Мастер-класс ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ НАИЗУСТЬ ДЕТЬМИ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
материал (старшая группа)

Чернова Марина Владимировна

Воспитатель: Чернова Марина Владимировна

МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Гармония»

 

         Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, нравственных понятий.

    Слайд 2   

        Чтение и заучивание стихотворений развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности, способствует выработке четкой дикции. Направлено на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.

        Для того, чтобы  были решены эти задачи, педагог должен  выстраивать непосредственно образовательную деятельность с учетом индивидуализации, т.е. на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором  ребенку предоставляется выбор. Ребенок - субъект собственной деятельности. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – у них разный темп развития, интересы, личностные особенности, возможности т. д.

         Поэтому педагоги - практики знают о том, что на запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, а также содержание и форма поэтического текста. Но не стоит забывать и о модальности восприятия информации.  Модальность— форма восприятия и представления информации в мышлении и памяти. По ведущему каналу восприятия людей можно разделить на 3 группы: визуалы, аудиалы и кинестетики.

Слайд 3

         Визуалы - те, кому нужно увидеть то, что запоминается. Используем наглядный, ассоциативный метод. Обязательным является увидеть иллюстрацию или картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения.

В процессе заучивания стихотворения наизусть детям - визуалам в качестве опоры предлагаю рисунки (иллюстрации), серии картинок (слайдовую презентацию), мнемотаблицы.

Слайд 4

Рисунок.

    Стихи можно выучить, используя только один рисунок. Этот метод особенно удачен при заучивании малого народного фольклора, короткого стихотворения, так как обычно в книге к каждому стихотворению есть красочная иллюстрация. Педагог дает установку: «Послушайте, как я прочитаю, например, стих-е  И. Токмаковой «Весна»

Далее читаю стихотворение и показываю большой яркий рисунок.

К нам весна шагает быстрыми шагами

И сугробы тают под её ногами.

Чёрные проталины на снегу видны.

Верно, очень тёплые ноги у весны!

Затем задаю вопросы, чтобы дети могли ответить словами из текста: кто нарисован на картине? Какой персонаж? Что  делает? И пр. Потом рассказываем стих-е все вместе, по группам, по одному, по желанию.

Слайд 5

Серия картинок.

Опора на серию рисунков/картинок превращает процесс в игру. Этот метод особенно эффективен для детей с речевой патологией, с отклонением в развитии психических процессов. Сначала нужно подобрать стихотворение и рисунки к нему (желательно по рисунку на каждую строчку). Воспитатель дает установку на запоминание: «Теперь смотрите на картинки, слушайте новое стихотворение и постарайтесь его запомнить». Читает полностью, не спеша, показывает картинку за картинкой (или слайдовую презентацию). Потом дети читают текст хором, по группам, по одному. Серия картинок остается в группе на весь день. Например, стих-е В. Томилиной «Зима»

Вот хозяюшка сама  к нам идет, идет Зима.

Разнаряженная… Разукрашенная…

В ярких звездочках-сережках

Да серебряных сапожках!

А сапожки-то скрипят, косы белые до пят.

Рукавом махнет налево — и поляна побелела.

Ручкой правою махнет — горы снега возведет.

Чуть притопнет каблучком — речка кроется ледком.

Деревца принарядила, зайцу шубку подарила.

Побелила все дома. Ай, да Зимушка-зима!

 

Слайд 6

Мнемотаблица.

У детей дошкольного возраста особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники.

Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется процесс заучивания - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения.

После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Например, стих-е Плещеева «Лес задумчивый овеян…»

Слайд 7

На начальном этапе вы можете дать детям готовую рисуночную мнемотаблицу.

Например, стих-е А. Евстигнеевой «Моя Родина-Сибирь»

 

Мы живем в Сибири, богатейшем крае,

Нет просторов шире, нет полей бескрайней!

В нашем крае много и лесов, и речек,

Родиной гордится каждый человечек!

Красота природы и степей просторы,

Чистые озера, и леса, и горы.

В заповедных зонах – соболи, лисицы,

Средь высоких елей – сойки и синицы.

Величавых кедров ввысь глядят верхушки,

Сотни километров ни одной избушки.

Край у нас богатый, даже дети знают,

Что Сибирь в России щедрой называют!

Все это сибирский край родной, чудесный!

И для нас, как прежде, нет прекрасней места!

 

 Слайд 8

По мере обучения старшие дошкольники активно включаются в процесс создания уже графической мнемотаблицы.

По мнению Полянской Т.Б., овладение приемами работы с мнемотаблицами увлекает детей, превращает занятие в игру, значительно ускоряет процесс запоминания.

Слайд 9

         Кинестетики - те, которые запоминают через другие анализаторы и с помощью движений. Используем двигательный прием.

Слайд 10

Опять же, после проведения предварительной работы, поэтического эмоционального настроя, вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать» из стихотворения «клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем.

Например, стих-е А.Барто «Перед сном»

     Зажигают фонари

     За окном.

     Сядь со мной,

     Поговори

     Перед сном.

     Целый вечер

     Ты со мной

     Не была.

     У тебя все дела

     Да дела.

     У тебя я

     Не стою

     Над душой,

     Я все жду,

     Все молчу,

     Как большой...

     Сядь со мной,

     Поговорим

     Перед сном,

     Поглядим

     На фонари

     За окном.

 

Тут основной принцип в том, что ребенку - кинестетику мы даем необходимую опору - подкрепляем запоминание двигательным актом.

Обязательно в своей практике работу с детьми – кинестетиками по заучиванию стихотворений наизусть выстраиваю в направлении от движения к речи, эффективно применяя такие методики, как: «Играем» стихотворение, логоритмика, «Расскажи стихи руками», мелодекламация.

Слайд 11

«Играем» стихотворение / театр/.

Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и тонкой моторики. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста. Интересно заучивать стихотворения, используя пальчиковый, настольный и другие театры. Пальчиковые и жестовые игры в этом процессе неоценимы. Старшим дошкольникам педагог «показывает» стихотворение два раза, затем дети хором произносят текст или кто-либо один читает стих, а другой «показывает». Чтение стихов, в частности потешек, с их четким ритмом помогает улучшить у ребенка координацию движений. Ребенку будет интересно не только услышать стихотворение, но и показать его. Он включается в игру, а игра – ведущий вид деятельности.

Например, потешка «Сидит белка на тележке» с голосовыми модуляциями.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Воробью, синичке,

Лисичке-сестричке,

Заиньке усатому,

Мишке толстопятому.

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

 

Слайд 12

Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, чувствительность к рифме и ритму. Особое внимание уделяю логопедическим стихотворным упражнениям без музыкального сопровождения с обязательной расстановкой ритмических акцентов.

    Цель логоритмического воздействия — преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Логоритмические стихотворения способствуют преодолению разнообразных речевых расстройств, развитию неречевых процессов — координации движений, правильного дыхания. Кроме этого содействуют развитию эмоциональности, волевых качеств, произвольности, мелкой моторики, речи, сенсомоторной координации. Совместные действия с взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.

Для примера, предлагаю вашему вниманию 1 логоритмическое стихотворение по Алябьевой Е.А. «Мышка и кошка».

Слайд 13

«Расскажи стихи руками».

«Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию ритма и рифмы. Совершенствуются просодические компоненты речи, произвольное внимание, координация движений, воображение и образность мышления. Показывать можно не только содержание строки, но и каждого слова в ней.

С аудиторией!

У Дедушки Дерева

Добрые руки –

Большие зеленые добрые руки…

Какая-то  птица в руках суетится,

Какая-то птица на плечи  садится.

Дедушка Дерево – славный такой-

Белку качает большущей рукой…

Жучище примчался  сел, и качался,

И все восхищался, и все восхищался!

Стрекозы примчались и тоже качались,

И мошки примчались. И мошки качались.

И все свиристели в пуховой постели

Смеялись, качались, качались, свистели!

Дедушка Дерево пчел подхватил

И на ладони свои усадил…

У Дедушки Дерева добрые руки-

Большие зеленые добрые руки…

Наверно, их сто…Или сто двадцать пять…

Чтобы всех покачать!

Чтобы всех покачать!

 

Предлагаю посмотреть видео и послушать стихотворение Э. Мошковской «Дедушка Дерево».

Слайд 14

         Аудиалы - те, кто легко запоминают на слух. Слуховой метод - это самый распространенный метод.

Слайд 15

Вы говорите детям, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть они включат в головах «магнитофончики», которые будут записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала они послушают вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом один ребенок повторит, а за ним снова вы. Идет слухоречевая опора на рифму. При этом нужно по-разному эмоционально проговаривать текст (шепотом, громко, с паузами, как медведь, как мышка…).

 Например, стих-е И. Лопухиной «Снегопад».

Тихо, тихо, как во сне падает на землю снег.

С неба всё скользят пушинки – серебристые снежинки.

Кружатся над головою каруселью снеговою.

На проселки, на лужок всё снижается снежок.

Землю белой, чистой, нежной застелил постелью снежной.

Вот веселье для ребят – всё сильнее снегопад.

Все бегут вперегонки, все хотят играть в снежки.

Снежный ком – на снежный ком, всё украсили снежком.

Словно в белый пуховик мы одели снеговик.

Рядом – снежная фигурка – это девочка Снегурка.

На снегу-то, посмотри – с красной грудкой снегири.

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил снег.

 

Слайд 16

Дети - аудиалы и дети - кинестетики живут и развиваются в мире фантазии и игры. Их всерьёз захватывает то, что можно услышать, потрогать. Поэтому при помощи мелодекламации, можно радостно и увлеченно учить стихи, играя.

Мелодеклама́ция (от др./греч. μέλος — песнь, мелодия и лат. declamatio — упражнения в красноречии) — художественная декламация стихов или прозы с использованием музыки и обязательной атрибутики: цветов, осенних листьев, прозрачных шарфов и др., что способствует перевоплощению.

Например: мелодекламация П. Соловьевой "Подснежник»

Ребенок накрывает цветок белой тканью, включается мелодия…

В лесу, где берёзки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку

Зелёную выставил ножку,

Потом потянулся из всех своих сил

И тихо спросил:

"Я вижу, погода тепла и ясна,

Скажите, ведь правда, что это весна?

 

Таким образом, воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть:

        Необходимо  создавать «атмосферу поэзии» в детском саду, выстраивая образовательный процесс в этом направлении с учетом индивидуальных особенностей восприятия материала каждым ребенком. На каждой непосредственно образовательной деятельности  важно и нужно «разговаривать» на языке и визуала, и аудиала и кинестетика. Обязательно – открытый конец НОД.

      Чтобы поддержать интерес детей к запоминаемому и, следовательно, улучшить результаты запоминания, очень важно менять форму повторения.

       Педагог должен не только владеть искусством выразительного чтения, но и  большим арсеналом приемов, методов и методик заучивания стихотворений,  и  знать  наизусть весь запас отобранных стихотворений для заучивания. В каждый подходящий момент нужное, жизнью подсказываемое стихотворение должно быть к услугам педагога.

Слайд 17

        Закончу свое выступление словами В. Г. Белинского: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_pedsovet.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ НАИЗУСТЬ ДЕТЬМИ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Воспитатель: Чернова Марина Владимировна

МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Гармония»

         Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, нравственных понятий.

    Слайд 2    

        Чтение и заучивание стихотворений развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности, способствует выработке четкой дикции. Направлено на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.

        Для того, чтобы  были решены эти задачи, педагог должен  выстраивать непосредственно образовательную деятельность с учетом индивидуализации, т.е. на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором  ребенку предоставляется выбор. Ребенок - субъект собственной деятельности. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – у них разный темп развития, интересы, личностные особенности, возможности т. д.

         Поэтому педагоги - практики знают о том, что на запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, а также содержание и форма поэтического текста. Но не стоит забывать и о модальности восприятия информации.  Модальность— форма восприятия и представления информации в мышлении и памяти. По ведущему каналу восприятия людей можно разделить на 3 группы: визуалы, аудиалы и кинестетики.

Слайд 3

         Визуалы - те, кому нужно увидеть то, что запоминается. Используем наглядный, ассоциативный метод. Обязательным является увидеть иллюстрацию или картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения.

В процессе заучивания стихотворения наизусть детям - визуалам в качестве опоры предлагаю рисунки (иллюстрации), серии картинок (слайдовую презентацию), мнемотаблицы.

Слайд 4

Рисунок.

    Стихи можно выучить, используя только один рисунок. Этот метод особенно удачен при заучивании малого народного фольклора, короткого стихотворения, так как обычно в книге к каждому стихотворению есть красочная иллюстрация. Педагог дает установку: «Послушайте, как я прочитаю, например, стих-е  И. Токмаковой «Весна»

Далее читаю стихотворение и показываю большой яркий рисунок.

К нам весна шагает быстрыми шагами

И сугробы тают под её ногами.

Чёрные проталины на снегу видны.

Верно, очень тёплые ноги у весны!

Затем задаю вопросы, чтобы дети могли ответить словами из текста: кто нарисован на картине? Какой персонаж? Что  делает? И пр. Потом рассказываем стих-е все вместе, по группам, по одному, по желанию.

Слайд 5

Серия картинок.

Опора на серию рисунков/картинок превращает процесс в игру. Этот метод особенно эффективен для детей с речевой патологией, с отклонением в развитии психических процессов. Сначала нужно подобрать стихотворение и рисунки к нему (желательно по рисунку на каждую строчку). Воспитатель дает установку на запоминание: «Теперь смотрите на картинки, слушайте новое стихотворение и постарайтесь его запомнить». Читает полностью, не спеша, показывает картинку за картинкой (или слайдовую презентацию). Потом дети читают текст хором, по группам, по одному. Серия картинок остается в группе на весь день. Например, стих-е В. Томилиной «Зима»

Вот хозяюшка сама  к нам идет, идет Зима.

Разнаряженная… Разукрашенная…

В ярких звездочках-сережках

Да серебряных сапожках!

А сапожки-то скрипят, косы белые до пят.

Рукавом махнет налево — и поляна побелела.

Ручкой правою махнет — горы снега возведет.

Чуть притопнет каблучком — речка кроется ледком.

Деревца принарядила, зайцу шубку подарила.

Побелила все дома. Ай, да Зимушка-зима!

Слайд 6

Мнемотаблица.

У детей дошкольного возраста особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники.

Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется процесс заучивания - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения.

После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Например, стих-е Плещеева «Лес задумчивый овеян…»

Слайд 7

На начальном этапе вы можете дать детям готовую рисуночную мнемотаблицу.

Например, стих-е А. Евстигнеевой «Моя Родина-Сибирь»

Мы живем в Сибири, богатейшем крае,

Нет просторов шире, нет полей бескрайней!

В нашем крае много и лесов, и речек,

Родиной гордится каждый человечек!

Красота природы и степей просторы,

Чистые озера, и леса, и горы.

В заповедных зонах – соболи, лисицы,

Средь высоких елей – сойки и синицы.

Величавых кедров ввысь глядят верхушки,

Сотни километров ни одной избушки.

Край у нас богатый, даже дети знают,

Что Сибирь в России щедрой называют!

Все это сибирский край родной, чудесный!

И для нас, как прежде, нет прекрасней места!

 Слайд 8

По мере обучения старшие дошкольники активно включаются в процесс создания уже графической мнемотаблицы.

По мнению Полянской Т.Б., овладение приемами работы с мнемотаблицами увлекает детей, превращает занятие в игру, значительно ускоряет процесс запоминания. 

Слайд 9

         Кинестетики - те, которые запоминают через другие анализаторы и с помощью движений. Используем двигательный прием.

Слайд 10

Опять же, после проведения предварительной работы, поэтического эмоционального настроя, вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать» из стихотворения «клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем.

Например, стих-е А.Барто «Перед сном»

     Зажигают фонари

     За окном.

     Сядь со мной,

     Поговори

     Перед сном.

     Целый вечер

     Ты со мной

     Не была.

     У тебя все дела

     Да дела.

     У тебя я

     Не стою

     Над душой,

     Я все жду,

     Все молчу,

     Как большой...

     Сядь со мной,

     Поговорим

     Перед сном,

     Поглядим

     На фонари

     За окном.

Тут основной принцип в том, что ребенку - кинестетику мы даем необходимую опору - подкрепляем запоминание двигательным актом.

Обязательно в своей практике работу с детьми – кинестетиками по заучиванию стихотворений наизусть выстраиваю в направлении от движения к речи, эффективно применяя такие методики, как: «Играем» стихотворение, логоритмика, «Расскажи стихи руками», мелодекламация.

Слайд 11

«Играем» стихотворение / театр/.

Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и тонкой моторики. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста. Интересно заучивать стихотворения, используя пальчиковый, настольный и другие театры. Пальчиковые и жестовые игры в этом процессе неоценимы. Старшим дошкольникам педагог «показывает» стихотворение два раза, затем дети хором произносят текст или кто-либо один читает стих, а другой «показывает». Чтение стихов, в частности потешек, с их четким ритмом помогает улучшить у ребенка координацию движений. Ребенку будет интересно не только услышать стихотворение, но и показать его. Он включается в игру, а игра – ведущий вид деятельности.

Например, потешка «Сидит белка на тележке» с голосовыми модуляциями.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Воробью, синичке,

Лисичке-сестричке,

Заиньке усатому,

Мишке толстопятому.

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

Слайд 12

Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, чувствительность к рифме и ритму. Особое внимание уделяю логопедическим стихотворным упражнениям без музыкального сопровождения с обязательной расстановкой ритмических акцентов.

    Цель логоритмического воздействия — преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Логоритмические стихотворения способствуют преодолению разнообразных речевых расстройств, развитию неречевых процессов — координации движений, правильного дыхания. Кроме этого содействуют развитию эмоциональности, волевых качеств, произвольности, мелкой моторики, речи, сенсомоторной координации. Совместные действия с взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.

Для примера, предлагаю вашему вниманию 1 логоритмическое стихотворение по Алябьевой Е.А. «Мышка и кошка».

Слайд 13

«Расскажи стихи руками».

«Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию ритма и рифмы. Совершенствуются просодические компоненты речи, произвольное внимание, координация движений, воображение и образность мышления. Показывать можно не только содержание строки, но и каждого слова в ней.

С аудиторией!

У Дедушки Дерева

Добрые руки –

Большие зеленые добрые руки…

Какая-то  птица в руках суетится,

Какая-то птица на плечи  садится.

Дедушка Дерево – славный такой-

Белку качает большущей рукой…

Жучище примчался  сел, и качался,

И все восхищался, и все восхищался!

Стрекозы примчались и тоже качались,

И мошки примчались. И мошки качались.

И все свиристели в пуховой постели

Смеялись, качались, качались, свистели!

Дедушка Дерево пчел подхватил

И на ладони свои усадил…

У Дедушки Дерева добрые руки-

Большие зеленые добрые руки…

Наверно, их сто…Или сто двадцать пять…

Чтобы всех покачать!

Чтобы всех покачать!

Предлагаю посмотреть видео и послушать стихотворение Э. Мошковской «Дедушка Дерево».

Слайд 14

         Аудиалы - те, кто легко запоминают на слух. Слуховой метод - это самый распространенный метод.

Слайд 15

Вы говорите детям, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть они включат в головах «магнитофончики», которые будут записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала они послушают вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом один ребенок повторит, а за ним снова вы. Идет слухоречевая опора на рифму. При этом нужно по-разному эмоционально проговаривать текст (шепотом, громко, с паузами, как медведь, как мышка…). 

 Например, стих-е И. Лопухиной «Снегопад».

Тихо, тихо, как во сне падает на землю снег.

С неба всё скользят пушинки – серебристые снежинки.

Кружатся над головою каруселью снеговою.

На проселки, на лужок всё снижается снежок.

Землю белой, чистой, нежной застелил постелью снежной.

Вот веселье для ребят – всё сильнее снегопад.

Все бегут вперегонки, все хотят играть в снежки.

Снежный ком – на снежный ком, всё украсили снежком.

Словно в белый пуховик мы одели снеговик.

Рядом – снежная фигурка – это девочка Снегурка.

На снегу-то, посмотри – с красной грудкой снегири.

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил снег.

Слайд 16

Дети - аудиалы и дети - кинестетики живут и развиваются в мире фантазии и игры. Их всерьёз захватывает то, что можно услышать, потрогать. Поэтому при помощи мелодекламации, можно радостно и увлеченно учить стихи, играя.

Мелодеклама́ция (от др./греч. μέλος — песнь, мелодия и лат. declamatio — упражнения в красноречии) — художественная декламация стихов или прозы с использованием музыки и обязательной атрибутики: цветов, осенних листьев, прозрачных шарфов и др., что способствует перевоплощению. 

Например: мелодекламация П. Соловьевой "Подснежник»

Ребенок накрывает цветок белой тканью, включается мелодия…

В лесу, где берёзки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку

Зелёную выставил ножку,

Потом потянулся из всех своих сил

И тихо спросил:

"Я вижу, погода тепла и ясна,

Скажите, ведь правда, что это весна?

Таким образом, воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть:

        Необходимо  создавать «атмосферу поэзии» в детском саду, выстраивая образовательный процесс в этом направлении с учетом индивидуальных особенностей восприятия материала каждым ребенком. На каждой непосредственно образовательной деятельности  важно и нужно «разговаривать» на языке и визуала, и аудиала и кинестетика. Обязательно – открытый конец НОД.

      Чтобы поддержать интерес детей к запоминаемому и, следовательно, улучшить результаты запоминания, очень важно менять форму повторения.

       Педагог должен не только владеть искусством выразительного чтения, но и  большим арсеналом приемов, методов и методик заучивания стихотворений,  и  знать  наизусть весь запас отобранных стихотворений для заучивания. В каждый подходящий момент нужное, жизнью подсказываемое стихотворение должно быть к услугам педагога.

Слайд 17

        Закончу свое выступление словами В. Г. Белинского: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Нетрадиционные подходы к заучиванию стихотворений"

Мастер-класс для воспитателей ДОУ "Заучивание стихотворений"....

Эффективные методики заучивания стихотворений наизусть детьми старшего дошкольного возраста с учетом модальности восприятия.

В данном материале акцентирую Ваше внимание на важности выстраивания образовательного процесса по заучиванию стихотворений с учетом модальности восприятия....

Мастер-класс по развитию речи заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы

Загадки, беседа об овощах, заучивание стихотворения по таблице, инсценировка....

Мастер-класс: "Использование мнемотехники в заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Мастер-класс разработан для проведения с взрослыми, представлены  способы и приемы заучивания стихотворений - мнемотехника. В ходе масте - класса есть описание и примеры применения мнемоквадрата,...

Мастер – класс «Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста»

В детском возрасте заучивание стихотворных текстов наизусть является важным воспитательным и обучающим моментом....