Семинар - практикум для воспитателей: «Совершенствование речевой деятельности детей дошкольного возраста»
материал
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №27 (Детский сад №3 «Радуга»)
КБР. г. Нальчик.
Цель:
Активизировать деятельность педагогов,
способствовать приобретению ими опыта коллективной работы, совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.
Участники семинара:
- старший воспитатель,
- логопед,
- воспитатели.
Оборудование:
- мольберт,
- листы бумаги и маркеры,
- картинки к артикуляционным упражнениям,
- картинки (кошка, улитка, корзина, жучок и т.п.),
- схемы слов, состоящих из трёх звуков,
- карточки с заданиями,
- карточки со скороговорками.
Литература:
-Журнал «Ребёнок в детском саду» №5 – 2004, с.35 -36,
- Журнал «Ребёнок в детском саду» №3 – 2010, с.37 – 39.
- Практикум по профессиональной коммуникации педагогов: рекомендации, игры, тренинги/авт.-сост. О.М.Ельцова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 215с.
1 часть.
Воспитатель Батыргова А.С: Формирование правильного произношения – сложный процесс. Ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за своей речью.
Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда переходить от одного движения к другому. Всему этому способствует артикуляционная гимнастика.
Благодаря регулярным занятиям такой гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха дети с правильным, но вялым звукопроизношением («каша во рту») постепенно избавляются от этого дефекта; дети со сложными нарушениями звукопроизношения быстрее преодолевают речевые дефекты (когда с ними начнет заниматься логопед, их мышцы уже будут подготовлены).
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.
- Следует заниматься ежедневно 7 – 10 минут.
- Сначала упражнения выполняются медленно перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. (Потом зеркало можно убрать.) Постепенно темп упражнений увеличивается.
- Периодически ребёнку задают наводящие вопросы, например «Где находится язычок?»
- Если во время занятий язык ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, не может удержаться в нужном положении даже в течение короткого времени, необходимо обратиться к логопеду.
У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика рук, что также является одной из причин более позднего становления речи. Для развития мелкой моторики рук воспитателю необходимо заниматься с детьми пальчиковой гимнастикой.
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению речевых центров головного мозга и усилению согласованной деятельностью речевых зон, что в итоге стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться в речь и понимать её смысл, концентрировать внимание и правильно его распределять, запоминать определённое положение рук и последовательность движений, развивают воображение. Упражнения пальчиковой гимнастики придают кистям рук и пальцам силу, подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит ребёнку овладение навыками письма.
Рекомендации к проведению пальчиковой гимнастики.
- Следует заниматься ежедневно 5 – 10 минут.
- Сначала все упражнения выполняются медленно.
- Упражнения отрабатываются вначале одной рукой, затем – другой и наконец двумя руками одновременно.
Формированию правильного звукопроизношения способствует хорошо развитый фонематический (речевой) слух. Начиная с четырёх лет, детей знакомят с терминами «слово» и «звук», с тем, что слова состоят из звуков, которые произносятся в определённой последовательности, что слова звучат по-разному и одинаково. Обращают внимание на длительность звучания слова. Формируют умение различать на слух твёрдые и мягкие согласные, определять первый звук в слове, называть слова с заданным звуком, выделять звук в слове. Знакомят с делением слов на слоги.
Полезными упражнениями для развития речевого слуха и дикции служат скороговорки.
Рекомендации по работе со скороговорками.
- Ребёнку читают скороговорку и показывают иллюстрации к ней.
- Объясняют значение сложных слов.
- Предлагают проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладонями.
- Предлагают проговорить скороговорку три раза подряд в быстром темпе.
- Предлагают взять в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку.
Одним из направлений развития связной речи у детей является работа с пословицами, которую необходимо начинать как можно раньше. Следует объяснять детям смысл пословиц, учить применять их в жизненных ситуациях.
Чёткое произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически правильной, хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.
2 часть.
Участники семинара-практикума делятся на две команды: «Говоруньи» и «Болтуньи». Затем проводятся конкурсы. Жюри (логопед и старший воспитатель ДОУ) оценивает каждый конкурс от одного до трёх баллов.
Перед началом командам предлагается игра «Рассказ по кругу».
(Цель: развивать умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.
Выбирается речевая ситуация. Первый участник начинает рассказ, следующий продолжает этот рассказ. Рассказ продолжается по кругу. Заканчивает его тот, кто начинал. Смысл рассказа не должен прерываться или меняться на другой.)
Конкурс «Развитие артикуляции и мелкой моторики рук»
Разминка. Ведущий (учитель-логопед) предлагает всем участникам выполнить артикуляционную гимнастику с помощью стихотворной сказки «У бабушки с дедушкой» (с демонстрацией картинок).
Толстые внуки приехали в гости.
С ними – худые, лишь кожа да кости.
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,
Поцеловались они и потянулись.
Утром проснулись – в улыбочку губы.
Чистим мы верхние, нижние зубы,
Блюдца поставим – положат блины нам.
Блинчик жуём с вареньем малиновым.
Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо.
Чашки поставим, чтоб чаю налили.
Вкусный был завтрак, никто не обижен.
Скажем «спасибо» и губы оближем.
Дедушка сделал для внуков качели.
Все мы на них покачаться успели.
Вечером скачем на лошади ловко.
Звонко стучат по дороге подковки.
Вот замедляет лошадка шажочки,
И на опушке мы видим грибочки.
- Знание органов артикуляции
Ведущий поочерёдно задаёт вопросы командам.
-Какой главный артикуляционный орган у человека? (язык)
- Какие части языка вы можете назвать? (Кончик, спинка, корень, боковые края.)
-Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков? (Язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твёрдое нёбо, голосовые связки, носовая полость.)
-Как образуется голос? (Воздух проходит через голосовые связки, которые то смыкаются, то размыкаются.)
- Знание артикуляционных упражнений.
Представитель каждой команды получает картинки к артикуляционным упражнениям («Улыбаются лягушки», «Хобот слона», «Лопатка», «Чистим зубы», «Качели»). Члены команд должны назвать упражнения, показать, как они выполняются, и сказать, для постановки каких звуков они нужны.
- Знание упражнений пальчиковой гимнастики.
Командам предлагается показать по одному упражнению пальчиковой гимнастики (желательно с речевым сопровождением).
Например: «Пальцы – дружная семья».
«Пальцы дружная семья,
Друг без друга им нельзя.
(Ритмично сжимать и разжимать кулачки.)
Вот – большой, а это – средний,
Безымянный и последний,
Наш мизинчик – малышок.
Указательный забыли!
(Поочерёдно поднимать пальцы обеих рук вверх.)
Чтобы пальцы дружно жили
Будем их соединять
И движенья выполнять.
(Каждый палец руки поочерёдно соединять с большим пальцем.)
Мы рога козы покажем,
(Выдвинуть вперёд указательный палец и мизинец, остальные пальцы загнуть в кулак. Поднять «рога» к голове.)
И рога оленя даже.
(Широко раздвинуть пальцы обеих рук, скрестить ладошки и поднять «ветвистые рога» к голове.)
И про зайку не забудем, -
Ушками водить мы будем.
(Выдвинуть вперёд указательный и средний пальцы обеих рук, поднять ушки к голове и пошевелить ими.)
Чтобы чётко говорить,
Надо с пальцами дружить.
(Каждый палец руки поочерёдно соединять с большим пальцем.)
Конкурс «Развитие фонематического слуха и восприятия»
- «Назовите слова на заданные звуки».
Ведущий произносит звуки (гласные, твёрдые или мягкие согласные). Участники конкурса поочерёдно должны назвать слово, начинающееся с заданного звука.
- «Придумайте рифму к слову».
На мольберте выставлены перевёрнутые обратной стороной предметные картинки. Представитель каждой команды выходит к мольберту, поочерёдно переворачивает картинки и называет предметы. Члены его команды подбирают рифмы к этим словам. (Кошка – окошко, улитка – калитка, корзина – картина, жучок – паучок и т.п.).
- «Подберите слово к схеме».
На мольберте выставлены варианты схем слов, состоящих из трёх звуков: гласные обозначены красным цветом, твёрдые согласные – синим, мягкие согласные – зелёным. Команды должны подобрать к этим схемам как можно больше слов – названий растений и животных. (Сад, дуб, мак, тис, бук, лук, луг, рак, сом, вол, бык, кот, мул, жук, мышь, вошь, мох; лес, рис, лён, вяз, пёс, лис, кит, лев, чиж, ёж, як; рысь, лось, сыч, гусь; пень, чай, лещ, язь; оса; тля.)
- «Подберите слово с наибольшим количеством букв».
Командам раздают чистые листы бумаги и маркеры. Нужно вспомнить самое длинное слово, написать его и подсчитать количество букв. (Самоуничтожение, газонокосилка и т.п.)
- «Определите место звука в слове».
Ведущий предлагает выполнить задание: «Если в слове, которое я произнесу, звук [л] будет стоять вначале, поднимите руки вверх и потянитесь; если в середине – поставьте руки на пояс; если в конце – наклонитесь и поставьте руки на колени». (Лампа, кулак, стол, колба, осёл, дятел, волосы, полка, лыжи, лопатка, футбол, лошадь молоко.)
Конкурс «Формирование правильного звукопроизношения и дикции»
Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки со скороговорками. Первую скороговорку нужно произнести быстро, вторую – тоже быстро и с определённой интонацией.
Карточка №1
Гризли продавал гриву льва за гривну.
Компьютерному пирату в Интернете не рады. (Сердито).
Карточка №2
Вера и Люда кормили двугорбого верблюда.
Саша шустро сушит сушки. (Удивлённо).
Каждая команда выбирает скороговорку и предлагает команде – сопернику её произнести.
Ведущий предлагает каждой команде чистоговорку, все слова которой будут либо начинаться с определённого звука, либо иметь автоматизируемый звук в своём составе. (Жук по имени Жак шьёт себе жёлтый пиджак. Ла – ла – ла, ла – ла – ла, клумба под окном бела.)
Конкурс «Развитие связной устной речи. Работа с пословицами»
Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки с заданиями.
Карточка №1
- Продолжите пословицы.
С волками жить – (по – волчьи выть).
С миру по нитке – ( голому рубаха).
Всяк сверчок – (знай свой шесток).
- «Переведите» пословицы на русский язык.
Сын леопарда – тоже леопард. (Африка).
(Яблоко от яблони недалеко падает.)
Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан).
(Шила в мешке не утаишь.)
Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)
(В тихом омуте черти водятся.)
- Назовите пословицы про дружбу.
Карточка №2
- Продолжите пословицы.
Двое пашут – (а семеро руками машут.)
Кончил дело – (гуляй смело.)
Гром не грянет – (мужик не перекрестится).
- «Переведите» пословицы на русский язык.
Молчаливый рот – золотой рот. (Германия).
(Слово – серебро, а молчание – золото.) (Финляндия.)
(Язык до Киева доведёт).
Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция).
(Обжёгшись на молоке, дует на воду.)
- Назовите пословицы про труд.
Игра «Что бы это значило».
Условия игры:
Участники должны представить какую-либо пословицу в виде кодированного рисунка, а затем отгадать, какая пословица заключена в кодированном рисунке другой группы.
Правила игры:
Соблюдается очерёдность, оценивается оригинальность.
«Найдите пары».
«Кто грамоте горазд, тому не пропасть».
«Руби дерево по себе».
«Знания никому не в тягость».
«Без корня и полынь не растёт».
«Родимая сторона – мать, чужая – мачеха».
«По Сеньке и шапка».
(Ответ: 1-3, 2-6, 4-5.)
Ведущий объявляет об окончании семинара – практикума. Жюри проводит итоги всех конкурсов и объявляет команду-победителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие речевого дыхания у дошкольников"
Семинар-практикум содержит игры и упражнения на развитие речевого дыхания у дошкольников...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Развитие речи детей дошкольного возраста»
Семинар - практикум для воспитателей по развитию речи...

Конспект семинара-практикума для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Задачи семинара:Развитие речевой деятельности в различных видах деятельности.Побуждать педагогов ДОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования п...
Семинар-практикум для воспитателей «Игры для детей раннего возраста, способствующие речевому развитию»
Цель: сформировать представления о роли игр в психофизическом развитии ребенка и в речевом в частности, помочь овладеть приемами проведения некоторых игр....
Семинар-практикум для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей....

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса»
Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной...



