Индивидуальный маршрут развития ребенка
рабочая программа (младшая группа)

Ярославлева Елена Сергеевна

Индивидуальный маршрут развития ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_marshrut_razvitiya_rebenka.docx35.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 322 «Морозко»

 660130, Красноярск, ул. Гусарова, 31                                                                             тел.246-47-79

Согласовано:                                                                               Согласовано:                                                                                          ст.воспитатель_______ Агаева А.В                                         Заведующий МАДОУ №322  

                                                                                                        Мухаматгалеева К.А.                                                                                

Согласовано:                                                                               ________________________

Законный представитель ребенка

Ф.И.О. ______________________________

Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка

 (вторая младшая группа)

Ф.И.О. ребенка:

                                                                                      Разработали:

                                                                                      Воспитатель

                                                                                      Воспитатель

                                                                                      Учитель-логопед

                                                                                      Педагог-психолог

                                                                                      Учитель-дефектолог

                                                                                      Муз.руководитель

                                                                                      Инструктор по ФК

           

            Особенности ребенка

Ф.И.О. ребенка:

Дата рождения:

Заключение ТПМПК: ОНР - Iур, моторная алалия

Заключение невролога: Моторная алалия

Посещает ДОУ с 1 сентября 2021г.

Контакт со взрослыми и сверстниками устанавливает легко.

Познавательный интерес - на фронтальных занятиях ребенок проявляет неустойчивый интерес. Индивидуальные занятия заинтересовывают ребенка, он более усидчивый, более внимательный, требуется постоянная смена деятельности.

Крупная моторика развита недостаточно. Отмечаются нарушения в координации, ловкости и точности движений.

Мелкая моторика требует дальнейшего развития: может самостоятельно рисовать, легко собирает конструкторы,  испытывает затруднения в умении вырезать, наклеивать. Заметны небрежность в рисовании (выходит за границы листа бумаги и за контур рисунка), спешность в работе, неточность при обрывании бумаги, сильный нажим на карандаш. Ведущая рука правая. Самостоятельно пользуется столовыми приборами.

Интеллектуальные умения: соотносит простые вкладыши (круг, квадрат, треугольник). Пары предметов и пары картинок не соотносит. Показывает и узнает отдельные знакомые изображения. Классификацию не проводит. Пирамидку собирает без учета величины.

Не сформированы все компоненты речи, словарный запас ограничен обиходно-бытовой тематикой, наличие большого количества звукоподражаний в речи.

Навыки самостоятельности развиты недостаточны – необходима организующая, направляющая, обучающая помощь.

Обращенную речь понимает.

Проявляется эмоциональная неустойчивость, быстрая смена поведения от спокойного до гиперактивного.

ЗУН не соответствуют возрасту.

Навыки самообслуживания недостаточны, требуется контроль взрослого.

Игровая деятельность – предметно-манипулятивная. Правила игры недоступны для понимания ребенком на данном возрастном этапе. Поддерживает игру с детьми с помощью взрослого.

Ребенок воспитывается в полной семье. Воспитание занимаются оба родителя.

Особенности группы

В группе 21 человек. Дети  дружелюбно относятся к мальчику, пытаются общаться с ним, вовлекают в игры.

Цель: Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации ребенка, его социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

Задачи индивидуального маршрута развития ребенка:

- Развитие навыков самообслуживания.

- Развитие умения повторять за движениям взрослого.

- Развитие крупной и мелкой моторики.

- Стимуляция речевого развития.

- Развитие понимания обращенной речи.

Принципы работы:

  • Принцип индивидуализации учета возможностей, особенностей развития и потребностей ребенка.
  • Принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов ребенка.
  • Принцип интеграции усилий специалистов.
  • Принцип реализации деятельностного подхода к воспитанию и обучению.
  • Принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала.

Предполагаемые результаты:

- Положительная динамика психического, физического, интеллектуального и личностного развития ребенка.

- Сформированы самостоятельность, любознательность, интересуется причинно-следственными связями. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловые картины из окружающей реальности.

- У ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

- Эффективное формирование нарушенных функций, положительные сдвиги в психическом и физическом развитии ребенка.

- Ребенок владеет основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу в игре, общении, конструировании. Способен выбирать себе род занятий.

- Ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства.  

Содержание по предметным областям:

Область

Задача

Ожидаемые результаты

Форма оценивания

Физическое развитие:

Развитие умения, ходьбе разными способами (обычная, на носках, на пятках, с высоким подниманием колена, ходьбе в полуприсяде, перекатом с пятки на носок приставным шагом.)

Бег по дорожке с заданием и без задания, по ограниченной поверхности (скамейке),

держать в руках большой и     маленький мяч, прыжкам на двух ногах, ползанье на четвереньках.

Расширились умения ходьбе разными способами. Прыгает на двух ногах с продвижением вперед, Ползает на четвереньках через несколько предметов. Держит мяч двумя руками, подбрасывает его.

Деятельностные пробы.

Художественно-эстетическое развитие

Формирование умения  рисовать элементарные элементы, приклеивать, лепить простые предметы из пластилина.

Приклеивает, мажет клеем, лепит шар, колбаску из пластилина, рисует простые элементы с дозированной помощью взрослого по подражанию.

Деятельностные пробы, анализ продуктов деятельности

Речевое развитие

Минимизация речевого негативизма. Расширение степени понимания обращенной речи, стимуляция вербальной имитации, обучение умениям работать с картинным материалом, введение способов альтернативной коммуникации

Понимает простые короткие инструкции. Активный словарь расширился. В речи появились слова-действия. Появились короткие двусоставные фразы.

Система тестов и проб, создание ситуаций применения в реальной жизни

 Познавательное развитие

Обучение умениям соотносить, конструировать по образцу, обучение навыкам элементарной классификации, формирование способа действий с учетом величины, умения собирать простые разрезные картинки из 2 частей.

Соотносит цвета, не менее 3 форм, раскладывает предметы на 2 группы

Строит постройку из 2-3 элементов по образцу

Собирает вкладыш из 2 частей.

Деятельностные пробы

Социально-коммуникативное

Формирование умения работать за столом не менее чем 15 минут, коммуницировать с педагогом, удерживать контакт с педагогом и со сверстниками.

Формирование элементарного самоконтроля, умения выполнить самостоятельно многократно отработанное действие.

Повторение игровых  действий по образцу, манипуляция игрушками. Формирование интереса к игровой деятельности.

Работает за столом не менее 15 минут, удерживает контакт.

На сенсорном материале может проверить себя при указании на ошибку

Элементарные попытки самостоятельной игры.

Деятельностные пробы, наблюдение

 Система работы узких специалистов

узкие специалисты

области

проблема

пути решения

Ожидаемые результаты

Форма оценивания

педагог-психолог

Развитие ВПФ

1.Восприятие не достаточно развито

1.Развитие восприятия:

- продолжать развивать звукоподражание животным, транспорту;

- продолжать развивать представления о сенсорных эталонах

- слуховое восприятие:

- дифференциация звуков;

- построение звукового ряда за педагогом.

- тактильное восприятие:

- формировать умения различать различные текстуры: мягкие, твердые, гладкие, шершавые.  

2.Развитие внимания:

- развитие произвольности внимания, умения сосредотачиваться на одном задании в течение 5 минут;

- формирование умения работать за столом в течении 7-10 минут;

- развитие умения находить такую же картинку (одинаковую);

3. Развитие памяти:

- развитие умения запоминать зрительно 5 несвязанных друг с другом предметов (изображений);

4. Развитие мышления:

 -развитие умения собирать разрезные картинки из 3 простых деталей.

- формирование категорий (посуда, фрукты, овощи, одежда).

5. Развитие саморегуляции:

- развитие умения выполнять самостоятельно многократно отработанное действие.

6.  Развитие мелкой моторики:

- развитие умения раскрашивать изображение не заходя за его границы пальчиковыми красками и карандашом.

- продолжать развивать умение нанизывать бусы на веревочку (без указания на принцип сборки, с указанием принципа сборки).

- подражает звукам животных, транспорта.

- называет и показывает основные цвета: красный, желтый, зеленый, черный;

- находит

вышеуказанные цвета в окружающем пространстве.

- различает на слух сколько звуков было издано.

- повторяет за педагогом определенный звуковой ряд.

- различает различные текстуры: мягкие, твердые, гладкие, шершавые.

Ребенок

сосредотачивает внимание на одном задании в течение 5 минут;

- ребенок работает за столом 7-10 мин;

- находит такую же картинку (одинаковую);

Зрительно

запоминает 5

несвязанных друг с другом предметов (изображений).

Умеет  собирать разрезные картинки из 3 простых деталей.

- знает предметы относящиеся к категориям: посуда, овощи, фрукты, одежда.

- применяет по назначению одежду, посуду, мебель (может одеть и покормить куклу и т.д.).

Выполняет

 самостоятельно многократно отработанное действие.

- Умеет раскрашивать изображение пальчиковыми красками не выходя за его границы

-умеет нанизывать бусы в заданном порядке и произвольно.

1. Промежуточный мониторинг

Наблюдение.

Промежуточный мониторинг.

Промежуточныймониторинг по блоку.

Наблюдение.Промежуточный мониторинг по блоку.

Наблюдение.

Наблюдение.

Учитель-дефектолог

Познание

Представление об основных  цветах, форме, величине сформировано не достаточно.

Элементарные математические представления ниже возрастных нормативов.

Слабо ориентируется в пространстве и времени.

Ручная умелость, графические навыки требуют совершенства.

Развитие восприятия цвета, формы, величины в соответствии с программными требованиями.

Формирование и развитие элементарных математических представлений.

Форм. - е  временных представлений и пространственной ориентировки.

Совершенствование графических навыков и ручной умелости.

Называет, соотносит и выделяет  основные цвета, плоскостные фигуры, может разложить предметы учитывая цвет, форму, величину.

Владеет временным понятием (сутки, вр. года). Владеет счётом в пределах 5. Способами уравнивания предметов. Различает пространственные направления относительно себя (верху - в низу).

Уверенно владеет карандашом.

Заполнение диагностического  протокола, анализ продуктов деятельности.

музыкальный руководитель

Художественно эстетическое воспитание

 Развивать координацию слуха, развивать певческие навыки, развивать ритмопластику, учить подражать подпеванию гласных.

Дидактические игры, направленные на развитие координации слуха. Сюжетные игры хороводы, вовлечение в танцевальные игры  с сопровождением муз инструментов.

Игры, способствующие развивать эмоциональную отзывчивость на звучание некоторых муз инструментов.

Развита координация слуха,приобретены певческие навыки, освоила элементы ритмопластики,подпевает, подражая гласными звуками

Пробы, участие в итоговом событии

инструктор по физической культуре

Физическое развитие

Любое задание необходимо повторить несколько раз прежде, чем ребенок начнет его выполнять.

Создание ситуаций в которых нужно выполнять поручения педагога с неоднократным повторение инструкции.

Такой способ способствует формированию умения выполнять задания  по устной инструкции, и устранению причин возникших трудностей.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга).

учитель-логопед

Звукопроизношение

Артикуляционная и мелкая моторика

Фонематическое восприятие.

Словарный запас

Грамматический строй речи

Связная речь

Артикуляционная и мелкая моторика требует развития.

Фонематический слух не развит.

Пассивный словарь резко преобладает над активным.

Развитие навыка обобщения

Грамматический строй речи не развит

Связная речь не развита

Уточнение и закрепление артикуляционного уклада гласных и согласных звуков.

Развитие слухового внимания, формирование фонематического восприятия.

Развитие фонематического слуха на неречевых и речевых звуках.

Формирование слоговой структуры.

Развитие  и активизация словаря по всем лексическим темам.

Развитие и формирование грамматического строя речи.

Развитие и совершенствование связной речи.

Правильное произношение гласных и согласных звуков. Узнавание по артикуляции гласных звуков.

Узнавание речевых и неречевых звуков, определение и называние.

Научится употреблять односложные, двухсложные слова с открытым и закрытым слогом,  со стечением согласных.

Пополнится словарь существительных, глаголов, прилагательных и наречий. Научится употреблять простые слова-антонимы.

На стадии формирования навыки словоизменения, словообразования, согласование в роде, числе и падеже. Научится употреблению простых предлогов

Использует в речи предложения из 2-3 слов. Владеет описательным рассказом по картинке и по серии сюжетных картин с помощью наводящих вопросов.

Заполнение диагностического  протокола, анализ продуктов деятельности.

Виды деятельности, через которые идет реализация:

  • образовательная деятельность групповая, подгрупповая, индивидуальная
  • игровая (сюжетно-ролевые, двигательные, настольные и др. игры)
  • музыкальная
  • изобразительная
  • трудовая
  • коммуникативная

За счет чего достигаем результатов:

  • обучение работе по образцу и навыкам имитации от простого к более сложному
  • многократное повторение
  • стимулирование речи
  • метод замещающего онтогенеза
  • игровая деятельность
  • метод от простого к сложному

Условия реализации индивидуального маршрута

1.Режим посещения – полный день

2. Сопровождение узких специалистов осуществляется в индивидуальной форме по следующему графику:

Специалист

График

дефектолог

Подгрупповые занятия 1раз в неделю

психолог

Подгрупповые занятия 1раз в неделю

Групповое занятие 1раз в неделю.

3. Индивидуальный подход на групповых занятиях 

-активное включение ребенка в групповые формы работы на доступном материале;

-чередование занятий и отдыха, гибкие занятия исходя из состояния ребенка;

-при проектировании занятия учитывать индивидуальные задачи ребенка;

-многократное повторение материала;

-частая смена видов деятельности;

- подача учебного материала осуществляется небольшими, логически законченными фразами.

Рекомендации к организации работы с ребенком:

Основной формой работы с ребенком во всех образовательных областях является игровая деятельность. Все коррекционно-развивающие мероприятия насыщены разнообразными играми и развивающими упражнениями. Реализация коррекционных, развивающих и воспитательных задач программы обеспечивается благодаря комплексному подходу всех специалистов.

Развивающая предметно-пространственная среда:

      Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития ребенка. Вся организация педагогического процесса ДОУ предполагает свободу передвижения ребенка по группе и по другим образовательным помещениям. Немаловажным фактором реализации индивидуального образовательного маршрута выступает создание специальных условий в ДОУ с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению по группе. В игровой комнате предусмотрены «уголки уединения» и различные центры активности (познания, творчества, игровой, литературный, спортивный). Это позволяет выбрать ребенку занятие по интересам, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.

Развивающая предметно- пространственная среда в нашей группе организована так, чтобы ребенок имел свободный доступ к играм, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности, а также имел возможность свободно заниматься любимым делом. Для этого пространство нашей группы условно разделено на центры:

  • В центре игры имеются разные игрушки на выбор (машинки, конструктор, парковка, парикмахерская, магазин, больница).
  • В центре двигательной деятельности ребенок любит заниматься на массажере для ног, играть в кольцеброс и с большими мячами.
  • В центре конструирования  предоставлены на выбор конструкторы из различных деталей, строительный материал.
  • В центре театрализованной деятельности, ребенок с удовольствием играет в пальчиковый театр, любит объемные книги, книжки – малышки, азбуку и математику в картинках.
  • В центре отдыха поместили любимую игрушку ребенка.
  • В центре познавательной и исследовательской деятельности ребенок с интересом использует песок, счетные палочки.
  • В центре продуктивной и творческой деятельности ребонок любит работать цветным песком, пластилином.
  • В речевом центре находятся мозаика, игрушки с киндера сюрприза, бусы, шнуровки.

Организация режима дня

Виды деятельности

Время

Прием, осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика

7.30 – 8.10

Подготовка к завтраку, завтрак

8:10 – 8:35

Подготовка к образовательной деятельности

8:35 – 9:00

Образовательная деятельность

9:00 – 9:40

Игры, подготовка к прогулке

9:40 – 10:20

Прогулка

10:20 – 11:50

Возвращение с прогулки

11:50 – 12:10

Подготовка к обеду, обед

12:10 – 13:00

Подготовка к сну, дневной сон

13:00 – 15:10

Подъем, воздушные процедуры

15:10 – 15:20

Подготовка к полднику, полдник

15:20 – 15:40

Игры, самостоятельная художественная деятельность, индивидуальная и коррекционная работа по заданию логопеда

15:40 – 17:20

Подготовка к ужину, ужин

17:20 – 17:40

Подготовка к прогулке, прогулка

17:40 – 18:30

 

        Взаимодействие  с родителями

Целевая группа

Задача

Форма

Работа с родителями ребенка

Подготовка и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции развития. Привлечение родителей к совместным мастер-классам, консультациям, конкурсам, выставкам, и т.д.

Индивидуальное консультирование.

Совместная работа по простраиванию индивидуального маршрута ребенка и его реализации в домашних условиях.

Работа с родителями группы, где обучается ребенок.

Формирование адекватной позиции и способов общения  в отношении ребенка.

Групповое и индивидуальное консультирование, беседа, опрос, совместные мероприятия

Формы и методы взаимодействия ДОУ с семьей:

В основу совместной деятельности семьи ДОУ заложены следующие методы взаимодействия:

- создание предметно-развивающей среды и условий развития в ДОУ;

- показ практической деятельности с ребенком, информирование о промежуточных результатах развития ребенка;

- организация консультативной помощи родителям, всеми педагогами ДОУ;

- единый подход к процессу воспитания ребенка;

- открытость ДОУ для родителей;

- уважение и доброжелательность друг к другу;

- одинаковая ответственность родителей и педагогов.

Система взаимодействия с родителями включает:

Ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях.

Ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие.

Обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.

Создание специальных условий для получения дошкольного образования:

Параметр

исполнение

Ресурс для исполнения

ответственный

Изменение в помещении

Наличие уголка уединения (семейный альбом, любимые игрушки, картинки - настроение)

Детский сад

Воспитатель

Материалы для нормализации тонуса

Картотеки физминуток, пальчиковых игр, дыхательных упражнений, игры для релаксации,  музыкальные диски, комплексы упражнений.

Детский сад

 Воспитатель, логопед

Визуальная поддержка

Использование картинок, реальных предметов, схем наглядного моделирования. Визуальное расписание.

Детский сад

воспитатель, логопед

Работа с детьми группы

  • Работа по развитию умений взаимодействия детей в разных ситуациях (игровая, театрализованная совместная деятельность).
  • Развитие навыков взаимопомощи у детей.

Организация оценки индивидуального развития ребенка:

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за ребенком в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках диагностики специалистов. Диагностика проводится через:

  • Наблюдение
  • Беседа
  • Анализ продуктов деятельности (рисование, лепка, конструирование)
  • Анализ карт развития
  • Использование специализированных диагностических комплексов
  • Деятельностные пробы

Оценка становления основных (ключевых)  характеристик развития личности ребенка осуществляется с помощью заполнения педагогами карт оценки индивидуального развития (карта развития).

 

Срок реализации индивидуального маршрута-8 месяцев.

Динамический срез – март 2022г.

Пересмотр маршрута – май 2022г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный маршрут развития ребенка с расстройством экспрессивной речи.

Индивидуальный  маршрут развития выстраивается  с учетом индивидуальных особенностей ребенка на основании комплексной диагностики (структура нарушений речи и анализ причин отклонений)....

Индивидуальный маршрут развития ребенка

Индивидуальный маршрут развития ребенка...

Индивидуальный маршрут развития ребенка

Индивидуальный маршрут развития ребенка...

Индивидуальный маршрут развития ребенка среднего дошкольного возраста по разделу программы «Развитие речи»

Построение индивидуального маршрута согласно требованиям ФГОС осуществляется с целью реализации индивидуальных потребностей ребенка и оптимального развития его личностных качествОсобенность нашего вре...

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО

Одной из задач нового стандарта образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие спосо...

Индивидуальный маршрут развития ребенка старшего дошкольного возраста по разделу программы "Развитие речи"

Особенность нашего времени - активизация инновационных процессов в образовании. С недавнего времени условием повышения качества дошкольного образования является реализация ФГОС в структуре о...

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО...