Мастер-класс: "Использование мнемотехники в заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи

Светлана Леонидовна Парамонова

Мастер-класс разработан для проведения с взрослыми, представлены  способы и приемы заучивания стихотворений - мнемотехника. В ходе масте - класса есть описание и примеры применения мнемоквадрата, мнемодорожки и мнемотаблицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mastes_-_klass.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                                      детский сад п. Тихменево                     

                                 

                             Мастер-класс

     «Использование мнемотехники в заучивании   стихотворений   с детьми дошкольного возраста».

                            Подготовила

                                              воспитатель первой квалификационной категории

                                                                   Парамонова Светлана Леонидовна

                                                   2018 год

Высказывание  К.Д. Ушинского звучит так: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Эти слова относятся  к технике заучивания стихотворений – мнемотехнике. Мнемо́ника  в переводе с греческого -  искусство  запоминания,

Мнемотехника (определение в новых современных системах запоминания) — система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации.

Применяя мнемотехнику в своей  работе с дошкольниками, использую   для развития речи и заучивания стихотворений, а так же пересказе литературных произведений  и составления описательных рассказов.

Часто бывает,  что заучивание стихов дается детям с трудом, они переставляют слова местами, заменяют слова, этим нарушая рифму, здесь мнемотехника приходит на помощь.

МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.

Мнемоквадрат,  мнемодорожка и мнемотаблица  – это схема, в которую заложена определенная информация  (показать)

Суть заключается в следующем: на слово, строку или абзац  придумывается картинка,  таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.

Предлагаю «записать», составить мнемотаблицу по  стихотворению

Анны Ахматовой  «Двадцать первое. Ночь. Понедельник».

Послушайте:

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.

Очертанья столицы во мгле.

Сочинил же какой-то бездельник,

Что бывает любовь на земле.

                  И от лености или от скуки

                 Все поверили, так и живут:

                 Ждут свиданий, боятся разлуки

                 И любовные песни поют.

– Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать вместе со мной. Рисуем схематично.

«Двадцать первое. Ночь. Понедельник».

  - Что мы можем нарисовать к этой строчке? (Цифру 21, буквы Н, П). Правильно.

Следующая строчка –  «Очертанья столицы во мгле»   Рисуем …. И т.д.

– Первое четверостишие «записано»,  а второе я предлагаю вам,  зарисовать самим -  Читаю по строчке.

Мнемотаблица  готова, а  теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст.

  Так можно нарисовать любое стихотворение от простого -  до сложного.

–  Детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить, а процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

 Нарисованное остается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.

 Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!

– Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала вам сегодня, пригодятся и так же понравятся вашим детям

Результаты

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

Китайская мудрость гласит: «Услышал – забыл. Увидел – запомнил. Сделал – понял».     

Сейчас я  предлагаю оценить  насколько полезна для вас предложенная информация: на столах лежат красные и синие  квадратики, если вас заинтересовала данная технология и вы будете использовать или уже используете в своей работе, прикрепите красный квадратик, если вызывает вопросы и есть сомнения, то синий.                                                                                   

 

 

                                     



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни з...

Использование мнемотехники для заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развитие речи....

презентация " Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста

.Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание стихотворений.Задачи:- популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога;- повышени...

Применение метода мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста.

Мнемотехника (от греч. mnemonikon -искусство запоминания) - система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации....

Выступление на педагогическом совете "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Реализовать задачу интеллектуального развития детей дошкольного возраста позволяет использование современных педагогических технологий. Одной из таких технологий является мнемотехника. Мнемотехника - ...

«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»

В настоящее время у детей наблюдаются такие проблемы, как скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, не совершенность логического мышления. А ведь они – результат плохо...

«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»

Сегодня одна из важнейших задач – это стимулирование развития всех видов памяти ребенка.Поэтому необходимо учить детей запоминанию поэтических произведений, а поможет в этом мнемотехника....