведения детей дошкольного возраста на улице»

 

Чтобы занятия по обучению детей безопасного поведению на улицах и дорогах проходили успешно, необходимо организовать уголок дорожного движения. В нем должны быть представлены следующее:

- наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации: транспорт, светофор, дорожные знаки, сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями);

- настольные игры (разрезные картинки, пазлы, игры с правилами, лото, домино);

- настольный перекресток (маленькие дорожные знаки, различные игрушечные виды транспорта, игрушки – светофор, фигурки людей);

- атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка, педальный транспорт, дорожные знаки: нагрудные и переносные, модель светофора);

- детская художественная литература по тематике дорожного движения;

- конструкторы;

- пособия и игры по обучению детей правилам дорожного движения;

- безопасные маршруты «Дом – детский сад», разработанные для каждого ребенка (старший дошкольный возраст);

- выставки рисунков и поделок по дорожно-транспортной тематике;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

         центр развития ребенка – детский сад № 32 города Кропоткин

       муниципального образования Кавказский район

Консультация для педагогов

«Игры по воспитанию культуры поведения детей дошкольного возраста на улице».

Подготовил воспитатель

Уткина К.Г.

Апрель 2024 год.

Консультация для педагогов «Игры по воспитанию культуры поведения детей дошкольного возраста на улице»

Чтобы занятия по обучению детей безопасного поведению на улицах и дорогах проходили успешно, необходимо организовать уголок дорожного движения. В нем должны быть представлены следующее:

- наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации: транспорт, светофор, дорожные знаки, сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями);

- настольные игры (разрезные картинки, пазлы, игры с правилами, лото, домино);

- настольный перекресток (маленькие дорожные знаки, различные игрушечные виды транспорта, игрушки – светофор, фигурки людей);

- атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка, педальный транспорт, дорожные знаки: нагрудные и переносные, модель светофора);

- детская художественная литература по тематике дорожного движения;

- конструкторы;

- пособия и игры по обучению детей правилам дорожного движения;

- безопасные маршруты «Дом – детский сад», разработанные для каждого ребенка (старший дошкольный возраст);

- выставки рисунков и поделок по дорожно-транспортной тематике;

Альбомы с фотографиями «Моя улица», «Мой двор» (с рассказами детей, с отметками опасных мест, где необходимо быть внимательными и осторожными – это поможет ребенку научиться анализировать свои действия).

Избежать опасности на дорогах можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка. Для этого важно знать, что начиная с 3-4 лет, дети могут отличить движущуюся машину от стоящей, но о тормозном пути еще представления не имеют, они уверенны, что машина может остановиться мгновенно. Начиная с 5-6 лет, дети обладают все еще довольно ограниченным углом зрения – боковым зрением видят примерно две трети того, что могут обнаружить взрослые. Большинство не определяют, что движется быстрее – велосипед или машина. Еще не умеют правильно распределять внимание т отделять существенное от незначительного (мяч, катящийся по проезжей части, может отвлечь его от всего остального). Начиная с 7 лет, дети уверенно отличают правую сторону дороги от левой.

Формы работы с детьми:

Чем разнообразнее используемые формы работы с детьми, тем больше возможность сохранения интереса их к данной теме. Кукольный спектакль, сказка-игра, театрализованная постановка, спортивные досуги, викторины, целевые прогулки, конкурс рисунков «Дорожная азбука», кроссворды, ребусы и, конечно же, дидактические, подвижные игры могут познакомить детей с правилами дорожного движения, привить привычку безопасного поведения на улицах и дорогах.

Примеры формы работы с детьми по ПДД:

Кукольный спектакль «Происшествие в лесу»

Цели:

- уточнить представления детей о том, что на проезжей части играть нельзя;

- закрепить знания о значении сигналов светофора;

- вызвать эмоциональный отклик на сказку.

(Действие происходит в лесу, далее на дороге, где петух не послушал кота и пошел играть в мяч на дорогу с лисой и в итоге попал под машину)

Сказка-игра «Азбука пешехода»

Цели:

- совершенствовать представления о безопасном поведении на улицах и дорогах;

- закрепить знания о значении сигналов светофора;

- развивать внимание, быстроту реакции;

- вызывать эмоциональный отклик.

(Детям ставится сказка, а в промежутке игры «Светофор», «Это я…», «Собери машину», «Пройди полосу препятствия»).

Театрализованная постановка «Дорога к теремку»

Цели:

- закрепить умение применять полученные знания в инсценировке;

- уточнить знания о дорожных знаках;

- способствовать развитию творческих способностей.

(Детям показывают сказку, в ней используются дорожные знаки – Пункт питания, пешеходный переход, место стоянки машины, опасность)

 

Музыкально-игровой досуг «Помни правила дорожного движения»

Цели:

- закрепить знания о безопасном поведении на улицах и дорогах;

- совершенствовать представление о правилах дорожного движения и дорожных знаках;

- воспитывать сознательное выполнение правил дорожного движения;

- способствовать созданию положительного эмоционального настроения.

(В данном досуге ставится сказка, с использованием песен «Песня Светофора», «Песня дорожных знаков», игры «Светофор» и танца «Веселый мячик»)

Спортивный досуг «В гостях у светофора» (для родителей и детей подготовительной группы)

Цели:

- закрепить умение применять полученные знания в играх и повседневной жизни;

- привлечь родителей к совместной деятельности с детьми;

- совершенствовать двигательные навыки;

- способствовать созданию положительного эмоционального настроения.

(В досуге участвуют две команды – родители и дети. Им предлагаются конкурсы – «Пройди по переходу»,  «Собери автомобиль», «Дорожные знаки», «Загадки, «Извилистая дорога», «Веселые гонки»)

Игры для детей разных возрастных групп:

Младшая группа – «Красный, желтый, зеленый», «Сломанный светофор», «Знакомство с улицей», «Наблюдение за светофором»

Средняя группа – «Стоп», «Пешеходный переход»

Старшие группы - «Дорожные знаки», «Светофор», «Водители», «Перекресток»

Приложение

Кукольный спектакль по правилам дорожного движения для дошкольников младшей – средней группы «Происшествие в лесу»

Цели:

— уточнить представления детей о том, что на проезжей части играть нельзя;

— закрепить знания о значении сигналов светофора;

— вызвать эмоциональный отклик на сказку.

Действующие лица

Взрослые:

Рассказчик

Кот

Лиса

Петушок

Медведь

Картина первая

На ширме — декорация: лесная поляна, теремок.

Рассказчик

Всем сейчас на удивленье

Мы покажем развлеченье.

По правилам движения

Смотрите представление!

Все расселись? В добрый час!

Начинаем наш рассказ...

 

У лесочка на опушке

В расписной своей избушке

Жил-был Кот и Петушок-Золотой гребешок.

Петя кашу, ши варил,

Кот охотиться ходил.

Жили дружно, не скучали,

Польку вместе танцевали.

Появляются Кот и Петушок, танцуют под веселую музыку.

Вот уходит Кот в лесок,

Петушку дает урок.

Кот

Остаешься ты один.

За ворота не ходи,

Никому не открывай,

Лучше во дворе играй.

Петушок

Ну а вдруг Лиса придет,

Поиграть в мяч позовет?

Кот

Ты не слушай-ка Лису,

Попадешь ты с ней в беду.

Если буду далеко,

То тебе не помогу.

Рассказчик. Дал наказ Кот и ушел.

Кот под музыку уходит.

Петушок (сам себе)

Запрещает строгий Кот за ворота выезжать,

Запрещает строгий Кот с Лисой

в мячик поиграть.

Хоть и хитрая Лиса, и проказница она.

И в беду я попадал, и в кастрюле побывал.

Но ведь весело мне с ней, интересно, хоть убей.

Рассказчик. Только вымолвить успел — а Лиса тут как тут. И манит с собой Петушка.

Появляется Лиса.

Лиса

Петя, Петенька, дружок!

Красно-алый гребешок!

Выходи ты погулять,

Будем мячиком играть.

Петушок. Нет, Лиса, не пойду.

Лиса

Пошли со мной...

Скучно тебе одному

В твоем большом дому.

Петушок

Нет, Лиса, не уговаривай.

Запретил мне Кот выходить за двор.

Там движение рекой по дороге мостовой.

Лиса

У меня есть новый мяч,

Так и просится он вскачь.

Идешь со мной?

Рассказчик. Не удержался Петя и вышел из дома.

Лиса

Я видала, у берлоги

Есть хорошая дорога.

Нет ни кочек, ни камней,

Хорошо играть на ней.

Побежали!

Лиса и Петушок убегают.

Картина вторая

На ширме — декорация: дорога, светофор.

Петушок

Ой, Лисичка, посмотри,

Что за чудо впереди?

(Показывает на светофор.)

Красный, желтый и зеленый

Огоньки на нем горят.

И, наверно, нам с тобою

Что-то рассказать хотят.

Лиса

Эта штука все молчит,

Ничего не говорит.

Все моргает и моргает,

Для забавы здесь стоит.

Ну давай скорей играть,

Будем мячик мы кидать.

Звучит веселая музыка, под которую Лиса с Петушком играют в мяч. Выходит, Медведь.

Медведь

Эй, лесная детвора!

Здесь шалить совсем нельзя.

Ездят тут автомобили,

Как бы вас не задавили.

А с мячом играть, ребятки,

Можно только на площадке.

Нужно правила движенья

Выполнять без возраженья.

Петушок

Дядя Миша, не ругайте,

А домой скорей ступайте.

Можете спокойно спать,

Здесь не будем в мяч играть.

Медведь уходит.

Лиса

Что-то стало скучно нам,

Давай бегать тут и там.

Будем в салочки играть

И друг друга догонять.

Под музыку бегают, догоняют друг друга. Выезжает машина, сигналит. Лиса и Петушок начинают метаться... Петушок попадает под машину.

Петушок

Ой-ой-ой; ой-ой-ой!

Что случилось вдруг со мной?

Котик, Котик приходи.

Петушку ты помоги.

Выбегает Кот.

Кот

Что такое, что случилось,

Что с тобою приключилось?

Опять Лиса? Значит, снова беда!

У тебя печальный вид,

Ты скажи мне, где болит?

Петушок

Вот я правила не знал

И в аварию попал.

Кот

Будем лапу мы лечить,

Будем правила учить.

А ты, хитрая Лиса,

Убирайся прочь в леса.

Лиса

Подождите, не гоните меня,

Обещаю все выучить я.

Буду к правилам движения

Относиться с уважением.

Кот

Тогда слушайте:

На дороге с давних пор

Есть хозяин — светофор!

Перед вами все цвета,

Вам представить их пора.

Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться опасно!

Желтый свет — предупрежденье,

Жди сигнала для движенья.

Свет зеленый говорит:

«Пешеходам путь открыт!»

Все (вместе)

Каждый знает, что без правил

Без дорожных не прожить.

Все должны мы на дороге

Осмотрительными быть.

Рассказчик

Сказку, дети, эту вспоминайте

Правила дорог не нарушайте.

Чтоб не волновались никогда родители,

И спокойны были за рулем водители.

Игра-сказка «Азбука пешехода»

Цели:

- совершенствовать представления о безопасном поведении

   на улицах и дорогах;

- закрепить знания о значении сигналов светофора;

- развивать внимание, быстроту реакции;

- вызвать эмоциональный отклик.

Материал:

- знаки светофора, дорожные знаки, пазлы, машины, рули.

Действующие лица:

- ведущий;

- Баба-Яга;

- дети средней группы.

Ход мероприятия.

(дети входят в зал под музыку и садятся на стульчики)

 Ведущий. Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо из леса (показывает). Очень интересно, давайте прочитаем (вскрывает письмо). «Милые ребятки, очень прошу вас рассказать мне о правилах дорожного движения. Буду утром. Баба-Яга». Что-то задерживается лесная гостья. Как бы с ней чего-нибудь не случилось, ведь она не знает правил дорожного движения.

(под музыку вбегает Баба-Яга)

                                         2

Баба-Яга. Чуть не задавили старенькую бабулечку-красотулечку. Ведь это же надо. Шла, никого не трогала, а они как выскочат, да как понесутся.

Ведущий. Что с вами случилось?

Баба-Яга. Дорогу я переходила, машина чуть меня не сбила - старенькую, маленькую Бабулечку - Ягулечку.

Ведущий. Как же вы переходили через дорогу?

Баба-Яга.    Ковыляла я, хромала,

                     Метлу свою вдруг потеряла.

                     Наклонилась поискать,

                     Тут меня машина - хвать.

Ведущий. Баба-яга, разве можно на проезжей части останавливаться?

Баба-Яга. Вот теперь знаю, что нельзя.

Ведущий. И ещё запомни: переходить проезжую часть можно только там, где есть светофор или пешеходный переход.

Баба-Яга. Светофор, светофор… Это дерево что ли такое или столб с фонариками, а на нём огни разные горят? Красиво!

Ведущий. Да, красиво, только светофор не для красоты ставят.

Баба-Яга. (обращается к детям).А для чего?

Ведущий. Вот послушай, Баба-Яга, ребята тебе расскажут про светофор.

1-й ребёнок

                 Шум, движенье, гул моторов,

        Сразу можно растеряться,

                 Коль в сигналах светофора

        не умеешь разбираться.

2-й ребёнок

        Перейти через дорогу

        3

        Нам на улицах всегда

        И подскажут, и помогут                  

        Говорящие цвета.

3-й ребёнок

        Красный свет, красный свет!

        Это значит -  хода нет.

        Это стоп! Остановись!

        Это значит, берегись!

4-й ребёнок

        Если жёлтый свет в окошке,

        Подожди ещё немножко,

        Подожди ещё чуть-чуть,

        Будет вновь свободный путь!

5-й ребёнок

        Свет зелёный появился,

        Перекрёсток оживился,

        Стал свободный переход.

        Смело двигайся вперёд!

Баба-Яга. Вот это да! Сразу всё не запомнишь.

Ведущая. А запомнить тебе помогут наши ребята.

        ИГРА «СИГНАЛЫ СВЕТОФОРА»

(ведущий поднимает поочерёдно красную, зелёную, жёлтую карточки. Дети выполняют соответствующие движения: на красную – стоят, на жёлтую – прыгают, на зелёную – шагают на месте)

Запомнила? А чтобы ещё лучше запомнить, предлагаю

сыграть в игру «Собери светофор».

Ведущий. Проезжую часть можно проходить по светофору, а можно переходить и по пешеходному переходу, его ещё называют «зеброй».

Баба-Яга. Я знаю, это такая лошадь в полоску. Только при чём

        4

тут «зебра»?

Ведущий. Пешеходный переход назвали так, потому что он выглядит в виде нарисованных белых полосок, почти таких                                            

же, как у зебры.

Баба-Яга. Ребята! Что-то так похулиганить захотелось. Пойду поиграю на проезжей части, там поедут машины и…трах, бах, друг в друга врежутся. Все водители выскочат, будут кричать. Ох, умора! (Смеётся) 

Ведущая. Я думаю, вам будет не до смеха. Ведь тебя может сбить машина, и ты окажешься в больнице.

Баба-Яга. Ой, нет! В больницу я не хочу.

Ведущая. Вот тебе и ещё одно правило…

Ребёнок. 

          Там, где транспорт и дорога,

 Знать порядок все должны.

 На проезжей части строго

 Игры все запрещены!

Баба-Яга. Тогда поиграем здесь. Там, где нужно, вы должны ответить: «Это я, это я, это все мои друзья»

(Баба-Яга читает стихотворение, дети после каждого вопроса должны либо промолчать, либо крикнуть «Это я…»)

- Кто из вас в вагоне тесном уступает старшим место?

- Кто на скользкую дорогу выбегает в непогоду?

- Кто из вас идёт вперёд, только там, где переход?

- Кто летит вперёд так скоро, что не видит светофора?

- Знает кто, что красный свет – это значит – «хода гнет»?

- Кто без исключенья, знает правила движенья?

Ведущая. Баба-Яга, а наши ребята знают много загадок про дорожные знаки. Попробуй их отгадать.

1-й ребёнок.      ЗНАК «ДЕТИ»

               Эй, водитель, осторожно

               Ехать быстро невозможно,

               Знают люди все на свете

               В этом месте ходят…. (дети)

                                       

Баба-Яга. Слоны, наверное, ходят?

Дети. (поправляют)Дети!

2-й ребёнок.  ЗНАК «ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД»

        Всем знакомые полоски:

        Знают дети, знает взрослый,

        На ту сторону ведёт

        Пешеходный…… (переход)

Баба-Яга. Луноход!

Дети. Переход.

3-й ребёнок. ЗНАК «СВЕТОФОР»

        Чтоб тебе помочь дружок

        Путь пройти опасный,

        День и ночь горят огни:

        Зелёный, жёлтый, красный.

Баба-Яга. Фонарный столб!

Дети.  Светофор

4-й ребёнок.  ЗНАК «ПЕШЕХОДНАЯ ДОРОЖКА»

        А здесь, ребята, не до смеха,

        Ни на чём нельзя проехать.

        Можно только своим ходом,

        Можно только…… (пешеходам)

Баба-Яга. Пароходам

ДЕТИ. Пешеходам.

5-й ребёнок.  ЗНАК «ПУНКТ ПЕРВОЙ МЕД.ПОМОЩИ»

                     Ты не мыл в дороге рук,

                       Поел фрукты, овощи,

                     Заболел и видишь – пункт… (медицинской помощи)

Баба-Яга. Я это знаю, знаю. Это пункт медицинской помощи.

Дорожные знаки очень важны,

И взрослые, и дети знать их должны!

Ведущая. А сейчас все ребята исполнят песню «Про                                            

дорожные знаки» (под мотив песни «День рождения»)

Ведущая. Мы правила дорожного движения усвоили, знаем. А теперь давайте на деле проверим эти знания. Давайте поиграем в игру «ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ»

Баба-Яга. Ай да, молодцы! Такие ловкие и умненькие ребятки, но мне пора возвращаться домой. Теперь я буду внимательна на дороге и всегда соблюдать правила дорожного движения.

Ведущая и Баба-Яга поют песню на мотив песни «Улыбка»

Никогда, нигде не забывай

Пешеходом быть внимательным, хорошим.

На проезжей части не играй

И на тротуаре не толкай прохожих.

И тогда наверняка не получишь синяка

 И считать тебе не надо будет шишек.

Даже строгий постовой

Старый или молодой

Станет другом для девчонок и мальчишек.

Баба-Яга. Ребята, за то, что вы рассказали мне о правилах пешеходов, я вам дарю на память о сегодняшней встрече

 сувениры.

Ведущая. Ребята, спасибо за участие. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Игры по воспитанию культуры поведения детей дошкольного возраста на улице »

Чтобы занятия по обучению детей безопасного поведению на улицах и дорогах проходили успешно, необходимо организовать уголок дорожного движения. В нем должны быть представлены следующее: - наглядно-ил...

Консультация «Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста»

Вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей.Сегодня мы поговорим о простых вещах, с которыми сталкиваемся ежедневно и иногда не придаём должного значения. Хотя, п...

Консультация «Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста»

Консультация «Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста»  Вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей.Сегодня мы поговор...

Консультация для родителей "Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста

Дошкольное детство - это самый важный период в нравственном становлении личности ребенка. Именно в этот период происходит начало формирования моральных качеств личности. В эти годы ребенок получа...

Консультация для родителей «Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей«Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста»....

Консультация для родителей "Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей «Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей «Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста»....