Картотека игр на развитие мелкой моторики для детей младшей группы
картотека (младшая группа)

Кинжибалова Мария Константиновна

Мелкая моторика - это тонкие движения кистей и пальцев рук. То, как ловко ребенок в раннем детстве строит башни из кубиков, одевает куклу и орудует ложкой во время еды, зависит именно от развития мелкой моторики рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр на развитие мелкой моторики для детей младшей группы

«Часовщик»

Задачи: умение пользоваться пинцетом для перекладывания предметов. Развитие тонких движений пальцев, координации движений, подготовка руки к письму.

Материал: платформа с ячейками для бус, пинцет, чашка с бусами.

Ход игры: ребёнок ставит перед собой маленький поднос, на котором лежит платформа с ячейками для бус, пинцет и стоит чашка с бусами. Он берёт в руки пинцет и, аккуратно захватывая концами бусинку, кладёт её в ячейку. Так постепенно он перекладывает все бусины из чашки на платформу.

«Пирамидка»

Задачи: обобщение сенсорного опыта, развитие координации движений рук под контролем зрения и осязания.

Описание игры.

Показать ребёнку пирамидку, дать потрогать её, чтобы ребёнок увидел: кольца отличаются друг от друга своими размерами. Потом предложить ребёнку снять с пирамидки колечки. Воспитатель фиксирует внимание детей на том, что кольца у пирамидки разные. Сопровождая снятие каждого кольца словами. Одновременно показать, как надо брать кольца пальчиками обеих рук.

На столе все кольца раскладываются ровно, по возрастающей величине справа от пирамидки. Затем в соответствующем порядке пирамидка собирается.

«Катушка»

Задачи: учить наматывать нить на катушку. Развивать координацию мелких движений кисти руки, концентрация внимания, развитие независимости, последовательность движений, подготовка руки к письму.

Материал: деревянная катушка с намотанным на ней толстым шнуром (или толстой нитью). Катушек может быть 2-3 (разного размера) для захвата всей ладонью или тремя ведущими пальцами.

Описание игры.

Воспитатель с ребёнком приносят на стол корзинку с катушками. Воспитатель предлагает ребёнку вначале размотать нитку с катушки. Катушку держит правой рукой за круглую часть, круговыми движениями от себя левой рукой разматываем нить. Далее ребёнок разматывает нить сам. Потом предлагает намотать нить на катушку тем же способом, но совершая круговые движения левой рукой в обратную сторону (к себе). Аккуратно намотанная нить свидетельствует о хорошо выполненной работе.

«Курочка»

Цель: развитие слухового внимания, мелкой моторики рук.

Материал: игрушка курочка с кармашками, киндер коробочки с различными наполнениями.

Ход игры: рассмотреть курочку, у которой много яичек.

Курочка моя, Умница моя,

Вот пшено, водичка!

Дай ты мне яичко, Умница моя!

Предложить детям погреметь и отгадать, что находится внутри

«Поиск предметов в миске с крупой»

Задачи: детям необычайно приятно возится, копаться в большом количестве однородного материала, пропуская крупу или песок через пальцы, отыскивая спрятанные в ней камушки или мелкие игрушки. Это благотворно на их психику, малыши успокаиваются, сосредотачиваются на поиске сюрпризов и учатся концентрации внимания и аккуратности. Развивать тактильные чувства кончиков пальцев рук.

Материал: Глубокая устойчивая миска, заполненная какой- либо крупой; несколько маленьких предметов- игрушки, камушки 9 предметы надо периодически менять, чтобы поддержать интерес и любопытство ребёнка).

Описание игры.

Воспитатель и малыш приносят материал на стол. Погружаем свои руки в крупу и побуждаем малыша к этому же действию. «Неожиданно» находим спрятанный предмет и ставим его на стол. Просим малыша найти и остальные спрятанные предметы. Показываем, как можно спрятать предмет обратно в крупу, закопав его. Заостряем внимание ребёнка на особой аккуратности- крупы на столе быть не должны. Если вдруг часть крупы случайно просыпалась- необходимо её убрать с помощью щётки для стола.

«Разноцветные квадратики»

Цель игры: развитие сенсорного восприятия.

Дидактический материал: панно с прикрепленными винтами для крышек разных цветов.

Описание игры.

Игра предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Игра направлена для развития сенсорного восприятия и развития мелкой моторики рук. Работу проводим индивидуально. Перед ребенком панно, на котором в виде квадратиков прикреплены винты с крышками разных цветов. В конце игры можно посчитать крышки. Ответить каких крышек больше, а каких меньше.

«Сухой бассейн»

Цели: совершенствовать закаливающие умения и навыки; закреплять сенсорно – моторные умения; отрабатывать навыки счёта в прямом и обратном порядке.

Материал: пластиковые пробки разного размера и цвета.

Способы использования:

1 способ. Массаж рук. Дети отпускают руки в ёмкость с пробками и выполняют различные движения. Например: перебирают пробки пальцами, сжимают в кулаках несколько пробок.

2 способ.  Сенсорика. Здесь можно предложить множество вариантов использования пособия. Всё будет зависеть от фантазии педагога. Например: детям раздают листы картона различного цвета и предлагают выбрать и разложить на нём пробки, соответствующего цвета.

«Цветные капли»

Задачи: развитие движений пальцев рук, концентрации внимания, координации движений, подготовка руки к письму. Эта игра также позволяет ребёнку тренироваться в сопоставлении и различении цветов.

Материал: формочка для льда с ячейками. Первые ячейки обозначьте фломастером красного цвета. Вторые ячейки синего цвета, а последние- жёлтого цвета. Три пузырька - с водой своего цвета. Три пипетки с колпачками из тугой резины, которые надо вставить в пузырьки. Маленькая губка.

Ход игры: Ребёнок приносит материал на рабочий стол и начинает по капле переносить воду из пузырьков в ячейки платформы, постепенно наполняя их водой. Затем с помощью пипеток он вновь переносит воду в пузырьки. После окончания игры ребёнок губкой должен собрать нечаянно пролитую воду и убрать всё остальное.

«Волшебные коврики»

Цель:

- способствовать развитию сенсорного опыта.

- развивать мелкую моторику пальцев рук

Описание.

Дидактическое пособие «Волшебные коврики» изготовлен из таких материалов, как фетр, ситец, синтепон. А дополнением к картинкам служат съемные детали, снабженные кнопками разных размеров, бусинами, пуговицами, «липучками», молнией, крючками и т. д.

«Игры с прищепками»

Оборудование: прищепки разных видов, основы для создания фигур.

Цель: Развитие мелкой моторики.

формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений);

развитие чувства ритма;

развитие конструктивного мышления;

формирование положительного настроя на работу.

«Работа с мозаикой»

Оборудование: мозаика различных видов, образцы

выкладываемых фигур.

Ход:

Выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.

«Золушка»

Ход: насыпьте фасоль и горох (или разные виды макарон) в одну и ту же емкость и попросите ребенка отделить одно от другого.

Пересыпайте макароны, фасоль или горох из одной емкости в другую с помощью ложки. Ложка должна быть глубокая, чтобы не рассыпать материалы.

«Волшебная коробочка»

Оборудование: бусинки, ниточки

«Случайно» рассыпать бусинки. Попросить ребёнка помочь собрать их в коробочку с маленьким отверстием.

Нанизываем бусинки на ниточку, изготовляя украшение для игры.

Нанизываем бусины в определённом порядке, чередуя их по форме, цвету или величине.

Брать пинцетом бусинки и по одной раскладываете в пластиковые ячейки от таблеток.

"Выложи узор"

Цель: Развивать воображение, память, мелкую моторику, эстетический вкус. Учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать усидчивость, сообразительность, бережное отношение к игровому материалу.

Ход.

1. Детям предлагается коробочка с разноцветными пуговицами. Они самостоятельно придумывают узор и выкладывают его.

2. Детям предлагаются карточки с рисунком. Они заполняют пробелы пуговицами соответствующего цвета.

«Бусы для куклы»

Задачи: развитие мелкой моторики, координации движений, обучение умению различать предметы по форме и цвету, тренировка концентрации внимания.

Материал: нитка, пуговицы разной величины и цвета, бусы в качестве образца.

Ход игры: Предложить ребёнку самому сделать бусы. Для этого он должен нанизать на одну нитку пуговицы. Изготовить бусы можно имеющемуся образцу или подбирать пуговицы по форме и цвету по вашему заданию.

«Потрогаем»

Цель: Способствовать запоминанию ощущений от прикосновения к различным поверхностям, учить находить точные слова для определения своих ощущений.

Материал: карточки с разной на ощупь поверхностью:

Мех

Наждачная бумага

Байка (фланель)

Капли воска

Верёвка зигзагами

Целые палочки

Поломанные палочки

Бархат

Вельвет

Фольга

Целлофан

«Найди приз»

Оборудование: яркие фантики от конфет и мелкие интересные предметы (значки, украшения, игрушки из Киндер-сюрпризов и другое).

Ход игры:

Приготовленные предметы необходимо завернуть в фантики, после чего перед ребенком разворачивают один из них, показывая сюрприз. Задача - развернуть оставшиеся "конфетки" и аккуратно сложить фантики.

«Забавная змейка»

 Оборудование: пуговицы, шнурки.

Ход игры: Предложите нанизать пуговички на шнурок. Для разнообразия можно добавить ненужные ключи, колечки, костяшки от счетов. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, - таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы.

«Башенки»

Цель: Игра развивает зрительно-моторную координацию.

Ход игры:

Складывать пуговицы в стопочки (башенки). Дети соревнуются, чья стопочка будет выше.

«Перемотка ниток»

Ход игры:

Ребенку предлагается длинная толстая шерстяная нитка, которую нужно

смотать в клубок.

«Всасывание пипеткой воды»

Ход:

Ребенку предлагается накапать

пипеткой воду из одной емкости в другую.

«Обводка плоских фигур»

Ход:

Обводить можно все: дно стакана,

перевернутое блюдце, собственную

ладонь, плоскую игрушку и т.д.

«Массажные щётки

или колючий мячик»

Ход:

Ребёнок катает мяч или круглую щётку для волос между ладонями движениями

 вверх-вниз сначала медленно, затем увеличивает темп и приговаривает:

«У сосны, у пихты, ёлки

очень колкие иголки.

Но ещё сильней, чем ельник,

вас уколет можжевельник!»

«Повтори узор»

Цель: развитие познавательных действий, формирование умения работать по образцу.

Ход:

Для игры нужны две прямоугольные формы Pop-it 6*6 кружков. Педагог на одном поле дает образец узора. Задача ребенка правильно изобразить узор на другом поле. Усложнение: повторить узор с той же последовательностью нажатий, что и взрослый.

«Ручеек»

Ход игры:

Разместить на столе шнурок зигзагом и предложить ребенку

«перепрыгнуть» каждым пальчиком через изгибы ручейка.

«Прищепки как дополнение

предмета»

Ход:

Суть игры состоит в том, чтобы

научить ребенка самостоятельно

прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику,

дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к Солнцу, ежику и так далее). Вместо

бельевых прищепок можно использовать детские заколки-крабики.

«Закручивание и раскручивание

крышек пластиковых бутылок»

Ход:

 Ребенку предлагается пособие с

приклеенными горлышками от

пластиковых бутылок по

определенной лексической теме, ему нужно закрутить крышки на горлышки. Можно проговаривать поставленный звук, закрепляя изолированное произношение; считать, называть цвет крышечки.

«Рисование на песке»

Ход:

Возьмите яркий поднос. Тонким

равномерным слоем рассыпьте по подносу песок, любую мелкую крупу.

Ребенку предлагается нарисовать пальчиком какие-нибудь предметы

(забор, дождик, волны), буквы и т.д.

Для особого интереса на дно подноса можно положить зеркало.

Подготовила воспитатель: Тимошенко М.К


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей младшей группы.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики....

Картотека игр на развитие мелкой моторики рук детей младшей группы

Картотека игр на развитие мелкой моторики рук детей младшей группы...

Картотека игр для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики пальцев рук, стимулирование речевой активности детей, развитие речи....

Картотека игр на развитие мелкой моторики рук в младшей группе.

Картотека игр на развитие мелкой моторики рук в младшей группе. Карточка №1 « Часовщик»Задачи: умение пользоваться пинцетом для перекладывания предметов. Развитие тонких движений...

Картотека игр на развитие мелкой моторики для детей старшей группы

Данная картотека поможет подобрать комплекс игр для развития мелкой моторики старших дошкольников...

консультация для родителей "Картотека игр для развития мелкой моторики в 1 младшей группе"

В какие игры можно поиграть с детьми дома и в садике, вы узнаете из данной статьи...