Доклад "Развитие связной речи детей"
методическая разработка (средняя группа)

Вандышева Елена Владимировна

Связная речь – это смысловое развёрнутое высказывание обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Связная речь включает в себя развитие двух форм речи - диалогической и монологической.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 1 «Теремок»

 семейный детский сад

Развитие связной речи детей

Доклад на педсовете

                                                                       Выполнила: воспитатель

                                                  высшей квалификационной категории

                                                        Вандышева Елена Владимировна

Тонкино, 2021г.

Слайд 1

Связная речь – это смысловое развёрнутое высказывание обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Связная речь включает в себя развитие двух форм речи - диалогической и монологической.

Диалогическая речь: умение детей слушать и понимать обращённую к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень связной разговорной речи зависит от состояния словаря и от того насколько он овладел грамматическим строем речи. Разговорная речь как речь с собеседником предполагает также умение культурно вести себя во время беседы, быть тактичным, сдержанным.

Монологическая речь: рассказ - это связное развёрнутое изложение какого – либо факта. Пересказ - воспроизведение прослушанного художественного произведения в выразительной устной речи.

И чтобы дробиться развития этих компонентов речи нужно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их и превратить этот тяжелый труд в самый любимый и доступный вид деятельности - ИГРУ.

Дети играют, и не подозревают, что усваивают какие – то знания, овладевают навыками, учатся культуре общения друг с другом, с окружающими, формируется связная речь.

Слайд 2

Одно из условий речевого развития детей – это обеспечение развивающей предметно-пространственной среды, которая предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития.

Поэтому целью моей деятельности послужило создание комфортных, благоприятных условий для развития речи дошкольников в самостоятельной и совместной деятельности.

С целью создания эффективной развивающей предметно-пространственной среды, в группе оформили речевой центр.

Что же помогает развитию связной речи?

Пособия для проведения артикуляционных упражнений. Всевозможные приспособления для развития правильного речевого выдоха. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукопроизношение, создает условия для нормальной громкости речи, сохранения плавности речи и интонации.

Развитие речи посредством художественной литературы.

Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В нашем речевом центре, находятся детские книги, Книжки – малышки, сделанные своими руками, тематические альбомы. Лэпбуки по сказкам.

Развитие речи детей средствами дидактической игры.

Дидактические игры являются мощнейшим средством развития речи у детей. Игра учит детей общаться и понимать других людей. Составила картотеку словесных речевых игр и упражнений.

Для выбора дидактических игр учитываю возрастные особенности детей, уровень их индивидуальной подготовленности.

Экскурсии – одна из форм воспитательно-образовательной работы с детьми.

Целью экскурсии является обогащение активного и пассивного словарного запаса детей, расширение представлений об окружающем мире.

Дети с большим удовольствием ходят на экскурсии, делятся с родителями своими новыми знаниями и яркими впечатлениями. Развивается связная речь детей.

Хорошим помощником для повышения речевой активности детей служит сюжетно-ролевая игра. Поэтому большое внимание уделяется созданию игровых центров. Изготовлено оборудование для сюжетно-ролевых игр, декораций, сшиты костюмы.

Театрализованная деятельность делает жизнь детей интересней, содержательней, наполненной яркими впечатлениями. Речь детей становится образной, выразительной. В нашей группе имеется богатый материал для театрализованных игр: это различные виды театров (пальчиковый, настольный, театр на ложках, на палочках, фланелеграф и другие); реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: ширма для кукольного театра, костюмы и маски для детей. Театрализованные игры способствуют усвоение речевого общения детей.

Все знают, что развитие речи напрямую зависит от мелкой моторики рук.

Существуют разные способы развития мелкой моторики:

1. Это всевозможные игры с мелкими предметами.

От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. В группе создали уголок сенсорики. В нем подобраны игры, пособия на развитие мелкой моторики пальцев рук. Работая с мелкими деталями конструктора, шнуровками, мозаиками дети развивают мелкую мускулатуру пальцев рук, а значит, развивают речь, воображение, творческую активность.

2. Пальчиковые игры.

В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Делается это в форме массажа, поглаживания и упражнений для пальцев. Сопровождаем чтением стихов, потешек. Ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет задания.

Художественное творчество.

Уникальное средство для развития мелкой моторики. В распоряжении детей находятся средства изобразительной деятельности (мелки, карандаши, фломастеры, цветная бумага и другие). Особое внимание уделяется раскрашиванию рисунков. Для этого используем альбомы для раскрашивания и заготовки.

Лепка необходима для развития мелкой моторики. В своей работе для лепки с детьми использую пластилин, соленое тесто.

Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи. Музыка и речь тесно взаимосвязаны. Конечно основной вид музыкальной деятельности, связанный с развитием речи – это пение. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов. Нашим детям очень нравятся развивающие игры с голосом – это подражающие игры (кашель, чихание, голоса птиц и животных, часики, дождик). В этих играх непроизвольно формируется звукообразование.

Прогулка – это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи детей. Территория детского сада большая и разнообразная: здесь растут разные деревья. В теплое время года на клумбах множество цветов. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свои впечатления словами. Рассматриваем листья с разных деревьев, называем их: кленовый, березовый, липовый. Таким образом, правильная организация прогулки является действенным средством развития речи детей.

Слайд 3.

Отдельно я хочу немного остановиться на такой системе методов и приемов как - мнемотехника.

Она мне нравится больше всего – она помогает развитию монологической речи.

Мнемотехника это – искусство запоминания. Это система методов и приемов, которые помогают легко запомнить и воспроизвести информацию.

Слайд 4

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.  Начиная  работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Мнемоквадраты это одиночное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание.

 

Мнемодорожки – ряд картинок по которым можно составить небольшой рассказ.

Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы, рисунки, ребенок легко запоминает информацию.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи направленные на: развитие памяти, внимания, образного мышления, связной речи, мелкой моторики при частичном или полном графическом воспроизведении. 

Принцип работы с мнемосхемами.

Нужно рассмотреть с ребенком таблицу и разобрать изображения. Преобразовать эти символы в образы. И дальше при помощи этих символов пересказывать.

Мнемотаблицы. Являются дидактическим материалом. Их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи. Использовать при составлении рассказов и обучению пересказу, при заучивании наизусть стихотворений, отгадывании загадок.

Слайд 9

Я их использую для:

  • обогащения словарного запаса
  • при обучении составлению рассказов
  • при пересказах художественной литературы
  • при отгадывании и загадывании загадок
  • при заучивании стихов

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

  • последовательность рассказа,
  • лексико-грамматическую наполняемость рассказа,
  • строение рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Консультация для родителей на тему: «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Консультация для родителей на тему:«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»...

Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей.

Особенности речи детей пятого года жизни и способы их развития с использованием приема моделирования....

«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Данная консультация поможет родителям работать с детьми над обогащением словаря, формированию грамматического строя речи,развитию и совершенствованию звуковой культуры речи и связной речи с помощью иг...

«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Данный материал раскрывает, как правильно и  своевременно подойти к развитию речи ребенка используя прием моделирования....