Проект «Блокадный хлеб»
проект (подготовительная группа)

Яхтанигова Аминат Мухамедовна

«Блокадный хлеб»

Из чего он только не выпекался — ленинградский блокадный хлеб! Разные были примеси. Добавляли к ржаной муке муку овсяную, ячменную, соевую, кукурузную. Применяли жмых — льняной, хлопковый, конопляный. Использовали отруби, проросшее зерно, мельничную пыль, рисовую шелуху и многое другое. По десять раз перетряхивали мешки из-под муки, выбивая возможное из невозможного.

Хлеб был кисловатым, горьковатым, травянистым на вкус. Но голодным ленинградцам казался милее милого.

Мечтали люди об этом хлебе.

Пять раз в течение осени и зимы 1941 года ленинградцам сокращали нормы выдачи хлеба. 2 сентября состоялось первое сокращение. Норму установили такую: 600 граммов хлеба взрослым, 300 граммов — детям.

Вернулся в этот день Валеткин отец с работы. Принёс хлеб. Глянула мать:

— Сокращение?!

— Сокращение, — отозвался отец.

Прошло десять дней. Снова с работы отец вернулся. Выложил хлеб на стол. Посмотрела мать:

— Сокращение?!

— Сокращение, — отозвался отец.

По 500 граммов хлеба в день стали теперь получать взрослые.

Прошло ещё двадцать дней. Наступил октябрь. Снова сократили ленинградцам выдачу хлеба. Взрослым — по 400 граммов на день, детям — всего по 200.

Прошёл октябрь. Наступил ноябрь. В ноябре сразу два сокращения. Вначале по 300, а затем и по 250 граммов хлеба стали получать взрослые. Дети — по 125.

Глянешь на этот ломтик. А ломтик — с осиновый листик. Виден едва в ладошке. И это на целый день.

Самый приятный час для Балетки — это тот, когда с завода приходит отец, когда достаёт он из сумки хлеб.

Хлеб поступает к матери. Мать раздаёт другим. Вот — отцу, вот — дедушке, бабушке, вот дольку берёт себе. А вот и ему — Валетке. Смотрит Валетка всегда зачарованно. Поражается одному: в его куске 125 граммов, а он почему-то больше других. Отцовского даже больше.

— Как же так? — удивляется мальчик.

Улыбаются взрослые:

— Мука в нём другая — детская.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon blokadnii_hleb.pdf438.74 КБ
Файл blokadnyy_l.docx26.47 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Дети входят под музыку и садятся на стульчики.

На экране показ слайдов:

Ведущий 1: 

Опять война, опять блокада…
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо, не надо раны бередить.
Ведь это верно, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже, если это правда,
Такая правда –
Не права.

 Ведущий 2
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили. Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война.
Ведь эта память – наша совесть.
Она, Как сила, нам нужна!

Стихотворение читает ребенок 11гр
Кто-то помнит об этом со школьной скамьи,
Кто-то – с первых ступеней детсада...
В необъятной стране нет, пожалуй, семьи,
Где не знают, что значит – БЛОКАДА...

Ведущий 2: Много лет тому назад, когда нас еще не было на свете, на нашу Родину напала  фашистская Германия. Началась Великая Отечественна Война. Сегодня мы поговорим  о том , какие тяжелые испытания пришлось пережить жителям Ленинграда, во время той страшной и беспощадной войны. Но город Ленинград не сдавался. Наступили 900 тяжелых и голодных дней, почти два с половиной года.


Ведущий 1: Город бомбили и днем, и ночью. Защищать город вышли все от мала и до велика, и старики, и дети.

Стихотворение читает ребенок 3гр.
Ребенок: От взрывов продыху не знали,
Те, кто уехать не смогли.
И днем, и ночью шла бомбёжка,
И днём, и ночью шёл обстрел.

Ведущий 1: Для жителей Ленинграда наступило очень тяжелое время, была ранняя , холодная зима. Город остался без тепла, есть было нечего.
Склады с продовольствием разгромили. Варили и ели все что находили.

Стихотворение Н.Алексеева «Городу Ленинграду»  читают дети 7 гр. 

Голод и холод.

Война и разруха.

Сильный был город,

Не падал он духом!

Дыхание смерти было повсюду,

Но выжили, выжили люди!

Блокадный паёк,

Стакан кипятка.

Вот жизни глоток,

Потом темнота.

А город прорвался!

А город воскрес!

А город остался!

Никуда не исчез!

Ведущий 1: Была бомбежка. Сгорело все: мука, масло, сахар. Потом, зимой, туда женщины ходили, землю отковыривали, варили, процеживали. Получался сладкий отвар. От сахара.
Ведущий 2: Хлеб выдавали по карточкам, норма хлеба была очень мала – всего 125гр. Хлеб был невкусный, липкий, как клейстер. Если вдруг карточку потеряешь, то и вовсе останешься голодным. Кроме хлеба больше ничего не было. 


Стихотворение Лидии Хямиляниной «Блокадный хлеб» читают дети 7 гр.

Я вспоминаю хлеб блокадных лет,
Который в детском доме нам давали.
Не из муки он был - из наших бед,
И что в него тогда только не клали!

Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,
С корой. Колючий так, что режет десна.
Тяжелый, горький - с хвоей, лебедой,
На праздник, очень редко - чистый просто

Ведущий 1: В городе не было воды, от бомбежек и от холода вышла из строя система городского водоснабжения, и воду пришлось брать из Невы и каналов. Воду доставали с великим трудом, и в холод, и в мороз люди шли на Неву. С водой нужно было подниматься в гору, радовало одно, была зима и вода сразу же замерзала. Воду возили на санках, в бидонах. 

Ребенок 3 гр. читает стихотворение

Я в гору саночки толкаю,

Ещё немного – и конец.
Вода, в дороге замерзая,
Тяжёлой стала, как свинец.
Метёт колючая пороша,
А ветер каменит слезу.
Изнемогая, точно лошадь,
Не хлеб, а воду я везу.


Ведущий 2: Тепла в домах не было, стоял холод. Люди жгли все, что попадало под руку. В те времена, люди дорожили и ценили книги, но им пришлось жечь даже их. Со слезами на глазах они жгли мебель, книги…
От холода и голода умирали люди. 
Ладожское озеро народу помогло.
Мы дорогу жизни вечно помнить будем,
Выстояли люди всем врагам назло.

Ведущий 1: Дороги были разбиты и разбомблены. В город и из города можно было выбраться только по Ладожскому озеру. Озеро замерзло и по нему была проложена дорога, по которой доставляли в блокадный город продовольствие и все что требовалось городу. Из города по этой дороге вывозили детей, стариков и раненых. Эта дорога называлась «Дорогой жизни». 
Многие машины не доезжали до места назначения.

Стихотворение читают дети  11гр
И только Ладога спасала, 

Когда стояли холода. 
Тогда "Дорогой жизни" звала 
Её народная молва.

Песня: «9 мая» - поют дети подготовительной  к школе группы №3.

Ведущий 1: Ребята в это трудное время не забывали и про учебу. Они с огромным желанием ходили в школу, хотя там тоже было холодно, даже замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах…

Ведущий 2:У многих случались голодные обмороки, многие валились с ног от холода и бессилия.

Ведущий 1:

Девчонка руки протянула, 
И головой - на край стола... 
Сначала думали - уснула, 
А оказалось - умерла. 
Её из школы на носилках, 
Домой ребята понесли.
В ресницах у подруг слезинки, 
То исчезали, то росли. 
Никто не обронил ни слова. 
Лишь хрипло, сквозь метельный сон, 
Учитель выдавил, что снова 
Занятья - после похорон.

Ведущий 2: В годы Блокады очень трудно приходилось женщинам. Ведь им нужно было растить и беречь детей, оберегать свою семью. Женщины тоже вставали на защиту рядом с мужьями и детьми. А по – другому они не могли поступить… Ведь многие из их отцов, мужей и братьев не вернулись с кровавых полей битвы.

Танец «Журавли» исполняют дети 11 гр.

Стихотворение  Н.Алексеева «Люди Ленинграда» читают дети 7 гр.

Люди Ленинграда, вы - герои!

Люди Ленинграда, вы - герои!

Подвиг ваш бесценен на века!

Пусть не будет больше горя.

Никогда, никогда, никогда!

Память о блокаде Ленинграда

С трепетом в сердце храним.

За мужество, силу, отвагу

Ленинградцам спасибо говорим!

Ведущий 1: Предлагаю всем встать и почтить минутой молчания память о всех, кто погиб в те тяжелые времена. 
Минута молчания под звук Ленинградского метронома.

Ведущий 2: Очень страшное было время. Погибло очень много народа. В настоящее время нам напоминает о том страшном времени - памятник погибшим под Ленинградом.

Танец «Красные маки» исполняют дети 7гр.

Стихотворение читают дети 11гр

Под шелестом опущенных знамён

Лежат бок о бок дети и солдаты.
На пискарёвских плитах нет имён,
На пискарёвских плитах только даты.
Год сорок первый…
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой. (Вольт Суслов)

Ведущий 1: 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Наши солдаты прогнали фашистов с Ленинградской земли. Все праздновали победу, на улицах все обнимали друг друга. Давайте и мы с вами отпразднуем победу, и споем песню.

Дети 7 гр.исполняют песню «Эх, путь дорожка»


Ребенок 3 гр.читает стихотворение

От усталости шатаясь, ленинградцы  (3 гр)
Шли на улицы, и слышалось: «Ура!» 
И сквозь слёзы начинали обниматься,- 
Всё! Закончилась блокадная пора! 
Есть салют у нас весной,- на День Победы, 
Он цветами красит небо всей стране,
Но особо почитают наши деды,
Тот салют в голодно-белом январе…

Ведущий2:Вскоре после снятия блокады ,закончилась и вся война! Посмотрите ,как прекрасен сейчас город Ленинград! Он растет и становится краше день ото дня. И мы всегда должны быть благодарны  тем, кто отстоял Ленинград в годы войны, не сдал его врагу, а после войны восстановил разрушенное. Наступил мир на земле! Отстроили дома, школы, садики, больницы, посадили деревья ...Мы с вами дети живем в мирное время! Благодаря мужеству, отваге , трудолюбию, мы одержали победу! И мы всегда должны помнить подвиг наших прадедушек и прабабушек, подаривших нам жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МИНИ ПРОЕКТ «БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ»

Познавательно-экспериментальная деятельность «Блокадный хлеб»....

Проект в старшей группе «Блокадный хлеб»

Проект в старшей группе «Блокадный хлеб» Цель: пробуждать у детей чувство гордости за родной город и его жителей. Воспитывать чувство уверенности в том, что лишения можно преодол...

Конспект занятия"Блокадный хлеб" с использованием презентации «Хлеб блокадного города»

Методический материал к презентации для детей дошкольного возраста.Образовательная область ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие»....

Тематическое занятие в подготовительной группе « Блокадный хлеб» и проведение акции « Блокадный светлячок».

Хлеб - это продукт питания, который мы употребляем ежедневно. Хлеб является символом достатка, почета и уважения. Существует большое разнообразие хлеба: высший сорт, ржаной, с отрубями. Придя в магази...

Проект " Кусочек блокадного хлеба "

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно&nd...

Социально-значимый проект "Кусочек блокадного хлеба"

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно&nd...