Методическая картотека пальчиковых игр по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (младшая группа)

Бажеева Наталья Юрьевна

«Птички».

Птички прилетали,

Крыльями махали.

Сели. Посидели.

И дальше полетели.

(пальцами обеих рук производить движения вверх- вниз).

«Цветок».

Набухай скорей, бутон,

Распусти цветок - пион!

(подушечки пальцев обеих рук сомкнутьладошки немного округлые - получается "бутон"; нижние части ладоней прижаты друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть - получается большой раскрытый "цветок")

«Шарик».

Я надул упругий шарик (надуваешь из ручек шарик).

Укусил его комарик.

Лопнул шарик не беда -

новый шар надую я.

«Птенчики в гнездышках».

Улетела птица- мать

Малышам жучков искать.

Ждут малютки-птицы

Мамины гостинцы.

(все пальцы правой руки обхватить левой ладонью - получается "гнездо"; шевеленье пальцами правой руки создаётся впечатление живых птенцов в гнезде).

«Крючочки».

Крепко держатся дружочки,

Не разжать нам их крючочки.

(сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючочка, чтобы их трудно было расцепить; по аналогии делать фигуры другими пальцами)

«Ладонь – кулак».

Хочешь? Тоже делай так:

То ладонь, а то - кулак.

(руки положить на стол, ладони прижаты к столу; одновременно сжать два кулачка (позиция "кулак"- "кулак"); разжать пальцы одной руки и прижать её к столу (позиция "рука" - "кулак"); для усложнения увеличить темп движения).

«Котик».

(выполнять действия по смыслу)

Котик лапкой умывается

Видно, в гости собирается,

Вымыл носик.

Вымыл ротик.

Вымыл ухо.

Вытер сухо.

«Замок».

На двери висит замок (руки в замке)

Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)

Потянули, (потянули)

Покрутили, (вращаем руки)

Постучали (стучим основанием ладоней)

И – открыли! (руки разжимаются).

«Комар».

Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)

Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)

Летит комар, на лоб - оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)

А мы его - хлоп (ладошкой до лба)

И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)

Отпустим комара? Отпустим!

(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку).

«Капуста».

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)

Мы морковку трём, трём (кулачки трут друг друга)

Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)

Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)

В баночку кладём и пробуем.

«Домик».

Я гуляю во дворе (хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой)

Вижу домик на горе (ритмичные хлопки ладошками)

Я по лесенке взберусь (раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев)

И в окошко постучусь.

Тук, тук, тук, тук! (поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой).

«Курочка».

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать (хлопаем ручками по коленкам)

А за ней ребятки - жёлтые цыплятки (идём пальчиками)

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)

Лапками гребите (загребаем ручками,

Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)

Съели толстого жука, дождевого червяка (показываем ручками, какой толстый жук)

Выпили водицы полное корытце

(показываем как черпаем воду и пьём).

«По грибы».

(поочерёдно загибаем пальчики)

Этот пальчик — в лес пошёл,

Этот пальчик — гриб нашёл,

Этот пальчик — занял место,

Этот пальчик — ляжет тесно,

Этот пальчик — много ел,

Оттого и растолстел.

«Семья».

(перебирая пальчики, приговариваем)

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папа

Этот пальчик — мама

Этот пальчик — я

Вот и вся моя семья.

«Пальчик-мальчик».

(большой пальчик соединяют поочередно с каждым пальчиком)

Пальчик-мальчик,

Где ты был?

- С этим братцем,

В лес ходил.

С этим братцем

Щи варил,

С этим братцем

Кашу ел.

С этим братцем

Песни пел!

«Апельсин».

Мы делили апельсин

(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)

Много нас – а он – один

Эта долька – для ежа

(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)

Эта долька – для чижа

Эта долька – для котят

Эта долька - для утят

Эта долька - для бобра

А для волка – кожура!

(встряхиваем обе кисти)

«Зайка».

Зайка серенький сидит (Сложить лапки на груди, как у зайчика)

И ушами шевелит. (Загибают пальчики – ушки зайчика)

Зайке холодно сидеть, (Гладить поочередно одной рукой другую)

Надо лапочки погреть. (Хлопают в ладошки)

Зайке холодно стоять, (Скрестить руки перед грудью, потирать бока)

Надо зайке поскакать. (Прыгают пальчики поочередно по столу)

Кто-то зайку напугал – (Ладонями закрыть лицо)

Зайка – прыг – и ускакал (убегают пальчики по столу).

«Дом».

Стук - стук- постук, раздается где то стук.

Молоточки стучат, строят домик для зайчат -

Вот с такою крышей, (ладошки над головой)

Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)

Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)

Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)

И вот с таким замком! (сцепили ручки).

"Этот пальчик хочет спать".

Этот пальчик хочет спать

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми!

Братиков не разбуди.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

«Липкие пальчики».

«Первый пальчик в глине,

второй — в пластилине,

третий - в шоколаде,

четвёртый - в мармеладе».

Каждый палец по очереди прикасаться к большому пальцу.

«Котёнок».

Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)

Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)

Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)

Ой, мы видели котенка (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)

У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)

На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)

Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)

Нужно быстро убегать! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

«ЗДРАВСТВУЙ».

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю -

Всех я вас приветствую!

(пальцами правой руки по очереди "здороваться" с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)

«БАБОЧКА».

Бабочка-коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На берёзовой ветке.

(скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу, пальцы прямые - "бабочка" сидит; ладони прямые и напряжены, пальцы не сгибать; лёгким, но резким движением рук в запястьях имитировать полёт бабочки)

«Горшок».

Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки)

Маленькие гномики:

Токи, Бики, Лики, Чики, Микки (загибать пальчики, начиная с мизинца)

Раз, два, три, четыре, пять (разгибать пальчики)

Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)

Таки – рубашки, (загибать пальчики, начиная с большого)

Тики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки,

Микки умница был,

Всем водичку носил.

«Мышка».

Мышка в норку пробралась,

(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)

На замочек заперлась.

(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)

В дырочку она глядит,

(Делаем пальчиками колечко)

На заборе кот сидит!

(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая картотека пальчиковых игр по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

«Птички».

Птички прилетали,

Крыльями махали.

Сели. Посидели.

И дальше полетели.

(пальцами обеих рук производить движения вверх- вниз).

«Цветок».

Набухай скорей, бутон,

Распусти цветок - пион!

(подушечки пальцев обеих рук сомкнутьладошки немного округлые - получается "бутон"; нижние части ладоней прижаты друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть - получается большой раскрытый "цветок")

«Шарик».

Я надул упругий шарик (надуваешь из ручек шарик).

Укусил его комарик.

Лопнул шарик не беда -

новый шар надую я.

«Птенчики в гнездышках».

Улетела птица- мать

Малышам жучков искать.

Ждут малютки-птицы

Мамины гостинцы.

(все пальцы правой руки обхватить левой ладонью - получается "гнездо"; шевеленье пальцами правой руки создаётся впечатление живых птенцов в гнезде).

«Крючочки».

Крепко держатся дружочки,

Не разжать нам их крючочки.

(сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючочка, чтобы их трудно было расцепить; по аналогии делать фигуры другими пальцами)

«Ладонь – кулак».

Хочешь? Тоже делай так:

То ладонь, а то - кулак.

(руки положить на стол, ладони прижаты к столу; одновременно сжать два кулачка (позиция "кулак"- "кулак"); разжать пальцы одной руки и прижать её к столу (позиция "рука" - "кулак"); для усложнения увеличить темп движения).

«Котик».

(выполнять действия по смыслу)

Котик лапкой умывается

Видно, в гости собирается,

Вымыл носик.

Вымыл ротик.

Вымыл ухо.

Вытер сухо.

«Замок».

На двери висит замок (руки в замке)

Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)

Потянули, (потянули)

Покрутили, (вращаем руки)

Постучали (стучим основанием ладоней)

И – открыли! (руки разжимаются).

«Комар».

Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)

Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)

Летит комар, на лоб - оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)

А мы его - хлоп (ладошкой до лба)

И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)

Отпустим комара? Отпустим!

(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку).

«Капуста».

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)

Мы морковку трём, трём (кулачки трут друг друга)

Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)

Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)

В баночку кладём и пробуем.

«Домик».

Я гуляю во дворе (хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой)

Вижу домик на горе (ритмичные хлопки ладошками)

Я по лесенке взберусь (раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев)

И в окошко постучусь.

Тук, тук, тук, тук! (поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой).

«Курочка».

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать (хлопаем ручками по коленкам)

А за ней ребятки - жёлтые цыплятки (идём пальчиками)

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)

Лапками гребите (загребаем ручками,

Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)

Съели толстого жука, дождевого червяка (показываем ручками, какой толстый жук)

Выпили водицы полное корытце

(показываем как черпаем воду и пьём).

«По грибы».

(поочерёдно загибаем пальчики)

Этот пальчик — в лес пошёл,

Этот пальчик — гриб нашёл,

Этот пальчик — занял место,

Этот пальчик — ляжет тесно,

Этот пальчик — много ел,

Оттого и растолстел.

«Семья».

(перебирая пальчики, приговариваем)

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папа

Этот пальчик — мама

Этот пальчик — я

Вот и вся моя семья.

«Пальчик-мальчик».

(большой пальчик соединяют поочередно с каждым пальчиком)

Пальчик-мальчик,

Где ты был?

- С этим братцем,

В лес ходил.

С этим братцем

Щи варил,

С этим братцем

Кашу ел.

С этим братцем

Песни пел!

«Апельсин».

Мы делили апельсин

(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)

Много нас – а он – один

Эта долька – для ежа

(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)

Эта долька – для чижа

Эта долька – для котят

Эта долька - для утят

Эта долька - для бобра

А для волка – кожура!

(встряхиваем обе кисти)

«Зайка».

Зайка серенький сидит (Сложить лапки на груди, как у зайчика)

И ушами шевелит. (Загибают пальчики – ушки зайчика)

Зайке холодно сидеть, (Гладить поочередно одной рукой другую)

Надо лапочки погреть. (Хлопают в ладошки)

Зайке холодно стоять, (Скрестить руки перед грудью, потирать бока)

Надо зайке поскакать. (Прыгают пальчики поочередно по столу)

Кто-то зайку напугал – (Ладонями закрыть лицо)

Зайка – прыг – и ускакал (убегают пальчики по столу).

«Дом».

Стук - стук- постук, раздается где то стук.

Молоточки стучат, строят домик для зайчат -

Вот с такою крышей, (ладошки над головой)

Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)

Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)

Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)

И вот с таким замком! (сцепили ручки).

"Этот пальчик хочет спать".

Этот пальчик хочет спать

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми!

Братиков не разбуди.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

«Липкие пальчики».

«Первый пальчик в глине,

второй — в пластилине,

третий - в шоколаде,

четвёртый - в мармеладе».

Каждый палец по очереди прикасаться к большому пальцу.

«Котёнок».

Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)

Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)

Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)

Ой, мы видели котенка (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)

У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)

На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)

Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)

Нужно быстро убегать! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

«ЗДРАВСТВУЙ».

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю -

Всех я вас приветствую!

(пальцами правой руки по очереди "здороваться" с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)

«БАБОЧКА».

Бабочка-коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На берёзовой ветке.

(скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу, пальцы прямые - "бабочка" сидит; ладони прямые и напряжены, пальцы не сгибать; лёгким, но резким движением рук в запястьях имитировать полёт бабочки)

«Горшок».

Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки)

Маленькие гномики:

Токи, Бики, Лики, Чики, Микки (загибать пальчики, начиная с мизинца)

Раз, два, три, четыре, пять (разгибать пальчики)

Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)

Таки – рубашки, (загибать пальчики, начиная с большого)

Тики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки,

Микки умница был,

Всем водичку носил.

«Мышка».

Мышка в норку пробралась,

(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)

На замочек заперлась.

(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)

В дырочку она глядит,

(Делаем пальчиками колечко)

На заборе кот сидит!

(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая картотека пальчиковых игр по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

«Птички».Птички прилетали, Крыльями махали. Сели. Посидели. И дальше полетели. (пальцами обеих рук производить движения вверх- вниз).«Цветок». Набухай  скорей, бутон,...

Использование пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста

"Пальчиковые игры" являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игр...

Методическая разработка по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр.

Перспективное планирование по развитию мелкой моторики с использованием пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста....

консультация (младшая группа) на тему : Консультация для родителей «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

На страничке  представлена консультация консультация, рассказывающая о значении пальчиковых игр в жизни ребёнка 3 - 4 лет...

Консультация для родителей «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка.Одним из самых распространенных видов пальчиковой ...

Использование пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста

Использование пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики рук  детей младшего дошкольного возраста...

Методическая разработка: СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается  педагогами,  психологами  и  другими  специалистами  в  области д...