Воспитание у старших дошкольников патриотических чувств к малой родине через ознакомление с профессиями родного края
методическая разработка (старшая группа)

Кулясова Анна Викторовна

В статье раскрываются особенности воспитания у старших дошкольников  патриотических чувств к малой родине через ознакомление с профессиями родного края

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание у старших дошкольников  патриотических чувств к малой родине через ознакомление с профессиями родного края

Кулясова А.В., воспитатель

 МБ ДОУ Ильинского детского сада

       Формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе…– один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» 

        В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, выделены основные приоритеты государственной политики в области воспитания:

-   создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;

-  формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;

- возрождение значимости больших многопоколенных семей, профессиональных династий

В основе нравственно - патриотического воспитания старших дошкольников лежит развитие нравственных чувств к своему родному краю, к людям своей страны и к Родине. Патриотические чувства  начинается у ребёнка с любви к своей малой родине, месту, где родился, с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке, их деятельности и профессиям. Родина для ребенка ассоциируется с  родным домом, речкой, бескрайним полем, детским садом, куда он спешит каждый день, с окружающей  природой. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Знакомясь с родным краем, его жителями, их профессиональным вкладом в процветание родного края, дошкольники  учатся гордиться  и восхищаться своим селом и районом. И эти первые эмоциональные  впечатления,  пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в воспитании личности патриота. Чтобы воспитать чувство уважения к представителям профессий родного села можно организовать  мероприятия из цикла «Встреча с интересным человеком»  (с представителями разных профессий- пожарный, полицейский, медсестра, библиотекарь и т. д.). Расширить понимание дошкольников о влиянии достижений выдающихся людей родного края на жизнь нашего села и  России поможет знакомство дошкольников с обелиском села, возложение цветов к памятной доске героя Советского Союза, летчика, Кочетова В.И. и всем павшим землякам в годы ВОВ. Все это приводит к развитию чувства гордости  за историческое прошлое своей Родины, за  героический подвиг в годы ВОВ известных земляков.

В последнее время утрачивается ценность профессиональной деятельности  для подрастающего поколения. У детей дошкольного возраста слабо развиты представления о профессиях взрослых.  Родители мало уделяют внимания значению трудового воспитания. В силу своей занятости они мало общаются с детьми, мало рассказывают о своих трудовых достижениях, о своих профессиях. Все это приводит к тому, что дошкольники недостаточно ознакомлены как с профессиями родителей, так и с профессиями родного края. Семья - самый близкий и родной источник представлений, эмоций и чувств, которые на начальном этапе своей жизни усваивает маленький ребенок. Английский философ Ф. Бэкон достаточно точно характеризовал эту особенность: «Любовь к Родине начинается с семьи». В современной педагогической науке направленность ребенка на мир семьи характеризуется его отношением к матери и отцу, другим членам семьи. Результат выражается в осознании собственного места, значения и роли в семье, гордости за своих предков, формировании своего поведения в социуме на основании принятых моральных и нравственных правил и принципов в семье, личностно значимых семейных ценностей. Задача педагогов- создавать доверительные отношения и положительную мотивацию у родителей  к партнерскому взаимодействию по формированию основ патриотизма через ознакомлению дошкольников с профессиями. С этой целью эффективно привлекать родителей к социальному партнерству по обогащению РППС («Центр сюжетно- ролевой игры», Центр экспериментирования», оформление альбома «Профессия моих родителей», пополнение мини- музея «Русская изба»). Привлечение родителей к сбору материалов о героях и ветеранах ВОВ, истории села, вовлечение  родителей  в исследовательскую и проектную деятельность, направленную на сбор и изучение сведений о выдающихся земляках, которые прославились своим трудом, боевыми заслугами, и их профессиях. 

Детский сад является первым уровнем общего образования, из приоритетных направлений деятельности с детьми выделяется патриотическое воспитание детей, в рамках которого происходит формирование представлений о профессиях родного края. Для формирования нравственно- патриотических чувств эффективны организация целевых экскурсий в медпункт, в школу, в магазин, на работу к родителям, чтение художественной литературы (Михалков С. «Дядя Степа-милиционер», «А что у вас?».  Мошковская Э. «Вежливое слово»,  «Я тоже буду шофером». Носов Н. «Незнайка и его друзья». Чуковский К. «Айболит» и др.), участие детей в тематических праздниках  (День Учителя, День Защитника Отечества, День Космонавтики), участие детей в творческих конкурсах («Учитель, перед именем твоим», «Строители будущего»).

Такое планирование педагогической работы со старшими дошкольниками способствует эффективным и системным  представлениям о  семье, родном крае, в котором они живут. Успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут, только тогда, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего края. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший интерес дошкольников к своему селу, его людях и их профессиях, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни   своей малой родины и  ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание любви к Родине через любовь к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безгра...

Опыт работы: "Воспитание любви к малой родине,через ознакомление дошкольников с природой родного края."

Теоритическая часть: зничение работы по ознакомнению детей с природойродного края Практическая часть: прогулки,экскурсии,наблюдения,труд природе, правилаповедения,работа с родителями....

Воспитание любви к Родине через ознакомление с историей родного края

Тему педагогического опыта подсказала повседневная работа с детьми. Низкий уровень знаний детей о родном городе, недостаточность методического материала для создания предметно-развивающей среды по дан...

Презентация "Развитие у старших дошкольников любви к малой Родине через ознакомление с народным искусством Кубани»

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Од...

"Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств через ознакомление с природой родного края"

Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриотичесих чувств у ребенка. Чувство патриотизма...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...