Волонтёрское движение в детском саду
методическая разработка

Черникова Любовь Петровна

Все начинается с детства, потому что душа ребенка распахнута навстречу добру и любви, и так важно посеять в ней имена любви к ближнему, великодушия, милосердия.                                                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vsyo_nachinaetsya_s_detstva.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Волонтёрское движение в детском саду

Все начинается с детства, потому что душа ребенка распахнута навстречу добру и любви, и так важно посеять в ней имена любви к ближнему, великодушия, милосердия.                                                   С.В.Михалков

 

    Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г.)

     Система духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством являются приоритетными и на этапе дошкольного детства.

Дошкольный возраст — важнейший этап в развитии ребёнка.  Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно — нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру. Как решить задачи духовно-нравственного воспитания в довольно-таки  непростых  условиях   семейного воспитания?

Проанализировав  статус наших семей, мы  увидели такую картину:

10%  детей  воспитываются в неполных семьях, 30%  детей  — единственные в своей семье, не имеют  братьев и сестер, 40%  детей проживают отдельно от   бабушек и дедушек, т. е.  молодые семьи предпочитают  жить отдельно от родителей.  Тем самым  потерян  статус  полигамной семьи, который всегда отличал  российскую семью прежних поколений.

Как решать задачи уважения к старшим и одиноким  людям,  воспитывать милосердие к попавшим в трудную жизненную ситуацию, как   прививать трудолюбие, связанное с заботой о младших членах семьи? А ведь именно эти личностные качества мы должны сформировать у наших детей.

       Наш  педагогический коллектив  выбрал, на наш взгляд, наиболее  оптимальный   путь решения этой проблемы. Это — создание волонтерского движения детей и родителей в детском саду как социального института, который должен готовить к жизни. А жизнь — это не только академические знания. Это развитие определенных жизненных качеств. Для волонтера ценны такие качества как ответственность, трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота  и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие.

Дошкольный возраст характеризуется как период  сензитивности для развития всех  психических функций, а также важный этап  формирования личности.

     На первый взгляд покажется: волонтерское движение и дошколята — несовместимые вещи.

   Но наша  деятельность  в этом направлении уже приносит  свои  первые   успехи. Помог в решении поставленных задач наш волонтерский отряд «Дорогою добра», куда вошли дети, родители, социальные партнеры. Наш волонтёрский отряд имеет свою эмблему, форму, которые разработали и вели в эксплуатацию наши члены волонтёрства.

Цель нашей деятельности: создать  в детском саду  волонтёрское движение детей  и  родителей, главной целью которого является  воспитание социально — нравственной личности с активной жизненной позицией и их участие в  добровольных,  социально важных акциях и мероприятиях.

Задачи, которые мы перед собой поставили:

1.Сформировать представления о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов и родителей.

2.Развивать у дошкольников социально-нравственные компетенции в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО.

3.Создать условия  для самореализации родителей ДОО и повышения их социальной активности.

4.     Объединить воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного и школьного возраста, участвующих в волонтерском движении

    В соответствии с  годовым планом, который составлен  по   принципу событийности,  мы  каждый месяц посещаем наших подшефных. И не только с концертами и увеселительными мероприятиями. Это и трудовые экологические акции – обустройство территории интерната, высадка цветов,  познавательные клубные встречи, и совместные выставки  общих   творческих работ, занятия в университете третьего возраста, мастер —  классы: «пасхальные композиции», «Не учись безделью, а учись рукоделью»

Особенно рады дедушки и бабушки играм, народным подвижным играм Собинского района. Ведь в эти игры они играли, когда были молоды. Наши волонтеры разработали проект «Стар и млад игре рад», подобрали игры, в которые можно играть с престарелыми людьми: «Колечко», «Катание яичек», «Запрет», «Воротца», «Третий лишний», «В какой руке» и т.д. Вместе с мальчиками, папами и дедушками дома-интерната проводим соревнования «Богатырские забавы», «Быть мужчиной».

Вся информация обязательно размещается на нашем сайте, сайте управления образования администрации Собинского района, муниципального образования город Лакинск. Наши родители непосредственные участники всех наших мероприятий. Они отмечают, что их дети стали совсем другими — добрее,  коммуникабельнее,  общительнее. Им  стало знакомо  чувство милосердия

     Востребовано и другое направление нашей деятельности в рамках  инновационной площадки — это   наши дворовые праздники, которые мы проводим систематически в рамках событийности в микрорайоне совместно с родителями и общественностью. Нам рады и ветераны, и  молодые семьи  с  малышами, которые еще не ходят в детский сад. Такие  встречи объединяют  людей,  воспитывают  в  них коллективистские начала. Не секрет,  что наши дети – дошколята, практически оторваны,  из-за напряженной   социальной ситуации, от двора. Родители, как раньше, не пускают детей гулять одних. Поэтому,  мы  непосредственно  решаем задачи позитивной социализации через  дворовые  праздники и  игры. Это «Новый год», «Рождественские святочные игры», «Масленичные гулянья», «Яблочный спас»,  «Вдруг все желтым стало вокруг», «Праздник огурца», «Праздник русской песни», «И помнит мир спасенный».

    Кроме дворовых праздников мы, как волонтеры организуем   социально — значимые акции в детском саду и в микрорайоне детского сада. Цель социальных акций — формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям и самому себе на основе нравственного содержания. Это «Сдай батарейку-сбереги планету», «Цветущий микрорайон», «Птицам — счастье», «Мамочка водитель-мой ангел хранитель». Стали традиционными акции,  для дальнейшего благоустройства территории детского сада и микрорайона (цветники, рокарии, альпийские горки) «Движение с уважением», «Бессмертный полк».

    Вызывает  благодарность деятельность  волонтерского движения  взрослых  — членов семей наших воспитанников.  Чтобы начать это движение, мы изучили интересы  наших родителей, их увлечения и пристрастия.  Исходя из анализа и согласия родителей, составили  перспективный план участия  родителей в образовательном процессе.  Это мастер- классы для педагогов — например, бабушка,  Любовь Константиновна, проводит мастер — классы   дворовых подвижных игр. Бабушка Зинаида Константиновна разучивает с педагогами и родителями  колыбельные песни,  бабушка Татьяна Владимировна, повар по профессии, знакомит с блюдами русской кухни к календарным праздникам, дедушка Алексей Иванович учит плести изделия из лозы, бабушка Элла Евгеньевна знакомит с лоскутным шитьем и рукоделием. Все это помогает родителям осознать женское и мужское начало в семье, научиться основам ремесла, создать атмосферу уюта в доме и благополучие, достаток в семье.

      Следует отметить  направление, которое зародилось непосредственно в детском саду — это забота о  младших.  Мы  реализуем проект, который назвали « Мы — волонтеры», он заключается  в шефстве  старших  над  младшими.  Не секрет, что как  в любой образовательной организации, наши группы  комплектуются по принципу однородности  и закрытости, поэтому  у  детей нет возможности для общения старших и малышей, а ведь  такое межвозрастное и межличностное общение неоценимый  вклад в  нравственном и коммуникативном воспитании детей, особенно тех, у кого нет младших братьев  и  сестер. В рамках этого проекта  старшие дети играют с малышами, помогают одеваться на прогулку, играют роли на праздниках и развлечениях.

      Тесное взаимодействие с  МБДУ СОШ №1 города Лакинска позволило включиться в совместную деятельность школьникам — волонтерам. Это формирование отряда школьников-волонтеров. Школьный волонтерский отряд, во главе со своим классным руководителем Натальей Юрьевной, вдохновители и организаторы многих наших коллективных творческих дел. Участие во всероссийском  «Уроке мира», в фольклорных праздниках, совместные экскурсии в галерею А.В. Суворова, досуги «Так играли на Руси», «Забавы на валенках», трудовой десант, «Веселые старты», «Домики для птиц», «Творческая мастерская» — подарки ветеранам, участие в конкурсе « Лучший зимний участок».

Работа в волонтерском отряде помогает ребятам-школьникам поменяться внутренне, и даже внешне.  Из равнодушных, они превращаются в заинтересованных. Дети обретают самоуважение, становятся уверенными и привлекательными для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, проявлять толерантность и уважение и милосердие к окружающим. Именно в этом возрасте формируется основной принцип волонтерства — добровольное включение ребенка в разнообразные виды деятельности; реализация личных способностей ребенка; значимость деятельности ребенка; положительный результат участия в совместной деятельности. Так мы помогаем решать задачи духовно-нравственного воспитания и на следующей ступени образования.

      Таким образом,  наша работа в рамках волонтерского движения  реально,   через системно-деятельностный  подход помогает нам  решать задачи духовно-нравственного воспитания,  позитивной социализации  дошкольников, а значит по словам Дмитрия Анатольевича Медведева « Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости является важнейшей миссией общества». А главное, мы стали единым сообществом: дети, родители, педагоги, школьники, жители нашего микрорайона, ветераны  труда и войны. Через партнерские отношения мы  формируем общечеловеческие ценности у детей — доброту, милосердие, заботу  о  младших, уважение к старшим. А у родителей ответственность за результаты воспитания своих детей.

 

Используемая литература:

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» http://docs.cntd.ru/document/420277810

Микляева В.Н. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников/ В.Н. Микляева – М.: ТЦ Сфера, 20013г

 Малова В.В. Конспекты занятий по духовно- нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры/ В.В. Малова– М.: ВЛАДОС, 2013г

Пантелеева Н.Г. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие/ Н.Г. Пантелеева – М.: Мозаика – Синтез, 2014. -72 с.

Православие на земле Владимирской. Книга для чтения. Владимир: Калейдоскоп,2014

Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4-7 лет. Программа, планирование, занятия/ Составители Э.А. Халикова, Н.В.Колебошина/ Волгоград: Учитель,2015г.

«Собинова пустошь» Сборник стихов поэтов Собинского района/ Владимир: Калейдоскоп,2014

Шарыпин А.В. Волонтёрское движение: истоки и современность / А.В. Шарыпин /

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Волонтёрское движение в детском саду"

Воспитание духовно- нравственной личности с активной жизненной позицией, способной к совершенству и взаимодействию с другими людьми, воспитание нравственных качеств детей ( доброты, взаимопомощи, отзы...

«Развитие инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО через волонтёрское движение в детском саду».

Цель волонтерского движения «Кто, если не я»:- воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничн...

Волонтёрское движение в детском саду.

Статья рассказывает о формах волонтерского движения в старшей группе ....

Консультация для родителей "Волонтёрское движение в детском саду"

В наше время нелегко привить идеи добровольчества, так как у многих людей существует стереотип, что человек, занимающийся честным трудом на благо обществу и безвозмездно, он или странный или вовсе неу...

Волонтёрское движение в детском саду

Волонтерство в ДОУ – это одна из новых форм общения в детской среде - от сверстника к сверстнику. Ведь из уст маленького человека любые советы и установки звучат более убедительно и доходчи...

Проектная деятельность "Волонтёрское движение в детском саду как средство эффективной социализации дошкольников".

Целью внедрения волонтерского движения в детском саду является-развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания, а также становление ...