Дидактические игры по развитию речи детей младшего возраста
картотека (младшая группа)

Кинжибалова Мария Константиновна

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь,

формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

В данной картотеке представлены дидактические игры согласно темам недели,

по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. ,

которые могут быть использованы педагогами и родителями

для работы с детьми дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека. Дидактические игры по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста.

Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение.

Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Главное место в игре отводится работе со звуком, буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.

Совершенствуя речевой аппарат, игры и занятия начинаются с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных строчек.

В данной картотеке представлены дидактические игры согласно темам недели, по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. , которые могут быть использованы педагогами и родителями для работы с детьми дошкольного возраста.

Название

Цель

Ход игры/Правила

«Давайте познакомимся!»

Закреплять умение детей знакомиться, называть свое имя, употреблять в своей речи вежливые слова.

К детям «пришла в гости» новая кукла. Она желает познакомиться.

Воспитатель: «Ребята, к нам в гости пришла кукла. Давай познакомимся, меня зовут Людмила Геннадьевна, а тебя? Очень приятно!». Дети по одному подходят к кукле и называют свое имя. Кто познакомился с куклой, то может знакомиться с детьми группы.

"Поваренок"

Активизация словаря по теме, обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже. Знакомство с профессией.

Взрослый просит ребенка «приготовить» для него угощение (щи или салат). Ребенок выбирает нужные овощи для блюда, называет их. Затем объясняет, как он будет готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).

«Профессии»

Расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. Знакомить с орудиями труда, инструментами нужными людям этих профессий, соотносить их. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Участникам предлагается по очереди назвать профессии, которые они уже знают и инструменты которые нужны людям этих профессий, затем пробовать соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (воспитатель – воспитывает, повар- варит)

«Я и моя семья»

Закреплять у дошкольников представления о семье и своём месте в ней; умение понимать роль взрослых и детей в семье. Развивать речь дошкольников. Вызвать у детей радость и гордость за то, что у них есть семья.

Воспитатель показывает фотографию и спрашивает: «Чья это семья?». Ребёнок, который определил свою семью, выходит и с помощью вопросов взрослого, рассказывает о своей семье.

Вопросы – помощники:

— Он (она, они) какой (какая, какие)?

— Кто самый младший (старший) в твоей семье?

— Что вы делаете все вместе?

— Как ласково называет тебя мама? И т.д.

«Чудесный мешочек»

Закрепить названия овощей, их цвета.

Перед игрой ребенка знакомят с овощами и их свойствами. Малыш по одному достает из «чудесного мешочка» овощи, называет их. Затем он отвечает на вопросы взрослого о цвете, форме, величине овощей. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему.

«Один – много»

Научить образовывать существительные множественного числа.

Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь - дожди капля - капли лист - листья гриб - грибы зонт - зонты плащ — плащи птица - птицы

«Загадки зайца»

Познакомить с фруктами, уточнить их названия, цвет, форму, вкусовые качества.

Взрослый по одному достает фрукты из корзинки и описывает их: «Яблоко круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Яблоко можно есть». Ребенок помогает взрослому рассказывать о фрукте, затем пробует его на вкус.

«Назови ласково»

Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Взрослый называет какой-нибудь фрукт и бросает мяч ребенку Тот называет его ласково и возвращает мяч взрослому (яблоко - яблочко, лимон - лимончик, апельсин - апельсинчик и т. д.). Неговорящему ребенку показывайте картинки и просите: «Покажи яблоко, А теперь покажи яблочко».

«Помоги маме найти своих детенышей»

Закрепить словарь существительных по теме, формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Взрослый раскладывает на столе картинки с изображением детенышей, себе же оставляет изображения взрослых животных. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему. Игра продолжается до тех пор, пока все мамы не найдут своих детенышей.

«Кто, где спрятался?»

Сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь.

Взрослый прячет игрушку на стул, под кровать, за дверь, около шкафа и т. д. и просит ребенка найти ее. После того как ребенок находит игрушку, взрослый спрашивает: «Куда спряталась …?» (Под стол) Взрослый выделяет предлог голосом. Затем взрослый предлагает ребенку спрятать игрушку, а сам ищет ее, активизирует речь ребенка вопросом: «Куда ты спрятал …?»

«Кто, что любит?»

Закрепление формы винительного падежа существительных.

На столе педагога картинки: морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди, кора деревьев, трава, куры, зайцы, овечка и т.д. Дети ставят картинки к соответствующему животному.

Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди.

«Подбери словечко»

Учить детей подбирать и называть слова-признаки, слова-действия

Медведь (какой?) … (бурый, косолапый, неуклюжий).

Лиса (какая?) … (хитрая, рыжая, пушистая).

Медведь (что делает?) … (спит, переваливается, косолапит).

Лиса (что делает?) … (выслеживает, бежит, ловит).

«Кто как голос подаёт?»

Познакомить детей, какие голоса подают дикие животные.

- Скажите, как подают голос звери?

- Что делает волк - …(воет).

- Что делает лиса - … (тявкает).

- Что делает медведь - … (ревет).

- Что делает белка - … (цокает).

«Наоборот»

Образование слов-антонимов.

Лось – большой, а заяц - … (маленький).

Волк – сильный, а белка - … (слабая).

У лисы хвост длинный, а у медведя - … (короткий).

«Четвёртый лишний»

Учить детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.

На картинку посмотри,

Предмет лишний назови

И свой выбор объясни.

Белка, собака, лиса, медведь

«Бытовые приборы»

Обобщать знания детей об электроприборах.

Расширять и уточнять знания детей о бытовых электроприборах, их назначении, о правилах безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту;

Развивать мыслительную деятельность, логическое мышление.

«Все профессии важны»

Закреплять знания детей о профессиях взрослых; подводить к пониманию, что все профессии нужны и важны; развивать память, внимание, мышление.

Воспитатель предлагает рассмотреть картинки с профессиями

взрослых, назвать профессию и рассказать о ее важности, полезности. В конце игры воспитатель подводит итог, что все профессии нужны и важны.

«Кому нужны эти вещи?»

Закреплять знания детей о разных видах спорта, спортсменах, спортивных атрибутах. Развивать зрительное внимание, логическое мышление.

Дети определяют, какому спортсмену нужны эти предметы.

Лыжи нужны… (лыжнику).

Коньки нужны (фигуристу, хоккеисту).

Мяч нужен (футболисту, волейболисту, баскетболисту).

Клюшка и шайба нужны (хоккеисту). Ракетка нужна (теннисисту).

«Чей, чья, чье, чьи?»

Образование и употребление притяжательных прилагательных.

Шарф (чей?) — мамин, бабушкин, ... .

Шапка (чья?) — тётина, мамина, ... .

Пальто (чье?) — бабушкино, ... .

Перчатки (чьи?) — мамины, бабушкины ... .

«Съедобное — несъедобное»

Развивать внимание, умение сосредотачиваться на определенном предмете, быстроту мышления. Научить детей за короткое время делить предметы на две категории: съедобное и несъедобное.

Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель читает стихотворение. Если называется съедобный предмет - дети хлопают, несъедобный - топают.

«Позови свою маму»

Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица) Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.

«Научим зайку правильно говорить»

Развивать интонационную выразительность.

Зайчик принес с собой чудесный мешочек. В нем лежат разные картинки. Зайчик будет говорить. Что на них нарисовано. Если он скажет неверно, вы научите говорить его правильно.

Ишка – дети поправляют «мишка»

Елочка – белочка

Оник – слоник (После «обучения» зайка начинает называть все предметы правильно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для развития речи детей среднего возраста

Эти игры позволят расширить словарный запас ребёнка, научат правильно сочетать слова в устной речи,активизируют коммуникативные навыки дошкольников. В игре процесс расширения слоарного запаса р...

Учебно-методическое пособие "Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста"

В Учебно -методическом пособии можно ознакомиться с различными играми, помогающими решать задачи по развитию всех компонентов устной речи у старших дошкольников. Эти игры интересны и занимательны для ...

Влияние дидактической игры на развитие речи детей дошкольного возраста

«Игра- это искра, зажигающая огонёкпытливости и любознательности»....

Дидактические игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста (1 младшая группа, 2 младшая группа)

Речь – это одно из важнейших приобретений в жизни человека. Именно приобретений, потому что речь не дана нам от рождения. Должен пройти какой-то временной промежуток, чтобы ребенок начал произно...

Дидактическая игра по развитию речи детей младшего дошкольного возраста Колобок - румяный бок

Дидактическая игра по развитию речи детей младшего дошкольного возраста "Колобок - румяный бок"Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем бо...