Мастер класс "Урало-Сибирская роспись"
консультация (старшая группа)

Штин Ирина Ивановна

для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klas_po_uralo_sibirskry_rospisi.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

Корниловский детский сад, филиал МБДОУ

«Детский сад № 189»

 

 

Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных организаций

«Урало - сибирская роспись»

                                             

 https://pp.userapi.com/c855624/v855624098/48458/EPmIMyuP_dA.jpg

 

 

 

 

 

 

                                                

                                               

Воспитатель: Штин Ирина Ивановна

2022год

Название мастер-класса: Урало -  сибирская роспись.

       Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов    в   формировании у детей интереса к ценностям народной культуры.

       Задачи:

       1. Познакомить педагогов с  Урало - сибирской росписью;

      2. Обучить  выполнять основные мотивы росписи: цветы,  ягоды,  листья, используя технику пальцеграфия;

      3. Способствовать проявлению творчества и инициативы педагогов

по ознакомлению старших дошкольников с декоративно-прикладным искусством своего региона.

        Оборудование, материалы, инструменты:                             

        Гуашь

        Палитра

        Кисть

        Стакан с водой

        Тканевая салфетка

        Простой карандаш

        Бумажный шаблон

        Макет дерева, шаблоны яблок, цветов, листьев для рефлексии

ХОД СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

В процессе художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста немаловажную роль играет приобщение детей к ценностям и традициям национальной культуры. Через знакомство с декоративно прикладным искусством перед детьми раскрывается богатство культуры народов России, их обычаи, нравы, самобытность.

        Урало - сибирская роспись – одна из интересных народных росписей. Из поколения в поколение передаются не просто приёмы ремесла, а мировоззрение народа, его духовная культура. Изначально роспись применяли для украшения избы. Расписывали стены, двери, потолок.

 Мастеров уральской росписи называли красильщиками. Позднее яркий, неувядающий уральский букет зацветёт на посуде, лаковых подносах, шкатулках, прялках.

Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание этой росписи. Соприкасаясь с произведениями народного искусства, у детей формируется интерес к культурному наследию Уральской земли. Дети знакомятся с бытом уральских деревень, учатся понимать и ценить то, что создано трудом людей.

     Сегодня мы с вами познакомимся с использованием нетрадиционной техники в Урало - сибирской росписи - пальцеграфии. Эта техника выбрана мной не случайно. Для современных детей недостаточно стандартного набора техник и изобразительного материала. Значение альтернативных ИЗО - приёмов значимо для воспитания разносторонне развитой личности, как того требует ФГОС. Такая нетрадиционная техника как пальцеграфия в декоративном рисовании даёт детям ощущение новизны в творческом процессе, является для ребёнка экспериментированием.

  В старшем дошкольном возрасте способствуют выполнению  образовательных задач:

  • совершенствование мелкой моторики и двигательной координации рук,
  • подготовка кисти к письму,
  • развитие образного и логического мышления,
  • развитие чувства цвета и формы,
  • сохранение психоэмоционального здоровья детей,
  • стимулирование фантазии,
  • формирование устойчивого интереса к самостоятельному продумыванию замысла и воплощению,
  • развитие эстетического вкуса.

И наконец, пальцевая живопись имеет терапевтический эффект. Соприкосновение пальцев с бумагой и повторяющиеся движения оказывают успокаивающее действие.

 2 ЧАСТЬ ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ МАСТЕР - КЛАССА

Уважаемые участники мастер – класса я предлагаю вам стать мастерами по Урало – сибирской росписи.

Перед вами схема вариации элементов росписи.

  Главный элемент ягода, на основе которого выполняются все другие элементы – различные цветы, листья. В росписи каждого элемента используется два цвета моделирующий (белый) и основной.

Схема написания элементов.

 Перед вами на столах необходимые для работы материалы, но вначале    предлагаю вам познакомиться с основными этапами работы:

  1. Предлагаю вам выбрать готовые шаблоны предметов быта, и с помощью карт схем составить свою композицию. Большие круги на схеме - цветы, маленькие – ягоды, круги с хвостиком – листья.

2. Рисуем ягоду: набираем белую (моделирующую) краску на кончик пальца, красную (основную) на подушечку пальца, прикладываем к схеме ягодки и прорисовываем круг по часовой стрелке. Рисуем подушечкой. Получаем отличительную особенность Урало - Сибирской росписи - разбел. Ягодка готова. Можно использовать счёт: на раз - набираем белую краску на кончик пальца, на два - красную на подушечку пальца, на три -  прикладываем палец к бумаге, на четыре – прорисовываем. Так прорисовываем все ягоды в вашей композиции.

              1. Смываем краску с пальца, вытираем салфеткой.

           2. Лист рисуем также как ягодку, в конце палец становится вертикально и вытягивается кончик листка.

                    3. Необходимо дополнить нашу роспись оживками (приписками). Для этого мы берём кисть и чёрную краску. Держим кисть тремя пальцами за железный наконечник. Рисуем оживки к цветам и листьям. Примакиваем кисть, затем кончиком делаем вытянутый хвостик.

3 ЧАСТЬ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Уважаемые коллеги! А сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание. Напишите на листе бумаги, где бы вы смогли применить технологию пальцеграфии в вашей работе с детьми? Кому передать полученный опыт?

Обмен мнениями между участниками мастер – класса.

 4 ЧАСТЬ РЕФЛЕКСИЯ

 Уважаемые коллеги!  За время нашего мастер - класса выросло удивительное дерево, благодаря которому, каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего общения. Если мастер класс для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны, то прикрепите к дереву яблоки. Если он прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы. 
Если мастер класс не отличается от прежних мастер классов, и ничего нового не принес – зеленые листочки. А уж если совсем напрасно было потрачено время сегодня, то – желтый, чахлый лист.

И в заключении хочется сказать, что в творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.     Вохринцева  С. «Урало-сибирская  роспись. Учимся  рисовать» «Страна

Фантазий», Екатеринбург, 2008.

2.     Князева О.Л.,  Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской         народной культуры: Детство - Пресс, 2002.

3.     Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования/ под ред. Казаковой Р.Г./-М., 2005.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Хохломская роспись» (для родителей)

Мастер-класс «Хохломская роспись» (для родителей)...

Мастер-класс "Гжельская роспись"

Мастер-класс для педагогов и родителей  я проводила  с целью ознакомления детей с гжельской росписью....

Мастер-класс "Семикаракорская роспись"

Семикаракорская роспись – это  яркое явление народной художественной культуры Донской  земли....

Мастер-класс "Городецкая роспись"

Развитие интереса к народноприкладному искуству....

Знакомство детей 5–6 лет (старшая группа) с искусством гжельских мастеров. Тема «Гжель. Роспись кружки»

Познакомить детей с искусством гжельских мастеров. Учить составлять узор по мотивам гжельской росписи. Сочетать дугообразные, петельные линии с мазками, точками.Упражнять в умении рисовать всей к...

Мастер-класс "Декоративная роспись камней"

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по расписыванию камешков. Эти камешки можно использовать в качестве атрибутов для игр, сувениров, украшения интерьера. Это занимательное и непродолжительное по в...

Мастер-класс "Городецкая роспись" (роспись разделочной доски)

Расписанные городецкой росписью разделочные доски смотрятся очень эффектно. Я расписала доску для украшения уголка искусств в группе. Вот, что у меня получилось.Городецкую роспись можно разделить на т...