Консультация на тему: "Патриотическое воспитание в детском саду"
консультация

Елена Валентиновна Волощенко

 «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». (Д. С. Лихачёв)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_patrioticheskoe_vospitanie.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание в детском саду.

 «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». (Д. С. Лихачёв)

        

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из  самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом  основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста  - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране. В.В. Сухомлинский утверждал, что детство –  это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без  знания традиций своей Родины, своего края. 

Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край. Так мы называем землю, на которой родились. И нет ничего дороже у человека. Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо. И перед нами, педагогами, стоит задача открыть это чудо детям.

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.  И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. А чувство патриотизма – важная часть духовно-нравственного развития человек. Что же такое патриотизм?

Патриоти́зм – это глубокое чувство любви к родине, готовность служить ей, укреплять и защищать ее. Патриотизм передается поколениями и является одной из основных национальных традиций. Он связан с осознанием исторического бытия народа, ибо Родина это не только страна, но и вся ее история. История ее культуры, ее духовного становления во времени. Это и любовь к родным местам, гордость за свой народ, желание сохранять и приумножать богатство своей страны.

 Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно важная, но и чрезвычайно сложная. Особенно, когда она ставится применительно к детям дошкольного и даже младшего школьного возраста. Однако эта сложность возникает именно в том случае, когда делается попытка переносить на детей «взрослые» показатели проявления любви к отечеству. Дошкольный же возраст, как возраст становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования социальных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке.

Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Действительно, если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность  по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте нужно “научить” (если чувству можно научить) быть привязанным к чему-либо, кому-то, быть ответственным в любом своем, пусть маленьком деле. Прежде чем человек сможет трудиться на благо родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется. Принято считать, что путь воспитания любви к Отечеству довольно прямолинеен и выстраивается в логике «от близкого к далекому» – от любви к детскому саду, к улице, городу до любви к родной стране. У дошкольников постепенно складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть, и любит его. Это чувство «родительского дома» (при определенных условиях) и ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Пока что ребенку все равно, где находится его дом, в какой стране, надо только, чтобы самое ближайшее окружение было эмоционально комфортным. И строго говоря, это еще не чувство любви к Родине, но необходимая база для его зарождения. Важно, чтобы в своем родном доме ребенок рос не гостем, а хозяином, чтобы он имел какие-то обязанности, за что-то был ответственен – это способствует укреплению чувства семьи. Двор, улица, на которой живет ребенок, также могут способствовать закреплению чувства привязанности и ощущения “собственности” (мой двор, моя улица). Но и это не происходит само по себе. Очень полезна детям информация об их улице: ее название, что на ней расположено, какой ходит транспорт, как связана эта улица с той, на которой находится детский сад, можно ли пройти до него пешком или надо ехать. Столь же необходимо воспитание любви и привязанности к своему городу. Эта часть работы требует большой опоры на когнитивную сферу, на воображение ребенка и его память. Но где бы ни жили дети России, они должны знать о Москве – столице нашей Родины.

 Особое место в патриотическом воспитании отводится фольклору. В своей работе педагоги должны использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем самым приобщать их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Дети очень чутки к меткому народному слову. Они используют в своей речи отдельные образные выражения, заимствованные из фольклора, запоминают и с удовольствием читают потешки, загадывают загадки. Уместно прочитанная потешка, загадка, считалка улучшают настроение детей, вызывают улыбку у загрустившего ребенка, успокаивают плачущего. Малыши очень любят народные игры под песенное сопровождение. Большой интерес вызывают у детей и предметы декоративно-прикладного искусства. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. «Охранять природу – значит охранять Родину» (М.Пришвин).

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства - одна из главных задач педагога.  Каждый человек, независимо от возраста, должен рачительно и бережно относится к природе. Интерес к природе появляется уже в младшем дошкольном возрасте. Малыш удивляется, встречая новый цветок, незнакомое животное, необычное явление. Его вопросы – первые ростки радостного чувства познания природы, интереса к ней, и это нужно укреплять, поддерживать. Воспитать чувство патриотизма и любви к родному краю нельзя без любви и бережному отношению к природе, животным, населяющим нашу землю, птицам, парящим в небесах, рыбам и удивительного мира насекомых. Ребёнок с детства должен полюбить каждое деревце, каждую травинку окружающую его. Необходимо постоянно проводить  наблюдения, которые развивают интерес к природе, учить замечать изменения, устанавливать их причины. На занятиях и в повседневной жизни давать детям разнообразные знания о природе нашей страны, использовать иллюстрации и картины русских художников о родной природе, сопровождая чтением поэтических произведений, что является ценнейшим средством воспитания любви к родной природе. Во время прогулок, экскурсий показывать очарование пейзажа, учить ценить разнообразную красоту, ведь всё это воспитывает умение эстетически понимать окружающий мир, бережно, поэтически относиться к природе родного края. Этому способствуют занятия по развитию речи, литературно-музыкальные развлечения, занятия по изобразительному искусству.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождается тот фундамент, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Патриотическое воспитание во второй младшей группе.

Планируя работу по патриотическому воспитанию, мы  поставили перед собой следующие задачи:

1. Прививать любовь к Родине, родному городу, детскому саду, семье, родным людям.

2. Знакомить детей с народными традициями, обычаями.

3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

4. Формировать у детей проявление сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

5. Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому.

6. Воспитывать уважение к труду.

7. Ориентировать  родителей  на  патриотическое  воспитание  детей.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Систему  и  последовательность  работы  по  нравственно-патриотическому воспитанию детей можно представить следующими блоками:

  «Вместе дружная семья»  

  «Детский сад»

  «Труд взрослых»

  «Родной город»

  «Родная страна»

 

Каждый блок включает в себя разнообразные виды деятельности:

   специально организованные занятия

  беседы

  наблюдения

  чтение художественной литературы  

  сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические игры  

  тематические праздники, развлечения  

  целевые прогулки, экскурсии

Работу по патриотическому воспитанию мы начали с создания для детей тёплой, уютной атмосферы, чтобы каждый ребёнок был наполнен радостью, улыбкой, добрыми друзьями, весёлыми играми, так как именно в игре и совместном труде проявляются поведение детей, взаимоотношения со сверстниками. Как на занятиях, так и в повседневной жизни, систематически формируем у детей этические представления и гуманные чувства; на основе бесед о конкретных поступках детей воспитываем представления о доброте и честности. Используя беседы «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мы - друзья», «Правила, по которым мы живём», воспитываем доброжелательность, желание подражать добрым делам, умение замечать хорошие поступки – всё это формирует личное отношение ребёнка к соблюдению моральных норм, чувство долга.

Дети младшего дошкольного возраста уже начинают понимать, что может сделать каждый человек, чтобы этот мир стал лучше, краше. В процессе различной деятельности они  познают, как нужно беречь наш мир. В игровой форме дети приобретают знания, умения и навыки того, как должен себя вести человек, чтобы ему хорошо жилось в этом мире с другими людьми.

Воспитательно-образовательный процесс в группе строится по комплексно-тематическому принципу. Мы говорим и играем в то, что происходит в данный момент в стране. Планирование работы с детьми ориентировано на государственные праздники. Кроме этого,  знакомим  детей с родным языком, фольклором (знакомство с пословицами, поговорками, народными приметами и загадками и т.д, народным прикладным искусством, замечательными русскими писателями, художниками).

Работа по патриотическому воспитанию проводится в группе каждый день, она систематична, интегрирована в различные виды деятельности, пронизывает все сферы жизни детей.

 

«Вместе дружная семья»

 

Большое  внимание  в группе  уделяется  воспитанию  любви  к самому близкому в семье человеку маме. Мы   беседуем с детьми о мамах,  обращаем  их  внимание  на  то,  что  мама  заботится  обо  всех  членах семьи  —  она  поддерживает  порядок  в  доме,  готовит,  стирает,  играет с детьми. Следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи — сложить самому одежду, убрать игрушки и т.д.  Объясняем детям, что чем большее они научатся делать сами, тем больше смогут помочь маме.  В течение года  расспрашиваем детей о других членах семьи – папе,  бабушке,  дедушке,  младших  братишках  и  сестренках,  предлагаем принести  семейные  фотографии,  рассказать  о  членах  семьи, устраиваем фотовыставки («Моя любимая мама», «Мой замечательный папа»), выставки рисунков («Моя семья», «Портрет мамы»). Ко Дню матери мы вместе с детьми  подготовили развлечение с участием мам, а ко Дню Защитника Отечества – развлечение с конкурсами для пап и детей. В конце года  мы запланировали  проведение развлечения с участием всех членов семей наших воспитанников.

 Предлагаем  детям сюжетно- ролевые игры «Семья», « Детский сад» и др. Рассказываем о структуре семьи, о том, какой она должна быть, чтобы всем было хорошо. Как родные люди должны жить в семье: мирно, дружно, без ссор, помогать друг другу, понимать и любить друг друга. Дети узнают, что в каждой семье есть свои традиции, их нужно знать и соблюдать.

   И,  таким образом, постепенно мы  подводим  детей к пониманию того, что такое семья, что она должна быть дружной и крепкой.

 

                                          «Детский сад»  

     

В начале учебного года мы  познакомились с детьми, познакомили  их  друг  с  другом,  с  помещениями  группы  и  их  назначением,  с предметами,  находящимися  в  группе.  Обратили  внимание детей  на  то,  что в группе   всё  сделано  так, чтобы им  было удобно, комфортно.  О детях заботятся сотрудники детского сада — воспитатель, няня, повар, медсестра и др. Дети  познакомились  с  территорией  детского  сада,  с зелеными насаждениями, которые ее украшают, со своим участком, с физкультурной площадкой.  Мы рассказываем им о том,  что взрослые много сделали для детей,  и их труд надо беречь. Приучаем детей бережно относиться  к окружающим их предметам,  растениям,  ко всему живому.

 

«Труд взрослых»

 

Знакомя детей  с  трудом  сотрудников детского сада, мы постоянно подчеркиваем  их заботу о детях. В первую очередь, мы познакомили  детей   с  трудом  помощника  воспитателя,  с  которым  дети сталкиваются каждый день. Основной  метод  ознакомления  с  трудом  взрослых  —  наблюдение.  Мы  вместе с детьми приходим в кабинет медсестры, на кухню, где трудится повар, дети рассматриваем предметы, необходимые взрослым для работы, взрослые  рассказывают  о своей работе детям.

За трудом шофера и дворника дети наблюдают во время прогулки.

Знания  закрепляются  в  сюжетно-ролевых  играх,  а  также  при  чтении некоторых произведений художественной литературы. Главная  задача  —  вызвать  чувство  уважения  к  людям  труда,  желание казать им посильную помощь.

 

«Родной город»

 Воспитание  любви  к  родному  городу  —  одна  из  задач  патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое  город,  но  их  необходимо  с  этим  понятием  знакомить. Мы рассказываем детям, что в городе много домов, они расположены на определенных улицах, улицы длинные, у каждой улицы  свое  название,  у  каждого  дома  и  каждой  квартиры  свой  номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. Учим  детей  рассказывать о своей улице, доме, в котором они живут.

В  течение  года мы рассматриваем вместе с детьми открытки с видами  родного  города, фотографии тех   мест, где  они  побывали с  родителями (городской парк, лес, берег Хопра и т.д.).  Перед праздниками  обращаем  их  внимание  на  красиво  украшенный город.

  К  концу  года  дети  запомнили  название  родного  города,  свой домашний адрес.

                     

                                    «Родная страна»

Понятие  «страна»  для  детей  младшей  группы  так  же  трудно,  как  и понятие «город». Поэтому к жизни своей страны малыши приобщаются во время  праздников,  каких-либо  общественных  событий.  Работа  по  данной теме тесно связана со знакомством с родным городом. Мы  обращаем внимание детей на празднично украшенные улицы родного города, украшаем группу к праздникам. После праздников, беседуя с детьми, спрашиваем, где они  были  на  празднике,  что  видели.  Такие  беседы,  разговоры  вызывают в детях чувство сопричастности  к большим  событиям родной страны.  

Ко Дню Защитника Отечества

Рассказывая детям о Ю.А. Гагарине,

 

Рассматривая  иллюстрации  с изображением природы родной страны в разные времена года, учим детей видеть    красоту  различных  пейзажей.  сообщает детям  название  страны  и  часто  его  повторяет.

  Знакомим  детей с культурой своего народа: рассказываем русские народные сказки,  играем  в  народные  игры,  читаем  и  разучиваем  народные  потешки, рассматриваем  предметы  народно-прикладного  искусства,  постоянно подчеркивая, что все это придумал, сделал русский народ.

   В результате проведённой работы дети научились  различать понятия «город» и «страна», знают, что мы живём в России, что Москва-это главный  город нашей страны.

Большая  работа ведётся по подготовке к празднованию 70-й годовщины  Дня Победы.

Патриотическое воспитание невозможно без тесного взаимодействия детского сада с семьёй. Необходимо не столько педагогическое просвещение родителей, сколько активное участие семьи в разработке форм и методов патриотического воспитания. Мы использовали в работе следующий принцип: семья и родители - союзники детского сада. Для включения семьи в совместную работу мы систематически проводили консультации и индивидуальные беседы, творческих гостиных, привлекали  родителей к сбору материала для оформления альбомов «Наш город», «Наши земляки – герои Великой Отечественной войны», к изготовлению украшений для оформления группы и музыкального зала.
Результатом проведённой работы являются положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания - формируется чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей. Всё это побуждает родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребёнком дома.

 Основное направление нашей работы по патриотическому воспитанию - это движение от воспитания в детях  любви к близким людям, природе, родному городу к достижению наивысшей цели - воспитанию чувства гордости и любви за свою Родину.

Литература:

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ, 2005.
2. Аронов А. Воспитываем патриотизм // Дошкольное воспитание, 1988.- № 2.С.10-13.
3. Атоева И. Патриотическое воспитание // Ребенок в детском саду. 2001.- №5.
4. Валеев И.И. Воспитать патриота. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1990.
5. Воспитание нравственных чувств у дошкольников. (Под ред. А.М. Виноградовой). М.,1988.
6. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч,2003-№6.-С.8-9.
7. Как научить детей любить Родину: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»/ Авт. сост.: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова. М.: АРКТИ, 2003. (Развитие и воспитание дошкольника).

8. Кирилина М., Мельчина Л. Патриотическое воспитание // Дошкольное воспитание, 2005.- №1- №5.

9. Маханева М.Д. Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников. М .: 2009

10. Островская Д. Познакомьте ребенка с родным городом // Дошкольное воспитание, 1986. - №4. С.55-61.

11. Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Дошкольное воспитание,2003. - №6. С. 45-55.
12. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1990.
13. Сухомлинский В.А. Родина в сердце. М.: Молодая гвардия, 1980.
«Педагогика». 1998. - № 2. С. 3-7.

14. Кондрыкинская, Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества.  Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.

15. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009.96


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Полоролевое воспитание в детском саду"

Известно, что дошкольный возраст  -период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие слои психики личности. Самым интимным образом в эти слои вплетается полоролевая дифференциация. Что ...

Консультация для родителей "Экологическое воспитание в детском саду"

Консультация для родителей "Экологическое воспитание в детском саду"...

Консультация для родителей "Музыкальное воспитание в детском саду. Что это?"

Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Музыка, в большей степени, чем какой либо другой вид искусства, доступна ребенку....

Консультация для родителей "Музыкальное воспитание в детском саду"

Данный материал предназначен для родителей. В нем в доступной форме раскрываются принципы работы по музыкальному воспитанию....

Консультация для родителей "Патриотическое воспитание в детском саду"

Автором представлен актуальный материал по патриотическому воспитанию....