Презентация "Развитие у старших дошкольников любви к малой Родине через ознакомление с народным искусством Кубани»
презентация к уроку (старшая группа)

Благова Оксана Алексеевна

 

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население. Важным моментом в воспитании патриотических чувств является то, что дошкольник мыслит яркими и сильными образами, которые остаются в памяти на всю жизнь. Поэтому необходимо знакомить его с историческим прошлым нашей Родины, с историей собственных корней и народными традициями с помощью методов, соответствующих возрасту.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие у старших дошкольников любви к малой Родине через ознакомление с народным искусством Кубани» Выполнила: Благова Оксана Алексеевна МБДОУ д/с № 39 х. Бараниковский

Слайд 2

Актуальность патриотического воспитания в детском саду Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население. Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идёт процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Этому также способствует особая подверженность дошкольников влиянию взрослых. Познание мира начинается с восхищения: будь то утренний рассвет на берегу реки, куда ребёнок приехал с папой на рыбалку, или сверкающие капли росы, которые он увидел по дороге в детский сад, или захлёстывающие душу звуки торжественного марша во время парада в День Победы. Многие впечатления от увиденного малышом не осознаются, но они закладывают в его душе прочную базу восхищения родным домом, детским садом , хутором, где он живёт. Вместе с этим в сердце зарождается чувство любви к близким людям, друзьям, родному краю – так незаметно на благодатной почве дают первые всходы патриотические чувства. Важным моментом в воспитании патриотических чувств является то, что дошкольник мыслит яркими и сильными образами, которые остаются в памяти на всю жизнь. Поэтому необходимо знакомить его с историческим прошлым нашей Родины, с историей собственных корней и народными традициями с помощью методов, соответствующих возрасту.

Слайд 3

Задачи патриотического воспитания в детском саду Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи: формирование нравственно-духовных особенностей личности; формирование чувства гордости за свою нацию; формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа; формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей. Принципы патриотического воспитания гуманизм и демократизм, научность, единство теории и практики, приоритетность исторического, культурного наследия ДНР, её духовных ценностей и традиций, системность, преемственность в развитии подрастающих поколений с учётом возрастных особенностей и интересов различных слоёв, высокий уровень организационного обеспечения функционирования системы, многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания, его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе оптимального сочетания коллективного и индивидуального подходов, тесная и неразрывная связь с другими направлениями воспитания, социальное партнёрство.

Слайд 4

С чего начинается Родина? Чувство Родины... Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Для детей дошкольного возраста, Родина является абстрактным понятием, которое невозможно потрогать, увидеть.

Слайд 5

ОЙ! Кубань, ты мать родная! Край станиц и хуторов. Степь от края и до края Тонет в золоте хлебов. Это счастье-жить на свете И тобой весь век дышать. И встречать твои рассветы, И закаты провожать… Основная цель воспитателя – помочь показать детям их родной хутор Бараниковский , в котором они живут, чтобы вызвать у них чувства восхищения, гордости и любви. Воспитание этих чувств у дошкольников весьма кропотливая работа, которая должна проводиться систематически и планомерно. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному краю у него проявляются в чувстве восхищения своим хутором (городом).

Слайд 6

Первое с чего начинается познание мира ребенком, - это ласковая материнская улыбка, тихая колыбельная песня, добрые глаза и теплые материнские руки. Я считаю, что невозможно воспитать в ребенке патриотические чувства к Родине без таких понятий как: «любовь к матери», к дому, к детскому саду, к своему хутору, краю…

Слайд 7

Наше наследие. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружба, взаимопомощь, трудолюбие. «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Слайд 8

Какие сведения и понятия о родном крае способны усвоить дети? Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего хутора, города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и хутор (город), где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии в музей, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народным искусством краснодарского края, народными умельцами.

Слайд 9

Путешествие в историю В патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", «ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Слайд 10

Кубанское декоративно –прикладное искусство стоит у истоков эстетического воспитания дошкольников. Ребята пока ещё маленькие – но должны знать, что народное искусство на Кубани тесно связано с жизнью. Зарождалось оно , как правило, в станице, хуторе, селе. Крестьянин-казак, создавая предметы быта, как утилитарные, так и для забавы, был и заказчиком, и исполнителем, и потребителем своих изделий.

Слайд 11

Хутор Бараниковский - наша малая Родина. Основателем нашего хутора считают одного из трех казаков поселившихся на берегу реки Протоки. Звали его - Иннокентий Бараник в его честь был назван хутор Бараниковский Протокского сельского поселения. повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.); везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов; повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу; есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Слайд 12

Взаимосвязь с родителями Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Слайд 13

В нашем детском саду есть музей «Кубанского быта» где мы знакомим с бытом кубанских казаков; одеждой; народно-прикладным искусством; обрядами и праздниками Кубани. Прослушивание и просмотр видеозаписи Государственного Кубанского казачьего хора; разучивание народных песен , игр, хороводов.

Слайд 14

В процессе приобщения детей к элементам народного декоративно-прикладного искусства, важно помнить , что для дошкольника приобщаться-значит действовать, а не просто смотреть и слушать взрослого. Перед новогодним праздником в период украшения групповой комнаты знакомим детей с «вытынанкой». Рассказываем детям о том, как женщины-казачки украшали хату к празднику, познакомить с техникой симметричного вырезывания. Техника вырезывания снежинок очень похожа на технику «вытынанку». В пасхальную неделю с детьми изготавливаем «писанки». Привлекаем к этой работе родителей, устраиваем выставки росписи совместных работ. Такие выставки помогают развитию и сохранению народного искусства в своей семье.

Слайд 15

Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики. Станицы Пашковская и Елизаветинская обладали лучшими на Кубани залежами гончарной глины. В основном, выделывалась простая посуда, игрушки для детей, часто гончарное производство соединялось с выделкой кирпича. Гончарное производство

Слайд 16

Трудно выделить типичные, характерные только для Кубани черты керамики. Одной из причин является то, что ремеслом занимались, главным образом, иногородние и переселенцы из различных районов страны. На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением, о них слагались песни, сказки, пословицы. Формы кубанской керамики просты, орнамент яркий, растительный

Слайд 17

Одним из древнейших народных промыслов восточных славян является лозоплетение. Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы. Всевозможные верши, корзины, разнообразные плетни, кошели, овчарни плелись из гибкой, золотистой ивовой лозы. Лозоплетение

Слайд 18

Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. В каждой семье, независимо от социального положения, женщины должны были владеть различными видами рукоделия: ткачеством , вышивкой, вязанием. Вышивали чаще всего гладью, «крестом». Красный цветок с корнями и бутонами-символ крепкой семьи. Корни-это родители, а бутоны-это дети. Прямая линия-символ земли . Искусство вышивания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: "Воспитание любви к малой родине,через ознакомление дошкольников с природой родного края."

Теоритическая часть: зничение работы по ознакомнению детей с природойродного края Практическая часть: прогулки,экскурсии,наблюдения,труд природе, правилаповедения,работа с родителями....

Воспитание у детей дошкольного возраста любви к малой родине через создание благоприятной образовательно-воспитательной среды в группе.

Первые годы жизни у ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, продумать ус...

Формирование у старших дошкольников любви к малой Родине на основе приобщения к морально-этическим нормам православной культуры, посредством парциальной программы «Азбука духовности»

Тьюторская позиция   при реализации программы "Азбука духовности" позволяет выявить, интерес детей и сформировать у старших дошкольников любовь к малой Родине на основе приобщения к морально...

Воспитание любви к малой родине через проектную деятельность.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, песня и сказка. Самостоятельно ребёнок не может найти ответы...

Формирование у дошкольников любви к малой родине на основе музыкального наследия Кубани

Цель опыта– создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Формирование основ базовой культуры личности, приобщение к кубанскому народному творчеству, и...

Воспитание любви к малой Родине через художественное слово

Воспитание любви к малой Родине через художественное словоДахова Л. С. «Литература делится с человеком глубоким жизненным опытом. Делает человека интеллигентным, развивает в нем чувств...

Воспитание у старших дошкольников патриотических чувств к малой родине через ознакомление с профессиями родного края

В статье раскрываются особенности воспитания у старших дошкольников  патриотических чувств к малой родине через ознакомление с профессиями родного края...