Мастер-класс: "Использование мнемотехники в заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи
Мастер-класс разработан для проведения с взрослыми, представлены способы и приемы заучивания стихотворений - мнемотехника. В ходе масте - класса есть описание и примеры применения мнемоквадрата, мнемодорожки и мнемотаблицы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mastes_-_klass.docx | 23.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад п. Тихменево
Мастер-класс
«Использование мнемотехники в заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста».
Подготовила
воспитатель первой квалификационной категории
Парамонова Светлана Леонидовна
2018 год
Высказывание К.Д. Ушинского звучит так: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Эти слова относятся к технике заучивания стихотворений – мнемотехнике. Мнемо́ника в переводе с греческого - искусство запоминания,
Мнемотехника (определение в новых современных системах запоминания) — система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации.
Применяя мнемотехнику в своей работе с дошкольниками, использую для развития речи и заучивания стихотворений, а так же пересказе литературных произведений и составления описательных рассказов.
Часто бывает, что заучивание стихов дается детям с трудом, они переставляют слова местами, заменяют слова, этим нарушая рифму, здесь мнемотехника приходит на помощь.
МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.
Мнемоквадрат, мнемодорожка и мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация (показать)
Суть заключается в следующем: на слово, строку или абзац придумывается картинка, таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.
Предлагаю «записать», составить мнемотаблицу по стихотворению
Анны Ахматовой «Двадцать первое. Ночь. Понедельник».
Послушайте:
Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.
И от лености или от скуки
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.
– Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать вместе со мной. Рисуем схематично.
«Двадцать первое. Ночь. Понедельник».
- Что мы можем нарисовать к этой строчке? (Цифру 21, буквы Н, П). Правильно.
Следующая строчка – «Очертанья столицы во мгле» Рисуем …. И т.д.
– Первое четверостишие «записано», а второе я предлагаю вам, зарисовать самим - Читаю по строчке.
Мнемотаблица готова, а теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст.
Так можно нарисовать любое стихотворение от простого - до сложного.
– Детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить, а процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.
Нарисованное остается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.
Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!
– Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала вам сегодня, пригодятся и так же понравятся вашим детям
Результаты
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
Китайская мудрость гласит: «Услышал – забыл. Увидел – запомнил. Сделал – понял».
Сейчас я предлагаю оценить насколько полезна для вас предложенная информация: на столах лежат красные и синие квадратики, если вас заинтересовала данная технология и вы будете использовать или уже используете в своей работе, прикрепите красный квадратик, если вызывает вопросы и есть сомнения, то синий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"
Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни з...
Использование мнемотехники для заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развитие речи....
презентация " Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста
.Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание стихотворений.Задачи:- популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога;- повышени...
Применение метода мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста.
Мнемотехника (от греч. mnemonikon -искусство запоминания) - система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации....
Выступление на педагогическом совете "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"
Реализовать задачу интеллектуального развития детей дошкольного возраста позволяет использование современных педагогических технологий. Одной из таких технологий является мнемотехника. Мнемотехника - ...
«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»
В настоящее время у детей наблюдаются такие проблемы, как скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, не совершенность логического мышления. А ведь они – результат плохо...
«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»
Сегодня одна из важнейших задач – это стимулирование развития всех видов памяти ребенка.Поэтому необходимо учить детей запоминанию поэтических произведений, а поможет в этом мнемотехника....