Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей.
статья (подготовительная группа)

Абрамова Наталия Сергеевна

Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Абрамова Наталия Сергеевна

Воспитатель

ГБДОУ детский сад №34

Красногвардейского района

г.Санкт-Петербурга

Тема: Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей.

         

  Дошкольное детство - это особый по значимости период в психическом и личностном развитии дошкольника.

  Природу ребёнка дошкольного возраста можно охарактеризовать как деятельностную.

  Дошкольника смело можно назвать практиком: познание им мира идет чувственно-практическим путем. В этом смысле природа ребёнка изначально субъектна, т.к. дошкольник – это, прежде всего, деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно.

  Известно, что интерес к взаимодействию детей друг с другом возникает уже в младшем дошкольном возрасте. Прежде всего, контакты детей происходят в совместных играх, затем в других, специфически дошкольных видах деятельности. Старший дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования детских взаимоотношений.

  Совместная деятельность дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации происходит как в рамках непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, так и в процессе непосредственного общения воспитанников в разных видах деятельности. Совместную деятельность следует отличать от деятельности «рядом, но не вместе».

  Работа по организации начальных форм сотрудничества в паре включает четыре этапа:

        Первый – вербальное обозначение взрослым ситуации занятия (напоминание правил игры или содержания продуктивной деятельности, обсуждение вместе с детьми адекватного способа совместного выполнения задания).

        Второй – образование пар (естественное объединение дошкольников по собственному желанию; помощь взрослого детям, испытывающим затруднения в выборе партнеров).  

        Третий – собственно взаимодействие ребенка со сверстником (самостоятельное распределение обязанностей в паре, разделение операций, совместное выполнение задания, помощь взрослого в тех случаях, когда возникающие между детьми разногласия могут привести к разрушению совместных действий). Если пары дошкольников не справляются с заданием, с ними еще раз проговаривается соответствующий способ взаимодействия.

Неизбежно возникающие конфликтные ситуации, негативное поведение детей обсуждается только с конкретной парой дошкольников, без привлечения внимания остальных сверстников. Предоставить детям возможность высказать свои претензии друг к другу, предположения, почему у них что-то не получилось, предложить продолжить выполнение задания, учитывая полученный опыт.

Поэтому, предварительная работа педагога является главным условием по взаимодействию детей в парах. Педагог должен акцентировать важность договора пары для того, чтобы цель совместной деятельности была достигнута (создание рисунка, поделки, картинки, любого продукта совместной деятельности).

       Четвертый этап – анализ и оценка продуктов деятельности. На данном этапе,  ведущая роль остается за педагогом, который после выполнения задания организовывает выставку детских работ, обращает внимание детей на работы сверстников, предлагает рассмотреть их, сравнить со своими, давая при этом образец доброжелательной конструктивной оценки.

    После нескольких образовательных ситуации, когда дети приобретают небольшой предварительный опыт взаимодействия со сверстниками, на кукольных персонажах можно проигрывать «отрицательный образец» взаимодействия (куклы выполняют задание, не обращая внимания друг на друга, ссорясь, отбирая материал и т.п.).

В итоге они «не справляются с заданием». Далее с детьми обсуждаются причины сложившейся негативной ситуации, предлагается сказать, как бы они поступили в данном случае. Таким образом, педагог подводит детей к осознанию необходимости предварительной договоренности с партнером о порядке действий. После этого куклам «предоставляется возможность исправиться», то есть выполнить задание верно, сообща.

Основные принципы, на основе которых формируется совместная деятельность у старших дошкольников :

- обучение носит развивающий характер, воспитатель не даёт готовых образцов действия и определений, а стимулирует и направляет детский поиск на решение поставленной проблемы;

- совместная деятельность организуется на основе знакомого программного материала, когда дети знакомы со способами решения поставленных задач;

- не менее важным толчком является проблемная ситуация, побуждающая к поиску не только решения задачи, но и способов взаимодействия;

 - поиск решения проблемы происходит при помощи вопросов и ответов педагога и детей. Выделяется цель, способы и действия решения задачи, а затем после её достижения подводится итог, т.е. проводится рефлексия.

   Для успешного совместного выполнения заданий могут быть применены следующие педагогические методы и приемы, направленные на групповое взаимодействие и сотрудничество в продуктивной деятельности:

-использование мотивационного компонента при постановке задач (сделать для кого-то подарок, поделку),

-формирование у детей способности распознать ситуацию сотрудничества, выбрать и принять такую позицию в социальных отношениях, которая отвечает его возможностям в данной деятельности (умение выслушивать и считаться с мнением других при изготовлении коллективных панно, коллажей),

-разыгрывание проблемных ситуаций (реализуя данные ситуации, педагог воздействует на чувство сострадания, которое доступно в дошкольном возрасте, побуждают детей̆ к сочувствию, сопереживанию при решении поставленной̆ задачи),

-ситуации морального выбора (когда осознание важнейших нравственных категорий постигается дошкольниками с опорой на конкретные действия в отношении сверстников: помощь в завершении начатой поделки и т.д.)

   Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для освоения разнообразных форм взаимодействия ребенка со сверстниками. Одной из таких форм является сотрудничество. Именно сотрудничество обладает наибольшим потенциалом для достижения положительных результатов в развитии личности в условиях совместной деятельности, позволяет наполнить жизнь ребенка интересными делами, радостью от совместных побед, переживаниями в процессе выполнения общего дела, что, бесспорно, составляет бесценный социальный опыт, столь необходимый детям во взрослой жизни . Освоение опыта сотрудничества со сверстниками в дошкольном детстве повышает эффективность совместной детской деятельности, способствует формированию социальной готовности к обучению в школе. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей

Робонен Виктория Сергеевна,ВоспитательГБДОУ детский сад №95Красногвардейского района Санкт-Петербурга  Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности...

Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей.

Одним из коммуникативных умений является умение работать в паре....

«Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей»

Жизнь в социуме предполагает постоянное общение людей, успешность которого часто зависит от их умения договариваться....

Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей

Одним из компонентов развития личности ребёнка рассматривается совершенствование навыков общения и взаимодействия сверстников, формирование готовности к совместной деятельности. Одним из коммуникативн...

Статья на тему :"Работа старших дошкольников в паре:методы и приемы организации совместной деятельности детей "

Статья на тему :" Работа старших дошкольников в паре:методы и приемы организации совместной деятельности детей "...