Обучение дошкольников грамоте по методике Л.Е. Журовой
материал

Рева Алена Николаевна

При обучении звуковому письму, так и чтению исходящим процессом является звуковой аналз устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_doshkolnikov_gramote_po_metodike_l_e_zhurovoy.docx27.78 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение дошкольников грамоте по методике  Л.Е.Журовой

Лидия Ефремовна Журова -  известный психолог, авторитетный учёный в области дошкольного и начального образования,   является  автором  педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе и  успешности обучения в начальной школе,  позволяющей педагогу выявлять интеллектуальные и личностные особенности каждого ученика. Это особенно важно в условиях перехода  на Федеральные государственные образовательные стандарты.

Лидия Ефремовна является  автором курсов «Азбука для дошкольников» в учебно-методическом комплекте «Предшкольная пора», интегрированного курса «Грамота» (ныне учебников «Букварь») в системе учебников  «Начальная школа XXI века».

Предложенная автором система обучения чтению детей дошкольного и младшего школьного возраста  способствует более эффективному формированию навыков чтения. По учебникам Лидии Ефремовны учиться читать - это увлекательная  игровая деятельность.  Педагогам и родителям эти пособия  позволяют повысить интерес  у детей к чтению, делают процесс обучения менее утомительным и монотонным.

При обучении как письму, так и чтению исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности. 

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:

определение количества звуков в слове;

фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие);

определение места звука в слове.

1.  Старшая группа

Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определения последовательности звуков в нем. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. При анализе слова жук ребенок должен произнести его три раза:   жжжук, жууук, жуК.

       Дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Необходимо показать им слово предметно, представив его звуковую структуру в виде модели. 

       Реально представить слово дает возможность картинка-схема его звукового состава. На ней помещается рисунок-предмет, название которого ребенок должен разобрать, и ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками.       

        Модель слова,  получающаяся в результате звукового анализа, отражает отдельные звуки и их последовательность. При проведении звукового анализа ребенок ведет указкой под схемой и в соответствии с движением указки произносит слово с последовательным выделением звуков, обозначая каждый из них фишкой.  

Знакомство с гласными звуками

После того как дети овладеют навыками проведения звукового анализа простейших слов (мак, кит, дом, дым, лес, лук), их знакомят с гласными звуками. Дети узнают, что звуки, при образовании которых воздух проходит свободно, этим звукам ничего «не мешает» - ни зубы, ни губы, ни язык, называются гласными. Дети находят такие звуки в ранее проанализированных словах: мак-[а], лук-[у], дом-[о], лес-[э],кит-[и],дым-[ы]. Дети «проверяют» все звуки, произнося их, и наблюдают, не мешает ли что-либо во рту их выговариванию.                                                          

  Гласные звуки обозначаем красной фишкой.

Модели слов их трех звуков

Модели слов их четырех звуков

Знакомство с ударным гласным звуком

После того как  дети научатся различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, необходимо познакомить их с ударением, научить выделять в слове ударный слог и ударный гласный звук. Начинать обучение вычленению ударного слога лучше с двусложных слов с ударением на первом слоге (мишка, каша), потом переходить к словам с ударение на втором слоге. Обучение умению вычленять словесное ударение включается в работу по проведению звукового анализа. Вслед за ударным слогом дети знакомятся с ударным гласным звуком Для обозначения ударного гласного звука используется фишка черного цвета.

2.Подготовительная группа

В подготовительной к школе группе решаются следующие задачи:

    - учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции,  

    - знакомятся со всеми буквами русского алфавита, усваивают некоторые правила орфографии, выкладывают слова, и предложения из букв разрезной азбуки с применением правил орфографии,

    - овладевают слоговым и слитным способом чтения.

8.Правила обозначения звуков буквами

Одной из важных задач при проведении звукового анализа слов является знакомство детей с гласными буквами и правилами их написания после твердых или мягких согласных звуков. Дети должны усвоить, что буквы «а», «о», «у», «ы», «э» — пишутся после твердых согласных, а буквы «я», «е», «ё», «ю», «и» — после мягких согласных звуков.

     По ходу проведения звукового анализа слов дети узнают, что звуки «ч», «щ», «й» — мягкие согласные, они не имеют твердой пары, а звуки «ж», «ш», «ц» — твердые согласные, не имеют мягкой пары.

     Ознакомление с правилами написания йотированных гласных букв Я, Ю, Ё, Е в начале слова, а также в словах типа «маяк», «армия» проводится по ходу звукового анализа специально подобранных слов. Дети узнают, что буквы Я, Ё, Ю, Е в начале слова или после гласного звука обозначают два звука: ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ.

Разбор слова ЮЛА.

Знакомство с согласными буквами

В течение года решается задача ознакомления детей со всеми согласными буквами русского алфавита (в процессе работы по звуковому анализу слов). При этом строго выдерживается единый принцип введения каждой новой согласной буквы.

      Согласная буква, за некоторыми исключениями, обозначает два звука: твердый и мягкий согласный, поэтому словарный материал подбирается с учетом того, какие звуки могут обозначать буквы, которые мы вводим. Например, буква  М обозначает в слове мимо звук «мь», т.е. мягкий согласный, и звук «м», т.е. твердый согласный звук; буква Н в слове Нина обозначает звуки «нь» и «н» и т.п.

В работе с детьми этот принцип реализуется так: например, воспитатель предлагает детям выложить слово Нина. Гласные, уже знакомые детям, они должны обозначать соответствующими буквами, а звуки «нь» и «н» — соответственно фишками (зеленой и синей). Затем детям предлагается назвать звуки, обозначенные фишками («нь» и «н»). И здесь воспитатель говорит, что эти звуки обозначаются одной согласной буквой  — «н».

    После того как дети уже знают несколько согласных букв (м, н, р, л, г, к, з, с, д, т, ж, ш), их знакомят с буквой ь (мягкий знак). С этой целью предлагается выложить два слова, отличающиеся друг от друга одним согласным звуком,  например  слова мел и мель,   которые отличаются звуками «ль» и «л». Дети разбирают. После этого воспитатель «вводит» правило, что кроме букв я, е, ю, ё, и, которыми обозначается мягкость согласных звуков, есть еще буква — мягкий знак (ь), которая не обозначает никакого звука, а ставится для того, чтобы показать, что предшествующий согласный звук мягкий.

Разделительная функция твердого знака раскрывается на сравнении двух слов, например сел и съел. Дети узнают правило о твердом знаке, который не обозначает звука и ставится для того, чтобы отделить твердый согласный звук от букв е, ё, я, ю, написание которых в другом случае свидетельствует, что предшествующий согласный читается мягко.

3. Обучение чтению

При обучении чтению выделяются три задачи:

обучать словоизменению,

формировать послоговое чтение,

формировать слитное чтение.

    Этап словоизменения направлен на формирование способа чтения. Ребенок должен сначала посмотреть на гласную букву, затем перевести глаза на согласную и читать.

     При чтении слогов ребенок должен перестроить свой навык чтения: здесь движение полоски с гласными буквами (пособие «Окошечки») уже не заставляет его смотреть сначала на гласную букву, он сам должен руководить своим чтением.

    Перейти от слогового к слитному чтению помогает ударение.

4. Игровые упражнения, направленные на развитие    фонематического  слуха и речевого внимания у  дошкольников

Упражнения  для детей трёх лет: 

«Колокольчики»

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.                                          

Воспитатель. Большой колокольчик (показывает большой круг) звенит: «Дин, дин, дин». Маленький (показывает маленький круг) звенит: «Динь, динь, динь» (дети повторяют звукосочетания). Когда я покажу большой круг, звенят большие колокольчики, когда покажу маленький круг, зазвенят маленькие колокольчики.

Воспитатель показывает то большие, то маленькие кружки.

 «Слоны и ослики»

Программное содержание. Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

        Воспитатель делит детей на две группы: осликов и слонов. Они встают друг против друга.

        Воспитатель. Ослик (показывает картинку) кричит: «Ииии- иии», а слон (показывает картинку) кричит «Ыыыы- ыыы» (дети повторяют звукосочетания).

        По команде «Идут слоники» первая группа детей передвигается по комнате и произносит соответствующие звуки.

     По команде: «Идут слоны» указанные выше действия выполняет вторая группа.

        Игра повторяется 3 раза, затем дети меняются ролями и игра повторяется вновь.

Упражнения для детей 4 лет.

«Поезд и птичка»

    Программное содержание. Развивать речевое внимание, речевое дыхание и фонематический слух.

     Воспитатель. Послушайте, что однажды произошло. Ехал поезд через лес, и его колеса стучали сердито: «Т-т-т-т». Услыхала его песенку птица и захотела спеть так же, но у нее получилась ласковая песенка: «Ть-ть-ть» (дети повторяют звукосочетания по два раза). Итак, мальчики будут поездом, а девочки - птичками. Идет поезд, колеса стучат… Поет птичка… (Дети произносят нужные звукосочетания).

     Упражнение повторяется по 3 раза, затем дети меняются местами

«Пчёлы и мухи». 

Программное содержание. Развивать фонематический слух и речевое внимание детей.

    Воспитатель. Вспомните, как гудят пчелы («З-з-з-з»). А мухи гудят: «Зь-зь-зь-зь» (дети повторяют). Полетели пчелы и загудели… сели на цветы и собирают нектар -  сладкий сок из цветов, потом будет из него мед (дети присаживаются) Полетели мухи и загудели… сели на травку…

    Дети меняются ролями и игра повторяется.

 Упражнения для детей 5 лет.

«Скажи, как я»

  Программное содержание.

     Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевой аппарат.

     Воспитатель бросает мяч по кругу, называет слова с выделением любого твердого и мягкого согласных звуков. Ребенок должен повторить слово так же и перебросить мяч воспитателю.

     В игре принимают участие все дети.     Воспитатель раздает детям по одной картинке, в названии которых есть звук [л] и [ль]. На фланелеграф выставляет синий и зеленый кружки.

     Воспитатель. Посмотрите на свои картинки. В названии предметов  есть звук [л] – большой братец или звук  [ль]- маленький братец. Поднимите картинки, в названии которых есть звук [л] (проверяет); теперь со звуком [ль ] (проверяет).

     Дети по очереди выходят, называют слово с выделением этих звуков и ставят картинки после соответствующих кружков. Один ребенок называет все слова со звуком [л], другой- со звуком  [ль].

 Упражнения для детей 6 лет

 «Найди товарища»

Программное содержание. Развивать речевое внимание, фонематический слух и речевое дыхание.

На фланелеграфе выставляются картинки. Первый ряд: барабан, флаг, курица, дудочка, собака, шишка; второй ряд: попугай, волк, гусь, трамвай, зонт, жук.          

Воспитатель. Вверху и внизу картинки. Давайте расставим их парами, чтобы первые звуки были товарищами (звонкий-глухой звуки).

Дети выходят, называют предмет и первые звуки слов. Выставляют нижние картинки под верхними, чтобы первые звуки составляли пару «звонкий- глухой согласный).

  «Назови ударный звук».

 Программное содержание. Развивать речевое внимание, фонематический слух и речевое дыхание.

   Воспитатель бросает мяч, называет слово с выделением ударного слога; ребенок ловит мяч, называет ударный звук и перебрасывает мяч воспитателю.

5.Примерный перечень пособий по обучению детей грамоте

     Классная подвижная азбука.

     Азбука в картинках.

     Таблицы по обучению грамоте с рисунками.

     Комплект наглядных пособий «Обучение грамоте» (автор Н.В. Дурова).

     Дидактический материал «Ступеньки грамоты»  (авторы Н.В.
Дурова, Л.Н. Невская).

     Наглядно-дидактическое пособие для детского сада «Звучащее
слово» (автор Г.А. Тумакова).

     Компьютерные программы по развитию речи, фонематического восприятия  и  звукобуквенного  анализа,  обучению  детей  чтению
(«Видимая речь», «Игры для Тигры», «Баба-Яга учится читать»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет на тему: «Использование игровых приемов в обучении дошкольников грамоте"

Творческий отчет на тему: «Использование игровых приемов в обучении дошкольников грамоте»....

Проект по обучению дошкольников грамоте с применением метода наглядного моделирования.

Данная тема проекта актуальна, в связи с тем, что основной задачей логопедической работы с детьми с ОНР является качественная подготовка к  овладению элементами грамоты....

Обучение дошкольников математике по методике Н. А. Зайцева

Методика эффективна и интересна для дошколят. Скучно никому не станет, это точно!Вы можете посмотреть видео, нажав на ссылку ниже или скопировав её в адресную строку вашего браузера. https://www....

Методическая разработка «Обучение дошкольников грамоте по методике Л.Е.Журовой»

Материал может быть использован воспитателями по обучению грамоте дошкольников.При обучении как письму, так и чтению исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленно...

Обучение дошкольников грамоте по методике Л. Е. Журовой, старшая группа

Кратко представлены основные аспекты обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста....

Обучение дошкольников грамоте по методике Л. Е. Журовой, подготовительная группа

Кратко представлена методика обучения грамоте для детей, посещающих подготовительную группу сада....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ № 121 ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ по пособию «Обучение дошкольников грамоте. Подготовительная к школе группа» автор: Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова , Л.Н.Невская

Нормативные основания разработки Рабочей программы Данная Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии с:  Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред...