Утренний круг и развивающий диалог
методическая разработка

Сеидова Севда Фирудиновна

                                                                    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "

                                                                                                   Гимназия имени Н.В. Пушкова"

 

 

 

                                                                                        «Утренний круг и развивающий диалог».

 

 


                                                                                

                                                                                                                                                                                                                                                                                           Подготовили и провели

                                                                                                                                                                                                                                                                                             Воспитатели старшей группы

                                                                                                                                                                                                                                                                                            Сеидова С.Ф., Гришкова С.В.

 

 

 

 

                                                                                                                                       г. Москва, г. Троицк  2022 г.

 

 

 

  • Почему круг?

Круг- это самое гармоничная фигур.

Круг- сакральный символ.

Круглый стол- это возможность равноправного общения.

  • Что же такое вообще утренний круг?

Утренний круг или утренний сбор – это ритмически организованная, эмоционально и сенсорно наполненная играми, направленная на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей часть режимного момента, проводимого в определенное время.

  • Самое главное, что можно сказать об утреннем круге- это то,  что круг – один из основных элементов создания  пространства детской реализации.
  • Развивающий диалог – главная форма проведения круга.

Цель.

Развитие личности ребенка через создание пространства детской реализации.

Цель проведения круга

Развитие личности ребенка через создание пространства детской реализации.

Задачи :

Создание условий для проявления индивидуальности ребенка, детской инициативы.

Развитие навыков для проявления индивидуальности, предъявления себя.

Мы начали проводить утренний круг в нашей группе в прошлом году, когда ребята были еще средней группой. За прошлый год мы хорошо разобрались со структурой утреннего круга и не только отработали возможные сценарии, но и придумали собственные ритуалы, без которых не обходится не один утренний круг.

 

 

Вначале утреннего круга, мы организуем «ритуальные» вопросы, способствующие установлению и поддержанию социальных контактов, развитию умения считывать информацию об эмоциональном состоянии других людей, формированию навыков общения и планирования.

Например:

Все ли нашли для себя удобное местечко, все ли удобно устроились? Кто еще не уселся?

Какое у вас настроение? (Дети называют цвет, и обосновывают свой ответ. Желтый цвет- радость, хорошее настроение; Синий- спокойствие; Красный- злость).

Посмотрите друг на друга. У всех ли радостные лица?

Кто очень хочет задать вопрос?

Кто желает поделиться своими новостями?

О чем бы вы хотели узнать?

Что бы вы хотели посоветовать?

Как бы вы поступили в подобной ситуации?

Что вас порадовало?

Структура утреннего круга состоит из:

Приветствия или «Минутки вхождения в день».

«Новости дня». Обмен информацией.

Дыхательная и пальчиковая гимнастика.

Игра по теме периода.

Планирование или календарь дел.

Затем, после того, как выслушали все пожелания детей, мы переходим к приветствию.

Приветствие или «Минутка вхождения в день».

Цель этого этапа: создание комфортной, эмоциональной атмосферы для всех детей, создание единой общности детей, в которой каждый ребенок чувствует себя принятым и понятым.

Этот блок призван решать задачи преимущественно эмоционального и социального развития.

Задача педагога- задать детям «правильный» эмоциональный настрой на весь день

Формы приветствия могут разные, такие как:

  • «Ладошки»
  • Солнечный лучик».
  • «Паучок»
  • Речевки
  • Игра «Журналисты».

Неотъемлемым атрибутом нашего утреннего круга является волшебный
колокольчик. Как только дети услышат звон колокольчика, они  произносят «Речевку» и собираются  в круг на ковре.

 Колокольчик озорной,

Ты ребят в наш круг построй.

Далее она прикладывают ладошку к  ладошке, тем самым передают свою энергию, тепло и хорошее настроение. При этом произносят:

Ладошка в ладошку мы руки возьмём,

Дружной семьей мы в группе живём.

 

 Планирование или календарь дел.

Затем, дети выбирают дежурных, которые отвечают за календарь природы (детям можно помогать, задавая наводящие вопросы).

  • Какой сегодня день недели?
  • Какое число?
  • Месяц?
  • Время года?
  • Какая сегодня погода?
  • Температура?

 Далее мы переходим к развитию мелкой моторики и дыхательным упражнениям.

Дыхательные упражнения способствуют увеличению рабочего объёма лёгких, делают более интенсивным процесс газообмена. В результате улучшается работа всех важнейших систем организма: сердечно-сосудистой, нервной и даже пищеварительной.

 Развитая мелкая моторика, способна улучшить зрительную память, координацию движений и развить воображение.

Так же активно используем Кинезиологические упражнения.

 Они способствуют развитию умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

После того, как мы поговорили об этом, переходим к Обмену информацией.

Обмен информацией.

Обмен информацией является самым серьезным и важным аспектом Утреннего сбора. Во время обмена информацией дети учатся выражать свои собственные идеи, мысли, чувства, важные для них. Наша задача помочь определить уровень ответственности тех, кто делится и тех, кто слушает.

Сложилось так, что самая любимая детьми форма утреннего круга – это «Детские новости». Особенно насыщен информацией понедельник, так как в выходные дети много времени проводят с родителями. Они делятся своими впечатлениями о походе в кино, прогулка на лыжах, в музеи.  Так как мы очень любим гулять по экологической тропе и подкармливать птиц, родители с детками участвуют в акции «Добрые дела», изготавливают лакомства для птиц.

Вот, например Илья рассказывал, что их семья очень спортивная. В выходные дни мы ездили на «Лыжню России» и участвовали  в соревнованиях  на лыжах.

Витя поделился тем, что побывал в Аэротрубе. Он был в восторге от тех ощущений, которые получил как только включили гигантский пропеллер, и сильный поток воздуха поднял его в воздух.

Дети очень воодушевленно и с интересом рассказывают и слушают о том, что интересного произошло у их друзей, как провели выходные. На одном из утреннего круга Кира рассказала, что с родителями ходила в кино, на просмотр мультфильма «Остров сокровищ».  Девочка была так увлечена, что в действиях рассказала краткое содержание мультфильма и решила, что теперь тоже мечтает стать пиратом. «Как можно стать пиратом?» - спросила Кира, и группа её поддержала. Проголосовали Единогласно. 

(слайд 14) Я предложила записать идею стать пиратами на доске и пометила, что придумала её Кира. «Есть у Вас идеи как мы сможем стать пиратами?» - спросила я.

(слайд 15-18) Ответов было много, например, отрастить бороду и сделать деревянную ногу. Все идеи мы записали и каждую обсудили на предмет возможности реализации в детском саду. В итоге было решено строить корабль, ведь пираты живут на корабле. Строить решили на улице, так как в группе придется постройку корабля все время разбирать. На последующих утренних кругах мы дали ход нашему образовательному событию, а это получилось именно оно, название – «Настоящее пиратское путешествие».

Распределили кто за что будет отвечать при постройке. Были созданы рабочие группы: дизайнеры, строители, оформители. Каждый ребенок решил кем он будет, дальше рабочие группы уже планировали свою работу. Вся организационная работа по подготовке проходила на утренних кругах. Например, в процессе у Миши возникла идея, что пиратам нужно как-то прятаться от преследователей. Сначала было три рабочие идеи: научиться становиться невидимыми, создать супер-костюмы и сделать секретный ход на корабль. При обсуждении реализации идей предпочтение отдали секретному ходу как наиболее простому в исполнении и решили сделать снежный лабиринт на участке на подходе к кораблю. Было решено соорудить пиратский флаг:

Девочки с нашей помощью раскроили флаг, а мальчики   создали эмблему.

Рефлексия образовательного события также приходила на утреннем круге. Вспоминали кто, что придумал, кто, что делал, как это было… В итоге было решено написать письмо настоящим пиратам, запечатать её в бутылку и бросить в море. Варя предложила ребятам сделать это, так –как через неделю поедет отдыхать на море.  Ребята с восхищением приняли ее идею.

Содержание письма зашифровали рисунками детей.

Итог Утреннего круга.

Подводя детей к итогу утреннего круга, мы желаем им быть успешным в течении дня.

Выстраиваем из ладошек на ковре круг и обязательно читаем наш девиз:

В нашей группе солнышко

Светит ярче всех.

Теплоты и радости

Хватит здесь на всех!!!

Далее один из воспитателей стоит с открытой ладошкой, а каждый ребенок дает «пять» воспитателю и проходит дальше.

Таким образом ежедневное проведение Утреннего круга способствует сплочению, развитию общения со сверстниками и взрослым, Эмоциональному настрою на игру и познание.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mmo_teoriya.docx141.98 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "

                               Гимназия имени Н.В. Пушкова"

                                                             «Утренний круг и развивающий диалог».

                                                                                 https://fsd.multiurok.ru/html/2021/08/24/s_6124b225f0eac/phpcOdQPF_Utrennij-krug-v-srednej-gruppe_html_4fe5fb3987a926a.jpg

                                                                            Подготовили и провели

                                                                            Воспитатели старшей группы

                                                                            Сеидова С.Ф., Гришкова С.В.

                                г. Москва, г. Троицк  2022 г.

  • Почему круг?

Круг- это самое гармоничная фигур.

Круг- сакральный символ.

Круглый стол- это возможность равноправного общения.

  • Что же такое вообще утренний круг?

Утренний круг или утренний сбор – это ритмически организованная, эмоционально и сенсорно наполненная играми, направленная на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей часть режимного момента, проводимого в определенное время.

  • Самое главное, что можно сказать об утреннем круге- это то,  что круг – один из основных элементов создания  пространства детской реализации.
  • Развивающий диалог – главная форма проведения круга.

Цель.

Развитие личности ребенка через создание пространства детской реализации.

Цель проведения круга

Развитие личности ребенка через создание пространства детской реализации. 

Задачи :

Создание условий для проявления индивидуальности ребенка, детской инициативы.

Развитие навыков для проявления индивидуальности, предъявления себя.

Мы начали проводить утренний круг в нашей группе в прошлом году, когда ребята были еще средней группой. За прошлый год мы хорошо разобрались со структурой утреннего круга и не только отработали возможные сценарии, но и придумали собственные ритуалы, без которых не обходится не один утренний круг.

Вначале утреннего круга, мы организуем «ритуальные» вопросы, способствующие установлению и поддержанию социальных контактов, развитию умения считывать информацию об эмоциональном состоянии других людей, формированию навыков общения и планирования.

Например:

Все ли нашли для себя удобное местечко, все ли удобно устроились? Кто еще не уселся?

Какое у вас настроение? (Дети называют цвет, и обосновывают свой ответ. Желтый цвет- радость, хорошее настроение; Синий- спокойствие; Красный- злость).

Посмотрите друг на друга. У всех ли радостные лица? 

Кто очень хочет задать вопрос? 

Кто желает поделиться своими новостями?

О чем бы вы хотели узнать?

Что бы вы хотели посоветовать?

Как бы вы поступили в подобной ситуации?

Что вас порадовало?

Структура утреннего круга состоит из:

Приветствия или «Минутки вхождения в день».

«Новости дня». Обмен информацией.

Дыхательная и пальчиковая гимнастика.

Игра по теме периода.

Планирование или календарь дел.

Затем, после того, как выслушали все пожелания детей, мы переходим к приветствию.

Приветствие или «Минутка вхождения в день».

Цель этого этапа: создание комфортной, эмоциональной атмосферы для всех детей, создание единой общности детей, в которой каждый ребенок чувствует себя принятым и понятым.

Этот блок призван решать задачи преимущественно эмоционального и социального развития.

Задача педагога- задать детям «правильный» эмоциональный настрой на весь день

Формы приветствия могут разные, такие как:

  • «Ладошки»
  • Солнечный лучик».
  • «Паучок»
  • Речевки
  • Игра «Журналисты».

Неотъемлемым атрибутом нашего утреннего круга является волшебный
колокольчик. Как только дети услышат звон колокольчика, они  произносят «Речевку» и собираются  в круг на ковре.

 Колокольчик озорной,

Ты ребят в наш круг построй.

Далее она прикладывают ладошку к  ладошке, тем самым передают свою энергию, тепло и хорошее настроение. При этом произносят:

Ладошка в ладошку мы руки возьмём,

Дружной семьей мы в группе живём.

 Планирование или календарь дел.

Затем, дети выбирают дежурных, которые отвечают за календарь природы (детям можно помогать, задавая наводящие вопросы).

  • Какой сегодня день недели?
  • Какое число?
  • Месяц?
  • Время года?
  • Какая сегодня погода?
  • Температура?

 Далее мы переходим к развитию мелкой моторики и дыхательным упражнениям.

Дыхательные упражнения способствуют увеличению рабочего объёма лёгких, делают более интенсивным процесс газообмена. В результате улучшается работа всех важнейших систем организма: сердечно-сосудистой, нервной и даже пищеварительной.

 Развитая мелкая моторика, способна улучшить зрительную память, координацию движений и развить воображение.

Так же активно используем Кинезиологические упражнения.

 Они способствуют развитию умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

После того, как мы поговорили об этом, переходим к Обмену информацией.

Обмен информацией.

Обмен информацией является самым серьезным и важным аспектом Утреннего сбора. Во время обмена информацией дети учатся выражать свои собственные идеи, мысли, чувства, важные для них. Наша задача помочь определить уровень ответственности тех, кто делится и тех, кто слушает.

Сложилось так, что самая любимая детьми форма утреннего круга – это «Детские новости». Особенно насыщен информацией понедельник, так как в выходные дети много времени проводят с родителями. Они делятся своими впечатлениями о походе в кино, прогулка на лыжах, в музеи.  Так как мы очень любим гулять по экологической тропе и подкармливать птиц, родители с детками участвуют в акции «Добрые дела», изготавливают лакомства для птиц.

Вот, например Илья рассказывал, что их семья очень спортивная. В выходные дни мы ездили на «Лыжню России» и участвовали  в соревнованиях  на лыжах.

Витя поделился тем, что побывал в Аэротрубе. Он был в восторге от тех ощущений, которые получил как только включили гигантский пропеллер, и сильный поток воздуха поднял его в воздух.

Дети очень воодушевленно и с интересом рассказывают и слушают о том, что интересного произошло у их друзей, как провели выходные. На одном из утреннего круга Кира рассказала, что с родителями ходила в кино, на просмотр мультфильма «Остров сокровищ».  Девочка была так увлечена, что в действиях рассказала краткое содержание мультфильма и решила, что теперь тоже мечтает стать пиратом. «Как можно стать пиратом?» - спросила Кира, и группа её поддержала. Проголосовали Единогласно.  

(слайд 14) Я предложила записать идею стать пиратами на доске и пометила, что придумала её Кира. «Есть у Вас идеи как мы сможем стать пиратами?» - спросила я.

(слайд 15-18) Ответов было много, например, отрастить бороду и сделать деревянную ногу. Все идеи мы записали и каждую обсудили на предмет возможности реализации в детском саду. В итоге было решено строить корабль, ведь пираты живут на корабле. Строить решили на улице, так как в группе придется постройку корабля все время разбирать. На последующих утренних кругах мы дали ход нашему образовательному событию, а это получилось именно оно, название – «Настоящее пиратское путешествие».

Распределили кто за что будет отвечать при постройке. Были созданы рабочие группы: дизайнеры, строители, оформители. Каждый ребенок решил кем он будет, дальше рабочие группы уже планировали свою работу. Вся организационная работа по подготовке проходила на утренних кругах. Например, в процессе у Миши возникла идея, что пиратам нужно как-то прятаться от преследователей. Сначала было три рабочие идеи: научиться становиться невидимыми, создать супер-костюмы и сделать секретный ход на корабль. При обсуждении реализации идей предпочтение отдали секретному ходу как наиболее простому в исполнении и решили сделать снежный лабиринт на участке на подходе к кораблю. Было решено соорудить пиратский флаг:

Девочки с нашей помощью раскроили флаг, а мальчики   создали эмблему.

Рефлексия образовательного события также приходила на утреннем круге. Вспоминали кто, что придумал, кто, что делал, как это было… В итоге было решено написать письмо настоящим пиратам, запечатать её в бутылку и бросить в море. Варя предложила ребятам сделать это, так –как через неделю поедет отдыхать на море.  Ребята с восхищением приняли ее идею.

Содержание письма зашифровали рисунками детей.

Итог Утреннего круга.

Подводя детей к итогу утреннего круга, мы желаем им быть успешным в течении дня.

Выстраиваем из ладошек на ковре круг и обязательно читаем наш девиз:

В нашей группе солнышко

Светит ярче всех.

Теплоты и радости

Хватит здесь на всех!!!

Далее один из воспитателей стоит с открытой ладошкой, а каждый ребенок дает «пять» воспитателю и проходит дальше.

Таким образом ежедневное проведение Утреннего круга способствует сплочению, развитию общения со сверстниками и взрослым, Эмоциональному настрою на игру и познание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект утреннего круга в старшей группе комбинированной направленности на тему "Круг радости"

Утренний круг "Круг радости".Цели: создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересн...

Утренний круг и развивающий диалог

Утренний  круг и развивающий диалог...

Технология «Развивающий диалог» Протокол развивающего диалога

Способствовать развитию творческого, продуктивного, диалектического мышления....

Консультация для педагогов. Тема: «Использование авторской педагогической технологии Н.П.Гришаевой «Рефлексивный круг» («Утренний круг» и «Вечерний круг») для успешной социальной адаптации детей дошкольного возраста»

Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед воспитателями ДОУ– это помочь...