Семинар- практикум для воспитателей «Познавательно – исследовательская деятельность детей в ДОУ»
методическая разработка

Синюкина Наталья

Оорганизация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников очень  актуальная сейчас тема.. Ведь в соответствии с ФГОС дошкольного образования, наряду с игрой и общением, детское экспериментирование является одним из ведущих видов детской деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар

«Познавательно – исследовательская деятельность детей в ДОУ»

Цель: освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми для её последующее активное применение в практической деятельности педагогов.

Задачи:

  • повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения;
  • расширить знания педагогов по теме «детское экспериментирование в ДОУ»,
  • развивать навыки и умения экспериментирования и желание использовать опытно-исследовательскую деятельность в работе с детьми

План семинара

I Актуальность вопроса

II Экспериментальная деятельность

III Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования

IV Практический этап

 VРефлексия.

I Актуальность вопроса

Сегодня мы будем обсуждать: «Организацию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников». Вы со мной согласитесь, что эта тема особенно актуальна. Ведь в соответствии с ФГОС дошкольного образования, наряду с игрой и общением, детское экспериментирование является одним из ведущих видов детской деятельности. (слайд 2)

Наш семинар мы начнем с вопроса: «Какую роль играет

экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?» (ответы

воспитателей)

(способствует формированию у детей познавательного интереса;

развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих

способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы,

устанавливать причинно-следственные связи; расширению кругозора детей;

поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости,

критичности, самостоятельности; обогащению словарного запаса;

воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к

окружающей действительности.)

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового.

Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент».

Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать

Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда - в воду; воды - в лед и т.п.), такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т.п. вызывают у детей этого возраста особый интерес.

Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека. Старший дошкольник «выверяет» свои знания об окружающем, свое отношение по взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей.

Познавательная деятельность это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.(Слайд 3)

Каковы же приемы активизации познавательной активности детей? В исследовательской и экспериментальной деятельности, как и в образовательной деятельности вообще, большое значение имеет организационный момент – вызвать познавательный интерес у детей, замотивировать их на познавательную деятельность.

Вопрос педагогам: «Давайте вспомним, какие педагогические приемы способны вызвать интерес и желание к дальнейшему исследованию?»

(удивление, сказочный сюжет, проблемные вопросы и ситуации, создание ситуации потребности в самовыражении, стремление помочь и научить, интрига, сюрпризный момент, внесение предмета с необычным эффектом или назначением).(Слайд 4)

       Задачи исследовательской деятельности: (Слайд 5)

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;

- способность выдвигать гипотезы и самостоятельно сформулировать выводы.

II Экспериментальная деятельность

Основным видом познавательно-исследовательской деятельности дошкольников является  экспериментирование

Слово «эксперимент» произошло от греческого слова experimentym, которое

переводится как «проба», «опыт» (Слайд 6)

Эксперименты классифицируются по разным принципам: (Слайд 7)

- По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты - с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.

- По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в парке и т.д.

- По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.

- По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

- По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические.

- По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).

- По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями),сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

- По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.

- По способу применения: демонстрационные, фронтальные.

Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.

 III Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности.

Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям:

- максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними

- безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов,

- показ только существенных сторон явления или процесса,

- отчетливая видимость изучаемого явления,

- возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Организация самостоятельной экспериментальной деятельности

ребенка, обеспечивающей его развитие, возможно при выполнении педагогом двух важных условий: стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включиться в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимент. Оценка педагогом найденных им способов должна включать анализ критериев - насколько пригоден найденный способ для достижения целей эксперимента: решения задачи или ситуации. Постановка цели и задач эксперимента, их совместное достижение, оценка найденного способа действия - таковы три составляющие личностно-развивающего обучения, исключающего следование строго определенным эталонам и образцам.

В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности.

С этой целью в группах должны быть созданы мини - лаборатории, оборудованные всем необходимым: (слайд 8)

1. приборы помощники (увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магнит, микроскоп)

2. разнообразные по объеме и форме сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы

3. природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена)

4 утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки)

5. технические материалы (гайка, скребки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора)

6. разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.

7. красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски)

8. медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши, трубочки для коктейля)

9. прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др)

10. измерительный материал: метр, линейка, условные мерки, карточки – схемы экспериментов

Фиксирование результатов экспериментов и наблюдений (Слайд 9)

Один из этапов осуществления исследовательской и экспериментальной деятельности – это фиксирование результатов эксперимента или наблюдения, остановимся на нем подробнее.

Вопрос педагогам: «Простая или сложная форма работы для детей фиксирование результатов?» (сложная)

«Нужно ли отказываться от этой формы работы из-за ее сложности?» (нет; следует постепенно приучать детей к фиксированию увиденного)

Результаты фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей. При фиксации наблюдаемых явлений участвуют разные виды памяти: зрительная, двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная.

Существуют различные способы фиксации увиденного: ментальные, графические и практические.

Самые простые способы фиксации результатов – это графические. К ним относятся приемы, связанные с использованием наглядных материалов (готовых форм).

В качестве готовых форм могут выступать: картинки, фотографии, натуральные объекты, объемные изображения, циферблаты, записи звуков.

Ментальные способы фиксации связаны с фиксацией увиденного в памяти; используется речь детей.

Существуют различные приемы. Например: ребенок рассматривает явление (объект) и составляет о нем рассказ; ребенок рассматривает явление (объект), затем отворачивается и, не глядя, дает его описание. Затем снова рассматривает этот же объект и вносит уточнения, исправления; сравнение явления (объекта) с уже известными детям явлениями (объектами): в средней группе акцент делается на отличиях, в старшем возрасте – начинают указывать и сходства.

Практические способы фиксации связаны с фиксацией наблюдаемого явления, процесса на бумаге (письменная речь или зарисовывание).

Например: зарисовывание явления (объекта) педагогом или отдельными детьми или всеми детьми;

схематическое зарисовывание – отражение в рисунке только наиболее важных деталей;

использование условных знаков – лучше придумывать каждый раз вместе с детьми. Не следует использовать много символов;

В практике работы с дошкольниками используется 3 вида документов для фиксации результатов исследования или эксперимента: календарь погоды, календарь природы, дневник наблюдений. Использование практических способов фиксации (зарисовывание, составление рассказов) производится в дневнике наблюдений.

III Практический этап (Слайд 10)

Задание № 1. Блиц-игра «Вопрос-ответ»

1. Что является объектом познания детей младшего возраста?

Ответ: рукотворный мир, мир неживой природы, мир живой природы.

2. Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.

Ответ: плавает - тонет, извлечение звуков, исследование поверхности предметов.

3. Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет.

Ответ: наблюдение, экспериментирование, исследовательская

деятельность, конструирование, развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации.

4. Формы работы с детьми младшего возраста по познавательному развитию.

Ответ: наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование, экспериментирование, предметно-манипулятивная игра, развивающие игры,встречи с природой, ситуативные разговоры.

5. Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.

Ответ: любознательный - склонный к приобретению новых знаний,

пытливый. Любопытный - мелочный интерес ко всяким, даже

несущественным подробностям.

6. Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет.

Ответ: самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания.

Задание № 2. Упражнение «Определение порядка структурных

компонентов эксперимента»(Слайд11,12)

Участникам раздаются листочки в разрезном виде, на которых указаны компоненты эксперимента. Нужно собрать в правильной

последовательности.

- Как и любая деятельность, экспериментирование имеет свою

структуру. Обсудите и выделите этапы в организации и проведении опытов с

дошкольниками. Вам нужно собрать в правильной последовательности

полоски.

1. постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации;

2. прогнозирование результата (старший дошкольный возраст);

3. уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе

осуществления экспериментирования;

4. уточнение плана исследования;

5. выбор оборудования и его размещение вместе с детьми в зоне

исследования;

6. выполнение эксперимента (под руководством воспитателя);

7. наблюдение результатов эксперимента;

8. фиксирование результатов эксперимента;

9. формулировка выводов (при педагогической поддержке в младшем

дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном

возрасте).

Задание № 3.  «Объяснялки» от детей

Ведущий: - По очереди каждая команда будет иметь возможность отгадать,

что ребята имели ввиду. Первая объяснялка для команды …

1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то

кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными.

А ещё там по-разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно,

я бы хотел там работать. (ЛАБОРАТОРИЯ).

2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а

потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет,

то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне

нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают.

(ЭКСПЕРИМЕНТ).

3. Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается

с разными баночками, набирает в них воду и ил, а потом на корабле делает

всякие анализы. А ещё он плавает с камерой и снимает всяких рыб. Он очень

смелый. И ещё он пишет статьи в умных журналах. (ОКЕАНОЛОГ).

4. Этот человек всё время лазает по горам. У него есть разные приборы,

он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда

внутри у них что-то кипит и даже выплёскивается. Там опасно, он может

погибнуть. Но он всё равно туда ходит, делает фотографии и говорит людям,

когда там опасно жить. (ВУЛКАНОЛОГ).

Задание № 4 «Перевёртыши» (строки из пословиц и поговорок наоборот; нужно правильно отгадать пословицу или поговорку).

«Счастье перемещается кучами». (Беда не ходит одна.)

«Уйти от новой стиральной машины». (Остаться у разбитого корыта.)

«На полицейском валенки мокнут». (На воре шапка горит.)

«Ниже пяток не опустишься». (Выше головы не прыгнешь.)

 «Уговори умного к черту послать, так и нога заживет». (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет.)

«Начал развлекаться – трусливо сиди дома». (Кончил дело — гуляй смело).

Игра «Жидкое и твердое»

- А сейчас приглашаю вас всех поиграть.

Педагоги встают, берутся за руки, образуют круг.

- Наш круг, как и вода, может менять форму (круг вытянуть в

овал). А теперь представьте себе, что вода нагревается, ей становится жарко.

Каждый из вас – частица пара. Ваши ладошки стали горячими, что вам стало

трудно держаться друг за друга. Ваши руки опускаются, жара заставляет

активно двигаться. (Педагоги начинают бегать). А теперь вас

замораживают, вам становится холодно, что вы в этом случае делаете?

(становимся, ближе друг к другу), конечно надо встать поближе друг к

другу, обнять друг друга, чтобы вам было теплее. Посмотрите, теперь нашу

группу уже нельзя растянуть, она приобрела форму, как частица льда. Наша

группа – это все те же частицы воды, но каждый раз они соединены по-разному.

         Разнообразные формы работы с родителями.(слайд 13)

 -Привлекать родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе

 -оформление наглядной информации в родительском уголке,             -консультирование, беседы

- оформление папок, тематические ширмы-передвижки, выставки

Одной из действенных форм работы является практико-ориентированная работа с родителями:
• совместное детско-взрослое творчество (оформление альбомов, плакатов, газет, фотосессий);
•совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность.

 

Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками. (слайд 14)                                                                                                                               Для педагога, научившегося  работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный  процесс в его развивающемся

 состоянии.

(слайд 15)И в завершении хотелось бы привести слова Василия Александровича Сухомлинского, подчеркивающими значимость организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще раз возвратиться».

VI Рефлексия

Каждый по очереди отвечает на вопрос: «Какое открытие для себя он сделал на сегодняшнем педсовете?»

-Для меня время пролетело незаметно, надеюсь и для Вас тоже. Очень приято если Вы смогли узнать что- то полезное, а может быть открыть что- то новое и самое главное, надеюсь, что наша сегодняшняя встреча привнесет, свежую струю в Вашу профессиональную деятельность.

Литература:

  1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004
  2. Паршукова И.Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н.В. Нищева. - СПб., «Детство-пресс», 2006
  3. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
  4. Материалы Интернет-сайтов.
  5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СП Детство-пресс, 2009.
  6. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. - С.13-16.
  7. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. Детское экспериментирование, 2003.
  8. Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007
  9. Венгер Л.А., Мухина В.С. «Психология»/ Венгер Л.А., Мухина В.С. – М.: Просвещение, 1988г.
  10. Выготский// «Хрестоматия по возрастной психологии»: Учеб. пособие/ Сост. Л.М. Семенюк – М.: Воронеж, 2003г
  11. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: «Аркти», 2004г.
  12. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  13. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
  14. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. –
  15. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для воспитателей познавательно-исследовательская деятельность детей

Рекомендации воспитателям возрастных групп ДОУ по созданию предметной средыпознавательно – исследовательской деятельности детей...

Семинар-практикум для педагогов "Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников"

Задачи:Ø уточнить знания педагогов по познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ;Ø развивать умение дискуссировать в группе, планировать работу по познавательно-исследовательской деятельности....

Семинар-практикум по теме «Познавательно-исследовательская деятельность в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушение в речи»

Цель семинара-практикума: повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи....

Семинар-практикум для воспитателей «Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для воспитателей «Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста»...

План по самообразованию воспитателя «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается н...

Семинар-практикум для педагогов "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ"

Семинар-практикум для педагогов "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ"...