Воспитание у старших дошкольников патриотических чувств к малой родине через ознакомление с профессиями родного края
методическая разработка (старшая группа)
В статье раскрываются особенности воспитания у старших дошкольников патриотических чувств к малой родине через ознакомление с профессиями родного края
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воспитание у старших дошкольников патриотических чувств к малой родине через ознакомление с профессиями родного края
Кулясова А.В., воспитатель
МБ ДОУ Ильинского детского сада
Формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе…– один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, выделены основные приоритеты государственной политики в области воспитания:
- создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;
- формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
- возрождение значимости больших многопоколенных семей, профессиональных династий
В основе нравственно - патриотического воспитания старших дошкольников лежит развитие нравственных чувств к своему родному краю, к людям своей страны и к Родине. Патриотические чувства начинается у ребёнка с любви к своей малой родине, месту, где родился, с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке, их деятельности и профессиям. Родина для ребенка ассоциируется с родным домом, речкой, бескрайним полем, детским садом, куда он спешит каждый день, с окружающей природой. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Знакомясь с родным краем, его жителями, их профессиональным вкладом в процветание родного края, дошкольники учатся гордиться и восхищаться своим селом и районом. И эти первые эмоциональные впечатления, пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в воспитании личности патриота. Чтобы воспитать чувство уважения к представителям профессий родного села можно организовать мероприятия из цикла «Встреча с интересным человеком» (с представителями разных профессий- пожарный, полицейский, медсестра, библиотекарь и т. д.). Расширить понимание дошкольников о влиянии достижений выдающихся людей родного края на жизнь нашего села и России поможет знакомство дошкольников с обелиском села, возложение цветов к памятной доске героя Советского Союза, летчика, Кочетова В.И. и всем павшим землякам в годы ВОВ. Все это приводит к развитию чувства гордости за историческое прошлое своей Родины, за героический подвиг в годы ВОВ известных земляков.
В последнее время утрачивается ценность профессиональной деятельности для подрастающего поколения. У детей дошкольного возраста слабо развиты представления о профессиях взрослых. Родители мало уделяют внимания значению трудового воспитания. В силу своей занятости они мало общаются с детьми, мало рассказывают о своих трудовых достижениях, о своих профессиях. Все это приводит к тому, что дошкольники недостаточно ознакомлены как с профессиями родителей, так и с профессиями родного края. Семья - самый близкий и родной источник представлений, эмоций и чувств, которые на начальном этапе своей жизни усваивает маленький ребенок. Английский философ Ф. Бэкон достаточно точно характеризовал эту особенность: «Любовь к Родине начинается с семьи». В современной педагогической науке направленность ребенка на мир семьи характеризуется его отношением к матери и отцу, другим членам семьи. Результат выражается в осознании собственного места, значения и роли в семье, гордости за своих предков, формировании своего поведения в социуме на основании принятых моральных и нравственных правил и принципов в семье, личностно значимых семейных ценностей. Задача педагогов- создавать доверительные отношения и положительную мотивацию у родителей к партнерскому взаимодействию по формированию основ патриотизма через ознакомлению дошкольников с профессиями. С этой целью эффективно привлекать родителей к социальному партнерству по обогащению РППС («Центр сюжетно- ролевой игры», Центр экспериментирования», оформление альбома «Профессия моих родителей», пополнение мини- музея «Русская изба»). Привлечение родителей к сбору материалов о героях и ветеранах ВОВ, истории села, вовлечение родителей в исследовательскую и проектную деятельность, направленную на сбор и изучение сведений о выдающихся земляках, которые прославились своим трудом, боевыми заслугами, и их профессиях.
Детский сад является первым уровнем общего образования, из приоритетных направлений деятельности с детьми выделяется патриотическое воспитание детей, в рамках которого происходит формирование представлений о профессиях родного края. Для формирования нравственно- патриотических чувств эффективны организация целевых экскурсий в медпункт, в школу, в магазин, на работу к родителям, чтение художественной литературы (Михалков С. «Дядя Степа-милиционер», «А что у вас?». Мошковская Э. «Вежливое слово», «Я тоже буду шофером». Носов Н. «Незнайка и его друзья». Чуковский К. «Айболит» и др.), участие детей в тематических праздниках (День Учителя, День Защитника Отечества, День Космонавтики), участие детей в творческих конкурсах («Учитель, перед именем твоим», «Строители будущего»).
Такое планирование педагогической работы со старшими дошкольниками способствует эффективным и системным представлениям о семье, родном крае, в котором они живут. Успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут, только тогда, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего края. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший интерес дошкольников к своему селу, его людях и их профессиях, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своей малой родины и ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание любви к Родине через любовь к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безгра...
Опыт работы: "Воспитание любви к малой родине,через ознакомление дошкольников с природой родного края."
Теоритическая часть: зничение работы по ознакомнению детей с природойродного края Практическая часть: прогулки,экскурсии,наблюдения,труд природе, правилаповедения,работа с родителями....
Обобщение опыта работы на тему: «Воспитание любви к родине через любовь к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста»
Работа предназначена для распространения опыта работы по экологическому воспитанию....
Воспитание любви к Родине через ознакомление с историей родного края
Тему педагогического опыта подсказала повседневная работа с детьми. Низкий уровень знаний детей о родном городе, недостаточность методического материала для создания предметно-развивающей среды по дан...
Презентация "Развитие у старших дошкольников любви к малой Родине через ознакомление с народным искусством Кубани»
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Од...
"Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств через ознакомление с природой родного края"
Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриотичесих чувств у ребенка. Чувство патриотизма...
Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».
laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...