Проект по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к чтению художественной литературы
консультация (старшая группа)

Хисамутдинова Сафура Альбертовна

Тип проекта : Краткосрочный

Вид проекта : Творческий, познавательный, игровой.

Возрастная группа : 5-6 лет

Срок реализации:

4 недели.

Участники проекта : Воспитатели, дети старшей группы, родители.

Цель проекта :

Создание условий для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к чтению художественной литературе.

Задачи:

Образовательные:

1. Продолжать формирование связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

2. Осваивать умение пересказывать литературные произведения.

3. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.

Развивающие :

1. Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.

2. Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.

3. Способствовать развитию понимания литературного текста.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к устной форме речи.

2. Воспитывать желание проявлять сопереживание к героям литературных произведений.

Актуальность:

Одной из главных задач нашего времени является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации, интерес к чтению стал падать. И уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеофильмов, компьютерные игры. Она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, связная, грамматически правильно построенная речь.

Воспринимая литературное произведение, понимая его содержание и нравственный смысл, ребенок обнаруживает способность замечать и выделять средства художественной выразительности. А уже позднее, создавая свое сочинение (сказку, рассказ, стихотворение) на тему литературного произведения, ребенок отражает какое-либо явление действительности, включает воображение, придумывает событие, развивает действие, строит образ. При этом он уже сам использует разнообразные языковые средства, усвоенные из литературного материала, которые делают его высказывание образным и выразительным. Именно в старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героев, но и мотивы поступков, чувства.

Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего развития, в формировании социальных связей и детская художественная литература должна занимать лидирующее место в жизни ребенка.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (2.6. ФГОС ДО) :

Речевое развитие включает :

• владение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря;

• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

• развитие речевого творчества;

• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (п. 2.6. ФГОС ДО).

Полноценная реализация данных целей – формирование универсального общения ребенка в окружающем мире.

Учебно – методический комплекс:

* Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ детский сад «Радость» комбинированного вида структурное подразделение - детский сад №188.

«Детство» Программа развития и воспитания в детском саду. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе. Методические пособия к программе (Конспекты занятий, игры, досуги).

* Дополнительные вариативные пособия по обучению (Методическое пособие «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами и методами ТРИЗ», Конспекты по развитию речи «Удивительные истории» Л. Е. Белоусова; Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников» Э. Г. Чурилова, «Формирование речевого творчества дошкольников» Е. Б. Танникова., В. А. Деркунская «Воспитываем, обучаем и развиваем детей в игре»

* Произведения художественной литературы («Хаврошечка» Обр. А. Н. Толстой, «Цветик – Семицветик» В. Катаев)

ТРИЗ:

«Чудесные вещи»

Дидактические игра:

«Закончи предложение»

Интерактивные презентации к НОД:

«Хаврошечка»

«Цветик – семицветик»

* Сюжетно – ролевая игра:

«Библиотека»

Театрализованная игра:

«Повтори позу».

Условия воспитательно – образовательной работы:

Речевая практика:

Занятия, игры, досуги

Речевое творчество, его поддержка и развитие :

Совместная и самостоятельная деятельность

Методы проекта :

- Игровые:

дидактические игры;

подвижные игры;

игры – драматизации;

сюжетно – ролевые игры;

ТРИЗ

- Словесные:

чтение и рассказывание стихов, сказок, загадок;

разговор, беседа;

рассматривание картинок; рассматривание книг;

метод фокальных объектов (метод поиска новых идей)

- Практические:

упражнения (оказание помощи);

совместные действия воспитателя и ребенка

- Наглядные:

показ презентаций;

использование иллюстраций, картин, фотографий;

тематическая выставка.

Предполагаемый результат:

1. Дети проявляют познавательную активность в общении со взрослыми и сверстниками, задают вопросы, делятся знаниями.

2. Инициативны и самостоятельны в ведении диалога.

3. Имеют достаточный словарный запас, пользуются обобщающими словами и понятиями.

4. Отвечают на вопросы по содержанию литературного произведения.

5. Речь грамматически правильная, выразительная.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

1. Организационный этап:

Выбор темы. Основополагающий вопрос «А зачем нужна книга?»

Выбор источников информации.

Поиск методов и приемов, работы с детьми.

2. Подготовительный этап:

Выбор целей и задач

Проведение диагностики детей

Создание информационной среды по теме

(подбор литературы, сказки, стихи, загадки)

Проведение бесед, наблюдения

Поддержать заинтересованность детей и родителей темой проекта.

Планирование

3. Основной этап:

Осуществление работы по реализации проекта

Формы работы с детьми:

1. Чтение и пересказ сказки В. П. Катаева «Цветик - семицветик» в рамках ознакомления с художественной литературой детей старшей группы.

2. Чтение и пересказ народной сказки обр. А. Н. Толстой «Хаврошечка» в рамках ознакомления с художественной литературой детей старшей группы.

3. Экскурсия в библиотеку.

4. Дидактическая игра «Чудесные вещи» (ТРИЗ).

5. Дидактическая игра «Закончи предложение».

6. Подвижная игра «Передай позу».

7. Сюжетно – ролевая игра «Библиотека».

Формы работы с родителями:

1. Литературная викторина и мастер – класс для детей и родителей «Мартовский кот».

2. Составление альбома рисунков «Волшебные цветы», созданного по мотивам сказки В. Катаева «Цветик – семицветик».

3. Акция пополнения групповой библиотеки«Книжкин дом», книгами, прочитанными детьми совместно с родителями и последующий пересказ понравившегося отрывка.

4. Заключительный этап:

1. Проведение совместного мастер – класса родителей и детей «Мартовский кот»

2. Видео - презентация проекта.

3. Проведения тематического праздника «Весна вместе с книгой».

Список рекомендуемой литературы :

1. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2016-352с.

2. Белоусова Л. Е., Финкельштейн Б. Б. Удивительные истории: Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста : уч. -метод. пос. д/дошк. воспитания, д/гуверн. и родит. - ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2003.-127с.

3. Гин С. И. Развитие речи детей дошкольного возраста средствами и методами ТРИЗ Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкучреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — 112с.

4. Деркунская В. А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре. - РПА, Педагогическое общество России, 2006.-127с.

5. Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ детский сад «Радость» комбинированного вида структурное подразделение - детский сад №188.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством обучения рассказыванию с использованием моделирования.

Опыт работы по развитию речи детей для воспитателей  и родителей старших дошкольников....

Презентация "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности"

Правильная, хорошо развитая речь является одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше;  Теа...

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством ДИ»

Статья содержит теоретические основы изучения проблемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, а так же обобщается практический материал по данной теме. Развитие мелкой моторики рук име...

Родительское собрание в старшей группе «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и художественной литературы»

ull; Сформировать интерес к художественной литературе;• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.• Совершенствовать художественно-речевые исполнительс...

Проект по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством классической музыки «Карнавал животных» К.Сен-Санса

     Речь является одной из самых сложных высших психических функций человека. Способность к общению с людьми, умение объясняться грамотно и внятно - один из наиболее значимых ха...

Проект "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказки"

Сказки помогают в развитие связной речи детей, помогают правильно строить диалоги, расширяют словарный запас, делают речь ребёнка эмоциональной, образной и красивой. Я, выбрала работу по ознакомлению ...