"Модель формирования социально-ответственной личности ребенка в условиях дошкольного учреждения"
статья

Жабина Альбина Сергеевна

Социально-личностное развитие – является важнейшим направлением развития и образования детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте закладываются основы личностного развития, начинают формироваться личностные механизмы поведения. Для ребенка становятся важными такие составляющие самосознания, как представителя определенного пола, оценка себя в отношении прав и обязанностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mkdou_no_4_g._ashi.docx55.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 4»  г. Аши Челябинской области

РМО СТАРШИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОО

 АШИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Доклад на тему:

«Модель формирования социально-ответственной личности ребенка в условиях дошкольного учреждения».

Жабина А.С., 

старший воспитатель МКДОУ № 4 г. Аши

       

Аша

2021

          Социально-личностное развитие – является важнейшим направлением развития и образования детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте закладываются основы личностного развития, начинают формироваться личностные механизмы поведения. Для ребенка становятся важными такие составляющие самосознания, как представителя определенного пола, оценка себя в отношении прав и обязанностей.

    Социализация – процесс усвоения ребенком образцов поведения, социальных норм и правил, ценностных представлений, умений и навыков, позволяющих ему успешно действовать в обществе.

     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на ценность и значимость периода детства, важность признания ребенка субъектом образовательных отношений и необходимости учета его индивидуальных потребностей. В ФГОС ДО требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, также включает «Социально – коммуникативное развитие», как область, ориентированную на развитие норм и ценностей, принятых в обществе. Общение и взаимодействие ребенка со взрослым и сверстниками. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

      Старший дошкольный возраст – конечный этап начального звена социализации ребенка на уровне дошкольного образовательного учреждения. Приход ребенка в дошкольное учреждение требует от ребенка социальной адаптации: умения находиться в новых условиях, соблюдение правил коллектива, отстаивать собственные мысли, следовать социальным нормам поведения.

Социальный портрет дошкольника:

- Физически развитый;

-Эмоционально отзывчивый;

- Любознательный, активный;

- Владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- Способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений;

- Владеет необходимыми умениями и навыками;

- Владеет универсальными предпосылками учебной деятельности;

- Имеет первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

- Способен решать интеллектуальные и личностные задачи.

     

    Социально - педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

     

     Для качественного развития процесса социализации выделяются следующие направления:

-  работа с детьми;    

-  работа с педагогами;

-  взаимодействие ДОУ с родителями.

     

Модель формирования социально-ответственной личности ребенка в условиях ДОУ

Цель: создать оптимальные условия для компетентностного подхода в сфере социально-личностного развития дошкольников для реализации психолого-педагогической готовности к обучению в школе и адаптации окружающему социуму.

       

        

Результат: реализация индивидуальной траектории развития ребенка, адаптация к социуму, готовность к школе.

Процесс социально - личностного развития дошкольников в детском образовательном учреждении включает различные виды деятельности:

- Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

- Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.

- Изобразительная деятельность - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

- Предметная деятельность – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.

- Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

- Коммуникативная деятельность (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

- Проектная деятельность – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

- Конструктивная деятельность – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

Организация деятельности по социально - личностному развитию с детьми старшего дошкольного возраста доступна в следующих формах:

- организация образовательной деятельности;

- совместная деятельность педагога с детьми;

- совместная деятельность детей;

- индивидуальная работа воспитателя с ребенком.

        Социально-личностное развитие происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т.е. включения во все моменты образовательного процесса. Большое значение для усвоения этических норм в дошкольном возрасте имеет игра. В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, формируются морально - нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимовыручка и др.

       Работу по позитивной социализации педагог может проводить в рамках всех образовательных областей, но основное взаимодействие с воспитанниками будет происходить в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».  Следовательно, направление этой деятельности достаточно широкое и разнообразное, поэтому форм взаимодействия педагога с детьми очень много.


Наиболее актуальными являются различные
образовательные ситуации, которые включают:


1. 
Игровые ситуации. Педагог предлагает ситуации, которые формируют у дошкольников умение выстраивать свое поведение и деятельность в соответствии с социальными нормами и правилами общества.
Например:
— культурное поведение в театре (в гостях, в магазине, в общественном транспорте и т.д.);
—мы – друзья и помощники природы;
— общаемся по телефону (вызываем врача на дом, заказываем такси и т.д.).

2. Проблемные ситуации. Дети не только обсуждают проблему, но и совместно с педагогом решают ее. Подобные ситуации пробуждают инициативу, самостоятельность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Дошкольниками усваиваются модели социальных отношений, а именно практической помощи, активного проявления внимания, заботы о детях и взрослых.
Например:
—как помочь заболевшей кукле;
—поможем найти потерянную вещь;
— как помочь девочке, которая потерялась.

3. Ситуации-иллюстрации. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.
Например:
—картинки с правилами дорожного движения;
—сюжетные картинки на нравственно-этические темы;

4. Ситуации, обращенные к личному опыту ребенка. Очень важно, чтобы содержание ситуации совпадало с опытом детей, их жизненными впечатлениями.
Например:
—украшаем детский сад к празднику;
—сажаем огород на подоконнике;

5. Творческие ситуации. В игровой, театральной, художественно-изобразительной, музыкальной деятельности формируются позитивные установки к различным видам творчества.
Например:
—рисуем свою семью;
— сочиняем стихотворение к празднику 8 Марта.

Создаваемые педагогом ситуации ориентированы на личностное развитие, предусматривают формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, способствуют эмоциональному благополучию дошкольников и положительному отношению к окружающей действительности.

При социализации дошкольников нельзя забывать и о таких формах взаимодействия как:


— 
социальные акции;
— игры-путешествия, игры-эксперименты;
— беседы-обсуждения;
 коллекционирование;
— организация познавательно-исследовательской деятельности, проектной деятельности, сочинительской деятельности, культурно-досуговой деятельности.


Кроме того, обогащают представления дошкольников о социальной действительности:
—посещение музеев, выставок, театров;
—проведение экскурсий, наблюдений, целевых прогулок;
— чтение произведений художественной литературы.

Способствует позитивной социализации личности дошкольника и социально-нравственное воспитание — у детей формируются нормы и ценности, принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности. 

 

     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на повышение качества и статуса дошкольного образования что соответственно, предусматривает и профессиональное развитие педагогических работников, повышение их профессиональных и личностных компетенций.    Учитывая, что ребенок проводит большую часть времени в дошкольном образовательном учреждении, очень важно, чтобы его окружали доброжелательные, отзывчивые, чуткие, внимательные педагоги. В связи с этим, необходимо придавать важное значение психопрофилактической работе, в рамках которой должны организовываться как индивидуальные, так и групповые беседы.

     Участники процесса социально-личностного развития дошкольников в дошкольном учреждении:

- музыкальный руководитель помогает в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов, формирование умения выражать собственное эмоциональное отношение как отклик на проявление социальных ценностей;

- педагог – психолог ведет работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности, формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания;

- воспитатель - родитель привлекает внимание взрослых к индивидуальным особенностям, потребностям, интересам и желаниям ребенка, обучение внимательному отношению к его внутренним переживаниям, умению выслушивать и понимать;

- воспитатель – ребенок создание условий эмоционального комфорта для каждого ребенка, а также положительный эмоциональный климат в группе, воспитание культуры общения с окружающими; формирование умения выражать собственное эмоциональное отношение как отклик на проявление социальных ценностей;

- воспитатель – профессионал уточняет представления о собственной системе личных и профессиональных педагогических смыслов, составляет индивидуальный план профессионального роста и совершенствования; расширяет и уточняет знания воспитателей о гуманной педагогике, о возможностях внедрения ценностного подхода в работу современного воспитателя.

      Работа с родителями должна включать как индивидуальное взаимодействие, так и массовое их привлечение к сотрудничеству с ДОУ. Для улучшения взаимодействия с родителями используют как традиционные, так и нетрадиционные формы, такие как:

- Фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение социального портрета семей воспитанников (Совместно с семьями воспитанников, создан альбом «Моя семья», анкетирование);

- Групповые встречи в форме круглых столов, дискуссий, родительских гостиных;

- Организация  «Дня открытых дверей» (родители могут сами увидеть, как проводится воспитательно-образовательная работа в ДОУ);

- Театрализованные представления для детей с участием родителей;

- Педагогическое просвещение родителей (Эта работа проводится по всем направлениям воспитательной и образовательной работы с детьми, с использованием  авторских разработок, которыми являются компьютерные презентации по ознакомлению родителей и детей с историей родного города, с историей всероссийского праздника «День матери», игры, созданные по этой же теме);

- Родительские собрания с показом презентаций: «Почему я люблю мой детский сад?», где дети делятся своими впечатлениями о группе и «Что рассказать ребенку о городе?», где наглядно каждый родитель узнает, какой должна быть экскурсия с малышом, и какую информацию о  достопримечательностях города следует ему рассказывать;

- Создание альбома «Воспитываем вместе», где родители делятся своим опытом по различным вопросам воспитания, а педагог видит, какие вопросы беспокоят семьи воспитанников и своевременно реагирует советом или консультацией родителям, как поступить в данной проблемной ситуации.

     

Таким образом, для ребенка, который социализируется, соответствующими эталонами изменения социальной среды является семья, дошкольное образовательное учреждение, ближайшее окружение. Передача взрослым и присвоение ребенком ценностей наиболее успешно осуществляется в межличностных отношениях в ходе совместного взаимодействия.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Формирование культуры безопасности личности ребенка в условиях развивающегося дошкольного образования"

1 слайд: Тема, которую я представляю сегодня-это «Формирование культуры безопасности личности ребенка в условиях развивающегося дошкольного образования»2 слайд: Как известно в приложении к...

Проект на тему «Формирование культуры безопасности личности ребенка в условиях развивающегося дошкольного образования»

Этапы работы Подготовительный этап. Разработка плана проекта.Подбор литературы.Анкетирование родителей.Опрос детей.Подбор пособий для развивающей среды. Беседа с родителями о целях и за...