Проект " Поэзия военной тематики при ознакомлении дошкольников с героическим прошлым своей Родины"
проект (старшая группа)

Ерофеева Татьяна Петровна

Проект раскрывает актуальность проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста, а также систему работы по ознакомлению с поэзией военной тематики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект:

«Поэзия военной тематики при ознакомлении дошкольников с героическим прошлым своей Родины»

Автор проекта: Ерофеева Татьяна Петровна

Воспитатель МБДОУ «ЦРР - детский сад №402» г.о Самара

Аннотация проекта

Актуальность

В настоящее время в соответствии со ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Поэтому в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально — психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Важной составляющей патриотического воспитания детей дошкольного возраста является ознакомление с художественной литературой военной тематики. Особое место занимает поэзия, посвященная Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г., рассказывающая о подвигах и мужестве солдат, защищавших Родину, об их судьбах, мыслях и чувствах.

        Память о Великой Отечественной  войне мы должны передать подрастающему поколению, начиная с дошкольного возраста, чтобы они тоже всегда помнили и гордились подвигом дедов и своей великой страной.

        В этом неоценимую помощь нам оказывает художественная литература военной тематики, особенно поэзия. Сила и ритм поэтического слова не оставляют дошколят равнодушными – они восхищаются героизмом и милосердием героев стихов о войне, стремятся стать похожими на них

Паспорт проекта

Тип  проекта: художественно - творческий, групповой

Участники проекта: дети, воспитатель, родители, педагоги ДОО

Срок реализации: одна неделя

Возраст детей: 6-7 лет

Цель проекта: воспитание у детей ценностного отношения к героической истории своей страны  на основе ознакомления с поэзией военной тематики

Задачи проекта:

  1. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, сопричастности к историческим событиям
  2. Приобщать детей к социально-нравственным ценностям
  3. Формировать представления детей о великих событиях в истории Родины, о Дне победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 г.г
  4. Обогащать читательский опыт детей путём ознакомления с произведениями военной тематики
  5. Развивать умение анализировать содержание и форму произведений
  6. Обеспечить возможность проявления детьми самостоятельности и творчества в разных видах художественно-творческой деятельности на основе поэтических литературных произведений о войне
  7. Обогатить развивающую среду в группе

Проблема: какие события нашли отражение в поэзии военной тематики?; какие чувства вызывают стихи о войне у современных детей?; какова ценность приобщения к героической истории своей страны?

Методологическая основа:

        Комплексная  образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. — 352 с.

https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/98-kompleksniye-programmy/468-programma-detstvo .

Парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей 5–7 лет «С чистым сердцем» / Р.Ю. Белоусова, А.Н. Егорова, Ю.С. Калинкина. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 112 с. — (ФГОС ДО.ПМК «Мозаичный ПАРК»).

https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/95-partsialnye-obrazovatelnye-programmy/491-s-chistim-serdcem

Примерная парциальная программа «Детство с родным городом» как часть программы «Детство»

https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/98-kompleksniye-programmy/468-programma-detstvo

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Этап

Деятельность детей

Деятельность педагогов

Подготовительный

Подготовка к празднику Дню Победы (разучивание песен, танцев, стихотворений).

Рассматривание иллюстраций, плакатов с изображением сюжетов на военную тему и тему Победы.

Наблюдают вместе с родителями за процессом украшения помещения детского сада и улиц города ко Дню Победы 

Подбор художественной литературы по теме.

Создание электронных презентаций: «Поэты – детям о войне», «День Победы», «Парад войск», «Обелиски памяти».

Написание сценария литературного вечера «Мы о войне стихами говорим»

Разработка конспектов образовательной деятельности с детьми

Подбор экспонатов и материалов для размещения в Уголке «Воинской Доблести и Славы»

Практическая деятельность

Совместная деятельность с педагогом

Беседы: «Что такое День Победы?», «Наша Армия родная», «Нам нужен мир»

Чтение художественных произведений : С. Михалков «Нет войны», Т.Белозёров «День Победы», А.Усачёв «Что такое День Победы?», А.Шамарин «Никто не забыт», В.Туров «Вечный огонь», Н.Томилина «Кто был на войне», С.Погореловский «Имя», Н.Развина «На привале после боя», А.Твардовский «Рассказ танкиста», С.Кадашников «Не забывайте о войне»

Просмотр презентаций: «Поэты – детям о войне», «День Победы», «Парад войск», «Обелиски памяти».

Организация уголка «Воинской Доблести и Славы» (предлагают варианты оформления, обсуждают, сто можно разместить в «Уголке»

Изготовление подарков ветеранам (рассматривают готовые поздравительные открытки, сами изготавливают открытки из различных изо материалов по своему выбору

Образовательная деятельность

Рисование «Бесстрашный мальчишка» по произведению А. Твардовского «Рассказ танкиста»

Дети рисуют цветными карандашами сцены из произведения по своему выбору

Коллективная лепка «Бойцы на привале» по произведению Н.Развиной «На привале после боя»

Дети из пластилина лепят фигурки бойцов в разных позах

Аппликация  «Обелиск» по произведению В.Турова «Вечный огонь»

Дети самостоятельно вырезают необходимые детали и создают аппликацию обелиска с «вечным» огнём и цветами

Заучивание наизусть: А.Усачёв «Что такое День Победы?»

Дети слушают, запоминают и выразительно рассказывают стихотворение

Ознакомление с произведением С.Погореловского «Имя»

Самостоятельная деятельность детей

Рассматривают иллюстрации в книгах со стихами военной тематики

Слушают песни военных лет: «Катюша» (сл.М.Исаковского), «День Победы» (сл. В.Харитонова),

«Прадедушка» https://yandex.ru/video/touch/preview/4657531885107245240 

Рассматривают экспонаты в Уголке «Воинской Доблести и Славы» (ордена, каска, фляжка, гильзы, походный котелок и др.)

Просматривают видео – презентации по произведениям С.Кадашникова «Не забывайте о войне» https://yandex.ru/video/touch/preview/3514759505398799370 

 «Летела с фронта похоронка»

https://yandex.ru/video/touch/preview/3517252840190667403 

Мультипликационный фильм «Василёк»

https://yandex.ru/video/touch/preview/2592518826443232202 

Задаёт вопросы, сопровождает беседу показом иллюстраций. Поощряет самостоятельные высказывания детей. Подводит детей к выводу о важности мира на планете, о величии нашей Победы, о силе и мощи нашей армии

Выразительно читает произведение, показывает книжные иллюстрации, объясняет значение некоторых слов, задаёт вопросы по содержанию. Обращает внимание детей на чувства, которые вызывают у них герои и события произведений.

Активизирует представления детей об авторах поэтических произведений военной тематики. Расширяет представления о празднике «Дне Победы».

Знакомит с понятием «обелиск»

Обсуждает с детьми наполняемость «Уголка», варианты оформления и место размещения в группе, возможность сделать экспонаты своими руками

Знакомит детей с вариантами оформления открыток. Помогает подобрать сюжет, цветовую гамму и изобразительные средства

Предлагает детям изобразить сцены из произведения, обсуждает с детьми, что можно изобразить и как разместить на листе. Показывает на доске приёмы изображения танка, напоминает приёмы рисования фигуры человека в движении и в разных позах. Создаёт эмоциональную атмосферу

Напоминает последовательность лепки и приёмы деления куска пластилина на части. Помогает детям по окончании работы создать общую композицию

Знакомит детей с изображением обелиска, со способами изготовления объёмных цветов и пламени из гофрированной бумаги

Выразительно и эмоционально исполняет произведение. Проводит с детьми беседу по тексту, помогает запомнить стихотворение. Обращает внимание на интонационную выразительность речи при рассказывании

Знакомит детей с понятием «Безымянный солдат». Показывает значимость и важность возвращения имени героям, погибшим в годы Великой Отечественной Войны

Организует самостоятельную деятельность детей. Объединяет детей в группы и подгруппы по интересам. Отвечает на детские вопросы. С помощью вопросов детям стимулирует познавательную активность детей. Расширяет представления о событиях Великой Отечественной Войны, воспитывает чувство гордости за своих земляков, сопричастности к историческим событиям

Заключительный

Литературный вечер

 «Мы о войне стихами говорим»

Дети в празднично оформленном зале декламируют поэтические произведения о войне разных авторов

Создаёт обстановку праздника. Торжественности события, подбирает атрибуты и украшает зал.

Подбирает музыкальное оформление праздника 

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

В результате проекта дети приобщились к историческому героическому прошлому своей страны;  познакомились с поэтическими произведениями С. Михалкова «Нет войны», Т.Белозёрова «День Победы», А.Усачёва «Что такое День Победы?», А.Шамарина «Никто не забыт», В.Турова «Вечный огонь», Н.Томилиной «Кто был на войне», С.Погореловского «Имя», Н.Развиной «На привале после боя», А.Твардовского «Рассказ танкиста», С.Кадашникова «Не забывайте о войне».

Дошкольники  получили представления о Великой Отечественной Войне, о подвигах и мужестве солдат, защищавших Родину, об их судьбах, мыслях и чувствах; запомнили и научились выразительно исполнять стихотворения, петь песни военных лет; изготовили поздравительные открытки для вручения ветеранам.

В группе создан и оформлен Уголок «Воинской Доблести и Славы»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Библиографический список

  1. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников/ Н.В. Алёшина. - М.: ЦГЛ, 2004. – 256 с.
  2. Александрова, Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий  / авт.- сост. Е.Ю.Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.
  3. Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Книга для воспитателя детского сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.; Под ред. А.М. Виноградовой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности направленной на ознакомление с героическим прошлым нашей Родины"

В материале содержится описание опыта работы по нескольким блокам, направленным на ознакомление детей с героическим прошлым нашей Родины...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПОЭЗИИ ВОЕННОЙ ТЕМАТИКИ ПОЭТОВ – СТАРООСКОЛЬЦЕВ И БЕЛГОРОДЦЕВ.

Важной составляющей патриотического воспитания детей дошкольного возраста является ознакомление с художественной литературой военной тематики. Особое место занимает поэзия, посвященная Великой Отечест...

Визитка проекта Знакомство детей с народным праздником Масленица; Воспитание любви к своей Родине;

Известный русский ученый Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «В том случае, когда культура, духовность народностей лишена своеобразия, то нет надобности, или даже смысла в существовании этого народ...

Статья "Приобщение дошкольников к культурному наследию своей родины."

Приобщение дошкольников к культурному наследию своей родины....

Знакомство с героическим прошлым своей семьи как одно из условий нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его – развитие нравственных чувств, чувство родины. Оно начинается  с отношения к  семье,...

Воспитание в дошкольнике патриота и гражданина своей Родины

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья детей. Концепция дошкольного воспитания поставила перед педагогами дошколь...

Знакомьте дошкольника с героическим прошлым России

Автором представлен материал с рекомендациями для родителей, о том, что можно рассказать своему ребенку о героическом прошлом России....