Семейные отношения и как они влияют на воспитание детей
консультация

Скворцова Алена Александровна

Материалы  проведения групповой беседы с элементами тренинга для родительской общественности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Групповая беседа с элементами тренинга

педагога-психолога  

детского сада №170  МАДОУ «МАЯЧОК»

Скворцовой А.А.


Семейные отношения и как они  влияют на воспитание детей.

Л. Н. Урбанович в статье «Влияние семейной культуры на нравственное развитие личности ребенка», отмечает: «В раннем детстве ребёнок весь мир воспринимает через семью. Он любит то, что любит мама, радуется тому, чему радуется отец. Опыт общения родителей с миром наиболее ценен для него».

-предварительно раздаем чистые листы и ручки родителям. Родители пишут ответ на вопрос и размещают лист с ответом на флипчарте, закрепляя магнитом.

Вопрос специалиста: « Хорошая семья – это какая семья?»

- Предлагаю ближе рассмотреть варианты и позже с вами сделаем  окончательные  выводы.

Семья для ребенка есть ближайший круг общения, в котором формируется его психика и отношения с внешним миром. Влияние родителей на детей безусловно и многопланово. По этой причине семейное воспитание играет определяющую роль в формировании личности ребенка, а институт семьи является важнейшим условием его развития и становления. Общеизвестно, что все усилия любого образовательного учреждения по воспитанию детей будут безрезультатны без поддержки семьи.

Авторитарная семья. В авторитарном типе семьи очень четко выделяется авторитет, а все остальные подчиняются. Часто думают, что авторитетом в семье является исключительно папа, но не всегда такое убеждение может быть убедительным. Есть семьи, где авторитетом является женщина. «Лидер», занимающий авторитарную позицию часто критикует и не одобряет инициативу и вмешательства в собственные планы. Самое важное то, что говорит «лидер», а не тот, кто помладше. В такой модели семьи на ребенка «лидер» семьи оказывает самое непосредственное влияние. Авторитет родителя подавляет, игнорирует интересы ребенка, родители в жесткой манере диктуют свои условия жизни, поведения, морали. Часто эмоциональное насилие над детьми переходит в физическое.

У ребенка еще мало опыта по предопределению что хорошо, что  плохо. И когда без  доступных пониманию ребенка объяснений, идет  стук по рукам, прерывание его инициативы, он может потеряться, а следом и озлобиться.

Сотрудничество в семье. Здесь семейные отношения построены на доверии. Отношения между мужчиной и женщиной в этом семействе строятся на равноправии и полном доверии. Если возникают в семье какие-либо разногласия в первую очередь, каждый супруг относится уважительно друг к другу и при ребенке не выясняют отношения. Чаще идут на компромисс и отличаются мирным взаимодействием между собой.

 Опекающая семья. В такой семье ребенку уделяется чрезмерная забота и опека со стороны родителей. Родители стараются вложить в ребенка все материальные и моральные ценности. Они полагают, что так будет лучше, если родители будут опекать свое чадо от трудностей и сложных ситуаций в жизни. В последствии ребенок становится инфантильным, безразличным. Ему будет тяжело наладить отношения со своими сверстниками или коллегами. Они не могут сделать ни одного шага без участия родителей.

 Безразличная семья. В этой семье происходит независимое друг от друга сосуществование взрослых и детей. Родители очень пассивно относятся к мыслям, поступкам, действиям своих детей. Родителям безразлично, чем увлекается его ребенок, т. е. воспитание идет на самотек. Хорошо, если ребенок понимает, что ему в этой жизни нужно стремиться к чему-то большему, чем просто болтаться по улицам.

Качества, формируемые у ребенка при различных типах семейных отношений (выведено на слайде или выдано родителям в виде памятки)

Типы семейных отношений

Краткая характеристика

Формируемые качества

Авторитарная семья

Систематическое подавление одними членами семьи (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его

Сопротивление ребенка, который отвечает на нажим и принуждение лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью, искоренение самостоятельности, чувства собственного достоинства, инициативности, веры в себя и в свои возможности. Или другая сторона - высокая степень покорности, тенденция к безусловному послушанию, эгоистичная направленность поведения и низкий уровень усвоения нравственных норм характерны для детей тех семей, где воспитание основывается на требованиях слепого подчинения власти и авторитету взрослых. 

Опекающая семья

Опекающая семья Система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план.

В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема — удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей, вследствие чего возникает другая проблема — неприспособленность к жизни в коллективе, часты срывы в переходном возрасте, отсутствие самостоятельности, инициативы.

Безразличная семья

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей. Пассивность родителей как воспитателей.

Эгоизм, полное отсутствие внимания к другим родственникам, безразличие, стойкая отчужденность, недоверие и не расположенность к взрослым (в том числе к родным), негативизм и замкнутость, 
отсутствие внимания в подростковом возрасте, пагубное влияние дурной компании,

Сотрудничество в семье

Опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития — коллективом.

Все самые положительные качества, которые только можно сформировать: уважение к старшим, любовь, доверие, взаимопомощь, чувство  поддержки и открытости к миру.

Специалист предлагает родителям обсудить: «Уважаемые родители, расскажите к какому типу относится Ваша семья, что для себя полезного Вы узнали. Возможно, Вам захочется внести изменения в уклад Вашей семьи?!»

- Специалист: «Какие качества характера Вам  хочется  заложить и  воспитать у своего ребенка?»

 А как все это можно заложить, как воспитывать при типе семейных отношений – «сотрудничество?»

Сам дух семьи при сотрудничестве, характер отношений в ней, общий стиль и тон общения, взаимоотношение представителей разных поколений, организация досуга, семейные традиции — всё это можно называть семейной культурой, которая является одной из главных предпосылок для нравственного воспитания детей. Рассмотрим такие значимые составляющие семейной культуры как «фактор слова» и особенности общения между поколениями.

Родители — первые наставники ребёнка и они должны объяснить ему, «что такое хорошо и что такое плохо», но только объяснения недостаточно, важен родительский пример, который оказывает решающее значение на формирование нравственных принципов у ребёнка.

Через вербальное общение у ребёнка формируются основные смыслы, которые впоследствии определяют жизненные стратегии человека, формируют «индивидуальную духовную матрицу». Данные современной психологии подтверждают, что «навешивание ярлыков», ругательства, оскорбления являются способами программирования детей. Крик же оглушает ребёнка, делает его невосприимчивым к окружающему миру.

Ни одно слово, произнесённое нами, не теряется в пространстве бесследно. Оно всегда оставляет глубокий, неизгладимый след, оно живет среди нас и действует на наши сердца. В слове содержится великая духовная энергия — или энергия любви и добра, или, напротив, энергия зла. А энергия никогда не пропадает.

Ребёнок — зеркало родителей» так некогда точно заметил великий педагог И. Г. Песталоцци. Действительно, общаясь с ребенком, можно многое узнать о его родителях. Ребёнок впитывает стиль взаимоотношений, образ жизни, линии поведения, ценностные установки и в дальнейшем их репродуцирует. В этом смысле родители являются зодчими семейного счастья своих детей, потому что в созданную семью их ребёнок принесет всё то, что они в него заложили.

Специалист цитирует: «Семья начинается с детей», говорил А. И. Герцен.

А теперь  предлагаю посмотреть с другой стороны: какие ценности  дает ребенок,  например – матери:

Средние значения показателей по методике «Социальные семейные роли»

(роли ребенка для матери)

Роль ребенка

(ребенок дает Вам возможность….)

Средний балл

Ранг

роли

Станд.

откл.

..проявлять заботу, чувствовать себя нужным человеком

3,80

2

2,48

..гордиться собой

9,90

10

3,02

..руководить, управлять

15,63

17

3,01

..самосовершенствоваться, развиваться как личности

8,20

6

3,41

..узнать что-то новое

8,73

8

5,22

..зарядиться энергией

7,67

4

4,22

..меньше тревожиться о своем будущем

13,10

16

3,14

..общаться с интересными людьми, ориентироваться в социальных отношениях

11,60

13

4,15

..дарить любовь

5,17

3

3,51

..получать любовь, эмоциональную близость

3,73

1

1,66

..проявлять активность в жизни и на работе

12,20

15

2,23

..разряжаться, избавляться от негативной энергии

11,57

12

4,37

..чувствовать себя более комфортно в семье

8,00

5

3,81

..мечтать о будущем

9,57

9

4,19

..быть ближе к супругу

16,33

19

2,28

..учить, воспитывать, делиться опытом

8,30

7

3,35

..довериться, получить совет или сочувствие

11,47

11

2,65

..приобщаться к культуре, искусству

16,13

18

4,03

..устраниться от бытовых проблем

16,73

20

2,97

..получить поддержку, помощь

11,77

14

3,42

Проводилось исследование и в  электронном научном  журнале

« Современные проблемы науки и образования»  

ссылка: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23910  за 30.11.15 год опубликованы его итоги. Мы можем увидеть, что дошкольники исследуемой   группы в первую очередь предоставляют своим мамам возможность проявлять заботу, дарить любовь и получать любовь и эмоциональную близость, реализоваться в качестве любящих и заботливых матерей. Наименее выражены такие детские роли как: давать возможность матери быть ближе к супругу, приобщаться к культуре, искусству, устраняться от решения бытовых проблем. Возможно, в этом случае, дети являются «помехой» во взаимоотношениях между супругами, ограничивают социальную активность своих матерей.

Связь ролей ребенка по отношению к матери и его характеристик

(самооценка, уровень тревожности,

показатель благополучных отношений в семье)

Ребенок дает матери возможность…..

Индекс

тревожности

Показатель благополучных отношений

Самооценка

 

..самосовершенствоваться, развиваться как личности

-,395*

,378*

,269

..получать любовь,

 эмоциональную близость

-,221

,394*

,322*

..проявлять активность

в жизни и на работе

-,271

,441**

,277

..разряжаться, избавляться

 от негативной энергии

,435**

-,323*

-,272

..быть ближе к супругу

-,412*

,337*

,362*

 

 

 

 

 

 


Данные таблицы 2 говорят о том, что:

·                    Уровень тревожности ребенка снижается, если он «играет» роль, в которой дает возможность матери самосовершенствоваться, развиваться как личности и быть ближе к супругу;

·                    Уровень тревожности ребенка повышается, если он «играет» роль, в которой дает возможность матери разряжаться, избавляться от негативной энергии;

·                    Самооценка дошкольника повышается, если он «играет» роль, в которой дает возможность матери получать от него любовь, эмоциональную близость и быть ближе к супругу.

 Если ребенок помогает быть родителям быть ближе друг к другу, то у него появляется чувство значимости, что положительно сказывается на его самооценке и снижает тревожность. Но если ребенок - элемент, который связывает семью, не давая ей разрушиться, то в этом случае на ребенка ложится большая психологическая нагрузка, вызывая эмоциональное напряжение. Он начинает считать, что именно его поведение является причиной развода родителей, если такое событие действительно произойдет.

          Согласно социологическому определению, социальная роль – это совокупность образцов поведения, которую окружающие ожидают от человека. 

Немецкий философ и социолог Макс Хоркхаймер писал: «Идеальная современная мать планирует воспитание своего ребёнка почти по-научному, начиная со строго сбалансированного питания и заканчивая столь же строго определённым и рассчитанным количеством похвалы и наказания, что советуют все популярные книги по психологии. Поведение матери по отношению к ребёнку становится всё более рационалистическим, женщины воспринимают свою материнскую роль как профессию. Даже любовь становится средством педагогики. Спонтанность, естественная безграничная забота и материнское тепло по отношению к детям исчезают».              

Рефлексия: «Скажите, что из своего поведения вы бы хотели поменять и Что из полученного материала считаете полезным для себя?»

 Ответы участников.

- Благодарю Вас за участие, успехов в Вашем воспитании!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ И ИХ РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям свой опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культ...

Родительское собрание в подготовительной группе по теме: «Семейные традиции и их роль в воспитании детей»

Родительское собрание в подготовительной группе  по теме:«Семейные традиции и их роль в воспитании детей»...

Семейные ценности, как основа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в обществе

В данной статье говорится о приобщении детей дошкольного возраста к культуре своего народа,к отеческому наследию на примере семейных ценностей и традиций....

Доклад – выступление на районном МО воспитателей по теме: « Формирование нравственно – патриотического отношения к малой Родине в воспитании детей дошкольного возраста».

ИменИменно на основе любви к малой Родине, семье, к дому основываетсяпатриотизм. Постепенно любовь и гордость от малого расширяется, и переходят в любовь к своему государству и гордость за историю сво...