Проект "Народы Севера"
проект (старшая группа)

Тюкпиекова Тарина Владиславовна

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Народы Севера" , рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_narody_severa.docx808.11 КБ

Предварительный просмотр:

Территориальный отдел главного управления образования           администрации города по Октябрьскому району города

                           муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №322 «Морозко»

660130, г. Красноярск, ул. Гусарова, 31, тел.246-47-79, mbdou.322@yandex.ru

ПРОЕКТ «НАРОДЫ СЕВЕРА»

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ № 12

Воспитатели: Тюкпиекова Т.В.

Белясова И.Ю.

Красноярск 2022

Актуальность проекта:

Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности. Наша страна настолько богата не только своими многочисленными просторами, удивительной природой и ее богатствами, но и людьми различных национальностей относящихся к народам России. Если рассмотреть Север – удивительный край, в котором проживают такие народы как (ненцы, ханты, якуты, тунгусы и др.) то можно смело сказать, что все эти народы относятся к нашей богатой и удивительной стране - России.  Культура народов Севера – достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Приобщая детей к национальной культуре народов Севера, мы содействуем воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край, уважающего коренной народ своей страны, их культуру и традиции. Изучая традиции, жизнь и быт народа Севера, дети усваивают нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к коренным жителям нашей страны, к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему со дня рождения, учатся сохранять и преумножать богатство родной земли.

Тип проекта: информационно- творческий, познавательный, исследовательский.

Вид проекта: фронтальный, информационный, краткосрочный.

Срок реализации: 1 месяц с 20.02.2022 по 20.03.2022

Участники проекта: дети старшей группы «Сказочная страна», родители, педагоги.

Цель проекта: расширить и систематизировать представления детей о людях, диких животных и птицах, обитающих на Севере через организацию познавательной, исследовательской и продуктивной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- обогатить и систематизировать знания детей жителях Севера;

- учить детей сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи: делать выводы и обобщения;

- расширить словарный запас.

- вызвать интерес к исследовательской и познавательной деятельности;

Развивающие:

- развивать представления о взаимосвязи природных условий с образом жизни животных и людей;

- развивать у детей познавательный интерес к жизни животных и людей Севера; познакомить детей с народами Севера и уточнить знания об их жизни и труде;

- развивать мышление, воображение, слуховое и зрительное внимание;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе, животным Крайнего Севера.

- воспитывать эмоционально-положительное отношение детей к представителям народов Севера.

Предполагаемый результат:

1 Обогащение знаний детей о культуре, традициях и обычаях, укладе жизни народов, населяющих территорию Крайнего Севера.

2. Раскрытие творческих способностей через разнообразные виды детской деятельности.

3. Развитие сотрудничества с родителями и воспитанниками.

4. Желание изучать быт, культуру, традиции коренных народов Севера.

Ожидаемые результаты:

1. Проявился ярко выраженный интерес к познавательно – исследовательской деятельности.

2. Познакомились с жителями Крайнего Севера и природными условиями.

3. Научились анализировать, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы.

4. Научились лепить медведей, делать оленей, рисовать животных и жителей тундры.

5. Участие родителей дало большой плюс в расширении кругозора детей.

Интеграция образовательных областей:

"Познавательная», "Речевое», «Чтение художественной литературы", "Социально- коммуникативная», "Художественно- эстетическая», "Физическая».

Этапы реализации проекта:

1 этап- Подготовительный

Составление плана работы.

Подбор и изучение методической литературы.

Подбор наглядного и дидактического материала, художественной литературы.

Подготовить консультацию для родителей родителей.

2 этап - Основной

«Познавательное развитие»

1. «Знакомство с жизнью народов Севера».

Цель: Познакомить со своеобразием жизни народов Севера (природа, жилища, одежда, труд).

Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

2. «Животный мир Крайнего Севера Земли».

Цель: расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой, познакомить детей с особенностями природы Крайнего Севера Земли.

«Социально-коммуникативное развитие»

Беседы на темы «О Севере», «Знакомство с жизнью и бытом народа Крайнего Севера- Саами».

Дидактические игры «Назови семью» (медведь –медведица-медвежонок и т. п.)

"Чей хвост?»

«Один- много», «Четвёртый лишний», «Кто, где» (места обитания, «Назови правильно»(чум, нарты, малица, унты, парка)

Сюжетная игра: «Едем в путешествие на Север»

"Речевое развитие»

1. Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце»

Цель: познакомить детей со сказкой.

2. Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»

Цель: вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой»

Рассматривание картины «Животные Севера» и составление описательных рассказов.

«Чтение художественной литературы»

Чтение книги рассказов Н. Сладкова «В тундре», «Про пингвинов» Г. Снегирёв, «Айога», Шестопалова «Северное сияние», просмотр мультфильма «Умка», «Кукушка».

"Познавательно – исследовательская деятельность»

Исследовательский эксперимент.

"Художественно – эстетическое развитие»

1. Рисование по мотивам ненецкой сказки «Кукушка»

Цель: учить детей передавать в рисунке картину зимы в поле, в лесу, в поселке. Закреплять умение рисовать разные дома и деревья. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: цветные восковые мелки, белила (гуашь). Развивать образное восприятие, образные представления, творчество.

2. "Животные Дальнего Севера - Белый медведь»

Цель: учить детей использовать свои познания и представления об особенностях внешнего вида белого медведя; развивать у детей умение передавать в рисунке несложный сюжет с одним персонажем; закреплять умение рисовать контур тонкой кистью, пользоваться сухой жесткой кистью при рисовании шерсти медведя.

Конструирование «Чум» и «Изба» (конструктор, счетные палочки).

Рисование  «Северная собака лайка»

Цель: побуждать к самостоятельному поиску способов изображения льдин и айсбергов, опираясь на иллюстрацию. Формировать умения изображать животное в движении, точно передавая особенности внешнего вида и пропорции.

«Физическое развитие»

Подвижные игры: «Охотник и звери», «Медведь и тюлени», «Оленьи рога», «Кто больше наловит рыбы», "Ловля оленей».

Работа с родителями:

1. Консультации для родителей «Что можно рассказать ребенку о Севере», «Знакомим ребенка с животными Севера».

2. Рекомендации к просмотру документальных фильмов о жизни на Севере.

3. Рекомендация провести дома эксперимент направленный на решение проблемы «Почему белый медведь не мёрзнет в воде?»

4. Помощь в изготовлении макета «На Севере».

3 этап – Итоговый.

Выставка детских работ.

Изготовление макета «На Севере».

Подведение итогов.

Поставленные задачи были успешно реализованы через взаимодействие детей, родителей и педагогов. Увеличились знания детей о быте, культуре и традициях коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы). У воспитанников сформирован познавательный интерес к культурному наследию народов севера, основы чувства толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов севера. Родители воспитанников стали активными участниками реализации проекта.

         

       

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия «Кто на севере живет? Что на севере растет?»

НОД, посвященная нашему краю, его богатствам, людям. Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна многими северными диковинами: ягодами, грибами, растениями, ж...

НОД "Кто на севере живёт? Что на севере растёт?"

НОД для детей второй младшей группы. Ссылка на презентацию: https://cloud.mail.ru/public/41EN/1P5d2Twpx...

Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.

Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - воспитате...

Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.(фото)

Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - вос...

Разработка по ознакомлению младших дошкольников с животными и птицами крайнего Севера. Сказка о Севере.

Разработка по ознакомлению младших дошкольников с животными и птицами крайнего Севера. Сказка о Севере....