ПРОЕКТ По трудовому воспитанию на тему: «Маленькое дело лучше большого безделья» (младшая группа)
проект (младшая группа)

Сахипгараева Гульсина Сайфельбарисовна

Дух исследования, пытливости и любознательности – вот что пробуждает у детей интерес к труду.

В.А. Сухомлинский

 Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Труд - высший нравственный принцип. И, естественно, уже с первых лет жизни следует закладывать в растущем человеке основы правильного отношения к труду.

Трудовое воспитание ребенка надо начинать как можно раньше, когда ребенок впервые произносит: «Я сам». Опыт показывает, что привлечение ребенка к труду является одним из первостепенных условий всестороннего его развития, формирования у него таких качеств, как трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплинированность, прилежание, бережливость и другие. Современное трудовое воспитание – эффективное средство подготовки ребенка к учению в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 10 «Снежинка»

городского округа город Октябрьский Республика Башкортостан

 

ПРОЕКТ

По трудовому воспитанию  

 на тему:  

«Маленькое дело лучше большого безделья»  

(младшая группа)  

                                                                                              Подготовила и провела:

                                                                                              Сахипгараева Гульсина

                                                                                              Сайфельбарисовна

                                                                                              воспитатель

                                                                                              высшей  квалификационной

                                                                                               категории

                                                                                              согласовано:

                                                                                              старший воспитатель

                                                                                              ___________   Миниахметова Д.М.

                                                                                              01.11.21-01.04.22г. проведения

 

                                                     

                                         2021- 2022г.

Дух исследования, пытливости и любознательности – вот что пробуждает у детей интерес к труду.

В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка

Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Труд - высший нравственный принцип. И, естественно, уже с первых лет жизни следует закладывать в растущем человеке основы правильного отношения к труду.

Трудовое воспитание ребенка надо начинать как можно раньше, когда ребенок впервые произносит: «Я сам». Опыт показывает, что привлечение ребенка к труду является одним из первостепенных условий всестороннего его развития, формирования у него таких качеств, как трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплинированность, прилежание, бережливость и другие. Современное трудовое воспитание – эффективное средство подготовки ребенка к учению в школе.

Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям.

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве.

Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие. Труд развивает мышление – ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.

Намечая известную последовательность действий в выполнении задания, ребенок приобретает умение планировать деятельность.

В процессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании.

Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируется интерес к качественной работе. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные коллективистические навыки – умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.

Актуальность

Воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения. Детский сад призван воспитывать у детей интерес к труду, формировать желание в будущем посвятить ему всю сознательную активную деятельность.

В Энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приобретение предметов природы для удовлетворения своих потребностей».

Труду как человеческой деятельности много внимания уделялось в народной педагогике. Вспомним пословицы о труде и отношении людей к труду («Праздность – мать всех пороков», «Ничего не делая, люди учатся делать дурное», «Труд делает заботы незаметными»). Много высказываний о труде можно найти в философских трудах, в произведениях классиков литературы («Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай», - А. Чехов, «Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство», - Л. Толстой).

   Закладывать в ребенке желание и умение трудиться нужно еще с дошкольного возраста. Исходя из этого, дошкольные учреждения ставят одной из главных целей трудовое воспитание дошкольников. В соответствии с ФГОС ДО под этим термином принято понимать систему формирования у каждого ребенка трудолюбия и трудовых навыков. А также стремление обучаться труду. Главная цель трудового воспитания дошкольников - формирование бережного отношения к любому труду и четкое представления о трудовой деятельности взрослых. В связи с данной целью государственный стандарт выделяет следующие основные задачи: Формирование четких представлений о взрослом труде и важности труда в жизни. Формирование необходимых для трудовой деятельности знаний, умений и навыков. Воспитание уважительного отношения к любому труду

А также это является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд - это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.

Трудолюбие и способность к труду воспитываются с самого раннего детства. Трудовое воспитание - это «совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии».

Цель: формирование положительного отношения к труду у детей 3 – 4 лет.

Задачи:

  1. Развивать трудовую деятельность.
  2. Воспитать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам, желания трудиться.
  3. Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
  4. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.

Гипотеза: оптимальные психолого-педагогические условия, системное использование комплексных мероприятий по трудовому воспитанию и эмоционально-познавательное общение взрослых с детьми будут способствовать развитию социально-нравственных, интеллектуальных, общекультурных, коммуникативных качеств ребенка.

Виды труда дошкольников:

  • Самообслуживание
  • Хозяйственно-бытовой труд
  • Труд в природе
  • Ручной труд

Формы организации труда:

  • Поручения
  • Дежурства
  • Коллективный труд (общий, совместный).

 Формы работы с детьми:

Беседы, наблюдения, экскурсии, рассказы взрослых о разных профессиях, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, дидактические игры, создание необходимых условий и подготовка атрибутов для сюжетно - ролевых игр, организация посильного труда.

Ожидаемый результат:

Дети умеют самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности. Выполняют коллективные и индивидуальные поручения, понимают значение своего труда, заботятся о своевременном завершении совместного задания. Соблюдают порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада. Знают профессии близких людей, положительно относятся к труду взрослых.

Повышение родительской культуры в вопросах трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста. Продуктивное взаимодействие родителей с детьми. Пополнение  оборудования и инвентаря по трудовому воспитанию.

Срок реализации проекта

Ноябрь – март 2021 – 2022 г.

 Вид проекта долгосрочный: на 2021- 2022 учебный год.

Тип проекта познавательно-практический

Этапы реализации проекта: 

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

Подготовительный этап:

Определение темы проекта. Формулировка цели и определение задач. Подбор материалов по теме проекта. Составление перспективного планирования основного этапа проекта.

Основной этап

Проведение мероприятий

Заключительный этап

Проведение НОД «Посадка лука»

Показ презентации «Маленькое дело лучше большого безделья»

  Перспективное планирование работы с детьми 3-4 лет

Срок

Работа с детьми

Цель

Работа с родителями

Ноябрь

1 неделя

Беседы с детьми «Зачем нужно трудиться?»

Протирание пыли в игровых уголках.

Донести до детей мысль, что только труд помогает добиться желаемого в жизни, воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к труду других людей, развивать познавательные процессы.

Поддерживать желание детей принимать участие в труде с взрослыми

Консультация

«Трудовое воспитание в семье»

2 неделя

«Умывание»

Самообслуживание в процессе умывания

Чтение художественной литературы.

К.Чуковский «Федорино  горе»;

Закреплять навыки умывания, пользования личным полотенцем. Учить проявлять самостоятельность. Формировать умение правильно вести себя в умывальной комнате (не шуметь, не толкаться, не разбрызгивать воду), воспитывать культуру общения.

Продолжать знакомить детей с произведениями К. Чуковского. Понять значимость чистой посуды

3 неделя

Наблюдение за работой   дворника, помощь по уборке участка

Познакомить детей с трудом дворника. Воспитывать уважение к труду дворника, желание помогать ему. Развивать стремление к взаимопомощи

4 неделя

1.Беседа «Всему свое место»

2.Сюжетно-ролевая  игра

«Мы пришли в гости»

Учить убирать игрушки после игры на свои места; воспитывать бережное отношение к ним, самостоятельность, желание трудиться.
Формирование умения творчески развивать сюжет игры

Декабрь

1 неделя

Чтение и заучивание пословиц и поговорок о труде. Пальчиковая игра  «Как мы маме помогаем»

Развивать у детей речь, память, мелкую моторику рук

 

«Наши родители на работе» 

(рисунки, информация о том, чем они занимаются на работе, какое значение имеет работа для них самих и для других людей)

2 неделя

Самообслуживание в процессе одевания и раздевания

Продолжать учить одеваться и раздеваться в правильной последовательности.

3 неделя

«Что мы знаем о профессиях»

Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»

Рассматривание иллюстраций о профессиях

Называть предметы и их назначение. Закрепить название профессий

4 неделя

Мытье игрушек

Формировать трудовые взаимоотношения между детьми и взрослыми; вызывать стремление
принимать участие в труде со взрослыми

Январь

1 неделя

Беседа о работе   прачки. «Кто сделал полотенца чистыми?»

Довести до сознания детей важность  работы прачки; воспитывать уважение к труду других людей.

благоустройство территории  

-сооружение зимних построек

на участке

2 неделя

Игры со строительным материалом «Мы строители»

Развивать конструктивные навыки, используя в игре разный строительный материал. Продолжать знакомить с профессией –строитель

3 неделя

«Стирка» (кукольная одежда)

Учить детей сортировать белье по цвету (светлое, темное, цветное), намыливать белье, стирать руками, тщательно прополаскивать, отжимать, развешивать. Развивать интерес к труду, отзывчивость; стремление выполнять поручения старательно, оказывать друг другу помощь, стремление к совместной деятельности

4 неделя

«Дежурство»

Учить детей сервировать столы, понимать назначение своего труда воспитывать заботливое отношение друг к другу, желание помогать взрослым. Способствовать проявлению аккуратности, старания, положительных эмоций

Февраль

1 неделя

Знакомство с трудом медицинской сестры. Экскурсия в медицинский кабинет

Познакомить детей с медицинским кабинетом, оборудованием (ростомер, весы). Дать представление о работе медсестры, воспитывать уважение к их труду

Консультация

« Формируем культурно-

гигиенические навыки детей3-4 лет»

2 неделя

Беседа «Кем работают твои родители»

Упражнение «Расставим стулья»

Расширять кругозор детей; воспитывать уважение к труду взрослых

Продолжать приучать детей наводить порядок в группе

3 неделя

Чтение художественной литературы

В. Маяковский «Кем быть?»

Продолжать знакомить детей с названиями профессий. Развивать внимание, усидчивость.

4 неделя

Полив комнатных растений

Учить бережному отношению к растениям, учить правильному поливу.

Март

1 неделя

Посадка лука Высаживание луковиц в ящики для прорастания зелени

Учить детей сажать лук. Доводить начатое дело до конца, развивать аккуратность в работе, воспитывать желание помогать взрослым.

Показ презентации «Маленькое дело лучше большого безделья».

Фотоальбом проекта

2 неделя

«Покорми птиц» (насыпать корм в кормушки)

Выполнять добросовестно поручения

3 неделя

Чтение художественной литературы

Э. Мошковская «Кондитер»

Учить детей внимательно слушать произведение, развивать усидчивость, внимание

4 неделя

Сюжетно-ролевая игра «Врач»

Развивать игровые навыки. Продолжать знакомить детей с профессией – врача

25.03.22

Оформление проекта

Приложение 1 (беседы)

Беседа с детьми о профессии медсестры.

Цели:

1. Познакомить детей с профессией медсестры, с предметами – помощниками;

2. Воспитать уважение к труду взрослых, здоровому образу жизни;

3. Активизировать речь детей.

Материалы:

1. Картины из цикла «Профессии»;

2. Карточки с изображением медицинских инструментов;

3. Аптечка с зеленкой, лейкопластырем, градусником.

Интеграция образовательных областей:

познание, социализация, коммуникация, физическая культура.

Ход занятия:

Ребята, сегодня я хочу рассказать вам об одной очень интересной и важной профессии. А какая это профессия вы узнаете, если отгадаете загадку.

Поцарапал руку очень?

Разболелась голова?

Быстро бинт зеленкой смочит,

Даст таблетку (медсестра).

Молодцы! Сегодня мы поговорим о работе медсестры.

Задание 1.

«Найди медсестру»

(Дети среди картин из цикла «Профессии» выбирают картину «Медсестра»)

- Почему вы выбрали именно эту картинку? (ответы детей)

- Где работает медсестра? (ответы детей)

- Чем занимается медсестра? (ответы детей)

Задание 2.

«Предметы- помощники»

Ребята, у медсестры есть инструменты, которые помогают ей в работе.

(Показ картинок с медицинскими инструментами: стетоскоп, шприц, шпатель, градусник. Дети объясняют их назначения)

Медсестра помогает нам когда мы заболеваем, а что нужно делать, чтобы не заболеть? (ответы детей)

Физкультминутка.

Солнце глянуло в окошко,

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть по шире,

Наклониться, три – четыре

И на месте поскакать - пять.

Задание 3.

«Аптечка»

А сейчас я вам ребята

Про аптечку расскажу

Очень нужная коробка

И скажу как на духу.

Если ты поранил руку

И разбил колени в кровь

Тут поможет вам зеленка,

Бинт и пластырь, даже йод.

Много разного лекарства

В той коробочке лежит

Знай, волшебная аптечка

Вас излечит, исцелит.

- Для чего нужна аптечка? (ответы детей)

- В моей аптечке лежат важные предметы, какие, вы узнаете, отгадав загадки.

Я под мышкой посижу

И, что делать, укажу:

Или разрешу гулять.

Или уложу в кровать.

Ответ: Термометр

Жидкость из аптечной банки

Нам немножко щиплет ранки.

Маме, папе и ребенку

Лечит ссадины…

Ответ: Зеленка

Ты царапину скорей

Мною, беленьким, заклей.

Надёжно и прочно прикрою порез.

Бери меня всюду — и в поле, и в лес.

Ответ: Лейкопластырь

Итог.

Молодцы, ребята! Вы много знаете о профессии медсестры, а что нужно делать, чтобы оставаться здоровым? (ответы детей).

Беседа с детьми о труде воспитателя.

Цель: познакомить детей с трудом воспитателя. Учить называть воспитателей по имени и отчеству, обращаться ним на «вы». Воспитывать уважение к воспитателю, его труду.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением школы, детского сада, лото «Детский сад», дидактическая игра «Мой любимый детский сад».

                                            Ход беседы

- Ребята, хорошо вам живется в детском саду? Почему? Да, у вас много игрушек, книг, друзей, с которыми вы играете в разные игры. Каждое утро в группе вас встречает… Правильно, воспитатель. Как зовут ваших воспитателей? (Ответы детей).

- К воспитателю нужно обращаться по имени и отчеству, говорить «вы» (как и остальным взрослым людям).

- Вместе с вами они играют, гуляют, занимаются. Что еще мы делаем вместе? (Ответы детей).

- Воспитатель похож на маму. Они встречают вас рано утром и провожают вечером. Помогают вам умываться, кушать, одеваться и раздеваться, причесываться. Учат пользоваться носовыми платками, салфетками, правильно держать ложку и карандаш, лепить, читать стихи, рисовать, петь и, конечно же, играть.

 Воспитатель делает вместе с вами утреннюю гимнастику, укладывает вас спать, читает добрые сказки, пожалеет и приласкает, когда вам грустно.

- Стать воспитателем непросто. Для этого нужно обязательно учиться. Быть добрым, ласковым, умным, любить детей.

- Как зовут ваших воспитателей?

- Как к ним нужно обращаться?

- Какие ваши воспитатели?

- Чему они вас научили?

- Что вы делаете вместе с ними?

- Хотите ли вы стать воспитателем, когда станете взрослыми?

Беседа  и наблюдение за трудом помощника воспитателя.

 

Цель: дать детям представление о работе помощника воспитателя, вызывать уважение к труду взрослых.

Ход проведения

- Ребята, как зовут помощника воспитателя? Правильно, Антонина Николаевна. Расскажите, что она делает? (Ответы детей). Антонина Николаевна трудится целый день. Благодаря ей, у нас всегда чисто и красиво, а еще она приносит нам еду, помогает одеваться и раздеваться.

- В нашей групповой комнате очень чисто. Посмотрите внимательно на подоконники, полки с игрушками, полы. Какие они? Что сделала Антонина Николаевна, пока мы гуляли? (Ответы детей).

- Ребята, давайте пройдем в спальную комнату. Здесь тоже очень чисто, кровати аккуратно застелены, воздух свежий. Кто это сделал? Что делает Антонина Николаевна? (Ответы детей).

- А как вы думаете, в раздевальной комнате у нас тоже чисто? (Дети и воспитатель проходят в раздевальную комнату, обращают внимание на то, что везде чисто, нет пыли, все аккуратно расставлено). Кто навел порядок и все чисто убрал? (Ответы детей).

- Ребята, давайте пройдем в умывальную комнату. Посмотрите, как сияют чистотой раковины. Кто это сделал? Что сделала Антонина Николаевна? (Ответы детей). Какие у нас полотенца? (Чистые). А какие были? (Грязные). Что сделала Антонина Николаевна с полотенцами? (Ответы детей).

- Дети, расскажите, какая наша Антонина Николаевна? Что она делает? Чем убирает? (Ответы детей). (Педагог подводит детей к пониманию того, что необходимо всегда оказывать помощь мл воспитателю).

Воспитатель и дети делают вывод: нужно благодарить помощника воспитателя за заботу и поддерживать чистоту, чтобы облегчить ее труд, вытирать ноги у порога, сразу ставить обувь в шкафчик, чтобы не оставлять грязные следы. Дети благодарят Антонину Николаевну за ее труд.

- Скоро обед. Кто нам приносит обед, расставляет тарелки, чашки, хлебницы, раскладывает ложки? Что берет Антонина Николаевна, когда идет за обедом? Что она одевает? (Ответы детей). Давайте попросим Антонину Николаевну показать нам, как она это делает.

После прихода с кухни помощник воспитателя показывает детям, что у нее в кастрюлях, рассказывает, как она будет раздавать обед.

Во второй половине дня дети наблюдают, как помощник воспитателя готовит все для полдника. После полдника воспитатель помогает детям развернуть игру в «помощника воспитателя»

Беседа с детьми о профессии повара.

Цель: продолжать развивать познавательную активность, интерес к окружающему миру.

Задачи: 1. побеседовать о профессии повара.

               2. Воспитывать стремление помочь взрослым, проявлять интерес к труду взрослых, к процессу изготовления и преобразования предметов; интерес к человеку, который трудится, желание ему помочь, самому освоить простые трудовые действия.

              3. Проявлять бережное отношение к результатам труда взрослых, благодарное чувство к человеку.

Ход беседы

Воспитатель: Ребята, послушайте, пожалуйста, мою загадку внимательно и отгадайте ее:

Для Егора и Антошки

Приготовлю я картошки

Вкусных сделаю котлет

На второе -  винегрет

Ведь люблю готовить я.

Отгадайте-ка меня!

Дети: Повар!

Воспитатель: правильно, ребята повар. Ой, посмотрите кто к нам в гости пришел…кто это?

Дети: Повар!

Воспитатель: посмотрите у нее специальная одежда. Какая?

Дети: Одежда для повара.

Воспитатель: есть колпак, халат специальный.

Воспитатель: ребята, а кто вам дома готовит?

Дети: мама, папа.

Воспитатель: где они готовят?

Дети: на кухне.

Воспитатель: правильно на кухне.

Воспитатель: ребята, у нас тоже в детском саду есть повар., она готовит для детей.

Воспитатель: а давайте мы с вами сегодня тоже будем «Поварами»!?! Хотите?

Дети: да, хотим!

Воспитатель: что мы сегодня с вами будем готовить борщ или компот? (право выбора детям)

Дети:    

Воспитатель: а что нам для этого нужно

Проводим игру « сварим суп»

Воспитатель: ребята, а что еще повар делает?

Дети: пекут печенья!

Воспитатель: тогда надевайте фартуки – будем поварами.

Воспитатель: надо печенье делать так: отщипнуть от теста кусочек, слепить из него шарик, расплющить и уложить на поднос (показываю). Справитесь?

Дети: Да!

Воспитатель: какие молодцы! Много печенья налепили, всем хватит!

Воспитатель: да ребята, повар - это человек который занимается приготовлением пищи. Это важная профессия.

               Беседа о профессии прачка. Рассматривание иллюстраций.
Задачи.
Обучающие.
- Уточнять и расширять представления детей о работе прачки.
- Познакомить детей с оборудованием прачечной, облегчающим труд прачки.
- Расширять и активизировать словарь детей.
Развивающие.
- Развивать навыки речевого общения, зрительного и слухового восприятия, внимания, мышления.
- Развивать познавательный интерес у детей.
Воспитывающие.
- Воспитывать уважение к труду прачки. Подчеркнуть общественную значимость её труда.
- Воспитывать бережное отношение к чистым вещам – результату её труда.
Предварительная работа.
- Беседы на темы: «Хорошо у нас в детском саду», «Кто работает в нашем детском саду».
- Чтение произведений художественной литературы: Л. Пантелеев «Большая стирка».
 
 Виды детской деятельности.
- Познавательно – исследовательская деятельность, коммуникативная, двигательная, игровая, речевое развитие
Методы и приемы.
- Словесный: беседа, объяснение, ситуативный разговор, загадки, стихи.
- Наглядный метод: показ, наблюдения.
Планируемые результаты.
- Дети выражают положительные эмоции (радость, интерес, удивление, восхищение); рассуждают и делают адекватные объяснения; делятся с педагогом и детьми впечатлениями.
Ход занятия:
- Ребята, посмотрите, у наших кукол грязная одежда. А в какой одежде вы пришли в детский сад? Когда вы играете, кушаете, гуляете на улице, ваша одежда тоже пачкается. Что надо сделать с грязной одеждой? Кто вам стирает одежду? (мама) Какая машина помогает стирать? (дети отвечают на вопросы). А кто же может постирать одежду нашим куклам в садике? Как быть? (дети предлагают отнести одежду в прачечную).
- Правильно, ребята! Мы отнесем грязные вещи в прачечную? А кто работает в прачечной? (прачка).
- Чем она занимается? (ответы детей)
Прачка постирает нам бельё,
Чтоб было чистое оно,
Посушит и разгладит,
И утюгом погладит!
- Прачка заботится о том, чтобы у нас всегда были чистые, выглаженные полотенца и постельное белье, а у работников детского сада чистые, аккуратные халаты, фартуки, косынки.
- А что было бы, если бы   не было прачки? (спали бы на грязных мятых простынках, вытирались бы грязными полотенцами).
 - Работа у прачки очень тяжелая. В нашем садике 4 группы, а в них ходит много детей, поэтому работы всегда много. А какая техника помогает ей делать стирку? (показ иллюстрации)
Воспитатель читает стихотворение «Стиральная машина»:
Стиральная машина любит трудиться,
Своею работаю очень гордиться.
Белью говорит она: «Эй, замарашки!
Простынки, пелёнки, халаты, рубашки!
К себе в барабан вас, грязнуль, приглашаю,
И пятна, и грязь с порошком отстираю!»
- А что надо сделать с бельем после стирки? (посушить)
- А когда белье высохнет, что делают ? (гладят)
- Чем гладит белье прачка? (утюгом) Как называется приспособление на котором можно гладить? (гладильная доска)
Воспитатель читает стихотворение «Утюг»:
Электрический утюг – для белья надёжный друг,
По одежде он плывёт, как горячий пароход.
Остаётся нам ребята любоваться результатом:
Стало всё бельё на диво очень гладким и красивым!
- Стиральная машина, утюг – это электрические бытовые приборы. А как с ними нужно обращаться? (осторожно).
- Сейчас предлагаю поиграть в игру «Можно или нельзя»:
- включать утюг детям;
- включать стиральную машину;
- самостоятельно гладить белье;
- детям стирать белье в машине–автомате;
- прятаться в машине-автомате?
- Да, ребята, с электрическими приборами нужно обращаться очень осторожно, пусть лучше ими пользуются взрослые.
Итог:
- Ребята, где стирают бельё в детском саду? Как называется профессия работника прачечной? Как зовут нашу прачку? Какие машины – помощники там есть?

Беседа "Каждой вещи своё место"

 

Цель: развитие навыков самообслуживания, трудовых навыков.

Задачи: познакомить детей с понятием "место хранения вещей"; учить соблюдать порядок в игровой комнате, спальне; своевременно убирать вещи на место; воспитывать трудолюбие, уважения к труду взрослых; учить анализировать и размышлять; обогащать словарный запас.

Демонстративный материал: предметные картинки с изображением одежды, обуви, игрушек, книг и места их хранения (шкафы, полки, ящики), фотографии групповых комнат, снятые в  момент беспорядка, видеоматериал (мультфильм "Маша-растеряша).

Методические приемы; просмотр мультфильма, беседа-диалог, вопросы-ответы, рассматривание  фотографий, чтение стихотворения.

Ход занятия.

Педагог: сегодня тема нашей беседы звучит так: "Каждой вещи свое место"  Как вы думаете, что это значит? (выслушать все ответы)Правильно, для каждой вещи отводится свое место. Давайте вспомним эти места и назовем их домиками.

- Где живут книги? (шкаф, полка)

- Где живет наша обувь? (тумба, полка и т.д)

- Где живут игрушки? ( шкаф, полка и т.д)

- Где живет одежда? (шкаф, вешалка, комод и т.п)

Мы все правильно назвали, но всегда ли дети следуют этим правилам и что из этого получается мы узнаем из мультфильма.

(Просмотр мультфильма " Маша-растеряша")

- Что же приключилось с Машей? (Опоздала)

- Почему Маша опоздала? (долго искала свои вещи)

- Почему Маша долго искала свои вещи? (не убирала на место)

- Есть ли среди нас дети, похожие на Машу? ( Ответы)

- Всегда ли у нас в группе порядок?

(Предлагается рассмотреть фотографии)

- Знакомо ли вам это место?

- Приятно ли вам смотреть на такой порядок?

- Почему такое случается? (Ответы)

Сегодня мы вспомнили, в каких домиках должны жить наши вещи, а сейчас мы это закрепим в игре "Каждой вещи свое место"

(Каждому ребенку предлагается карточка с изображением места хранения вещей. Он должен из общего количества предметных картинок выбрать те предметы, которые должны хранится в  предложенном месте.)

После завершения игры проводится анализ: все ли вещи выбраны правильно.

- А сейчас давайте послушаем стихотворение  Я. Акима " Неумейка"

(Чтение стихотворения)

После нашей беседы я думаю, что и среди нас тоже нет того, для кого предназначена эта посылка. Правильно, дети?

- Сегодня мы с вами узнали, что для каждой вещи есть свое место. Оно нужно для того, чтобы в комнате был порядок, чтобы при необходимости можно было сразу ее найти. А в следующий раз мы узнаем, как правильно хранить вещи, чтобы они надолго сохраняли хороший внешний вид и служили нам долго.

 

Беседа «Кем работают мои родители».

Цель: воспитать у детей уважительное отношение к представителям различных профессий.

Задачи: закрепить знание детей профессий своих родителей;

закрепить знания детей о таких профессиях, как повар, врач, шофер, их трудовыми процессами, с предметами – помощниками;

воспитать уважение к труду, вызвать желание трудиться;

 активизировать речь детей.

Материалы: картины из цикла «Профессии»: «Врач», «Шофер», «Повар»; кукла, мешочек с игрушечными предметами: руль, градусник, шприц, кастрюля, расческа, ножницы, инструменты, сковорода. 2 миски, в корзине муляжи продуктов: лук, морковь , капуста, помидор, перец, яблоко, лимон, груша.

 Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, сейчас вы все ходите в детский сад, а когда вырастите, будете работать (кто-то врачом, кто-то учителем) также как сейчас работают ваши родители. Вы знаете, кем они работают?

- Денис , кем работает твоя мама? (ответ) - А что она делает на работе? (ответ) - Вера , а кем работает твоя мама? (ответ) - А что делает на работе твоя мама? (ответ)

. Кто еще  хочет рассказать о профессии своей мамы или папы? Ответы детей. Воспитатель: Молодцы, ребята. Очень интересные нужные профессии у ваших родителей. А сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну Профессий». Поедем?!

Садимся все в машину.

Воспитатель: Ну вот мы и приехали в страну «Профессия». Смотрите, здесь нас уже ждут . Очень интересно кого мы здесь встретим, с кем познакомимся! Воспитатель показывает картину «Врач». - Кто это, ребята? (ответ) - Почему вы так решили? (ответ) - Где работает врач? (ответ) -Что он делает? (ответ) - Как он лечит? (ответ) - Врач – нужная профессия? (ответ) - Верно. Очень хочется узнать, кто же еще живет в этой стране!

Воспитатель показывает картину « Шофер». -Посмотрите, ребята, кто это? (ответ) -Почему вы так решили? (ответ) - Чем управляет шофер? (ответ) - А какие машины вы знаете? (ответ) - Как мы их назовем одним словом? (ответ) - Как вы думаете, водителю надо ухаживать за машиной? (ответ) - А как он ухаживает? (ответ) - Ребята, кого возит водитель автобуса? (ответ) - А что перевозит водитель грузовика? (ответ) - Водитель – нужная профессия? (ответ) - Давайте, и мы с вами станем шоферами. Физкультминутка «Мы шоферы»

 

«Едем, едем на машине,

 Нажимаем на педаль.

Газ включаем, выключаем,

Пристально мы смотрим вдаль.

«Дворники» очистят стекла.

Влево, вправо. Чистота!

Волосы взъерошит ветер.

Мы шоферы хоть куда».

 

 Воспитатель: Ну вот мы и приехали. Отлично покатались.

Нас тут кто-то еще ждет. Очень интересно, кто же это! Воспитатель ставит картину «Повар». -Кто же это, ребята? (ответ) - А почему вы так решили? (ответ) - Где работает повар? (ответ) - Что у него есть на кухне? (ответ) - А что повар делает? (ответ) - Вот сколько разных профессий мы уже знаем! Чтение художественной литературы: Б. Заходер «Все работы хороши»; В. Маяковский «Кем быть?».

 

Приложение 2 «Дежурство по столовой».

 Цель: учить детей правильно и безопасно для себя и окружающих накрывать столы; соблюдать правила безопасности при обращении с ножом, вилкой; закрепить представление об опасных предметах, об их необходимости для человека.

 Материал: д/игра: «Накроем кукле стол» или «Что сначала, что потом».

 Можно использовать значки - символы: картонный лист- стол, маленькие кружки- блюдца, большие- тарелки, полоски- вилки, ножи и т.д.

 

Ход беседы:

 1. Д/и «Накроем кукле стол» с использованием знаков- символов или кукольной посуды и обязательным объяснением правил безопасности.

2.Чтение отрывков стихотворения (полная версия в кн. «Ребенок за столом» стр.49)

 

-Мы дежурные сегодня.

Будем няне помогать,

Аккуратно и красиво

Все столы сервировать.

-Мы тарелки всем поставим

Вилки, ложки и ножи.

Не спеши, как класть, подумай,

А потом уж разложи.

-От тарелки справа нож,

Ложка рядышком лежит,

Нож от ложки отвернулся,

На тарелочку глядит.

-Ну а слева от тарелки

Нужно вилку положить.

Когда станем есть второе,

Будет с вилкой нож дружить.

 

 3. Повторить с детьми ПРАВИЛА:

 

         Не размахивай вилкой, ножом или другим столовым прибором;

         Всегда бери по одному предмету и неси аккуратно;

         Накрывая столы, не торопись, не бегай, не играй, делай все спокойно;

         Нож  и вилку неси острием вниз;

         Не поднимай высоко и не подноси к глазам вилку, нож;

         Не подходи и не притрагивайся к кастрюлям и чайникам с горячей пищей;

         Не балуйся и не играй с ножом и вилкой.

         Накрывая столы, не отвлекайся;

         Не мешайте дежурным накрывать столы;

         Не бегайте, когда накрывают столы.

Приложение 3  (пальчиковые игры «Как мы маме помогаем»).

«Салат»

Мы морковку чистим- чистим,
(Энергично проводят кулачком правой руки по ладони левой).
Мы морковку трём-трём,
(Прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперёд-назад).
Сахарком её посыплем
(«Посыпают сахарком», мелко перебирая пальчиками).
И сметанкою польём.
(Кулачком делают движения сверху вниз, как бы поливая).
Вот какой у нас салат,
(Протягивают ладони вперёд).
Витаминами богат!

«Капуста»

Мы капусту рубим, (Дети делают резкие движения)
Мы морковку трем (Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя).
Мы капусту солим, (Имитируют посыпание солью из щепотки.)
Мы капусту жмем. (Интенсивно сжимают и разжимают пальцы)
В кадку все утрамбовали (Потирают кулак о кулак.)
Сверху грузиком прижали. (Ставят кулак на кулак.)

«Компот»
Будем мы варить компот,
(Левую ладошку держать “ковшиком” указательным пальцем правой руки “мешают”)
Фруктов нужно много.
(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
Вот:
Будем яблоки крошить, (имитируют движения, крошат)
Грушу будем мы рубить. (имитируют движения, рубят)
Отожмем лимонный сок (имитируют движения отжимают)
Слив положим и песок. (имитируют движения)
Варим, варим мы компот. (“варят” и мешают”.)
Угостим честной народ. (угощают)


«Хозяйка»
Хозяйка однажды с базара пришла, (Шагают пальчиками по столу.)
Хозяйка с базара домой принесла (Загибают по одному пальцу на обеих руках.)
Картошку, капусту, морковку,

Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок.)
Вот овощи спор завели на столе - (Попеременные удары кулачками и ладонями.)
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
Картошка? Капуста? Морковка? (Загибают пальчики на обеих руках.)
Горох? Петрушка иль свекла? ОХ! (Хлопок.)
Хозяйка тем временем ножик взяла (Стучат ребром каждой ладони по столу.)
И ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, Морковку, (Загибают пальчики.)
Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок.)
Накрытые крышкой, в душном горшке (Ладони складывают крест- накрест на столе.)
Картошка, Капуста, Морковка, (Загибают пальчики.)
Горох, Петрушка и свекла. ОХ! (Хлопок.)
И суп овощной оказался неплох! (Показывают, как едят суп.)

Приложение 4  (наблюдение за работой дворника).

«Дворник» (Лика Разумова)
Мы построились по парам,
Дружно за руки взялись,
Зашагали на прогулку:
-Эй, народ! Посторонись!

У песочницы присели,
Обсудили план игры…
-Станем дворниками, дети!
Ведь кругом полно листвы.

И работа закипела.
Каждый в руки веник взял.
С песней, весело, задорно
На площадке подметал.

Воспитательниц не видно,
Пыль стоит вокруг столбом.
Подмели, теперь бумажки
Собирать, друзья, пойдём.

Мы шагаем друг за дружкой,
Как гусята на лугу.
Трудно дворником работать,
Я сказать теперь могу.

Загадки про дворника
Он с утра пораньше встанет,
Лопату в руки возьмет,
Тротуар почистит
И весь двор уберет… (Дворник)

Что бы город был красивым.
И уютным, и любимым,
Улицы он подметает.
Мусор всякий убирает…

Он проснётся на заре,
Снег расчистит на дворе.
Все дорожки подметёт
И песком посыпет лёд.
Раньше всех он поутру
Принимается за дело.
Достает свою метлу.
Машет ею вправо, влево.
Летом пыль он подметёт.
Стал уютным, чистым дворик.
Снег зимою уберёт
Всюду наш чистюля… (Дворник)

3. Загадки про инструменты дворника
Скручена, связана,
На кол посажена,
А по двору пляшет. (метла)

Рядом с дворником шагаю
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать горку, строить дом. (Лопата)

Тихо-тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе… (Лопатой)

 

 

Приложение 5

Экскурсия в младшей группе на тему: «Знакомство с профессией медицинской сестры. Медицинский кабинет детского сада» 

Цели:

 - познакомить детей с профессиями врача и медицинской сестры;

- воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада;

- развивать у детей наблюдательность.

Задачи:

 - активизировать словарь детей (медицинский кабинет, весы, ростомер, шприц, зеленка, лекарство);

- воспитывать в детях чувство признательности и уважения к труду медицинской сестры.

Ход экскурсии:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Вы сегодня хорошо себя  чувствуете?

Ответы детей.

Воспитатель: У всех хорошее здоровье?

Ответы детей.

Воспитатель: А вы, знаете, кто в детском саду следит за вашим здоровьем?

Дети: Да.

Воспитатель: Кто? 

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, медицинская сестра. А как ее зовут, вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель:  Нашу медсестру зовут Рушана Раисовна. Чтобы сохранить ваше хорошее здоровье у нее в детском саду очень много работы. Вы хотите узнать, что делает в своем кабинете Рушана Раисовна.

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда мы с вами пойдем к ней в медицинский кабинет на экскурсию.

Воспитатель и дети идут в мед. кабинет.

Воспитатель: Давайте с вами поздороваемся с Рушаной  Раисовной. 

Все вместе здороваются. Дети осматривают кабинет.

Воспитатель: Вот какой просторный, уютный, чистый и интересный кабинет. А, вы знаете, что делает медсестра в кабинете?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Делает прививки, лечит ссадины, перебинтовывает раны. А какие предметы вы увидели в кабинете Рушаны  Раисовны?

Ответы детей (шприц, лекарства, зеленка, таблетки).

Воспитатель:  Рушана Раисовна, скажите, пожалуйста, а что вы пишите на таком большом листе бумаги?

Медсестра: Это меню. А вы, ребята знаете, что такое меню?

Ответы детей.

Медсестра: Меню необходимо для повара, чтобы в пище маленьких деток находились все полезные пищевые компоненты и витамины.  Вы знаете, какие продукты необходимы деткам?

Ответы детей.

Медсестра: Маленькому и растущему организму необходимы такие продукты как: молоко, хлеб, овощи, фрукты, мясо и многое другое.

Воспитатель: Рушана Раисовна строго следит за питанием детей. Необходимо правильно посчитать в меню, повару приготовить вкусную пищу, но главное чтобы все блюда были красивыми и аппетитными. Рушана Раисовна, скажите, пожалуйста, у нас в детском саду много детей, но как вы запоминаете, кого и как зовут, кто, где живет? 

Медсестра: У каждого ребенка в нашем детском саду есть  карточка, в которой записаны все сведения.

Воспитатель: А можно посмотреть медицинские карточки наших деток?

Медсестра показывает карточки детям.

 Воспитатель: Ребята, смотрите, в кабинете есть весы. Как вы думаете, для чего они нужны?

 Ответы детей.

Медсестра: Чтобы взвешивать детей и сравнивать насколько вы поправились. Кто хочет взвеситься?

Медсестра взвешивает детей.

Воспитатель: А, что это, за высокая шкала?

Медсестра: Это называется ростомер. Я, измеряю, рост детей  и сравниваю, насколько дети подросли. Кто хочет измерить свой рост?

Медсестра измеряет рост детей.

 Воспитатель: Очень интересно у вас в кабинете, но мы не будем вас отвлекать от работы. Спасибо за интересную экскурсию. Ребята, давайте скажем спасибо и попрощаемся с нашей медсестрой Рушаной  Раисовной.

Дети и воспитатель говорят спасибо, прощаются и уходят в группу.

 

 Приложение 6  (игры по развитию навыков самообслуживания).

 

Игровая ситуация «Научим куклу мыть руки»

 

Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности.

Оборудование: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.

Ход игры: дети сидят перед игровым уголком, в котором стоит умывальник, шкафчик с полотенцем. Педагог приводит куклу Аню с грязными руками. Кукла Аня собирается в гости и «переодевается». Она «берет» платье «грязными руками» и на платье остаются пятна. Увидев это, кукла Аня начинает плакать. Педагог говорит: «Ой, кукла Аня взяла платье грязными руками! Дети, что же надо сделать? (Правильно, кукле необходимо помыть руки.) Не плачь, Аня, мы сейчас вымоем тебе руки».

 

д/и «Правила гигиены»

Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание), формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.

Ход игры: Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.

 

Упражнение «Мыльные перчатки»

Цель: учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей.

Оборудование: ванная комната, детское мыло, полотенце.

Ход игры: Педагог: «Мы подойдем к раковине, откроем кран и пустим теплую воду, а сейчас мы возьмем мыло и сделаем себе красивые "белые перчатки". Педагог поэтапно объясняет процесс намыливания рук. Дети намыливают руки без воды до образования белой пены, затем дети кладут мыло в мыльницу и распределяют мыло по рукам круговыми движениями. Педагог обращает внимание детей на то, что у них получились модные "белые перчатки". В работе целесообразно использовать различные стихи и потешки. Например:

«Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки, Чистые ладошки, вот вам хлеб да ложки! В кране булькает вода. Очень даже здорово!

Умывается сама (имя ребенка)»

 

 

д/и « Подбери пару»

Цели: соотносить предметы на картинках с действиями; закреплять навыки самообслуживания; развивать логическое мышление.

Оборудование: предметные картинки: пылесос, расческа, мыло, шкаф для игрушек; сюжетные картинки: уборка квартиры, ботинки, одежда, игрушки.

Ход игры: дети внимательно рассматривают полученные картинки, сравнивают их и подбирают пары, объясняют свой выбор.

 

д/и « Что сначала, что потом»

Цели: учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством;

учить составлять небольшие рассказы.

Ход игры: детям предлагают несколько картинок, связанных одним сюжетом, разложить в порядке произошедших событий и составить по ним рассказ. Например: мальчик лежит в постели, делает зарядку, умывается, вытирается полотенцем; девочка моет руки, обедает, играет с куклой.

 

игровая ситуация

«Таня простудилась»

Цель: способствовать формированию навыка пользования носовым платком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться

Оборудование: носовой платок

Ход игры: воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок?

И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с малышами:

- Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т.д.

 

д/и «Правила гигиены».

Цель: уточнить представления детей о навыках гигиены, формировать навыки здорового образа жизни

Ход игры: с помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, причёсывание, купание.

 

Приложение 7  ( упражнения по самообслуживанию).

Упражнение «Выверни колготки»

Цель: Учить детей правильно выворачивать колготки; воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам.

Упражнение «Наши вещи ложатся спать»

Цель: учить детей аккуратно складывать вещи на стульчик; воспитывать бережное отношение к вещам.

Упражнение «Мы заправим наши майки»

Цель: Учить детей заправлять майки и футболки; воспитывать желание следить за своим внешним видом.

 

Упражнение «Все мы делаем по порядку»

Цель: учить детей снимать и надевать одежду в определенном порядке.

  

Игровая ситуация

«Оденем куклу на прогулку»

Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье.

Материал: бумажная кукла с различной одеждой

Ход игры: воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации).

Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.

 

Дидактическая игра «Найди пару»

Цель: учить различать парную обувь и одежду, подбирать правильно к левому варианту обуви, одежды – правый.

Оборудование: вырезанные из картона обувь: сапоги, туфли, перчатки, носки, варежки, кукла Маша.

Ход игры: педагог вводит детей в игровую ситуацию: «Маша – растеряша разбросала свою одежду и обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один носок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где и т. д.». Детям предлагается помочь Маше – растеряше найти пару предметов одежды и обуви. Педагог предъявляет правый вариант пары (носок, сапог и т. д.) и предлагает выбрать левый. При этом дается инструкция: «Найди пару».
 

 

 

 

Приложение 8  (Игры на ознакомления детей с хозяйственно - бытовым трудом).

                Игровая ситуация «Накроем стол для кукол»

Цель: Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом). 
 Ход игры: 
Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают её, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – её подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центре стола вазочку с цветами, салфетницу, хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы – ложки, вилки, ножи).

 

 

Игровая ситуация «Вымоем посуду»

Цель: формировать у ребенка самостоятельные действия: учить мыть посуду.

Оборудование: кукла, посуда (тарелки), подносы, губка, два тазика.

Ход игры: взрослый привлекает внимание детей к кукле, которая сидит за накрытым столом, показывает стол с грязной посудой, просит детей помочь кукле вымыть посуду. Дети складывают грязную посуду на один поднос. Воспитатель демонстрирует, как правильно держать тарелку, смачивать ее водой, протирать мокрой губкой, ополаскивать в другом тазике с чистой водой, после чего, выкладывая тарелки на чистый поднос, ребенку предлагается вымыть свою тарелку.

 

Игра «Угадайте, что я делаю?»

Цель: Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.

Ход игры: Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят слова:

Мы с тобой трудиться будем,

Порученье не забудем.

Не зевай, выполняй

И за мною повторяй!

Воспитатель имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке. Дети повторяют движение и угадывают его.

Игра «Убери со стола»

Цель: формировать самостоятельные действия: убирать посуду со стола, сметать крошки.

Оборудование: посуда, щетка, совочек.

Ход игры: взрослый показывает, как убирать посуду со стола на поднос, предлагает детям действовать по показу. При этом взрослый комментирует действия: "Мы кладем на поднос тарелку, чашку, ложку и т.д." Затем показывает, как сметать крошки со стола, комментирует свои действия: "Крошки со стола сметем и совочком уберем!"

Ребенку дается возможность действовать самостоятельно.

 

Трудовые поручения:

Расставлять игрушки, книжки.

Раскладывать на столах материал к занятиям.

Цель: закреплять умение соблюдать порядок в групповой комнате, самостоятельно поддерживать порядок, расставлять книжки. Учить раскладывать на столах материал к занятиям.

Обучающая ситуация «Поможем протереть стульчики».

Цель: продолжать развивать трудовые умения и навыки, воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Ход: Стук в дверь, приходит зайка. Приветствует детей: «Здравствуйте, ребята!» Он входит, обращает внимание на стульчики: «Ой, ребята, какие у вас пыльные стульчики, давайте поможем няне их помыть. Ну что, ребята, поможем? Посмотрите, как я буду это делать». Процесс труда. После окончания выполненной работы напоминаю детям, чтобы они сложили аккуратно тряпочки в одно место: - «А сейчас снимайте фартуки и вымойте руки».
 

Обучающая ситуация «Стирка кукольной одежды»

Цель: Учить детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды и постельки: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а так же рабочее место; уметь пользоваться мылом.

Ход игры: воспитатель обращает внимание детей на куклу в грязной одежде, просит помочь ей постирать ее. Спрашивает: помогали ли маме стирать?, что нужно для стирки?, с чего нужно начать стирку?

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение  9   «Мы сажаем лук».

 

Цель: Расширять практические знания о посадке лука в землю.

Задачи:

 Воспитательные:

- воспитывать ценностное отношение к собственному труду.

  Развивающие:

- продолжать формировать умение отвечать на простейшие вопросы, активизировать словарь, наблюдательность.

Обучающие:

- знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов окружающей жизни. Стимулировать любознательность. Включать детей в совместные с взрослыми практическое познавательные действия экспериментального характера.

Планируемый результат

Расширение знаний о строении растений и роли овощей в жизни человека; формирование первоначальных навыков бережного отношения к растительному миру; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой; самоутверждение личности ребенка.

Методы и приемы:

- Словесные, наглядные, практические.

- Игровая ситуация, поисковые вопросы, пояснения, рассказ воспитателя, художественное слово, поощряющая оценка

Наглядные средства обучения:

Игрушка Дедушка, иллюстрация «Лук», луковицы по числу детей и для воспитателя, ящик с землей, совочки, лейка с водой, тарелка, нож, салфетки.

 

Рассматривание луковицы, рассказ воспитателя о лечебных свойствах лука, занятия по формированию понятия “растение”, рассматривание иллюстраций, раскрашивание книжек-раскрасок, чтение стихов, загадок, пословиц. Посадка семян укропа и цветов.

Структура ООД

1.Психологический настрой. Организационный момент.

2.Игровая ситуация «Чудесный мешочек»

3.Основная часть. Исследовательская деятельность «Луковица»

4. Подвижная игра «Лук, лучок – желтый бочок»

5. Практическая деятельность «Мы сажаем лук»

6.Заключительная часть. Высказывания детей.

Ход ООД

1.Организационный момент.

Игровая ситуация «Чудесный мешочек»

Воспитатель: Ребята, сегодня наш Дедушка из своего кладового принес нам «Чудесный мешочек». Хотите узнать, что там?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда сначала отгадайте загадку:

Старый дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает.

Что это?

Дети: Это лук!
Воспитатель: Правильно, ребята. Посмотрите-ка сколько лука в «Чудесном мешочке»! (Воспитатель показывает лук)

2.Основная часть.

Исследовательская деятельность «Луковица»

Воспитатель: Это луковица. Ребята, возьмите каждый себе по луковице. (Дети берут луковицы)

Воспитатель: Ребята, скажите какого цвета лук?

Дети: Желтый, коричневый

Воспитатель: Ребята, скажите какой он формы?

Дети: Круглый

Воспитатель: Молодцы! Ребята, потрогайте его пальцем, погладьте и скажите: лук твердый или мягкий? (Дети обводят руками предмет, гладят его)

Дети: Лук твердый.

Воспитатель: Вот сейчас я разрежу луковицу, понюхайте лук. Чем он пахнет? (Воспитатель нарезает лук, предлагает его понюхать)

Дети: Пахнет луком

Воспитатель: А почему вы плачете?

Дети: Щиплет глаза

Воспитатель: Да, лук щиплет глаза и заставляет всех плакать. Кто хочет угоститься луком? Скажите, пожалуйста, какой лук на вкус? (Воспитатель угощает детей маленькими кусочками лука).

Дети: Лук горький

Воспитатель: Лук горький, но очень полезный, в нем много витаминов. Если ее посадить, то из нее вырастут зеленые листики, зеленый лук. В зеленом луке тоже много витаминов.

Подвижная игра «Лук, лучок – желтый бочок»

Цель: тренировка разных групп мышц, развитие умения действовать согласованно.

Ход игры:

Есть у нас огород, там зеленый лук растет

Дети встают в круг, взявшись за руки

Вот такой вышины, вот такой ширины

Вначале дети поднимают руки вверх, а затем на слова «такой ширины» делают круг шире

Ты, лучок сюда спеши и немного попляши

Дети пляшут

Практическая деятельность «Мы сажаем лук»

Воспитатель: Мы сегодня поможем нашему Деду посадить лук в землю. Кто знает, что вырастет из лука? (Воспитатель показывает иллюстрацию «Лук»)

Дети: Зеленый лук, росток

Воспитатель: Правильно. Ребята, покажите, откуда будет расти зеленый лук? (Дети показывают)

Воспитатель: А вот низ у луковицы – донце (воспитатель показывает). Давайте все вместе скажем: «Донце» (Дети повторяют). Покажите, где донце у вашего лука? (Дети показывают донце лука)

Воспитатель: Чтобы лук рос, луковицу сажают в землю донцом, росток вверх. Мы посадим лук для себя и других ребят. Вот так надо сделать углубление в земле и туда посадить луковицу (Воспитатель показывает приемы посадки лука). А теперь вы сами будете сажать (Дети по очереди сажают каждый свою луковицу).

Воспитатель: Ребята, а что надо еще, чтобы лук рос?

Дети: Полить водой из лейки

Воспитатель: Правильно. Матвей, полей, пожалуйста, лук. Поливать нужно осторожно, много воды не лейте (Дети поливают водой).

Воспитатель: Все хорошо справились с посадкой лука, просто молодцы. Ребята, у меня есть игрушка «Луковка». Давайте поставим ее рядом с нашим луком и посмотрим, что из них быстрее вырастает.

3.Заключительная часть.

- Что мы сегодня рассматривали?

- Какой формы луковица?

- Какая она: твердая или мягкая?

- Какой лук на вкус?

- Как правильно сажать лук?

- Какие условия необходимы для роста зелени?


 

Приложение 10 (консультации для родителей).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 10 «Снежинка»

городского округа город Октябрьский Республика Башкортостан

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ 

для родителей

на тему:

«Трудовое воспитание в семье»

                                                                                              Подготовила:

                                                                                              Сахипгараева Гульсина  

                                                                                              Сайфельбарисовна

                                                                                              воспитатель

                                                                                              высшей  квалификационной

                                                                                              категории

                                                                             

                                                                                               

2022 г

   «Труд − всегда был основой для человеческой жизни и культуры».

А. С. Макаренко.

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в труде организовывается так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства.

Труд развивает умственные способности ребенка: его сообразительность, творческую смекалку.


Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. Главная цель труда – в его влиянии на личность ребенка. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве.
Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он развивает сообразительность, любознательность, инициативу, активное восприятие, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, тренирует память. А так же труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.

При приучении детей дошкольного возраста к труду важны 2 фактора.

1. Пример родителей.

Ребенок как губка впитывает все, что его окружает и если он видит, что родители ежедневно трудятся, ухаживают за домом и приусадебным участком, ребенка будет легче и проще приучить делать то же самое.

2. Мотивация.

При воспитании детей очень важен момент мотивации, но многие родители начинают ошибочно мотивировать детей сладостями, деньгами или иными ценными для ребенка вещами. При таком подходе можно столкнуться с ситуацией, когда без вознаграждения ребенок вообще ничего не захочет делать. Правильная мотивация это похвала. Хвалите своего ребенка, говорите ему, какой он хороший помощник и что без него вы бы никогда не справились. И самое главное никогда не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, помогите ему и обязательно похвалите


Подчеркивая неоценимое значение труда для всестороннего развития личности ребенка, предлагаю вашему вниманию, некоторые рекомендации по трудовому воспитанию в семье.
Труд детей в семье должен быть посильным. Вовсе не обязательно возлагать на плечи малыша уборку всей квартиры, но попросить его обтереть пыль с подоконника вполне можно. Используйте удобный момент – интерес. Любому ребенку интересно поработать пылесосом. Много он, конечно, не наработает, а вот кое-какие навыки получит. Особое значение трудовая деятельность имеет для формирования нравственных качеств. Выполняя несложные обязанности, связанные с сервировкой стола, помогая готовить все необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для других. Это формирует у них готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, охотно выполнять посильные трудовые поручения, формирует старательность и исполнительность.


На первых ступенях трудовая деятельность мало устойчива, она тесно связана с играми детей. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте – игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. За игрой ребенка проще приучить к труду. Например, ваш дом –это космический корабль, и его нужно вычистить перед отлетом. Маленькие дети легко очеловечивают неодушевленные предметы – это качество можно эффективно использовать. Скажите ребенку от имени игрушки, что ей холодно лежать на полу, или пусть мишка попросит, чтобы его посадили на полку.


Никогда не заставляйте ребенка насильно помогать вам. Принуждение отвращает. Тем более работа, сделанная по принуждению, не отличается качеством. Помощь должна отходить от чистого сердца. Понятно, что ребенок может не обратить внимания, что вам трудно и что вы были бы не против принять от него помощь. Здесь можно немного схитрить: поохать да поахать: «Ах, как я устала», «Ох, спина болит». Редкий ребенок не сообразит, что его помощь была бы к месту.
Какую же помощь по хозяйству может оказывать дети дошкольного возраста? Диапазон достаточно широк. Кроме уборки своей комнаты, малыш может помочь маме в приготовлении к ужину, например, в сервировке стола. Ребенку вполне по силам полить комнатные растения, покормить домашних питомцев.


Помните, давая поручения ребенку, необходимо доступно объяснить, что, зачем, и почему делается. Ребенок должен знать, зачем ему выполнять те или иные задания, и какой результат должен быть достигнут. Только так у дошкольников сформируется представление о необходимости этих действий. Поэтому всегда нужно объяснять для чего мы трудимся. Например, если цветы не полить – они могут погибнуть; если мы не помоем посуду, то придется есть из грязной посуды.
Труд ребенка не должен оставаться не замеченным со стороны взрослых. Любой труд должен быть поощрен: поблагодарите ребенка, похвалите, оцените его старания. Даже если ребенок сделал что-нибудь не так. А если он что-либо разобьет, сломает, не вздумайте ругать его, ведь ребенок хотел помочь. Труд и его результат должны сопровождаться положительными эмоциями. Постепенно у ребёнка складывается положительное отношение не только к тем видам труда, которые связаны с игрой, но и к тем, которые не так интересны, но необходимы, то есть происходит осознание важности трудовой деятельности. Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания. Если сами взрослые трудятся с энтузиазмом, то и ребенок будет стремиться к этому. Когда ребенок видит, что труд для взрослых – это тяжёлое бремя, то и сам будет относиться аналогично. Поэтому сами родители должны браться за любую работу с желанием, старанием и ответственностью, являясь для детей хорошим примером.

  • Учите ребенка доводить начатую им работу до конца.
  • Не торопите и не подгоняйте малыша.
  • Умейте ждать, пока он завершит работу сам.


Параллельно с трудовым воспитанием необходимо воспитывать уважение к труду взрослых, к бережному отношению его результатам. Слова нотации, как известно, методы для ребенка малоубедительные. Он должен видеть добрый пример взрослых.
Только систематическое выполнение трудовых обязанностей будет способствовать воспитанию у дошкольников организованности, ответственности, привычки к трудовому усилию, что так важно для подготовки ребенка к школе.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 10 «Снежинка»

городского округа город Октябрьский Республика Башкортостан

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ 

для родителей

на тему:

«Формируем культурно-гигиенические навыки детей 3-4 лет»

 

                                                                                              Подготовила:

                                                                                              Сахипгараева Гульсина  

                                                                                              Сайфельбарисовна

                                                                                              воспитатель

                                                                                              высшей квалификационной

                                                                                              категории

                                                                             

                 

                                                                                   

2021 г

Формирование привычек и навыков гигиенической культуры осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.

Формируют навыки личной гигиены: умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться. Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.

Культурно-гигиенические навыки лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т. д. Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.

Дети 3–4 лет должны:

- Следить за своим внешним видом.

- Пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания.

- Вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.

- Правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому взрослый должен быть для них образцом.

В дошкольном возрасте следует воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку, причем большое значение этому следует уделять не только в семье, но и в дошкольных учреждениях, где дети проводят большую часть дня. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.

Ребенка нужно научить содержать в чистоте свое тело, помещение и вещи, которыми он пользуется в повседневной жизни. Он должен уметь самостоятельно умываться, чистить зубы, одеваться, поддерживать порядок. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь.

При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих. В дошкольном учреждении, где старшие не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и для малыша это становится законом.

После утренней гимнастики ребенку полезнее всего принять душ. Он моет руки, лицо и освежает все тело под струями воды. Необходимо, чтобы после приема душа или умывания ребенок вытерся насухо. Перед дневным сном надо мыть ноги. Особенно важно это правило соблюдать летом.

Определенное внимание следует уделить воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, связанных с едой. Напоминайте ребенку, что за столом сидят прямо, не горбясь, не наклоняясь в одну сторону. Пищу берут ложкой или вилкой, понемногу.

Необходимо добиваться того, чтобы дошкольники выполняли все гигиенические нормы и правила с чувством удовлетворения от самого процесса или от его результатов. В доступной форме следует разъяснять детям значение этих навыков и привычек для укрепления здоровья.

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сенситивными, и период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки: Мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: "Застегните", "Завяжите", "Оденьте".

Для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.

Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность. Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса.

Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Ребёнок постепенно переходит к контролю за своим внешним видом.

Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника. Трёхлетний малыш уже может дать моральную оценку действиям человека или героя сказки. Пока она ещё основана на переносе общего эмоционального отношения ребёнка к человеку или персонажу: нравится, значит, хороший, не нравится, значит, плохой.

Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно. В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: "Я хороший, потому что всё делаю правильно!".

Дети 3-4 лет только начинают осознавать правила поведения, но ещё не видят скрытых за ними нравственных норм, часто не относят этих правил к другому. Воспитателю надо помнить, что об активном освоении правил поведения свидетельствует появление жалоб-заявлений, адресованных взрослому. Малыш замечает нарушение правил другими детьми и сообщает об этом. Причина подобных высказываний ребёнка в стремлении убедиться, что он правильно понимает правила поведения, получить поддержку со стороны взрослого. Поэтому к таким жалобам следует относиться с большим вниманием. Подтвердите, что малыш правильно понимает общественное требование, и подскажите, как нужно поступить, если он замечает его нарушение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по трудовому воспитанию в подготовительной группе «Маленькое дело лучше большого безделья»

Проект: краткосрочный, 1 неделяУчастники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители...

Проект по трудовому воспитанию «Маленькое дело лучше большого безделья».

Раскрытие темы трудового воспитания детей в семье и детском саду....

Проект по трудовому воспитанию в подготовительной группе «Маленькое дело лучше большого безделья»

Интерес к труду, необходимые трудовые навыки закладываются в раннем детстве. Важно не пропустить этот момент, ведь дошкольное детство – это уникальное время, когда ребенку все интересно, он откр...

Проект по трудовому воспитанию в подготовительной группе «Маленькое дело лучше большого безделья»

Проектпо трудовому воспитанию в подготовительной группе«Маленькое дело лучше большого безделья»...

Проект по трудовому воспитанию в старшей группе «Маленькое дело лучше большого безделья»

Проект по трудовому воспитаниюв старшей группе«Маленькое дело лучше большого безделья»Актуальность: Интерес к труду, необходимые трудовые навыки закладываются в раннем детстве. Важно ...

Проект по трудовому воспитанию "Маленькое дело лучше большого безделья"

Интерес к труду, необходимые трудовые навыки закладываются в раннем детстве. Важно не пропустить этот момент, ведь дошкольное детство – это уникальное время, когда ребенку все интересно, он откр...