Отчет о способах учета достижений и развития качеств воспитанников Воспитателя МБДОУ «Детский сад №91» Абдулхаликовой И. Р.
материал

Отчет

о способах учета достижений и развития качеств воспитанников

Воспитателя МБДОУ «Детский сад №91» Абдулхаликовой И. Р.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_o_sposobah_ucheta_dostizh.docx46.16 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет

о способах учета достижений и развития качеств воспитанников

Воспитателя МБДОУ «Детский сад №91» Абдулхаликовой И. Р.

Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности.  Мир, в котором живет и воспитывается ребенок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, развиваться, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы. Жизнь выдвигает перед образованием, кроме традиционных вопросов, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть у истоков становления личности.

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

В Федеральном государственном  образовательном стандарте дошкольного образования говорится, что  развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на  создание условий для саморазвития личности ребенка. Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя  не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу.

Познавательное развитие дошкольников, согласно ФГОС ДО, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира и т. д. Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту. Один из них − познавательно-исследовательская деятельность − исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. Следует отметить, что ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных областей на реализацию в определённых видах деятельности, особое внимание, уделяя познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются: – организация решения познавательных задач; – применение экспериментирования в работе с детьми; – использование проектирования.

Тема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно, благодаря его активности и деятельности, а еще потому, что активность является неизменной предпосылкой формирования умственных качеств личности. Проблеме познавательной активности, способам и методам ее активизации были посвящены исследования педагогов – психологов Л.И. Божович, А.А Вербицкого, Л.С. Выготского, П.И. Гальперина, А.И. Леонтьева, В.А. Цукерман и др. Изучив проблему развития познавательных способностей детей, можно сделать вывод, что ребенок должен иметь представление о познавательной активности в собственном развитии, интересоваться ценностью своего восприятия, памяти, воображения, мышления; владеть начальными формами исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир.

Считаю, что развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Приоритетным направлением в работе педагога является применение  современных педагогических технологий в организации образовательной деятельности дошкольников.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых образовательных технологий.

Таким образом,  актуальность вышеуказанной проблемы  определила направление моей педагогической деятельности: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста на основе использования современных образовательных технологий.

Выявила противоречие:

- между многообразием современных образовательных технологий  в работе с детьми дошкольного возраста и выбором наиболее эффективных средств обучения и воспитания для развития познавательных способностей дошкольников с целью повышения качества образовательной деятельности.

Выделенное противоречие указывает на проблему: подобрать и внедрить технологии, которые будут способствовать познавательному развитию  детей дошкольного возраста.

Цель аналитического отчета: самоанализ и самооценка профессиональной деятельности в межаттестационный период. 

Задачи:  провести анализ профессиональной деятельности, отследить полученные результаты, наметить цели и задачи на следующий межаттестационный период.           

Для осуществления своей педагогической деятельности руководствовалась следующими нормативно-правовыми документами:

  1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155).
  3. СанПиН. 2.4.1.2660-10, СанПиН 2.4.1. 3049-13.

Аналитическая часть

Педагогическая деятельность в межаттестационный период была направлена на создание благоприятных педагогических условий развития воспитанников;  развитие их социальных,  нравственных, интеллектуальных, физических качеств, инициативности и самостоятельности на основе индивидуализации образования и использования современных педагогических технологий, способствующих  качеству освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования МБДОУ.

Целью педагогической деятельности являлось создание условий, направленных на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, раскрывающих творческий  и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих саморазвитию всех участников педагогического процесса.

Были определены приоритетные направления работы: внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих физическое, психическое и социальное благополучие детей; социализация дошкольников в процессе совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;  формирование нравственных качеств, коммуникативных навыков воспитанников посредством детско-родительской проектной деятельности.

Для решения данной проблемы были поставлены следующие задачи:

-  создать условия для познавательной, творческой  активности дошкольников в ходе познавательной деятельности,  через организацию развивающей предметно-пространственной образовательной среды;

-   разработать и внедрить в педагогический  процесс  комплекс мероприятий, направленный на формирование мотивационной основы познавательного развития у детей дошкольного возраста на основе использования современных педагогических технологий;

- содействовать формированию компетентной педагогической позиции родителей через реализацию проектов познавательной направленности.

Исходя из образовательных потребностей детей группы, а также имеющихся условий в детском саду, в своей практической деятельности использовала следующие образовательные технологии:

- здоровьесберегающие технологии;

- технология проектной деятельности;

- информационно – коммуникационная технология;

- личностно-ориентированная технология;

- технология экспериментирования;

- игровые технологии;

- лепбук, квест-технологии.

Разработала рабочую программу, реализация которой  обеспечила стабильные  результаты освоения воспитанниками  содержания основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования МБДОУ.

В группе создана развивающая  предметно-пространственная среда, обеспечивающая безопасное пребывание, комфортный режим  развития воспитанников, ранней социализации, способствующей созданию ситуации успеха для каждого ребенка, что создает условия для повышения качества педагогической деятельности.

Образовательная деятельность осуществлялась по основным направлениям:  физическое, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое,  речевое,  познавательное развитие.

Направление «Физическое развитие».

Образовательная деятельность по физическому развитию реализовывалась  в процессе совместной деятельности, образовательной деятельности в режимных моментах и самостоятельной деятельности воспитанников. 

Разработала перспективный план работы по физическому развитию детей дошкольного возраста, картотеку подвижных игр, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и физкультурных минуток. Организую оптимальную двигательную активность детей, различные виды закаливания, точечный массаж, дыхательную гимнастику, коррегирующую гимнастику после сна, музыкотерапию, сказкотерапию, работу провожу в режиме смены динамических поз. Создаю максимально благоприятные условия в центре «Будь здоров», оснащенного традиционными и нетрадиционными пособиями для укрепления и сохранения здоровья детей, которые обеспечивают психологический комфорт ребенка, побуждают его к двигательной активности. 

Здоровьесберегающие технологии использую для обеспечения детям возможности сохранения здоровья, формирования у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. В своей работы применяю следующие здоровьесберегающие технологи: бодрящая гимнастика, хождение босиком, дыхательной гимнастики, самомассаж, пальчиковая гимнастика, контроль за двигательным режимом, гимнастика для глаз.

Направление «Социально-коммуникативное развитие».

С учетом возраста, гендерной принадлежности, индивидуальных предпочтений оборудованы сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Дом», «Больница», «Парикмахерская», «Автомастерская», «Автослесарь».

Большое внимание уделяю играм на развитие эмоциональной сферы детей. Традиционно провожу «Утро добрых встреч», что обеспечивает развитие способности детей различать эмоции. Наряду с этим, для развития способности восприятия и воспроизведения эмоциональных состояний, в режимных моментах, совместной деятельности, создала и организую  игры на эмпатию.

Совместно с родителями и детьми создан центр «Патриотического воспитания». Он включает в себя информационно-иллюстрационный  материал по патриотическому воспитанию: портрет президента России, геральдика малой и большой Родины, энциклопедии, книги и карты России и Урала. Оформлены альбомы «Путешествие по любимому городу Екатеринбургу», «Природа Уральского края»; фотовыставки «Достопримечательности города Екатеринбурга», «Улицы Верх-Исетского  района»; создана Красная книга растений Урала.

В группе оборудован центр «Безопасность», который поделен на зоны: «Пожарная безопасность» и «Безопасность на дорогах».  Центр оборудован атрибутами, играми, пособиями, выполненными детьми, совместно с родителями: щит по пожарной безопасности, огнетушитель, машины и здания из коробок, макет перекрестка. Принимали участие в городской выставке к юбилею пожарной части – конкурсные работы «Пожарная машина», поздравительная растяжка.

Созданы условия, способствующие формированию интереса к труду взрослых, привития трудовых навыков.  Центр «Юный помощник» оборудован атрибутами для самостоятельного ухода за растениями. Для привития культурно-гигиенических, трудовых навыков, навыков самообслуживания создана картотека «Алгоритмов действий». 

На подоконнике, выращиваем с детьми рассаду цветов и овощей для цветников и огорода на участке. Вместе с детьми разработали схемы способов ухода за растениями.

Для организации совместной деятельности детей со сверстниками и взрослыми использовала коммуникативные технологии, которые позволили расширить их представления о человеке, развить способность понимать настроение человека по мимике, интонации, движениям, осознать свои характерные особенности, развить навыки социального поведения, стимулировать положительные черты характера.

Основой развития детей является их положительное самоощущение. Учитывая это, я стремилась поддерживать эмоциональные, теплые отношения с детьми. Справедливо относиться к ним, принимая во внимание их настроение, возможности, желания, поддерживать и беречь любую инициативу ребенка. Мои педагогические наблюдения показали, что  реакция на различные явления окружающего мира, а, следовательно, и проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере стала более адекватной,  снизился уровень нарушений в эмоционально-волевой сфере, стал шире диапазон понимаемых и переживаемых эмоций.

Направление  «Художественно-эстетическое развитие».

В группе есть музыкальный уголок, оборудованный музыкальными инструментами, дидактическими играми музыкальной направленности, нетрадиционными шумовыми музыкальными инструментами, сделанными своими руками.  Осуществлена подборка музыкальных произведений: классических, детских, релаксационных. Имеется  уголок театрализованной деятельности, в котором представлены разнообразные виды театров: пальчиковый, би-ба-бо, настольный и др.

Оборудован центр детского изобразительного творчества, наполненный различными материалами для изобразительной  деятельности, способствующий самореализации ребенка в самостоятельной деятельности.  Позволяет создать в группе оптимальные условия для развития изобразительной деятельности, самостоятельности и творческой активности детей. Дети получают возможность самовыражения в разнообразных видах художественной и проектной деятельности, знакомства с окружающим миром, познания свойств предметов и так далее.      

Изобразительная деятельность – одна из самых любимых у детей. Поэтому предметно – развивающая среда центра искусств в группе в современных условиях требует глубокого осмысления, оформления и пополнения с учётом новых требований.

Центр оснащён различными видами красок, кисточками (белка или колонок) разной толщины, бумагой разного формата и текстуры, губками, тряпочками для рук и кистей, палитрами, простыми и цветными карандашами, восковыми мелками, цветными мелками, трафаретами для рисования, фартуками, баночками-непроливайками для воды, материалами для лепки. Материалы для нетрадиционной техники рисования и аппликации: крупы — манка, рис, греча, пшено; свечи; трафареты; печатки поролоновые; печатки — пробки; сухие листья;  ватные палочки; трубочки для  кляксографии. Материалы для аппликации и ручного труда: клей ПВА, кисти для клея, ёмкость под клей, клей — карандаш, салфетки, цветная бумага и картон, белый картон, гофрированная бумага, ножницы.

      Также в центре есть репродукции, картины, портреты художников, скульптуры малых форм, изделия декоративно-прикладного искусства (дымка, гжель, хохлома и другие). Различные дидактические игры по ознакомлению: с жанрами — натюрморт, портрет, пейзаж; с живописью, графикой, декоративно-прикладным искусством, архитектурой; с цветами и их оттенками. Альбом с детскими образцами по аппликации и рисованию; альбомы «Знакомство с декоративно - прикладной росписью»: «Гжель», «Хохломская роспись» и др.; раскраски по народной росписи. 

Использую разные виды аппликации: сюжетная, силуэтная, декоративная, объёмная, обрывная, аппликация из ткани, из природных материалов (семян, круп, макарон, листьев), аппликации из ваты и тополиного пуха, ленточная аппликация.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Направление  «Речевое развитие».   

 В группе создан  Центр  «Библиотека», в условиях которого воспитанники знакомятся с произведениями различных авторов и поэтов, составлены  альбомы с иллюстрациями из  знакомых и ранее изученных книг, что позволяет детям составлять творческие  рассказы, сочинять новые сказки.

Для  развития фонематического слуха в центре собраны  сюжетные, предметные картинки, схемы для составления предложений, звукового анализа слов.

 Использую проблемно-игровые ситуации на основе личностно-ориентированного подхода: проблемно-игровая ситуация характеризует определенное психическое состояние ребёнка, возникающее в процессе выполнения такого игрового задания, которое помогает ребенку осознать противоречие между необходимостью найти решение и за невозможностью осуществления этого с помощью шаблонных действий.  «Почему это так происходит?», «Что будет, если..?»,  «Как это изменить, чтобы..?», «Из чего мы это можем сделать?», «Можно ли найти другое решение?», «Как нам об этом узнать?» — подобные вопросы постоянно присутствуют в общении  со старшими дошкольниками.

Разгадывая загадки, заключенные в новых объектах, дети учатся рассуждать, анализировать, отстаивать свою точку зрения, строить предположения, испытывают радость открытия и познания. Особо хочется подчеркнуть  роль книги как источника новых знаний. Я показываю детям, как из книги можно получить ответы на самые интересные и сложные вопросы. В трудных случаях мы специально обращаемся к книгам, вместе с детьми находим в книгах решение проблем. Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов дошкольников и пробуждает в них стремление к овладению чтением.

 Речевой уголок представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами, а также для совместной деятельности.

В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие: фонематического слуха; дыхания; воздушной струи; артикуляционной моторики; правильного звукопроизношения; словаря; фразовой речи; мелкой моторики пальцев рук; звукового анализа и синтеза слогов и слов.   

На закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи: «Рыбки»; «Насекомые»; «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши. 

На развитие артикуляционной моторики: предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук;  артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах; схема для характеристики звука.

На закрепление навыков, полученных на занятиях: магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать»,  и т. д.;  карты для чтения; альбом «Изучаем буквы»;  подборка детских книг «Читаем по — слогам».

На развитие мелкой моторики:  массажные мячики; прищепки; трафареты; пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам); игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам»; мозаики; игры-шнуровки и др.

На развитие связной речи: серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.

Направление  «Познавательное развитие».

Развитию познавательно-исследовательской деятельности способствует центр «Хочу все знать», где дети учатся наблюдать, мыслить, делать выводы.  Центр  включает в себя: пособия для ознакомления с различными веществами и материалами (водой, воздухом, песком, почвой, мыльной пеной, магнитом и т.д.); познавательные энциклопедии; оборудование для экспериментирования; коллекции природных объектов «Минералы, «Сокровища земли», «Насекомые и их знакомые», «Животные леса»; занимательные головоломки; серию дидактических игр «Учись, играя» на развитие комбинаторных способностей.  

Создала подборку задач на смекалку, головоломок, ребусов, кроссвордов, в ходе решения которых дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество.

Центр содержит многообразие игрового, наглядно-дидактического, познавательного материала. Размещены развивающие игры разной направленности. Они тренируют у детей внимание, логику, сообразительность. Наглядно-дидактические пособия и познавательное лото учат детей составлять рассказы по картинкам, помогают устанавливать причинно-следственные связи природных и других явлений.

Для организации исследовательской деятельности оформила картотеку опытов с водой, воздухом, песком. Подобрала оборудование для  организации исследовательской деятельности: лупы, весы и др.

Содержание и результаты профессиональной деятельности

Система педагогической деятельности по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста  включала в себя основные направления:

- организация предметно-пространственной среды, способствующая  развитию познавательной активности  детей;

- образовательная деятельность с детьми на основе использования современных образовательных технологий;

- взаимодействие с педагогами и родителями.

Создание развивающей предметно-пространственной среды осуществляла, опираясь на следующие принципы:

  • информативности, что предусматривало разнообразие тематики материалов и оборудования;
  • педагогической целесообразности, что позволяло предусмотреть необходимость и достаточность наполнения ППРС, а также обеспечить возможность самовыражения детей.
  • предметно-пространственная среда создавалась с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области использовались  и в ходе реализации других областей.

В связи с важностью деятельностного подхода к развитию личности ребенка в группе были созданы условия для исследовательской деятельности детей, которая построена на принципах доступности, новизны и с учетом личностно-ориентированной модели взаимодействия.

С целью поддержания интереса к объектам и явлениям  живой и неживой природы; расширения кругозора детей; формирования проектно-исследовательских умений и навыков организовала работу мини-музеев по темам: «Путешествие в страну часов», «Воздух невидимка», «Волшебница Вода», «Песок пустыни», оформила сборник экспериментальной деятельности и картотеку наблюдений.  В мини-лаборатории был собран и систематизирован разнообразный материал (природный и бросовый), простейшие приборы и приспособления (лупы, микроскопы, емкости, трубочки, магниты, компасы) для познавательно-исследовательской деятельности.

Совместно с детьми были созданы макеты: «Животные леса», «Жители морей, океанов», « Пустыня», были вовлечены в организацию мини-музеев: «Волшебница-вода», «Воздух-невидимка», «Царство Хозяйки Медной горы», «Путешествие в страну часов», «Песок пустыни». В группе собрана библиотека познавательной литературы, организована игротека, оформила сборники наблюдений.          

В целях приобретения воспитанниками позитивного социального опыта организовала участие воспитанников в мероприятиях социальной направленности «Подарок малышам», «Волшебный мир театра». Способствовала  формированию сплоченного детского коллектива посредством поддержания традиций в группе  «Календарь настроения», «Семейная мастерская», «Сюрприз для именинника».

В  работе активно использовала проектную технологию. Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения. Целью использования данной технологии в является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. В проектной деятельности  стремлюсь раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, реализовать его интересы, потребности, что способствует развитию личности детей. Разработала и реализовала  цикл познавательно-экологических проектов «Вода вокруг нас», «Чудо-огород». Результатом реализации данных проектов является развитие поисково-познавательной деятельности старших дошкольников, повышение мотивации к исследовательской деятельности.

Систематически применяю в работе с дошкольниками информационно – коммуникационные технологии, которые помогают в:

- подборе иллюстративного материала к НОД и для оформления стендов;

- подборе дополнительного познавательного материала к НОД, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

- в обмене опытом, знакомстве с периодикой, наработками других педагогов России;

- в оформлении групповой документации, отчетов.

- подборке презентаций по знакомству детей с народным декоративно-прикладным искусством, видеотеки по ОБЖ и ПДД, лексическим темам для повышения эффективности образовательной деятельности  с воспитанниками и в процессе проведения родительских собраний.

Используя личностно-ориентированную технологию, создала условия в развивающей предметно - пространственной среде группы, позволяющие ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Группа наполнена игровым оборудованием, способствующим организовать индивидуальные игры. Созданы различные центры и игровые зоны, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему развитию ребёнка. Для поддержания детской инициативы и творчества в группе создана зона для оформления персональных выставок детских творческих работ.

Применение личностно-ориентированной технологии помогает ребёнку реализовать свой потенциал, достичь своих целей и развить личностные и творческие качества. Для реализации данных целей провела с детьми разнообразную творческую деятельность: игры, труд, концерты, праздники, развлечения. На основе данной технологии организуется индивидуальная коррекционная работа с детьми с ОВЗ (пальчиковая гимнастика, упражнения и игры на развитие мелкой моторики, ориентировки на плоскости и т.п.), индивидуальный подход в работе с одаренным ребенком (задания повышенной сложности).

Использовала игровые  технологии  при проведении игровых образовательных ситуаций, в ходе которых раскрываются способности детей, развиваются коммуникативные навыки, формируется мотивационная сфера. Игра рассматривается как преодоление пассивности, нерешительности, неуверенности ребенка. В воспитательно-образовательной работе с воспитанниками используются все виды игр.

Дидактические игры использовала для формирования у детей мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение, совершенствования речи (обогащение словаря, правильное произношение звуков, составление предложений).

Настольно-печатные игры применяла для уточнения и расширения представлений детей об окружающем мире, систематизации знаний, развития мыслительных процессов. 

Сюжетно-ролевые игры,  игры-инсценировки важны для принципа интеграции образовательных областей. С помощью словесных игр создаётся эмоциональный настрой у детей, при котором вырабатывается быстрота реакции, умение понимать юмор.  Воспитывала у детей умение слушать, воспитываю эстетические переживания, развиваю образное мышление с помощью использования словесных игр.

Игры-драматизации применяла  с целью развития диалогической речи у дошкольников, умения сочинять и обыгрывать маленькие рассказы, подбирать слова – действия и слова – признаки.

В совместной образовательной деятельности с детьми применяла квест-технологию, которая помогает в  игровой форме  получить детям информацию, закрепить полученные знания, выбрать необходимые средства, для реализации задуманного, научиться работать в команде со своими сверстниками. Использование данной технологии обогащает и активизирует словарь, развивает у детей диалогическую и монологическую речь, смекалку, память, моторику. А так же помогает сплотить коллектив и поднять эмоциональное настроение, формирует готовность к совместной деятельности со сверстниками, стимулирует коммуникативную деятельность детей.

Совершенствование программно-методического обеспечения заключалось в разработке модели образовательной деятельности по развитию познавательной активности;  комплексно-тематического плана по реализации ОО «Познавательное развитие»; разработке плана совместной деятельности педагога и детей в мини-лаборатории, составлении конспектов НОД и картотек опытов и экспериментов по тематическим разделам; сценариев познавательных развлечений, викторин, КВН;   подборе наглядно-иллюстративного материала для НОД  и диагностических методик для определения эффективности работы по развитию познавательной  активности детей через поисково-познавательную деятельность.

Участвуя в  разных видах деятельности у детей расширился кругозор,  научились элементарным проектно-исследовательским умениям и навыкам, появился интерес наблюдать,   составлять простейшие модели.

Использовала следующие формы совместной деятельности:

- наблюдения за комнатными растениями, за посадками овощных культур;

- дежурства;

- поисково-познавательная деятельность;

- экскурсии;

- познавательные развлечения, викторины, КВН;

- природоохранные акции;

Планирование детской познавательно-исследовательской деятельности включало:

- совместную поисково-исследовательскую деятельность, организованную педагогом;

- поисково-исследовательскую деятельность по инициативе детей (активизация деятельности посредством предметно-пространственной среды);

- НОД  с элементами поисково-исследовательской деятельности;

- опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми, в режимных моментах

(на прогулках, в уголке природы в утреннее и вечернее время);

- долгосрочные наблюдения-эксперименты (в уголке природы в утреннее и вечернее время, на прогулке).

Модель педагогической деятельности

Педагогическая деятельность осуществлялась в следующих формах организации образовательного процесса:

  1. Непосредственно образовательная деятельность по ОО «Познавательное развитие» на основе принципа интеграции ОО;
  2. Совместная поисково-исследовательская деятельность педагога с детьми;
  3. Самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность детей;
  4. Взаимодействие с родителями.

Организация НОД по ОО «Познавательное развитие» была направлена на формирование у детей исследовательских умений и навыков: умение видеть проблемы, ставить вопросы,  выдвигать гипотезы,  давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, готовить собственные мини-доклады, объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Исследуя с детьми новый объект или явление, придерживалась следующей структуры:

  • • формулирование проблемы (познавательной задачи);
  • • выдвижение предположений, отбор предположений, выдвинутых детьми;
  • • проверка предположений, гипотез;
  • • подведение итогов, вывод;
  • • фиксация результатов.

 Для положительной мотивации деятельности использовала различные стимулы такие как:

  • • новизна, необычность объекта;
  • • тайна, сюрприз;
  • • мотив помощи;
  • • познавательный момент (почему так);
  • • ситуация выбора.

Считаю важным при организации поисково-исследовательской деятельности задействовать все органы чувств ребенка. Огромную радость доставляло детям включение в поисково-исследовательскую деятельность игровых технологий: развивающие и дидактические игры «Чудесный мешочек», «Ящик ощущений», «Угадай на вкус», «Узнай по запаху» и т. д.

В режимных моментах инициировала практическую деятельность детей, организуя наблюдения за явлениями природы и разнообразную опытническую деятельность. Опыты проводила как в НОД, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследовали материалы и узнавали, что:

  • • бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.
  • • дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.
  • • пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.
  • •стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое и т.д.
  • • ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.
  • • вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.
  • • воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.

Вместе с детьми мы «превращали» воду в разноцветные льдинки, искали воду в овощах и фруктах, находили воздух в пустом пакете, в баночке с водой и в комочке земли и т. д.

Во время проведения опытов дети научились задавать вопросы: «Как это сделать? », обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет если, учатся сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Тем самым развивала у детей любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций.

При организации самостоятельной поисково-исследовательской  деятельности, использовала проблемные ситуации, игры-экспериментирования, моделирование.

Результатом целенаправленной работы и применения образовательных технологий являются стабильно высокие результаты в освоении основной образовательной программы дошкольного образования и  положительная динамика развития уровня познавательной деятельности воспитанников. Создание разнообразной предметно-пространственной среды способствовало развитию познавательных способностей: дети научились наблюдать, сравнивать, выделять признаки, замечать изменения, обобщать; организовывать и планировать собственную деятельность; приобрели умения по получению и обработке информации разными способами. Более 80% воспитанников проявляют познавательный интерес, инициативу и самостоятельность в различных видах детской деятельности.  У детей сформированы познавательные действия, гибкость и самостоятельность мышления. Дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями. Дети способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания, умения и опыт в различных видах деятельности.

Результаты мониторинга освоения воспитанниками старшей группы  основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования МБДОУ за 2017-2021 уч. год:

Образовательная область

Уровни освоения образовательной программы

высокий

средний

ниже среднего

физическое развитие

78 %

17 %

5 %

познавательное развитие

57 %

33 %

10 %

речевое развитие

68 %,

24 %

8 %

социально – коммуникативное развитие

70  %

24 %

6 %

художественно – эстетическое развитие

82 %

15 %

3 %

Образовательная область

Уровни освоения образовательной программы

высокий

средний

ниже среднего

физическое развитие

85 %

12 %

3 %

познавательное развитие

62 %

30 %

8 %

речевое развитие

72 %,

22 %

6 %

социально – коммуникативное развитие

78  %

19 %

3 %

художественно – эстетическое развитие

87 %

11 %

2 %

Добиться положительной динамики в развитии познавательной активности детей было невозможно без установления партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников.

Организуя взаимодействие с родителями, опиралась на концептуальные подходы таких современных педагогов как Доронова Т. Н., Соловьева Е.В., Гризик Т.И., Арнаутова Е.П.:

  • диалогичность общения;
  • деятельностный характер сотрудничества.

Использовала такие формы работы:

-  традиционные (родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, информационный материал);

-    нетрадиционные (совместная деятельность, детско-родительские проекты)

Изготовила информационный материал для родителей по познавательно-исследовательской деятельности «Экологическое воспитание дошкольников», «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников», «Увлекательные опыты». Разработала цикл консультаций «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Совместно с родителями разработала проекты «Моя малая Родина», «Животные наших лесов», «Наш край – Урал»;   организовала выставки «Волшебница Осень», «Елочка - колкая иголочка», «Зимушка - Зима». Данные мероприятия способствовали активизации и обогащению воспитательных умений родителей в вопросах познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. Повысилась активность участия родителей в образовательном процессе.

Заключение

 Обобщив    и проанализировав  результаты      своей      педагогической      деятельности  за межаттестационный период, установила связь между результатами и условиями их получения, степень влияния используемых технологий на результат образования. Использование современных образовательных технологий в воспитательно – образовательном процессе позволяет значительно повысить качество образования, организовать обучение детей увлекательным, разнообразным и интересным, успешно успешным освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования.

На основании проведенной работы я смогла убедиться в том, что поисково-исследовательская деятельность является особой формой, в которой наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма исследования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма исследования).

В результате проведенной работы, у детей старшего дошкольного возраста наблюдается существенная положительная динамика в развитии  познавательной активности. Можно сделать вывод, что педагогическая деятельность в отчетный период оказалась эффективной и цель мною была достигнута. Таким образом, использование поисково-исследовательской деятельности для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в моей профессиональной деятельности  оправдано и целесообразно.

Заведующий

С. В. Камбулатова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации мониторинга качества образования МБДОУ «Детский сад № 212 "Солнышко"

ПараметрКритерииПоказателиУровни проявленияСпособ получения информации. ИнструментарийВид обработки. Уровень предъявленияСроки. ответственныйУправленческое решение12345678Качество условий образо...

Отчет за летний оздоровительный период 2017г. в старшей группе МБДОУ «Детский сад № 22»

Лето – это маленькая жизнь! Именно в этот период года дети получают максимум впечатлений, удовольствия и радости от общения со сверстниками и новых открытий...

Аналитическая справка по итоговым результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования воспитателя МБДОУ «Детский сад №91» Абдулхаликовой И. Р.

Аналитическая справкапо итоговым результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образованиявоспитателя МБДОУ «Детский сад №91» Абдулхаликовой И. Р....

Отчет воспитателя Дадашевой Розы Таджибовны о способах учета достижений и развития качеств воспитанников

Отчет воспитателяДадашевой Розы Таджибовныо способах  учета достижений и развития качеств воспитанников...

Анализ удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством образования МБДОУ «Детский сад № 52 «Аленький цветочек»на 2021-2022 учебный год

УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ«Детский сад № 52 «Аленький цветочек»О.С. Куликова 12.04.2022 г.Анализ удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством образования МБДОУ &la...