Консультация для воспитателей "Полоролевое воспитание в детском саду"
консультация по теме

Елпатова Ольга Анатольевна

Известно, что дошкольный возраст  -период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие слои психики личности. Самым интимным образом в эти слои вплетается полоролевая дифференциация. Что же такое именно полоролевое воспитание?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polorolevoe_razvitie.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

       Известно, дошкольный возраст – период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие слои психики личности. Самым интимным образом в эти слои вплетается полоролевая дифференциация. Данные многих современных исследователей, отечественных и зарубежных доказывают: осознание своей половой принадлежности – единый биосоциальный процесс.

      Разные исследователи по-разному трактуют понятие полоролевое воспитание. Хрипкова А.Г. и Колесов Д.В. определяют полоролевое воспитание как «процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а так же установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека с представителями другого пола». Бочкарева трактует полоролевое воспитание как «формирование уважения, дружбы между мальчиками и девочками, привитие им соответствующих норм и представлений, воспитание доброжелательных и положительных взаимоотношений.

   В реальной жизни ребенок, развиваясь, осознает себя, как представитель определенного пола. Абстрактного ребенка нет. Есть конкретная личность мальчик или девочка. Ученые, работающие по данной проблеме ( Градусова Л.В., Кудрявцева Е.А.) считают, что женщину в девочке, так же как и мужчину в мальчике, следует формировать  с дошкольного возраста, не отделяя полового воспитания от общего нравственного. В противном случае неизбежны отклонения. Они могут привести к эмоциональному неблагополучию среди школьников. А в дальнейшем – стать препятствием к выполнению семейных и общественных функций.

      Что же такое именно полоролевое воспитание? – Это означает  воспитывать не просто ребенка, а представителя определенного пола. Учить девочку быть именно девочкой, а мальчика  именно мальчиком. К сожалению, в наших садиках и школах преобладает  «бесполое» воспитание. Конечно, иногда такое воспитание оправдано. Например, все дети должны уметь  считать, читать и писать, всем им понадобиться в жизни смекалка, настойчивость, вежливость и эрудиция но, с другой стороны, кто научит их сложному этикету, принятому в личных отношениях? Кто научит мальчиков рыцарству, девочек житейской мудрости. И как этому научить?

        Механизмом полоролевого воспитания выступают личностно ориентированные технологии: средства, методы и формы. Средства охватывают народные игры, сказки , пословицы, поговорки, колыбельные песни и т.д. В совокупности они обуславливают развитие нравственно – волевых качеств, которые характерны как для мальчиков , так и для девочек. Методами выступают познавательно – развивающие этические беседы, специально организованные проблемные ситуации; игровые и реальные диалоги; игры ( театральные, сюжетно-ролевые, драматизации, игры, моделирующие жизненно значимые ситуации и др. Форма  организации – деятельность игровая, интеллектуально – познавательная, проблемно – поисковая, экспериментальная.

Целостный процесс полоролевого воспитания представляет собой систему, которая выстроена согласно определенной логике. Речь идет:

  • о систематическом и целенаправленном образовании детей в области культурно – исторических знаний, самосознания;
  • Об овладении полоролевым опытом, ценностями, смыслом и способом полоролевого поведения в специально организованных совместных и индивидуальных видах деятельности. В ходе этой деятельности происходит самосознания достоинства Я мальчика (девочки);
  • Об открытии наследия предков в социуме, культуре и традициях как способах проявления мужественности и женственности;
  • Об организации межполовых разновозрастных сообществ как среды полоролевой социализации и идентификации, о развитии способности конструировать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками своего и противоположного пола.

Технологии полоролевого воспитания для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста

1.Технологии, способствующие формированию  представлений детей о различиях полов. В их число входят:

  • Специально организованные проблемные ситуации. Педагог описывает возможную ситуацию, например: «Посмотрите, как сегодня красиво одета наша Маша. Платье это сшила мама. Но у нее была помощница – Машенька. Я знаю, многие из вас помогают маме. Пожалуйста, расскажите, как вы это делаете. Можно привести примеры из книг. Кто из героев помогает родителям?
  • Моделирование жизненно значимых ситуаций. Модель поведения для мальчиков: А. Дети садятся за столы. Таня осталась без стула. Как ты будешь действовать? Уступишь свой стул? Скажешь воспитателю? Сядешь за стол не замечая девочки? Б. у Наташи порвался пакет, конфеты рассыпались по полу. Как ты будешь действовать? Подберешь конфеты и отдашь девочке? Попросишь угостить конфетами? Не обратишь внимания? Модель поведения для девочек: А. в группу пришел новичок. Он грустит, не с кем не играет. Как ты поступишь? Скажешь ему ласковое слово, улыбнешься? Принесешь интересную игрушку? Назовешь  плаксой – ваксой? Не обращая внимания, будешь играть с другими детьми? Б. после обеда мама просит убрать со стола. Как ты поступишь? С радостью согласишься? Скажешь, что сначала поиграешь. А потом уберешь? Откажешься?

Дидактические игры.

  1. «Кто, что носит?». Разобраться, какая одежда нужна куклам – Кате и Пете. Воспитатель по ошибке прикладывает юбку к фигуре мальчика или завязывает ему бант. Дети должны исправить ошибку и одеть кукол самостоятельно.
  2.  «Наши прически». Разобраться на каких картинках изображен мальчик, на каких – девочка; отметить детали и особенности причесок: стрижка короткая, длинная.
  3. «Сундучок русской хозяюшки» Рассмотреть старинные и современные предметы. Отобрать те, которые использовали в старину ( глиняный горшок, игрушечный самовар, стиральная доска, современный утюг и т. д.).

Технологии, способствующие овладению способом мужского и женского поведения.

1. Подвижные игры «Утка и утята». Цель. Создать атмосферу общности, воспитывать чувства сопереживания, ответственности; развивать у девочек способность и желание заботиться о малышах. Материал. Покрывало. Действующие лица. Мама-утка, маленькие утята (четверо-пятеро детей), коршун (воспитатель). Ход игры. Мама-утка с утятами греются на солнышке, купаются в пруду, ищут червячков на полянке... Неожиданно налетает коршун и пытается похитить утят. Задача мамы-утки - уберечь своих деток, собрав их вместе, защитить от опасности с помощью покрывала. Если эта задача решается, коршун, несолоно хлебавши, покружившись угрожающе еще некоторое время, улетает. Теперь мама-утка вновь выпускает своих детей из укрытия, чтобы они могли вновь резвиться на полянке.

2. Игры-занятия с куклами Задание. Накормить куклу Машу, одеть на прогулку, помочь ей принять гостей, вылечить куклу Машу.

3. Схемы-действия 

 Схемы-действия отражают культурные эталоны поведения, способствуют усвоению правил мужского и женского поведения. Наиболее интенсивны они на месте  встречи мальчиков и девочек, уже заданном пространством учреждения, - там, где дети имеют возможность проявить самостоятельность, свободу.

4. Сюжетно-ролевые игры Цель. Овладеть полоролевым репертуаром, способами мужского и женского поведения в семье: «Дочки-матери», «У нас гости», «Идем в кукольный театр», «Переезжаем на новую квартиру».

5.  Моделирование ситуаций

Я и моя семья. Дети поочередно берут на себя роли членов семьи и свою собственную; проектируют возможную социальную ситуацию (дома или на улице) и способ поведения.

Технологии, развивающие нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек

1. Совместная трудовая деятельность.

Получив задание, дети в зависимости от пола распределяют трудовые обязанности, цель которых - получить положительный результат. Стирка кукольной одежды: мальчики носят воду, девочки стирают; мальчики относят чистое белье, девочки развешивают; уборка в природном уголке: мальчики приносят горшки с цветами в умывальную комнату, девочки протирают листья, орошают их водой; мальчики расставляют цветы по местам, меняют воду в аквариуме, девочки чистят клетки животных и т.д.

2. Символические игры «Кто живет в твоем сердце?». Задание. Получив карточки-символы, схематически изображающие понятия «доброта», «красота», «честность», «смелость», «сила» и т.д. (см. рис. 3), отобрать те, которые обозначают ценности, определяющие и направляющие поведение мальчика и девочки. В качестве символа можно воспользоваться изображением мишки, выполняющего различные действия.

Метод диалога с самим собой, содержание которого - реальные проблемы: «Мне грустно, потому что...», «Мне радостно, и я...», «Если бы я был(а) мальчиком (девочкой), то...», «Мне бывает страшно, когда...», «Больше всего я люблю...», «Когда вырасту, я...», «Когда стану папой (мамой), я...» и т.д.

ПРОСТРАНСТВЕННО-ПРЕДМЕТНАЯ   СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА

ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ

Для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста

Пространственно-предметная развивающая среда - одно из условий полороле-вого воспитания ребенка. Пространственно-предметная среда стимулирует ребенка на отражение в жизнедеятельности своего (мужского, женского) образа.

        Элементами пространственно-предметной среды выступают:

*игрушечная гостиная - мини-среда  светского этикета (диван, сервант со сто-
ловым и чайным сервизами, стол, торшер, пианино, цветы на столе и на стенах и т.д.), где дети с помощью воспитателя и самостоятельно упражняются в выполнении правил хорошего тона (как сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами  и салфеткой, передавать хлеб, усаживать девочку за стол, вести беседу и т.д.);

*мини-среда, представляющая то, что необходимо для формирования мужских
и женских умений (фрагмент игрушечного кухонного блока: шкаф с полочками  и ящиками, посуда, газовая плита, стол для разделки продуктов и приготовления пищи; фрагмент игрушечного ванного блока: тазики для стирки белья; мастерская по ремонту игрушек с материалом для ремонта, запасными деталями, шкафчик с игрушечными образцами инструментов и т.д.);

*уголок для мальчиков, наполненный  предметами «мужского мира» (машинки,  конструкторы, строительный материал, фуражки, пилотки, строительные каски),  что позволяет проигрывать специфичные  для пола роли (военный, моряк, милиционер, строитель и т.д.).

*домашний очаг - микропространство для девочек - модель уютного уголка:

куклы-мальчики, куклы-девочки со всеми необходимыми атрибутами, аксессуарами, игрушечная мебель, шкатулки с бусами, пуговицами и т.д., т.е. те предметы, которые способствуют выполнению различных социальных ролей (кукла мама, кукла-хозяйка, кукла-мастер, кукла-леди);

*уголок красоты - закрытое ширмой пространство (зеркало, полочка с расчес-

ками, одежными щетками, заколками, бантами), где есть возможность самостоятельно, без посторонних наводить порядок во вешнем виде.

Технологии для работы с детьми старшего дошкольного возраста:

Специально организованные виды деятельности. Выступают в виде этических индивидуальных и совместных бесед как с мальчиками, так и с девочками.

Темы бесед с мальчиками: «Мальчики -защитники слабых (девочек, женщин, стариков)», «Мальчики - маленькие рыцари», «Мальчики - юные мастера», «Мальчики -будущие папы».

Темы бесед с девочками: «Девочки - маленькие хранительницы и утешительницы», «Девочки - маленькие принцессы», «Девочки - будущие мамы».

Темы совместных бесед: «Мальчик и девочка - такие разные и такие похожие», «Защита и сострадание - качества мужчины и женщины», «Внешние формы поведения мальчика и девочки», «Мальчики и девочки в совместной деятельности», «Мальчик и девочка - будущая семья».

Игры-состязания, стимулирующие познавательную активность: «Назови смелую профессию», «Опиши словесно портрет девочки (мальчика)», «Кто передаст характер героя (героини) известного произведения?», «Кто составит небольшой рассказ о мальчике (девочке, маме, папе, бабушке, дедушке) по заданным словам (веселая, озорная, забавная, смешливая; герой, храбрец, победитель, рыцарь)?».

Символические игры

(авторские и модифицированные нами игровые методы Р.М. Чумичёвой)

  1. «Предмет-мужчина, предмет-женщина». Задание. Рассмотреть предмет (кувшин, лампа, подушка, карандаш), представить, кем бы он стал, если его оживить (мужчиной или женщиной), и обыграть эти предметы, изображая их взаимодействие - словесно или жестами.
  2. «Мой любимый герой». Задание. Нарисовать образ любимого героя, реального или литературного; раскрыть словесно его суть; прикосновением волшебной палочки превратиться в того героя, кого нарисовал.
  3. Дидактические игры
  1. «Мама». Цель. Развивать представление об обязанностях мамы в семье и на работе; воспитывать любовь к близкими людям, желание доставить им удовольствие; закрепить употребление «волшебных слов», помогающих дарить окружающим радость, сохранять дружбу. Ход игры. По предложению педагога дети сочиняют рассказ на тему «Моя мама дома и на работе» и описывают ее портрет; с помощью открыток разыгрывают ситуации: «Выбираем подарок для мамы (бабушки, сестры)», «Поищем и найдем "волшебные слова" для мамы». Игра заканчивается совместным определением того, кто самый внимательный: дочка, сын, внук; обсуждением, почему сделали именно такой выбор.
  2. «Кем я хочу стать? Как буду работать?». Цель. Формировать умение делать выбор в соответствии с собственными интересами и способностями; осознавать значимость любой профессии. Материалы, изображающие людей Ход игры. 1. Беседа по темам: I «Сколько профессий может освоить человек?», «Что определяет название профессии?», «Почему человек стремится  овладеть профессией?», «Какая профессия самая лучшая? Почему?», «Кем я  мечтаю быть? Чему я для этого должен  научиться?». 2. Чтение стихотворения  В.В. Маяковского «Кем быть?». 3. Обсуждение темы: «Какие профессии называют  женскими? мужскими?», «Случается ли,  что женщины овладевают мужской профессией, а мужчины - женской?». 4. Вывод, к которому детей подводит педагог: главное - любить и хорошо знать свое дело.

Технологии , способствующие овладению полоролевого поведения

Специально организованные проблемные ситуации.

Педагог описывает те ситуации, которые ежедневно возникают в детском  саду, например: 1. Сегодня, позавтракав, все отправились на прогулку, Леночка осталась в группе, чтобы помочь Зое Алексеевне.  Не напоминает ли ее поступок кого- то из сказочных персонажей? Кто так же как Леночка, любил трудиться? С кем  ее можно сравнить? С Крошечкой-Хаврошечкой  или с Ленивицей? 2. Оля строила из кубиков домик. Пробежал Андрюша, нечаянно толкнул постройку. Строение рассыпалось. Никто не обратил внимания на девочку, на то  как она огорчилась. Только Саша подошел к Оле: собрав кубики, он стал   успокаивать девочку. Невольно вспоминается  одна  из  сказок  братьев Гримм - «Гензель и Гретель». Кто расскажет, как Гензель заботился о своей сестренке  Гретель? Как успокаивал ее? Как по-мужски находил  выход из трудного положения? Кто представит, как в такой же ситуации повели бы себя Карабас-Барабас? Буратино, Айболит?

Прогнозирование ситуации. Его суть- представить свои действия в предлагаемой неприятной действительности. Основная задача, к которой педагог подводит детей: прежде, чем что-то сделать, следует остановиться, подумать: кто ты, мальчик или девочка? как должен повести себя мальчик (девочка), чтобы избежать неприятностей?

 Примеры ситуаций: 1. Алеша и Дима, играя, не поделили машину. Что может произойти, если никто из них не хочет уступить? Как решить конфликт по-мужски? 2. Мама просит Свету убрать игрушки за собой и положить их на место. Что будет, если Света выполнит мамину просьбу?

А если откажется?

Моделирование жизненно значимой ситуации, включающей проблему и ряд  действий, которые следует выбрать и которыми следует руководствоваться в среде сверстников.

Модель поведения для мальчиков 1. Ты едешь в трамвае, сидишь у окна. Входит женщина. Ты уступаешь ей место?   Продолжаешь сидеть и смотреть в окно?

Взбираешься на колени мамы? 2. Большие мальчики обижают девочку. Она плачет. Ты проходишь мимо? Зовешь старшего брата или маму? Сам заступаешься за девочку?

Модель поведения для девочек

1. Дети вышли на прогулку. У Алеши неправильно застегнуто пальто. Шапка съехала набок. Ты помогаешь Алеше привести себя в порядок? Жалуешься воспитателю на небрежный вид мальчика? Не замечаешь непорядок в одежде Алеши?      

 2. Мама заболела. Ты будешь заботиться о ней? Или продолжишь играть как ни в чем не бывало? Станешь капризничать?

 Ребенок моделирует ситуацию не только словесно. С помощью графических  средств или демонстрационного материала он должен продумать и обозначить свои связи, отношения и действия с теми людьми, кто находится с ним в одной ситуации. з Сюжетно-ролевые игры. «Дочки-матери», «Переезжаем на новую квартиру», «Ожидаем гостей», «Дети заболели», «В семье празднуют именины».

   Игры-драматизации

1. «Спящая красавица». Цель. Формировать   доброжелательные    отношения между мальчиками и девочками; развивать способность и желание говорить приятное своим товарищам. Задание. Мальчик (девочка

по желанию изображает спящего принца (спящую красавицу). Остальные игроки, соблюдая очередность, подходят к спящему герою и пытаются добрыми    словами разбудить принца (или красавицу).

  1. «Сказка наоборот». Цель. Формировать умение входить в образ героя противоположного пола, понимать его интересы и нравственные ценности. Задание. Придумать сказку, в которой действуют известные сказочные персонажи. Основное условие: героев (Карлсон, Буратино, Карабас-Барабас, Незнайка) изображают девочки, а героинь (Красная Шапочка, Крошечка-Хаврошечка, Золушка, Мальвина) - мальчики.

Моделирование ситуаций

«Прими решение». Цель. Формировать умение самостоятельно принимать решения, ориентируясь на эталон мужского и женского поведения, принятый в обществе. Содержание. Воспитатель читает текст. Задача, поставленная перед детьми, - самостоятельно продолжить и закончить сказку. Например: «Жила-была девочка, добрая, умная. Один недостаток был у нее - очень рассеянная. Однажды, отправляясь на день рождения своей подруги, девочка никак не могла найти заколки, чтобы привести в порядок прическу. Наконец нашла. Но тут куда-то запропастились носки... Что делать? Опаздывать нельзя. Помогла мама. И носочки нашла, и подарок для именинницы подготовила. Когда девочка была уже во дворе, у подъезда ее внимание привлек незнакомый малыш. Он сидел на лавочке и тихонько всхлипывал. Рядом никого не было...».

Ответы детей обсуждаются.

Имитационные игры

1.        «Любящие родители». Задание. Передать мимикой, эмоциями чувство радости, нежное, заботливое отношение родителей к своим детям.

  1. «Бездомный котенок». Задание. Проявить жалость, ласку к тем, кто нуждается во внимании.
  2. «Разъяренная медведица». Задание. Выразить эмоцию гнева; объяснить его причину у людей, животных; способ выхода из этого состояния.
  3. «Охота Бабы Яги». Задание. Передать характер отрицательного сказочного героя выразительными движениями, мимикой.

     Коммуникативные методы

1. «Посмотри в глаза». Задание. Составить пары, посмотреть друг другу в глаза, представить, каким  (какой) станет партнер (партнерша), когда вырастет, рассказать об этом.

2.        «Секретные совещания». Задание.

Собраться мальчикам на «совещание» и решить, что приятного, доброго, полезного они могут сделать для девочек.

3.        Игра «Подарок». Дети, чередуясь (мальчик-девочка), образуют круг. По предложению водящего (воспитатель) преподносят соседу воображаемый
подарок: руками изображают, что дарят, говоря при этом что-то приятное. Водящий дает установку: «Подумайте, какой подарок было бы приятно получить вашему (вашей) соседу (соседке)». По окончании игры спрашивает, что подарили. Предлагает сопоставить, насколько верно сосед (соседка) понял преподносимый дар. Дети, в свою очередь, делятся впечатлениями о том, какие они испытали чувства, получая или преподнося подарок.

4.        «Скажи комплимент». Рассадив детей по кругу, педагог предлагает

каждому, соблюдая очередность, сказать своему соседу что-то приятное. Тот,    к кому обращаются, обязательно благодарит за доброе слово.

 В следующий раз задание можно усложнить, предложив мальчикам обратиться к девочкам так, как это сделал бы рыцарь или мушкетер, увидев свою королеву, а девочкам - повести себя как Золушка на балу. По выполнении задания

Обсудить совместно, кто сказал самый необычный или неожиданный комплимент.

Технологии, способствующие воспитанию женственности и мужественности, самосовершенствованию женской (мужской)

индивидуальности

Состязательные игры 

  1. «Рыцарский турнир». Турнир проводят мальчики-рыцари, соревнуясь в ловкости, сноровке (попадание в цель, бег с препятствиями, прохождение по лабиринту), силе (перетягиванию  каната, армреслинг), смекалке (отгадывание кроссвордов, задач, головоломок), галантности (приглашение на танец), остроумии (изложение забавного случая, придумывание названия к смешным картинкам). Подведение итогов и награждение победителей проводят девочки.
  2.  Маленькая хозяйка». Девочки соревнуются в кулинарных способностях (приготовление бутербродов, салатов), знании кулинарных рецептов, умении сервировать  стол, принимать гостей.

Технологии, обуславливающие формирование представлений у мальчиков и девочек о народной культуре и народных традициях воспитания

Диалогово- игровые методы

  1. «Беседа с героем сказки». Из набора карточек выбрать одну и принять на себя роль этого героя или героини ( Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Снегурочка, Змей Горыныч, Иванушка-дурачок, Емеля, Крошечка-Хаврошечка).

Выбрав пару (мальчик-девочка), разыграть ситуацию, предложенную педагогом, например: сочинить беседу между двумя персонажами на определенную тему (о погоде, друзьях, желаниях, любимых занятиях и т.д.); придумать и провести диалог сказочных персонажей по поводу какой-либо совместной деятельности.

  1. «Главные слова». Цель. Находить в сказке главные, значимые слова, раскрывающие полоролевые ценности. По предложению педагога дети вычленяют в сказке слова, раскрывающие нравственный смысл поступков героев. Это могут волшебные слова, сказочные приговоры, слова, что несут смысловую нагрузку. Так, основные слова в сказке «Морозко», сказанные падчерицей: «Тепло, Морозушко, тепло, батюшка!». Отсюда понятно: вовсе не случайно, что ее терпение, доброта, трудолюбие, мягкость вознаграждаются. Главные смысловые слова в былине «Вольга и Микула» произносит богатырь: «Простой крестьянин я, землю пашу. Хлебом Русь кормлю. А зовут меня Микула Селянинович». Важно донести до детей мысль: трудолюбие, отвага, сила, смелость, любовь к Родине на земле Русской всегда являлись и являются ценностями.

         Игры-состязания Задание. Назвать пословицы, раскрывающие мужские и женские качества характера; назвать пословицы о семье, почитании родителей, любви к детям; душевно спеть колыбельную песню сыну или дочке; назвать сказки, в которых действуют добрые, заботливые, трудолюбивые, сильные, выносливые, отважные, находчивые герои; нарисовать старинный праздничный наряд мужчины (женщины); назвать старинные предметы быта.

Русские народные игры

1.        «В хороводе были мы». Цель. Формировать умение овладевать нормами
межполового общения.
Ход игры. Действие разворачивается внутри хоровода, а героями становятся мальчик и девочка, выбранные по жребию. По окончании песни:

В хороводе были мы. Ай-люли, были мы. Увидали парочку. Постой, пара, поклонись, Ай-люли, поклонись. Хороводу покажись - выбирается новая пара.  

2.        «Утка». Ход игры. Играющие (чередуясь: мальчик-девочка) образуют круг. В центре - «утка» (девочка), за кругом - «селезень» (мальчик). Он должен поймать  утку, стремясь прорваться в круг. Стоящие , в кругу, сцепив руки, мешают ему, защищая утку.

ПРОСТРАНСТВЕННО-ПРЕДМЕТНАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА

ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ

Для работы со старшими дошкольниками

Построение пространственно-предметной среды строится на тех же принципах, что и в группах младшего и среднего дошкольного возраста. Ее социокультурными элементами выступают:

* мини-среда мужского и женского труда, содержащая оборудование, необходимое для формирования мужских и женских умений (мастерские с наборами слесарных, плотницких, строительных инструментов, сельскохозяйственный инвентарь; швейные принадлежности, фрагменты кухонного блока, ванной комнаты и т.д.);
* макет русской избы, убранство дома: стол, лавка, скамья (лавка со спинкой), стольцы (табуретки), сундуки, детская люлька, полки-воронцы, рукомойник,   ушат, прялка и т.д.;

 * мини-среда светского этикета (костюмы,  шляпки,  галстуки-бабочки,  цветы, книги и т.п.), обеспечивающая детям возможность самостоятельно проигрывать ситуацию, которая требует следования правилам хорошего тона, этикета (званый обед, концерт, незнакомые люди, театр, прием гостей);

*атрибуты, представляющие мужские и женские профессии (портреты людей разных специальностей, элементы одежды, профессиональные принадлежности, книги, повествующие о людях разных профессий);

*уголок «Мужская доблесть», в центре которого - портрет рыцаря в   доспехах (шлем, кольчуга, палица, деревянные мечи, щиты); казацкое снаряжение (сабля, шапка, пика, патронташ, портупея, папаха, бурка); современное военное обмундирование и оружие (китель, фуражка, гимнастерка, фляга, пистолет, автомат); зарисовка парусника, самолета, корабля;

*уголок девочек, где собраны атрибуты для игр «Дочки-матери», «Салон красоты», «Больница»;

*художественная мини-галерея - экспозиция репродукций произведений
живописи, графики, литературных произведений, отражающая образы мальчиков, девочек, мужчин, женщин;

*схемы-действия, где отражены' культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему : "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в детском саду".

Консультация для родителей на тему «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей в детском саду».Дорогие родители одной из главных задач , которая заложена в «Программе обучения и восп...

Консультация для родителей: «Совместная работа детского сада и семьи по детей экологическому воспитанию».

Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, эстетическое, трудовое  и физическое воспитание. Взрослые, вспоминая своё детство, невольно думают о речке,...

"Патриотическое воспитание в детском саду" . Консультация для педагогов и родителей.

Данная статья позволяет узнать родителям о значимости патриотического воспитания детей....

Консультация для родителей "Экологическое воспитание в детском саду"

Консультация для родителей "Экологическое воспитание в детском саду"...

Консультация для родителей "Музыкальное воспитание в детском саду. Что это?"

Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Музыка, в большей степени, чем какой либо другой вид искусства, доступна ребенку....

Консультация "Духовно нравственное воспитание в детском саду"

Консультация для воспитателей и родителей...