Наши земляки во время ВОВ
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Галина Салманова
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе
 
Наши земляки во время Великой Отечественной войны  авторы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ ГОРОДА МАГАДАНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА МАГАДАНА

«ДЕТСКИЙ САД ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ №7»

685000 г. Магадан ул. Кольцевая,  36, корп. 2, тел.(413 2) 65-59-61

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе

Наши земляки во время Великой Отечественной войны

Составили

Задорина Г.И

Салманова Г.Н.

Магадан 2020 г

Цель: Формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о Великой Отечественной войне, о земляках воевавших на полях сражений.  

        

    Обучающая задача: Закрепить и систематизировать знания об основных событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 г. Познакомить детей с земляками – героями Советского Союза, защищавшими нашу страну от врагов в годы Великой Отечественной войны; закрепление знаний о памятниках ВОВ в нашем городе.

Развивающая задача: Развивать речь, память, внимание. 

Воспитательная задача: воспитывать  трепетное уважение к героическому прошлому своего народа. Чувство гордости за свой народ, стремление быть похожими на тех солдат, которые отстояли нашу Родину; формирование уважительного отношения героям-земляков.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, иллюстрации.

Предварительная работа: цикл бесед о Родине, о городе Магадане в годы войны, о героях земляках, просмотреть презентации, видео хроники посвященные Великой Отечественной войне и празднованию 9 мая в 1945 году, прослушивание песен военных лет, чтение рассказов о годах войны, разучивание стихов, песен, танцев, изготовление открыток для ветеранов.

Материал и оборудование: картины и иллюстрации на военную тему; фотографии Героев Советского Союза; записи песен «Вставай страна огромная» автор: В. И. Лебедев-Кумач; «День Победы» авторы: Д. Тухманов, В. Харитонов; «Солнечный круг» авторы: А. Островский, Л. Ошанин; «Тучи в голубом» авторы: В. Аксенов, П. Синявский, А. Журбин, использование мультимедийной презентации. Иллюстрации о героях Колымы принявших участие в ВОВ «Листая страницы военных лет», «Магаданцы - герои Советского Союза и полные кавалеры ордена славы» авто Д.И. Райзман, Д.А Корепанова. Сбор информации о ветеранах ВОВ, изготовление «Книги памяти».

Ход НОД

Вводная часть

- Дорогие ребята, вы знаете, как называется страна, в которой мы живем? (Россия) и в ней живем мы – Россияне.  А знаете ли вы, что наша страна - самая большая во всем мире?

- А знаете ли вы, что наша страна Россия еще и самая богатая страна в мире?

- Как вы думаете, какие богатства есть в нашей стране? (ответы детей)

- Молодцы! Вы правильно сказали, у нас в России есть очень много природных богатств – леса, поля, моря, реки, полезные ископаемые, звери, рыбы и многое другое.

Рассказ воспитателя

- Так вот, ребята, очень  давно, много лет назад, когда вас и даже ваших родителей еще не было на свете, а ваши прабабушки и прадедушки были совсем молодыми, нашу страну со всеми ее природными богатствами решила завоевать другая страна - Германия, в которой жили фашисты.  В то время Германией  правил очень жестокий и злой человек - Гитлер.

 - Он захотел, чтобы на всей земле фашистские захватчики стали самыми главными хозяевами, чтобы все в мире богатства принадлежали только им, а все остальные люди работали на них. А тех, кто был с этим не согласен - убивать. И вот, 22 июня 1941 года без объявления войны фашистская Германия напала на нашу страну.

Дети читают стихи.

1. Летней ночью на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ

 и послал солдат немецких

против всех людей советских

- это значит - против нас.

2. Он хотел людей свободных

превратить в рабов голодных,

навсегда лишить всего.
А упорных и восставших,

на колени не упавших истребить до одного!

3. Он велел, чтоб разгромили,

 растоптали и сожгли

все, что дружно мы хранили,

пуще глаза берегли,

4. чтобы мы нужду терпели,

 наших песен петь не смели

возле дома своего.

5. Чтобы было все для немцев,

 для фашистов – иноземцев,

а для русских и для прочих,

для крестьян и для рабочих – ничего! звучат звуки взрывов.

- Ребята, что это? Что это за звуки?

- Вот с таких страшных звуков и началась война. Ночью, когда все еще спали, фашисты неожиданно начали бомбить наши города.

- Война – это самое страшное, что только может случиться на свете. Война - это значит, что на улице постоянно свистят пули и гремят взрывы, горят дома, по улицам едут военные машины, танки и стреляют в людей. Война – это страх, ужас, это слезы, голод, холод, это смерть.

Включается фонограмма «Вставай, страна огромная!» (1-2 куплета)

- Обратите внимание на экран. Это плакат, который был написан в первые дни войны.

-Кто изображен на плакате?

- Изображена женщина, которая символизирует нашу Родину, Родину-мать. Плакат называется «Родина – мать зовет».

- Посмотрите, какое у нее выражение лица? Суровое и волевое, у нее сдвинутые брови, она смотрит прямо в глаза каждому, невозможно уйти от этого взгляда, и всех призывает к борьбе с врагом.

- Что у нее в руках?

- Это военная присяга, т.е. клятва, которую дают бойцы, что они будут стоять насмерть за свою Родину. А за спиной – штыки. Это верные ее сыны - простые солдаты, встали стеной, чтобы защитить свою землю и своих детей.

- Ребята, а песня, которая сейчас звучала, считается   главной  песней Великой Отечественной войны. Она называется  «Священная война». Эта песня настолько  сильная, что до сих пор у многих людей слезы наворачиваются на глаза, когда они слышат: «Вставай, страна огромная, вставай, на смертный бой...»

- Эта песня родилась в самые первые дни войны. За одну ночь поэт В. Лебедев-Кумач написал стихотворение, которое сразу же было напечатано в газетах. В газете это стихотворение прочитал композитор А. Александров. Стихотворение произвело на композитора такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день Александров уже репетировал новую песню с хором. И уже через день солдаты уходили на фронт под эту песню.

- Портреты авторов песни вы видите на экране.

- Ребята, а вы видели когда-нибудь, как маршируют солдаты на параде?

-Посмотрите на экран. (Видео парада Победы)

- Предлагаю вам  тоже попробовать пройти, как настоящие солдаты в строю.

Физминутка

- Ровным строем мы идем -раз, два, раз, два (Маршируют по залу)

В барабаны звонко бьем- раз, два, раз, два (Продолжаем марш, имитируем стук в барабаны)

Будем в армии служить, будем родину любить (смотрят в бинокль)

Мы летим, как самолет-раз, два, раз, два (руки в стороны, раскачивание)

Ускоряется полет-раз, два, раз, два  (ускоряем движение)

Пересели в вертолет-раз, два, раз, два  (руки перед собой, изображаем пропеллер)

Поднимает в верх пилот - раз, два, раз, два  (медленно поднимаем руки над головой, продолжая изображать пропеллер)

Поплывем на корабле - раз, два, раз, два (руки перед собой под прямым углом, ладони соединены)

Нас качает на волне - раз, два, три (руки в прежнем положении, раскачивание из стороны в сторону)

Наши пушки метко бьют- раз, два, три (боксирующие движения руками)

Нашей Армии салют! Раз, два три! (Подпрыгиваем, вскидывая вверх руки с раскрытыми ладонями)

3. Дидактическая  игра

На столе разложены картинки с изображением предметов и вещей необходимые на войне.

- Ребята, подойдите к столу.

-Ваша задача – выбрать картинку, на которой изображены вещи и предметы нужные  солдату на фронте. Объясните, почему вы взяли именно эти картинки.

Дети комментируют свой выбор, воспитатель дополняет.

4. Рассказ о героях  ВОВ  Бойко .

Ребята, в нашем городе есть Узел памяти.  Думаю, многие из вас были в том месте. Там стоит монумент, который напоминает нашим горожанам о  солдатах,  навсегда оставшихся  на полях сражений.  Когда началась война, очень многие жители нашего города ушли защищать свою родину. Более 73 тыс.  наших земляков во время войны сражались на фронте. Каждый третий из них погиб, не вернулся в родной дом. «Северяни достойно проявили себя на фронтах Великой Отечественной войны. Об этом свидетельствуют сотни наградных листов,  высокие правительственные награды, которых они были удостоены за свой ратный труд. Это люди разных национальностей: русский, украинец, татарин, еврей, чукча, эвен. Всем им дорога была их Советская Родина (именно Советская - мы не в праве сегодня не вспомнить об этом), собственной грудью они защищали ее в трудную минуту.

Отметим в числе особо отличившихся пятерых северян, удостоенных звания Героя Советского Союза. Это Виктор Иванович Еронько, Дмитрий Александрович Купцов, Иван Петрович Орлов. Геолог Александр Яковлевич Липунов и политработник Сергей Иванович Шершавин.

По выявленным рабочей группой данным из числа принявших участие в войне северян 580 погибли или пропали без вести.» (книга «Всех помним поименно. Память.» 1995 г. Вихман Л.А, Плешакова В.В., Горшков Н.М., )

Почти все были награждены разными орденами и медалями. 14  человек были награждены самой высокой наградой - звездой героя Советского Союза (просмотр слайдов).

- Прямо за монументом в честь погибших земляков находится  Аллея героев. Там каждому герою посвящён отдельный стенд  с фотографией и описанием подвига. Можете сходить туда вместе с родителями и все увидеть своими глазами.

Сегодня я вам расскажу историю, которая случилась очень давно. Об одной семье, которые в годы войны не захотели оставаться в стороне. Хоть война гремела очень далеко от нашего города, но супруги Бойко они , как и все советские люди просились на фронт , чтобы бить фашистов.

На создание тяжелой бронемашины супруги потратили 50 тысяч рублей личных сбережений и сами стали экипажем ИС-2 "Колыма"

День в истории 

Газета "Советская Колыма" в номере от 10 февраля 1943 года опубликовала письмо супругов Ивана и Александры Бойко Иосифу Сталину, в котором чета колымчан просила верховного главнокомандующего отправить их на фронт и разрешить им воевать на построенном, на свои деньги танке. В лаконичном ответе говорилось: "Благодарю вас, Иван Федорович и Александра Леонтьевна, за заботу о Красной Армии. Ваше желание будет исполнено. Примите мой привет, Иосиф Сталин", сообщает ИА MagadanMedia.

В 1938-м из Владивостока прибыл в Магадан недавний еще краснофлотец Иван Бойко. Получил на Магаданской автобазе тяжеловесный "Ярославец" и пошел колесить на нем по Колымской трассе. В первый же год молодого парня избрали делегатом V Всеколымской конференции комсомола. Как лучший шофер в 1941 году был отмечен знаком "Отличник-дальстроевец".

А для 22-летней Александры Моришевой поворотным оказался год 1940-й. К тому времени были у нее уже за плечами Киевский химико-технологический техникум и пара лет работы на спиртзаводе в Башкирии. Немного, конечно, но для того, чтобы по договору на Север махнуть, хватило. Отдел кадров Дальстроя направил ее работать контролером-комплектовщиком в контору общего снабжения. А в конце этого же года стала Александра носить фамилию Бойко.

Грянула война. В 42-м Ивана, как лучшего шофера, включили в состав делегации дальстроевцев, отправившихся с эшелоном подарков для бойцов на фронт. Вернувшись, рассказал, как тяжело приходится там. И решили молодые свою лепту в победный исход войны внести – 50 тысяч рублей сбережений в Фонд обороны перечислить, а заодно и письмо Верховному Главнокомандующему отправить с просьбой разрешить им воевать на построенном за эти деньги танке. Долгожданный ответ Бойко получили 10 февраля 43-го года.

По приказу начальника Дальстроя Ивана Никишова были освобождены от работы шофер автобазы № 6 управления автотранспорта Иван Бойко и работница треста "Колымснаб" Александра Бойко, направляющиеся добровольцами на фронт.

В ноябре 1943 года по ускоренной программе супруги Бойко окончили Челябинское танковое училище, но лишь в мае 1944 года колымчане были направлены в 48-й полк 5-го танкового корпуса, а в начале июня они получили под Тулой именной тяжелый танк ИС-2: Александра была назначена его командиром, а Иван — механиком-водителем.

Как писал историк и краевед Сергей Ефимов, уже через несколько дней, в боях у деревни Малиновка, танк Бойко таранил немецкую "пантеру". Ранения, контузия... Но начинает расти и их боевой счет, счет уничтоженных танков и орудий противника. Открыт счет и первым наградам: в августе 44-го Александра Леонтьевна получила орден Отечественной войны 1 степени, Иван Федорович – орден Красного Знамени. В сводке Совинформбюро говорилось: "Экипаж танка, где командиром, младший техник-лейтенант Александра Бойко, и водителем, младший техник-лейтенант Иван Бойко, за две недели уничтожил пять танков и два орудия противника". На борту их танка была выведена надпись: "Колыма"...

Бои в Прибалтике, Польше, Чехословакии – таковы вехи фронтового пути супругов Бойко, семейного экипажа боевой машины. Праздник Победы они встретили в Праге.

После войны прославленные, но уже бывшие танкисты вернулись в родной Магадан. Иван Федорович семь лет проработал здесь заместителем начальника четвертой автобазы, а Александра Леонтьевна – директором хлебозавода. Дважды, в 1947 и 1953 годах, она избиралась депутатом Магаданского городского Совета трудящихся.

В середине 50-х годов судьба распорядилась так, что пути-дороги супругов разошлись. Но ни раз еще встречались они на сборах однополчан, воинов-освободителей. А в 1989 году ветераны были приглашены на празднование 50-летия Магадана – города их вечной памяти.

Помнит о них и город, навсегда вписавший имена Александры Леонтьевны и Ивана Федоровича Бойко в славную когорту почетных граждан Магадана.


III Этап.

Воспитатель: Долгих 4 года шла война. Тяжелые испытания принесла она нашему народу - голод, холод, разрушение, смерть...

- Тысячи детей остались сиротами. Трудно пришлось всем - и взрослым, и детям. Но не смотря на все тяготы и лишения, мы смогли выстоять и победить в этой страшной войне. 9 мая 1945 года по радио прозвучало долгожданное слово - Победа! И в этом году будет отмечаться юбилейная дата – 75 лет с того дня, как наши солдаты победили в Великой Отечественной войне. За это мы благодарны воинам, солдатам, которые воевали на фронте и освободили весь мир от фашистов. Нам никогда нельзя забывать  их мужество и героизм, ведь благодаря им мы живем в мире и каждый день можем радоваться мирному небу!

Изготовление поздравительной открытки ко «Дню Победы»

- В заключение предлагаю послушать стихотворения о том, как хорошо жить в мире!

 IV Этап Рефлексия

-Ребята, что такое война?

- Почему враги хотели захватить нашу страну?

- Кто запомнил, сколько героев – земляков были награждены звездой героя Советского союза?

- О какой героине из нашего города мы сегодня говорили?

- Что вы запомнили о ней?

- Когда в нашей стране отмечается праздник День Победы?

- Молодцы!!!

- Мыс вами должны знать о войне, всегда помнить героев той войны и стремиться к тому, чтобы на всей земле был мир!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Супруги Бойко Наши земляки во время Великой Отечественной войны

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «НАШИ ЗЕМЛЯКИ – ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

Сегодня мы поговорим с вами о войне. Война - самое страшное событие в истории человечества. Потоками крови и слез была омыта наша многострадальная земля в тяжелые дни Великой отечественной. Вся страна...

"Гордимся вами наши земляки"

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «ГОРДИМСЯ ВАМИ НАШИ ЗЕМЛЯКИ" был посвящен 80 летию образования Ненецкого автономного округа. В разработке представлены: план проекта, ...

Беседа «Жизненный и боевой путь наших земляков»

В годы Великой Отечественной войны Ханты-Мансийский автономный округ стал важным элементом тыловой поддержки действующей армии. С первых дней войны наш край включился  во всенародное движение пом...

Образовательная деятельность "Наши земляки - герои ВОВ"

Образовательная деятельность для детей старшей группы, образовательная область познание.Цель: Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине....

Комплексный проект для детей старшей группы "Рукоделие и ремесло: семейные традиции наших земляков"

Целеполагание.Целью данного проекта является развитие эффективного взаимодействия педагогов МКДОУ «Царевский детский сад» и семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей на культурно-исторических...

Познавательно- творческий проект подготовительной группы С любовью о наших земляках

Познавательно- творческий проект подготовительной группы  С любовью о наших земляках Номинация "Знаменитые земляки"...

Конспект НОД по познавательной деятельности в подготовительной группе Тема: Наши земляки во время ВОВ С.С. Наровчатов

Есть в Магадане пять улиц, которые носят имена солдат-героев, в разные годы сражавшихся за свободу нашей страны. Рассказ о С.С. Наровчатове  именем которого названа одна из центральных...