"Роль народных игр в воспитании дошкольников"
консультация

Головорушко Светлана Леонидовна

Презентация  представляет собой методическую разработку по воспитательной деятельности. В ней описана история возникновения народных игр, их признаки. Представлены рекомендации по организации и  варианты народных игр для детей дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_narodnyh_igr_v_vospitanii_doshkolnikov.pptx2.62 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль народных игр в воспитании дошкольников

Слайд 2

«Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития»

Слайд 3

Актуальность темы: Приобщение дошкольников в современном обществе к национальной культуре становиться актуальным педагогическим вопросом, потому что каждый народ не просто хранит свои традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, для того чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Только на основе ознакомления с прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее.

Слайд 4

Цель: Приобщение детей к истокам отечественной культуры на основе устного фольклора и русских народных игр.

Слайд 5

Из истории. Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Дети раннего возраста воспитывались в семьях на прибаутках, потешках , играх-забавах, связанных с первоначальными движениями самого малыша. В жизни более старших детей бытовали народные игры с разнообразным двигательным содержанием, включающие заманчивые для ребят зачины, певалки , считалки.

Слайд 6

Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками.

Слайд 7

Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству, особенно популярными и любимыми были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Как названия игр, так и правила были различны в разных областях России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу.

Слайд 8

Народные игры можно разделить на: Хороводные Сидячие (типа «Колечко») Подражательные (типа « Заинька, выйди в круг ») Игры с преследованием (типа « Селезень утку догонял ») Игры с выбором (основной участник – в середине, потом после движений, он выбирает следующего ) Игры с диалогами (типа « Коршун, что ты делаешь? - ответ ) Игры – забавы (типа игры «Я змея, я ползу, хочешь быть моим хвостом?)

Слайд 9

У русских народных игр есть свои признаки : . Игровая орнаменталика – обязательный признак народных игр. К ним можно отнести: язык игры ( понятийность , речевой словарь); музыку, ритмику, если она входит в контекст игры; игровые жесты; фольклорные говорилки , жеребьёвки, дразнилки, речевые подковырки, заклички , приговорки , считалки.

Слайд 10

Считалка – это рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчёркнуто строгим соблюдением ритма. Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очерёдность для начала игры.

Слайд 11

Использование считалок позволяет установить очерёдность в игре, снять напряжение, поскольку «забавные слова», смысл которых неясен, а порой и смешон, увлекает детей, они сами начинают придумывать смешные выражения, а иногда и тексты. «Шёл котик по лавочке, Всем давал булавочки: Кому две, кому три - Выходи на букву «И»!

Слайд 12

Заклички – ещё один орнаментальный компонент народной игры, они относятся к группе фольклора, которая утратила своё значение в мире взрослых и перешла к детям. Это обращения к явлениям неживой природы (к солнцу, дождю, радуге), которые в языческой Руси использовались для определённых земледельческих обрядов. Позднее эти обрядовые действия стали исполняться в детских народных играх, выполняя уже не религиозную, а ритуальную функцию. «Дождик , дождик пуще, дам тебе я гущи…», «Радуга-дуга , наклони свои рога…»). Именно заклички могут «украсить» любую народную игру, сделать её драматичнее, театральнее!

Слайд 13

П рибаутки и небылицы-перевертыши , традиционно считаются одним из самых трудных жанров для исполнения детьми. У каждого народа существуют подобные игровые песенки, построенные на игре слов. « Облоухая свинья на дубу гнездо свила, Поросила поросят ровным счётом шестьдесят, Распустила поросят всех по маленьким сучкам, Поросята визжат, полетать они хотят»

Слайд 14

При организации и выборе игр необходимо учитывать следующие факторы: Возраст играющих . Для детей (малышей) следует брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с песенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в которых участие воспитателя обязательно. Детям еще очень сложно контролировать свои движения и потому пример взрослого для них необходим .

Слайд 15

Место для проведения игр . Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе. Если они проводятся в помещении, то его необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать . Количество участников игры . Не обязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить детей: мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей и так далее. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка .

Слайд 16

Наличие инвентаря для игр . Для многих игр нужен инвентарь. Он должен быть подготовлен заранее и в достаточном количестве. Главная задача воспитателя при проведении народных игр научить детей играть активно и самостоятельно.

Слайд 17

Чтобы народные игры всегда были интересны детям надо: Н икогда не заставлять детей играть, а только приглашать; И спользовать яркие заставки к игре ( зазывалки , загадки, потешки , игрушки); С оздавать условия для активности и успехов каждого ребёнка; Б ыть объективным, никогда не сравнивать детей друг с другом; Н е сердится, если игра не получилась, найти причину неудачи; У частвовать в игре на правах партнёра, проявлять высокий непосредственный интерес к ней; С оздавать настроение ожидания следующей встречи с игрой.

Слайд 18

Народные игры для детей младшего дошкольного возраста «Мыши водят хоровод» «Воробушки и кот» «У медведя во бору» «Птички и кошка» «Пузырь» «Хоровод» «Карусель» «Каравай» «Ходит Ваня»

Слайд 19

Народные игры для детей среднего дошкольного возраста «Бабушка Маланья» «Зайчик и лиса» «Птички и кошка» «Мышеловка» «Мы на луг ходили» «Шатёр» «Селезень» «Грачи летят» « Огуречик » «Сова»

Слайд 20

Народные игры для детей старшего дошкольного возраста «Слепец и поводырь» «Краски» «Два мороза» «Дедушка Сысой » «Волки во рву» «Колечко» «Горелки» «Водяной» «Верба – вербочка » «Картошка» «Огородник» « Салки » «Двенадцать палочек» «Утки и гуси» «Казаки-разбойники» «Молчанка» «Жмурки» «Мельница» « Подкиды » «Ворон»

Слайд 21

Русские народные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость.

Слайд 22

Спасибо за внимание! Подготовила: старший методист С.Л. Головорушко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар: "Роль народной игры в воспитании младшего дошкольника"

Выступление на семинаре: "Роль народной игры в воспитании младшего дошкольника"...

Роль русских народных сказок в воспитании дошкольника в средней группе

Роль русских народных сказок в воспитании дошкольника.     Цель: формирование у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и разв...

Консультация для родителей "Роль народной игрушки в воспитании дошкольника"

Помочь родителям объяснить, что игрушка для ребенка -не просто забава,а культурное орудие, с помощью которого он осваивает  огромный и сложный мир....

Консультация для родителей "Роль народной игрушки в воспитании дошкольника".

Игра, в которую дошкольник включает манипуляцию теми или иными игрушками, это лучшая школа морали в действии (А.Н.Леонтьев)....

Роль народной игрушки в воспитании дошкольника.

         Народная игрушка приносит радость современному ребенку еще и потому, что она во многом схожа с творчеством самих детей....

Консультация для родителей "Роль народной игрушки в воспитании дошкольников".

Старинная русская игрушка — настоящая копилка народной мудрости,  с помощью которой старшее поколение передавало, а младшее принимало, сохраняло накопленный жизненный опыт. Обращение к наро...