Формирование у старших дошкольников любви к малой Родине на основе приобщения к морально-этическим нормам православной культуры, посредством парциальной программы «Азбука духовности»
статья (подготовительная группа) на тему
Тьюторская позиция при реализации программы "Азбука духовности" позволяет выявить, интерес детей и сформировать у старших дошкольников любовь к малой Родине на основе приобщения к морально-этическим нормам православной культуры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Формирование у старших дошкольников любви к малой Родине на основе приобщения к морально-этическим нормам православной культуры, посредством парциальной программы «Азбука духовности»
И.А. Кадырова, воспитатель
МБДОУ «ЦРР д/с №31 «Берёзка»
Меняются времена, эпохи, люди.
Но вечным остается стремление человека
к добру, любви, свету, красоте, истине.
Добрый день уважаемые коллеги! Я работаю с детьми подготовительной к школе группы, использую в своей работе программу «Азбука духовности», которую наш детский сад включил в образовательную программу в качестве парциальной для детей подготовительной к школе группы в 2014-2015 учебном году. Тьюторская позиция позволяет мне, при реализации этой программы выявить, интерес детей и сформировать у старших дошкольников любовь к малой Родине на основе приобщения к морально-этическим нормам православной культуры.
Нравственность и духовность не рождаются сами собой, их воспитывают с раннего возраста. И именно поэтому крайне важно создать такую систему нравственно-духовного воспитания, которая бы отвечала потребностям развития полноценной личности дошкольника, построенную на ценностях традиционной духовной культуры.
У детского сада есть своя миссия: растить счастливых и здоровых детей. Чтобы каждый день пребывания малышей в нашем детском саду прибавлял им уверенности в себе и в своих силах, чтобы общение становилось уроком человеческого достоинства и взаимоуважения, чтобы каждый нашел свой талант и сферу подлинного интереса в жизни, чтобы они дружили, радовались и любили. Мы, педагоги детского сада, поддерживаем детскую инициативу во всех ее проявлениях. Мы работаем в ситуации «здесь и сейчас». При этом работаем в той активности, которая есть у ребенка в данный момент, в данной ситуации, в максимальной мере учитывая интерес ребёнка и предоставляя возможность выбора.
И сегодня хочу поделиться с вами, как знание основ тьюторского сопровождения помогает мне в работе, и рассказать о двух образовательных событиях.
А началось все с простого детского вопроса Наташи, так зовут главную героиню первого образовательного события, «Что такое Рождество?».
Уже который год Новый Год и Рождество приходятся на каникулярные дни, поэтому данные праздники проходят в, основном, в семье. И придя, после каникул в детский сад, дети, конечно же, делятся друг с другом и с нами самими яркими впечатлениями.
Ребенок – великий наблюдатель и подражатель, но не всегда все, что он делает или видит ему понятно, и тогда у него возникает масса вопросов.
Мы помогаем детям не просто удержать интерес и найти ответы на свои вопросы, а выстроить свои образовательные перспективы, научить детей определять свои цели и находить средства для их достижения.
В поисках ответа на вопрос «Что такое Рождество? Мы вместе нарисовали карту, где про что-то нужно и можно узнать и как это сделать. (Слайд рисование карты).
На этом этапе я провела беседу с родителями, и выяснила их отношение к интересу ребенка. Родители одобрили интерес ребенка, и мы совместно начали доработку карты – маршрута, (на слайде карта) который бы в полной мере отвечал запросам ребенка.
Итак, отправной точкой на нашей карте стало само событие, вызвавшее интерес у ребенка Рождество. И я рассказала Наташе, притчу о рождении Иисуса Христа. Притча ребенка заинтересовала, и последовали новые вопросы. Были задействованы все доступные ресурсы: (слайд на экране не озвучивать)
Наташа живет в с. Дивноморское, и поэтому, следующей точкой на нашей карте стало посещение Храма Сергея Радонежского, и воскресной школы при храме. Они вместе с мамой встретились с настоятелем Храма отцом Олегом.
Перед походом в Храм, мы с Наташей выяснили, что храм - это не только особый дом, посвященный Богу, в который люди приходят, чтобы молиться, получить помощь, защиту, но храм – это еще и памятник нашей культуры. Глядя на его архитектуру, мы можем представить себе, как раньше строили, как жили. Храм – это культурное наследие нашей страны. Что в нашей стране много Храмов, и все они отличаются друг от друга.
Наташе понравилось рассматривать фотографии Храмов. Я это поняла, когда увидела, что она их рисует. В процессе творчества она решила использовать ещё и пластилин, и вот какая картина у нее получилась в итоге (слайд).
Посещение Храма Сергея Радонежского вызвало появление новых вопросов: у всех храмов золотые купола? Когда звонят колокола? Зачем зажигают свечи? И т.д. И мы решили, что следующим будет посещение Свято-Преображенского Храма, чтобы сравнить архитектуру, внутреннее убранство, узнать об истории храма.
Надо сказать, что в процессе работы с этим образовательным событием и родные и близкие стали отмечать, что Наташа стала спокойнее, сдержаннее, добрее.
Отправной точкой второго образовательного события, стал результат продуктивной деятельности – раскрашенное яйцо, и детский вопрос: зачем расписывают яйца?
Леру, так зовут героиню второго образовательного события, заинтересовала история о том, как обычное яйцо превратилось в красное. И что до наших дней сохранилась традиция - дарить друг другу крашенные яйца на Пасху. Эта чудесная традиция приносит в дом праздник, объединяет семью, способствует общению друзей, приятелей, соседей и просто знакомых. У Леры возникли новые вопросы, и мы решили подключить родителей, которые с удовольствием приняли участие в нашей работе, и появилась карта (на слайд). Как видно на карте Леру интересовало и разнообразие росписи яиц (крашенки и писанки), и традиции празднования Пасхи, и пасхальные угощения. Одним из результатов этого образовательного маршрута стало рисование пасхальных угощений (фото на слайде).
Светлый праздник Пасхи у нас еще впереди, и мы будем с нетерпением ждать рассказа Леры, как она готовилась к этому празднику, и как его встретила, и конечно же новых вопросов и новых маршрутов.
Вот так незаметно, сопровождая ребенка, развивая его интерес, мы знакомим детей с духовно-нравственными ценностями. Нам взрослым, необходимо использовать драгоценное время детства так, чтобы ребёнок не только обогатился знаниями, но и нашёл свой собственный путь к духовным ценностям, приобщился к делам милосердия, любви и сострадания к ближним.
И сегодня, я могу сказать о том, что атмосфера в группе изменилась, что дети меняются, стало меньше конфликтов, стараются больше проявлять терпение, сдержанность, заботу, внимание по отношению друг к другу, учатся прощать, уступать, соотносить свои интересы с интересами других.
И мы надеемся, что наша тьюторская позиция при реализации программы «Азбука духовности» позволит заложить основу воспитания у детей вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания у старших дошкольников интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем "Краеведческая азбука"
Программа «Краеведческая азбука» — это обобщенный опыт работы педагога по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников через организацию в группе краеведческой работы.Дан...
Формирование у дошкольников любви к малой родине на основе музыкального наследия Кубани
Цель опыта– создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Формирование основ базовой культуры личности, приобщение к кубанскому народному творчеству, и...
Презентация "Развитие у старших дошкольников любви к малой Родине через ознакомление с народным искусством Кубани»
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Од...
Современные технологии в формировании у старших дошкольников представлений о малой Родине
Круглый стол «Современные педагогические технологии как форма оптимизации образовательного процесса в условиях ФГОС ДО»...
Педагогический опыт “Формирование у дошкольников любви к малой Родине на основе приобщения и к родной природе, культуре, традициям.”
Педагогический опыт Жеребцовой Светланы Сергеевна воспитатель МБДОУ Темниковского детского сада комбинированного вида “Золотой петушок” обособленного подразделения Темниковский детск...
Педагогический опыт “Формирование у дошкольников любви к малой Родине на основе приобщения и к родной природе, культуре, традициям.”
Педагогический опыт Жеребцовой Светланы Сергеевна воспитатель МБДОУ Темниковского детского сада комбинированного вида “Золотой петушок” обособленного подразделения Темниковский детск...
Программа воспитания у старших дошкольников интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем "Краеведческая азбука"
Программа «Краеведческая азбука» — это обобщенный опыт работы педагога по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников через организацию в группе краеве...