«Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей».
статья по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ендовицкая Ирина Владимировна

В статье описаны методы и приёмы работы детей в паре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_starshih_doshkolnikov_v_pare.docx18.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                       Ендовицкая Ирина Владимировна

                                                    Музыкальный руководитель

                                                 ГБДОУ детский сад №34

Статья.

«Работа старших дошкольников в паре:

методы и приемы организации совместной деятельности детей».

Совместная деятельность взрослого и детей - это основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: деятельность двух и более участников образовательных процессов (взрослого и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможного свободного размещения, перемещения и общения в процессе образовательной деятельности). Совместная деятельность является необходимым условием социализации человека, средством и фактором его общего психического и личностного развития, источником познания, переживаний, социальной практики, средством самопознания и проявление растущей личности. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников и требованиям взрослого или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.

        В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены целевые ориентиры, в которых на этапе завершения дошкольного образования ребенок «активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных мероприятиях, играх, способен договариваться, учитывать мнения других, ребенок может следовать социальным нормам и правилам поведения в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками», что соответствует характеристике ребенка как субъекта взаимоотношений.

        Для того чтобы данные целевые ориентиры были достигнуты, в ФГОС ДО рекомендуются следующие педагогические условия организации совместной деятельности в ДОУ:

- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированы интересы и возможности каждого ребенка и учитывающей социальную ситуацию его развития; поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности.

Для того, чтобы к началу школьного возраста умение работать в паре/группе было освоено, его развитие должно осуществляться постепенно и пройти в дошкольном периоде три этапа.

  1. Первый этап (4-5 лет - средний возраст) - должен быть направлен на то, чтобы дети получили позитивный опыт работы в паре и в группе сверстников под руководством взрослого.
  2. Второй этап (5-6 лет - старшая группа) - заключается в получении дошкольниками опыта договора пары о выборе предмета деятельности под руководством взрослого, развитии самостоятельности и творчества в совместной деятельности.
  3. Третьи этап (6-7 лет - подготовительная группа) -  должен обеспечивать полученный детьми опыт осознанного и самостоятельного договора в паре и группе о предмете и способе деятельности.

Музыкально – ритмическое воспитание в этом смысле оказывается одним из стержневых видов деятельности, объединяющим музыку, пение, движение и слова. Овладевая навыками ритмического выразительного движения, ребенок учится владеть своим телом, у него формируется правильная осанка, выразительная легкая походка.

По своему опыту работы в процессе организации музыкально – ритмического развития в дошкольном учреждении показал, что существуют проблемы движений в паре, детям сложно запоминать разнообразные танцевальные движения, их последовательность, смену рисунка в танце.  Существуют эффективные средства активизации музыкально – ритмических движений и творческих подходов к подбору методов и приемов. Я ставлю перед собой задачи, которые направлены на:

  1. Развитие двигательной памяти, при поэтапном разучивании танцев
  2. Обогащение двигательного опыта детей по кругу и в парах, совершенствование танцевальных движений с помощью образа.
  3. Развитие творческих способностей, потребности в самовыражении, выразительности в движении под музыку.

Работа по развитию умений сотрудничать детей друг с другом ведется в непосредственной образовательной деятельности. У детей формируется умение делить между собой материал (музыкальные инструменты, платочки и прочие атрибутики), в музыкальных играх распределять функции посредством выбора роли (кошка-мышка, медведь и пчелы и др.).

        Для выполнения заданных направлений подобраны следующие методы и приемы:

  1. Наглядно – слуховой метод, используется мной при ознакомлении детей с музыкальным произведением, с помощью которого в дальнейшем строится музыкально ритмическая композиция.
  2. Наглядно – зрительный метод, применятся при показе игр, плясок, отдельных танцевальных алиментов.
  3. Словесный метод, используется в танцах, играх при пояснении хода выполнения движений.

Примеры:

1.Зеркальное отражение движений, подражание, «условный язык» - язык жеста при показе (кружение – пальчик вверх с круговыми движениями, побежали – вниз движение двумя пальчиками, «Шаги» и так далее).

2. Работая в паре со старшим дошкольным возрастом, можно условно разделить помещение на две части: в одной дети выбирают партнера, в другой выполняют задание. Чтобы ребенок обращал внимание именно на своего партнера, лучше для каждой пары выделить стульчик.  Я, вначале предлагаю детям договориться о том, кто и кем будет (в игре рассказать об этом, и только после этого дети «пары» выбирают материл сами). По окончании деятельности дети сравнивают с собой другие пары.

Существуют различные игровые приемы:

  1. Бодрый и спокойный шаг (дети шагают как на параде и спокойно «гуляют», при этом рассматривают птичек за окном, дождик, деревья и т.д) - на отвлечение
  2. Упражнение «кошечка», потягивание, даже мурлыкание – на расслабление и     «конь»  - для напряжения всех мышц.
  3. Рисование кистями рук в воздухе или носочком на полу, различных цветочков, узоров, домиков и т.д. – для концентрации внимания и проявления воображения.  В паре – один «рисует» дом, второй – «трубу» и «дым»
  4. «Карусель» для движения по кругу в паре.
  5. «Веселые ленточки» - в парах к правым ногам одевается цветная лента на резинке, при разучивании, например «ковырялочка» дети видят с какой ноги им начинать движение и не столкнуться при этом ножками, тоже – с ручками.

При организации совместной деятельности на музыкальных занятиях в паре неизбежно возникают конфликтные ситуации, от них никуда не деться. Но я стараюсь негативное поведение детей обсуждать только с конкретной парой дошкольников, не привлекая внимания остальных сверстников. Предоставляю детям возможность высказать свои претензии друг к другу, предположения, почему у них что-то не получилось, предложить продолжить выполнение задания, учитывая полученный опыт.

        Таким образом, в организации совместной деятельности детей, данные методы и приемы музыкального воспитания, дополняют друг друга для работы в паре. Способствуют более активному развитию музыкально - ритмического движения, стимулирует речевую активность и самостоятельность, способствуют овладению необходимыми навыками взаимодействия между собой и с педагогом; навыками само и взаимного контроля результатов деятельности, определяет задачи музыкального воспитания, проявления детей к музыкальной деятельности.

        

Используемая литература:

1. Зацепина М.Б. Культура — основа развития ребенка дошкольного возраста: Монография. М.: РИЦ «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2011.

2. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Учен, записки Гос. НИИ психологии. Т. 2. М., 1941.

3.Груздова И.В. Организация и развитие самостоятельной музыкально-игровой деятельности в детском саду.  Справочник музыкального руководителя № 1 – 2013.

 4. Деркуновская В.А. ФГОС о музыкальном развитии ребенка. Справочни музыкального руковдителя № 2 – 2016

5. Роот З.Я. Музыкально – дидактические игры. Москва 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей

Робонен Виктория Сергеевна,ВоспитательГБДОУ детский сад №95Красногвардейского района Санкт-Петербурга  Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности...

Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей.

Одним из коммуникативных умений является умение работать в паре....

«Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей»

Жизнь в социуме предполагает постоянное общение людей, успешность которого часто зависит от их умения договариваться....

Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей

Одним из компонентов развития личности ребёнка рассматривается совершенствование навыков общения и взаимодействия сверстников, формирование готовности к совместной деятельности. Одним из коммуникативн...

Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей.

Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей....

Статья на тему :"Работа старших дошкольников в паре:методы и приемы организации совместной деятельности детей "

Статья на тему :" Работа старших дошкольников в паре:методы и приемы организации совместной деятельности детей "...