Проект по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к чтению художественной литературы
консультация (старшая группа)

Хисамутдинова Сафура Альбертовна

Тип проекта : Краткосрочный

Вид проекта : Творческий, познавательный, игровой.

Возрастная группа : 5-6 лет

Срок реализации:

4 недели.

Участники проекта : Воспитатели, дети старшей группы, родители.

Цель проекта :

Создание условий для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к чтению художественной литературе.

Задачи:

Образовательные:

1. Продолжать формирование связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

2. Осваивать умение пересказывать литературные произведения.

3. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.

Развивающие :

1. Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.

2. Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.

3. Способствовать развитию понимания литературного текста.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к устной форме речи.

2. Воспитывать желание проявлять сопереживание к героям литературных произведений.

Актуальность:

Одной из главных задач нашего времени является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации, интерес к чтению стал падать. И уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеофильмов, компьютерные игры. Она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, связная, грамматически правильно построенная речь.

Воспринимая литературное произведение, понимая его содержание и нравственный смысл, ребенок обнаруживает способность замечать и выделять средства художественной выразительности. А уже позднее, создавая свое сочинение (сказку, рассказ, стихотворение) на тему литературного произведения, ребенок отражает какое-либо явление действительности, включает воображение, придумывает событие, развивает действие, строит образ. При этом он уже сам использует разнообразные языковые средства, усвоенные из литературного материала, которые делают его высказывание образным и выразительным. Именно в старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героев, но и мотивы поступков, чувства.

Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего развития, в формировании социальных связей и детская художественная литература должна занимать лидирующее место в жизни ребенка.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (2.6. ФГОС ДО) :

Речевое развитие включает :

• владение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря;

• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

• развитие речевого творчества;

• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (п. 2.6. ФГОС ДО).

Полноценная реализация данных целей – формирование универсального общения ребенка в окружающем мире.

Учебно – методический комплекс:

* Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ детский сад «Радость» комбинированного вида структурное подразделение - детский сад №188.

«Детство» Программа развития и воспитания в детском саду. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе. Методические пособия к программе (Конспекты занятий, игры, досуги).

* Дополнительные вариативные пособия по обучению (Методическое пособие «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами и методами ТРИЗ», Конспекты по развитию речи «Удивительные истории» Л. Е. Белоусова; Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников» Э. Г. Чурилова, «Формирование речевого творчества дошкольников» Е. Б. Танникова., В. А. Деркунская «Воспитываем, обучаем и развиваем детей в игре»

* Произведения художественной литературы («Хаврошечка» Обр. А. Н. Толстой, «Цветик – Семицветик» В. Катаев)

ТРИЗ:

«Чудесные вещи»

Дидактические игра:

«Закончи предложение»

Интерактивные презентации к НОД:

«Хаврошечка»

«Цветик – семицветик»

* Сюжетно – ролевая игра:

«Библиотека»

Театрализованная игра:

«Повтори позу».

Условия воспитательно – образовательной работы:

Речевая практика:

Занятия, игры, досуги

Речевое творчество, его поддержка и развитие :

Совместная и самостоятельная деятельность

Методы проекта :

- Игровые:

дидактические игры;

подвижные игры;

игры – драматизации;

сюжетно – ролевые игры;

ТРИЗ

- Словесные:

чтение и рассказывание стихов, сказок, загадок;

разговор, беседа;

рассматривание картинок; рассматривание книг;

метод фокальных объектов (метод поиска новых идей)

- Практические:

упражнения (оказание помощи);

совместные действия воспитателя и ребенка

- Наглядные:

показ презентаций;

использование иллюстраций, картин, фотографий;

тематическая выставка.

Предполагаемый результат:

1. Дети проявляют познавательную активность в общении со взрослыми и сверстниками, задают вопросы, делятся знаниями.

2. Инициативны и самостоятельны в ведении диалога.

3. Имеют достаточный словарный запас, пользуются обобщающими словами и понятиями.

4. Отвечают на вопросы по содержанию литературного произведения.

5. Речь грамматически правильная, выразительная.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

1. Организационный этап:

Выбор темы. Основополагающий вопрос «А зачем нужна книга?»

Выбор источников информации.

Поиск методов и приемов, работы с детьми.

2. Подготовительный этап:

Выбор целей и задач

Проведение диагностики детей

Создание информационной среды по теме

(подбор литературы, сказки, стихи, загадки)

Проведение бесед, наблюдения

Поддержать заинтересованность детей и родителей темой проекта.

Планирование

3. Основной этап:

Осуществление работы по реализации проекта

Формы работы с детьми:

1. Чтение и пересказ сказки В. П. Катаева «Цветик - семицветик» в рамках ознакомления с художественной литературой детей старшей группы.

2. Чтение и пересказ народной сказки обр. А. Н. Толстой «Хаврошечка» в рамках ознакомления с художественной литературой детей старшей группы.

3. Экскурсия в библиотеку.

4. Дидактическая игра «Чудесные вещи» (ТРИЗ).

5. Дидактическая игра «Закончи предложение».

6. Подвижная игра «Передай позу».

7. Сюжетно – ролевая игра «Библиотека».

Формы работы с родителями:

1. Литературная викторина и мастер – класс для детей и родителей «Мартовский кот».

2. Составление альбома рисунков «Волшебные цветы», созданного по мотивам сказки В. Катаева «Цветик – семицветик».

3. Акция пополнения групповой библиотеки«Книжкин дом», книгами, прочитанными детьми совместно с родителями и последующий пересказ понравившегося отрывка.

4. Заключительный этап:

1. Проведение совместного мастер – класса родителей и детей «Мартовский кот»

2. Видео - презентация проекта.

3. Проведения тематического праздника «Весна вместе с книгой».

Список рекомендуемой литературы :

1. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2016-352с.

2. Белоусова Л. Е., Финкельштейн Б. Б. Удивительные истории: Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста : уч. -метод. пос. д/дошк. воспитания, д/гуверн. и родит. - ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2003.-127с.

3. Гин С. И. Развитие речи детей дошкольного возраста средствами и методами ТРИЗ Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкучреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — 112с.

4. Деркунская В. А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре. - РПА, Педагогическое общество России, 2006.-127с.

5. Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ детский сад «Радость» комбинированного вида структурное подразделение - детский сад №188.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством обучения рассказыванию с использованием моделирования.

Опыт работы по развитию речи детей для воспитателей  и родителей старших дошкольников....

Презентация "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности"

Правильная, хорошо развитая речь является одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше;  Теа...

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством ДИ»

Статья содержит теоретические основы изучения проблемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, а так же обобщается практический материал по данной теме. Развитие мелкой моторики рук име...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством изготовления игрушек по технике оригами

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством изготовления игрушек по технике оригами...

"Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования электронных картинок" - доклад

Вопросом организации развития коммуникативных способностей старших дошкольников путем использования информационно-коммуникативных технологий и разработана данная тема. Мы делаем попытку раскрыть разно...

Родительское собрание в старшей группе «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и художественной литературы»

ull; Сформировать интерес к художественной литературе;• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.• Совершенствовать художественно-речевые исполнительс...