Роль русских народных сказок в воспитании дошкольника в средней группе
учебно-методический материал (средняя группа)

Галковская Галина Михайловна

Роль русских народных сказок в воспитании дошкольника.

     Цель: формирование у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

     Исходя из поставленной цели были определенны следующие задачи:

  • Воспитательнаявоспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.
  • Обучающая: формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
  • Развивающая: развивать чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям.

       Актуальность. Выбранная мною тема вижу в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в дошкольниках, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

     Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.

     Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

 

Перспективный план на год

 

 

Месяц

Содержание работы

Задачи

Ответственные

Сентябрь

Изучение методической литературы.

 

Подбор и изучение литературы по теме;

 

 

Воспитатель

Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями).

 

Учить детей ориентироваться в некоторых помещениях дошкольного учреждения;

Воспитатель

Октябрь

Изготовление атрибутов

 

 

Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом.

Развивать аккуратность старательность;

Воспитатель

Сбор экспонатов для организации мини - музея "в гостях у сказки".

Привлечение родителей к созданию экспонатов.

 

Воспитатель

Родители

ноябрь

Изготовление атрибутов к играм-драматизациям

 

Подбор материала для детей.

 

 

 

Воспитатель

Экскурсия «Русская изба».

Показать ребятам наглядно предметы русского быта. Закрепить знание детей о русской избе.

Воспитатель

декабрь

Знакомство с русскими народными сказками.

Формировать представление о любви к родине, воспитывать, уважение к родным и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу.

Воспитатель

Дети

 

 

 

январь

Консультация: «Почитай мне сказку, мама».

 

 

Побуждать к активному

восприятию сказки, учить внимательно слушать сказку до конца и следить за развитием сюжета.

Воспитатель

 

 

 

 

Февраль

Драматизация сказки: «Теремок».

 

 

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры - драматизации).

Воспитатель

Дети

 

«Приключения в зимнем лесу!»

 

Показ сказки с детьми.

Активизировать память, речь. Вызвать положительные эмоции. 

Формировать навыки совместной работы.

 Воспитатель

Дети

март

Русская народная сказка «Репка».

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для родителей

Что за прелесть эти сказки!» - восклицал А.С Пушкин.

 

Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото).

«Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки».

 

Привлечь родителей. пробовать сочинять свои сказки вместе с детьми.

Воспитатель

Дети

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатели

Родители

Дети

 

Круглый стол с родителями по теме: «Доброта спасет мир».

Формировать обобщенное представление родителей в вопросах воспитания патриотизма.

Изготовление памяток на тему собрания.

Воспитатель

Родители

апрель

Писатель сказочник К. И. Чуковский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Театрализованные представления

 

Рассмотрение иллюстраций к сказкам К. И. Чуковского

Познакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Помочь запомнить его фамилию. Вспомнить по иллюстрациям знакомые сказки. Познакомить со сказкой «Добрый доктор Айболит».

 

Побуждать детей к творческой самореализации.

 

Воспитатель

Дети

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель

Дети

 

 

Викторина

 

 

 

«Наши любимые сказки».

 

 

 

Воспитатель

Дети

 

Как много мы узнали

 

 

 

 

 

 

 

«Моя любимая сказка».

Вспомнить прочитанные произведения. Развивать умение высказать свое мнение. Активизировать память, речь. Вызвать положительные эмоции. 

 

 

Конкурс совместных творческих работ родителей и детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель

Родители

Дети

май

Самоанализ плана по самообразованию

 

Воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план работы (НОД) в средней группе

 

 

месяц

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

декабрь

Знакомство с русскими народными сказками.

«Два мороза».

Цель: Воспитывать у детей волевые качества характера (бороться и не сдаваться, стоять до последнего).

Театрализованное представление «Теремок».

Цель: Вызвать интерес к русским традициям: помощь ближним, уважение друг к другу. Воспитывать доброту, любовь друг к другу, окружающему миру, чувство ответственности за все, что нас окружает.

 

 «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Цель: Дать детям представление о роли родителей в судьбе каждого ребенка. Учить детей слушать, уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей. Воспитывать трудолюбие, смирение.

 

 

январь

Развитие артистических способностей детей в театрализованной деятельности.

Цель: последовательное знакомство детей с различными видами театра.

«Лиса и журавль».

Цель: Учить применять смелость, находчивость и смекалку трудных ситуациях.

«Заюшкина избушка».

Цель: Познакомить детей с предметами русского быта. Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство.

 

«Мороз и заяц».

Цель: развивать внимание, память, продолжать знакомить с русскими сказками.

февраль

"Крылатый, мохнатый да м Цель: Показать детям силу коллективизма ("там, где трудно одному, сделаем с друзьями") Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку чувство товарищества.

 

 

"Лисичка со скалочкой".

Цель: познакомить детей с предметами русского быта (скалка, кадка, коромысло и Т.Д.). Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство.

 

«Каша из топора».

Цель: Увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью и находчивостью русского народа.

"Морозко".

Цель: Дать детям представление о роли родителей в судьбе каждого ребенка. Учить детей слушать, уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей. Воспитывать трудолюбие, смирение.

март

Праздник, посвященный Женскому дню.

Игры- забавы. Чтение стихов о празднике.

Цель: познакомить с короткими литературными произведениями, вызвать эмоциональный отклик на них. Развивать память. воспитывать любовь к маме.

"Мужик и медведь".

Цель: Учить применять смелость, находчивость и смекалку в трудных ситуациях.

«Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь».

Цель: знакомство детей с русской народной сказкой “Маша и медведь”.

 

Театрализованная деятельность: инсценировка русской народной сказки: «Волк и семеро козлят».

Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, понимать содержание.

 

апрель

"У страха глаза велики".

Цель: воспитывать у детей смелость, отвагу, умение прийти на выручку в трудную минуту

«Рассказывание русской народной сказки Рукавичка».

Театрализованная деятельность: инсценировка русской народной сказки «Рукавичка».

Викторина

«Наши любимые сказки».

 

май

Рассматривание иллюстраций: «День Победы».

Рисование «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют».

«Наша Родина». Цель:

развивать нравственно-патриотическое воспитание у детей младшего дошкольного возраста.

 

«Россия – Родина моя».

Цель: воспитывать патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою Родину.

 

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры - драматизации).

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx14.9 КБ
Файл otchet.docx15.67 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Что за прелесть эти сказки!» - восклицал А.С Пушкин.

     Произнесите эти волшебные слова: «Почитаем сказку…», и ребенок тут же подбежит к вам и приготовится слушать Вас.

     В каждой сказке своя мораль, каждая освещает какую-то новую ситуацию, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни. Просто задавайте ребенку вопросы и вместе ищите ответ. Можно поиграть в игру «Полезные сказочные советы». Берете какую-либо сказку, и — кто больше советов найдет?  Берете какой-либо полезный совет, и кто больше сказок назовет, где он встречается?

     Одна мама рассказывала, как ее дочка воспользовалась подсказкой из сказки. В дворовой песочнице ее девочка была самой маленькой, и вечно кто-нибудь отбирал у нее то совочек, то ведерко. И тут мама купила сказки «Кот, петух и лиса» и «Зайкина избушка». Прочитала, обсудили, даже поиграли. Мама старалась беседовать по сказке и строить игру так, чтобы дочка научилась звать на помощь, постоять за себя.

     Когда малышка снова оказалась в песочнице и ее снова стали толкать, она завизжала прямо в уши обидчикам изо всех сил. Больше на нее не нападали. Вот так сказка помогла.

Читать сказку нужно так, чтобы ребенок сопереживал поступкам героев, с восторгом воспринимал добро и всей душой противился злу.

Сказка помогает формировать речь ребенка, его эмоциональную жизнь, воспитывает умение удивляться разнообразию мира, развивает воображение и фантазию. 

      Мудрость, заложенная в сказках, воспитывает у детей уважительное отношение к окружающим людям.

     Если рядом Сказка, то ребенок стремится стать лучше, учится понимать и любить все живое, познает окружающий мир, пробует сочинять свои собственные сказки, знакомится с трудными правилами и понятиями, съедает «волшебное лекарство», с радостью и без капризов укладывается спать.

     Постарайтесь понять эмоциональную проблему Вашего малыша (страх, одиночество, неуверенность, грубость и другие черты). Задумайтесь, почему он тревожен, агрессивен, капризен – и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его существенную проблему. Придумайте фантастическое существо, пусть оно по сказочному сюжету преодолевает все трудности. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации.

     Рассказывая малышу сказку. Обязательно придумайте хороший финал. Сочиняйте только те сказки, которые близки и понятны именно Вашему ребенку.



Предварительный просмотр:

Отчет о проделанной работе воспитателя средней группы № 2

за учебный год 2016-2017 год.

Тема: «Роль русских народных сказок в воспитании дошкольника».

     Цель: формирование у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

     Исходя из поставленной цели были определенны следующие задачи:

  • Воспитательнаявоспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.
  • Обучающая: формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
  • Развивающая: развивать чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям.

       Я считаю, что сказка, доступна пониманию дошкольника. Сказка помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.

       А также в применении игр-драматизаций, прежде всего, была направлена на умении детей передавать настроение героев, отражать их поступки, владеть мимикой, интонацией. Сказка «Теремок» были представлена в виде спектаклей для детей. Исполняя роли, дети передавали настроение героев. В работе с родителями использовались различные приёмы работы и прежде всего, привлечение родителей к изготовлению атрибутов для театрализованных представлений. Была предложена вниманию родителей серия консультаций, как с помощью русских народных сказок, прививать любовь, сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

Благодаря сказкам дети стали на много активнее.

      Изучение выбранной темы мне помогло составить перспективное планирование по ознакомлению детей с русскими народными сказками и театрализованной деятельностью в течении года.

Были проведены мероприятия:

- Именины;

- Викторины и т.д.;

- Участие в конкурсе чтецов Леонида Лапцуя (Черепанов Максим);

- Учувствовала в конкурсе: «Кулинарное блюдо рецептов обаятельных и привлекательных мам» (3 место).

- Проводила круглый стол по теме: «Доброта спасет мир».

     С помощью сказки у ребенка развивается речь, Я решила, что буду дальше продолжать работать со сказками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль русских народных сказок в воспитании

Произведения устного народного творчества – не только большое искусство слова, они воспитывают наших детей....

консультация для воспитателей "Роль русских народных сказок в воспитании детей"

Материал предназначен для воспитателей детских садов, раскрывает роль русских народных сказок в воспитании детей....

Консультация для воспитателей и родителей «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»

Консультация для воспитателей и родителей«Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»...

Нравственно-этические достоинства русских народных сказок в воспитании дошкольников

Чтобы ребенок был готов к жизни, чтобы уверенно чувствовал себя в этом большом мире, необходимо вооружить его социальными знаниями и умениями....