Дошкольник и мир социальных отношений
консультация

Тененёва Инна Александровна

Мы живем в мире людей и ежедневно общаемся с окружающими. Но первые уроки человеческих взаимоотношений каждый ребенок получает в детстве. Те навыки общения, которые у ребенка закладываются с первых лет жизни, во многом определяют успешность дальнейших отношений уже взрослого человека

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ «Дошкольник и мир социальных отношений»

Мы живем в мире людей и ежедневно общаемся с окружающими. Но первые уроки человеческих взаимоотношений каждый ребенок получает в детстве. Те навыки общения, которые у ребенка закладываются с первых лет жизни, во многом определяют успешность дальнейших отношений уже взрослого человека.

И среди малышей можно уже наблюдать активных исследователей, интересующихся всем, что их окружает; лидеров - чрезвычайно товарищеских и инициаторов-заправил в играх; наблюдателей - пассивных «середнячков», ничем среди других не выделяющихся.

То, какими чертами обладает ваш ребенок, определяет путь его познания мира, в том числе и мира человеческих отношений.

Именно родители и педагоги дошкольного учреждения являются первым образцом для ребенка, первым консультантом по общению.

Психолог. В популярных психологических изданиях встречаются характеристики следующих типов «непопулярных» среди сверстников дошкольников.

«Любимчик» - Дети не любят сверстников, которых постоянно выделяют воспитатели (особенно, если им неизвестна причина покровительства), ставят на особое место, занимаются и делают поблажки.

«Прилипала» - Дети избегают или настроены агрессивно к тем, кто постоянно старается привлечь к себе внимание неважно: положительное или отрицательное), хватает за одежду, забирает вещи, обнимает и удерживает против воли объекта привязанности, постоянно заглядывает в глаза собеседнику.

«Клоун» - Дети переводят на него всю вину и неудачи коллектива ( «... Это Рома, он всегда так делает ...») Его реплики вызывают смех, на занятиях он выкрикивает разную ерунду, стараясь иметь хоть немного внимания в коллективе, быть интересным группе сверстников. Его перестают воспринимать всерьез, привлекать в свою команду.

«Озлобленный» - от него отстраняются, не хотят стоять в паре, сидеть за одним столом ... Он, не умея найти место в коллективе, ведет себя так, будто мстит окружающим за свои неудачи. На занятиях мешает детям, стучит по столу, перебивает тех, кто отвечает ...

«Незаметный» - К такому ребенку никто не бежит навстречу после выходных, не замечает, что его нет в группе, никто не выбирает его в команду на эстафетах. Такой ребенок не умеет инициировать общение, он застенчивый, не знает, как обратить на себя внимание.

«Неряха» - Такому ребенку не хотят давать руку в хороводной игре, сидеть за обеденным столом, вместе играть игрушками. Он плохо владеет навыками личной гигиены, у него не сформированы самоконтроль и дисциплина, в его шкафчике всегда лишние вещи, свою одежду носит неряшливо, постоянно жалуется на отсутствие друзей и игрушек.

Научите малыша играть в совместные игры (вспомните классические детские забавы из вашего детства), ведь современные дети часто не могут занять себя на прогулке без организующей работы взрослого.

Можно читать и обсуждать литературные произведения, где звучит тема решения конфликтных ситуаций и воспитания дружеских отношений между детьми.

Группа детского сада является малой, или контактной группой. Исследования ученых показали, что группа сверстников является важнейшим условием формирования коммуникативных способностей. При этом организация общения и деятельности в детском коллективе взрослым обеспечивает дополнительную мотивацию ребенка к коммуникативному взаимодействию. Какие же корректирующие воздействия может использовать педагог в работе с непопулярными детьми? Для этого педагогам предлагается выполнить следующее упражнение.

Педагоги получают карточки с таблицами, в которых указаны основные причины непопулярности ребенка в группе сверстников и «шпаргалку», в которой определены стратегии помощи непопулярным детям. Педагогам дается задание: «Из предложенного списка, исходя из причин сложившейся ситуации, выбрать оптимальные средства, направленные на устранение негативных факторов».

Пример карточек:


Переориентация недоброжелательного отношения к нему детей, изменений социальных установок и выработка системы положительных оценок. 
Научить детей видеть в сверстнике достойного партнера, радоваться успехам других, восхищаться личными качествами детей, развивать социально-перцептивные качества: рефлексию, эмпатию.Основные стратегии психолого-педагогической помощи непопулярным детям

  • Важно переориентировать самовосприятие самого ребенка: вызвать интерес к своему внешнему виду, личностным достоинствам. Поэтому первостепенное значение здесь имеет активно-положительное отношение педагога к детям, который обнаруживает и демонстрирует самому ребенку его положительные качества.
  • Внимание педагога направлять на внутренние переживания ребенка, использование эмоционального комментария взрослым всего происходящего, что поможет ребенку эмоционально откликнуться на происходящее. Предложить ребенку самому стать комментатором наблюдаемых игр сверстников, их споров, конфликтов.
  • Чтение художественной литературы, рассматривание картинок, где отмечаются с помощью вопросов взрослого особенности проявлений человеческих взаимоотношений, способы взаимодействия людей. Таким образом, ребенок косвенно приобретает опыт коммуникативной деятельности. Включать ребенка в условия реального общения с наиболее доброжелательными детьми, поддерживая все попытки общаться.
  • Создать ситуацию успеха для детей и сделать их заметными для сверстников.
  • Обогащение представлений детей о собственно игровой деятельности: привлечение внимания к сюжетам игр, содержанию игровых действий, последовательности, к игровым умениям сверстников, их веселому жизнерадостному настроению. Обучение детей реализации игровых замыслов, выполнению игровых действий, формирование умения сосредотачиваться на своей роли, использовать по назначению игрушки, стимулирование ребенка к придумыванию собственной игры. Необходимо научить детей понимать замысел товарища, рассказать о своем, планировать совместную игру, определять последовательность действий.
  • Предложить ребенку ведущую роль в игре, но при этом он должен быть точно осведомлен взрослым о функции его роли и вытекающих правил, о главной и промежуточной целях совместной игры.
  • Расширять контакты детей, выявляя партнеров со схожими интересами.
  • Включение дошкольников в различные виды социально полезной деятельности при одновременном формировании положительного отношения к ней и закреплении положительных переживаний, связанных с успехом в деле на общую пользу. Мотивация: помощь другу, помощь своей группе, судья конфликта. Главное, чтобы ребенок проявил социально значимое качество.
  • Общественное мнение детской группы.
  • Обеспечение ребенку возможности зрительного восприятия непривлекательности норм поведения отрицательных персонажей литературных произведений, мультфильмов. Упражнять ребенка в применении этически ценных норм взаимоотношений, научить его использовать приемлемые в обществе способы разрешения конфликтов.
  • Прием моделирования совместной деятельности, где ребенку предоставляется возможность быть режиссером и строить, например, систему взаимоотношений героев сказки. Упражнения в этически ценных формах общения, в таком поведении, которое бы никого не оскорбляло, не унижало, не приводило к конфликтам.
  • Утешение, сочувствие помогает ребенку избавиться от чувства вины, гнева, смущения, беззащитности.

Психологические упражнения на формирование дружеских отношений между детьми и сплочение детского коллектива

Упражнение «Мы разные»

Двое детей, например, те на кого меньше всего обращают внимания в коллективе, выходят из группы. Все остальные должны как можно точнее описать их внешний вид. Взрослому важно следить за тем, чтобы высказывания дети не были оскорбительными для тех, кого описывают.

Упражнение «Что я люблю, не люблю»

Каждый должен решить, что он больше всего любит и не любит, и выразить это. Взрослый: «Вас так много и вы все такие разные, но большинству из вас нравится и не нравится одно и то же. То есть вы похожи, у многих из вас общие интересы, а значит, вам будет легко понять друг друга».

Упражнение «Дорисуй полукруг»

На листе бумаги нарисован полукруг. Детям раздаются такие же образцы. Они должны представить, на что похож полукруг и дорисовать его на своих листочках. Вывод. «Каждый, глядя на это полукруг, представил что-то свое. При том, что у вас столько общего, у каждого из вас есть собственное мнение? Это прекрасно и очень интересно.»

Упражнение «Закончи предложение»

Детям предлагается закончить предложение: - Я не люблю, когда дети в группе ...

Было бы очень хорошо, если бы дети в нашей группе ...

Цель - проанализировать, что нравится и не нравится детям в поведении сверстников.

Упражнение «Липучка»

В открытом пространстве группа двигается. По команде тренера участники объединяются определенным образом по его заданию. Сначала по двое, затем по трое и т.д. Задание усложняется. Объединяться участники могут руками, ногами, головами, любыми частями тела. В конце игры тренер может разбить группу пополам (на три части и т.д.), предложив объединиться половинкам, и оставить группу в таком составе (но не в таком виде) для следующего упражнения. То есть тренер может использовать данную разминку как весьма необычное средство для разбиения группы для дальнейшей командной работы.

«Конкурс хвастунов»

Дети садятся в круг в случайном порядке, а взрослый объявляет: «Сегодня мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвастается. Но хвастаться мы будем не с собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и почетно иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки он совершил, чем он может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится, кто найдет в своем соседе больше достоинств».

После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. Главное, чтобы дети заметили все эти особенности сверстников и смогли не только похвалить других детей, но и похвалиться ими перед  остальными.

Упражнение «Самооценка»

Детям предлагаются макеты многоэтажных сказочных домиков. Отмечается, что фея-волшебница приглашает в гости на первый этаж - некрасивых, ленивых, глупых детей; на второй - немного лучших; на следующий - еще лучших, а на самый высокий этаж - красивых, умных, общительных. Детям нужно прикрепить свое имя на тот этаж, на который, по их мнению, они считают себя достойными пойти.

Так постепенно, шаг за шагом, формируется умение ребенка-дошкольника жить в мире людей, строить дружеские отношения, сотрудничать, решать конфликты. А задача педагога - оставаться рядом, поддерживать и направлять маленького человека на пути к его взрослению. Ведь именно в мире социальных отношений и формируется личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ - Включение дошкольников в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности.

Презентация (опыт работы): "Включение дошкольников в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности."...

"Вхождение дошкольника в мир социальных отношений"

Рекомендации по социальному развитию детей дошкольного возраста...

Презентация на тему "Включение дошкольников в систему социальных отношений через разные виды детской деятельности"

Презентация на тему "Включение дошкольников в систему социальных отношений через разные виды детской деятельности" Сообщение на тему "Включение дошкольников в систему социальных отношений через разны...

Включение дошкольников в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности.

«В игре детей есть часто смысл глубокий». Шиллер Иоганн Фридрих«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» А. М. ГорькийСоциализация - процесс становления личн...

"Дошкольник и мир социальных отношений"

Под термином «межличностные отношения» психологи подразумевают совокупность взаимодействий, которые возникают между отдельными людьми, часто сопровождаются эмоциональными переживаниями и в некотором р...

Дошкольник и мир социальных отношений

Данная информация предоставляется для педагогов ДОУ. Благодаря этой консультации возможно сплочение детского коллектива....

Мастер-класс для педагогов «Включение дошкольников в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности

 Игра – это особый вид активности ребенка, позволяющий ему в безопасной ситуации накапливать свой эмоциональный и социальный опыт, получать знания и совершенствовать имеющиеся н...