Развитие способностей детей как один из приоритетов современной образовательной политики в области российского дошкольного образования.
статья


Предварительный просмотр:

Развитие способностей детей как один из приоритетов современной образовательной политики в области российского дошкольного образования.

Порой мы считаем, что способности ребёнка берутся из «ниоткуда» - появляются сразу, как только он начинает обучаться новой для него деятельности. Такое мнение возникает потому, что одни и те же похожие способности требуются для различных видов деятельности и, сформировавшись в одной из них, могут затем проявиться и в другой. Общеизвестно, что способности бывают специальными и общими. Естественно, чем более общий характер имеет способность, тем больше шансов её «переноса» из одного рода деятельности в другой.

Невольно задаёшься вопросом, в чём причины отличия способностей людей, которые занимаются одинаковыми видами деятельности. Множество детей овладевают речью, математикой, литературой, физкультурой и т.д. Но овладевают по-разному, и результаты выходят различные.

Каковы же причины индивидуальных отличий в способностях? Ведь умения складываются у всех, но индивидуальные отличия остаются.

Не являются исключением даже результаты прямого формирования способностей. Музыкальный слух, чувство ритма, можно сформировать у всех детей, но в одном случае это происходит быстрее по времени и лучше (качественнее), в другом – медленнее, хуже, с большим трудом.

Выходит, что овладение способностями зависит от каких-то качеств, по которым дети отличаются между собой. Что собой представляют эти качества, каково их происхождение? Педагоги, как правило, часто называют их задатками и полагают (на основе профессионального опыта и многолетних наблюдений), что, как правило, они передаются по наследству, а бывает, что и нет; но, так или иначе, есть у ребёнка с самого рождения.

Дети рождаются  каждый со своими отличиями. Уже в первые дни и недели жизни обнаруживается разница в их возбудимости, активности, в скорости и т.д. У младенцев наблюдается разный темп развития движений, неодинаковое воздействие оказывают на них одни и те же внешние впечатления. Однако ещё никому не удалось установить связь между индивидуальными особенностями младенцев и последующим развитием их способностей.

Ещё один аргумент в пользу существования врождённых задатков – раннее развитие способностей у отдельных детей, особенно когда оно происходит в неблагоприятных условиях. За двадцать лет работы в ДОУ я не раз видела детей, у которых, например, математические способности развивались при отсутствии целенаправленного обучения, а иногда и при наличии препятствий со стороны родных, которые были против опережающего развития своего ребёнка. Одна мама аргументировала это тем, что ребёнку будет трудно жить среди сверстников, если он будет «слишком умным», другая боялась, что у ребёнка из-за лишних нагрузок будут проблемы с мозгом. И всё же даже в таких условиях дети находили возможность для развития. И этого для отдельных детей было достаточным, чтобы их математические способности формировались заметным образом.

Выходит, что любая способность – сложное качество, которое нельзя понять без подробного разбора того вида деятельности, к которому она относится. Но есть ли между разнородными способностями в различных видах деятельности что-то общее? В ходе исследований в деятельности были выявлены две части, два вида действий – ориентировочные и исполнительные. Например, ребёнок намерен прыгнуть через канаву. Перед тем как совершить прыжок, он «примеривается». В это примеривание входит вычисление ширины канавы, её соотнесение с двигательными возможностями самого ребенка и, в результате, принятие позы, подготовительной к прыжку, придание нужным группам мышц соответствующей степени напряжения. Всё это составляет ориентировочную, подготовительную фазу прыжка, а выполняемые на её протяжении действия и есть ориентировочные действия, которые позволяют обследовать ситуацию с точки зрения возникшей задачи, соотнести её с имеющимися возможностями и подготовиться к разрешению задачи. После подготовительной фазы следует фаза исполнения – сам прыжок, который представляет собой исполнительное, рабочее действие.

Но не только выполнение двигательных актов предваряются ориентировочными действиями. Когда мы решаем какую-то умственную задачу, мы тоже сначала совершаем ориентировку – исследуем условия задачи, сопоставляем их с известными нам способами решения и только когда подходящий способ найден, осуществляем само решение – исполнительное действие. Таким образом, любой конкретный вид деятельности включает характерные для него типы ориентировочных и исполнительных действий. Исполнительные действия всегда «на виду». Это – приложение знаний, умений, навыков, которыми должен владеть каждый, кто осуществляет ту или иную деятельность. [1,  с. 12]. Ориентировочные действия «поймать» куда труднее. Но именно они определяют, с одной стороны, усвоение знаний и навыков, с другой – их применение в новых условиях. А это и есть, отличительные признаки способностей.

Одна из общих черт, объединяющих любые способности, состоит в том, что все они – ориентировочные действия, которые обеспечивают в каждом случае отбор и применение необходимых знаний и умений для решения новых задач. Способности и умения плотно связаны друг с другом. Одно без другого не существует. Но равновесие может нарушаться. Если мало умений или они не так несовершенны, способности становятся бесполезными – им не из чего «выбирать» и нечего «применять».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления развития региональной образовательной политики в контексте российского образования

Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь ребенка в детском саду специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в кото...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Семинар-практикум с педагогами "Использование современных образовательных технологий как средство качества дошкольного образования"

Семинар-практикум содержит консультационный и практический материал из опыта работы Гусаровой Е.В....

Методическое объединения для педагогов ДОО "Современные образовательные технологии в контексте ФГОС дошкольного образования"

В январе 2020 года  было проведено методическое объединение в форме презентации для педагогов МБДОУ детский сад №7 "Ягодка"на тему "Современные образовательные технологии в ко...

Семинар для педагогов «Реджио подход»-актуальность и перспектива развития в Российском дошкольном образовании»

Семинар для педагогов «Реджио подход»-актуальность и перспектива развития в Российском дошкольном образовании»...