"Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"
рабочая программа (подготовительная группа)

Жилина Наталья Александровна

Ведущей  целью Программы является выявление и развитие предпосылок  творческой одаренности у дошкольников через ознакомление с техникой работы с пластилином «пластилинография».  Для достижения этой цели большое значение придается созданию комфортных условий для  развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность. Большое значение придается творческой организации (креативности, новизне). В  группе создана доброжелательная атмосфера, которая помогает детям быть общительными, инициативными, открытыми, что позволяет развивать творчество в соответствии с интересами каждого ребенка.  Большое значение имеет уважительное отношение к результатам детского творчества. Вовлечение родителей воспитанников в общий процесс, заинтересованность их в развитии творческих способностей детей, делает его более продуктивным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Региональный конкурс

Программ по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Номинация: Программы, направленные на выявление, поддержку и развитие предпосылок творческой одаренности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ (художественная, вокальная, литературная, артистическая).

Жилина Наталья Александровна

              (фамилия, имя, отчество)

воспитатель

               (должность)

Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение Детский сад «Крепыш»

                       (полное наименование образовательной организации, район/город)

       (название разработки)

Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение

Детский сад «Крепыш»

Программа творческой студии «Пластилинка» воспитателя ДОУ

разработана в соответствии с ФГОС ДО

(подготовительная группа – 6-7 лет)

Программа направлена на выявление поддержку и развитие предпосылок художественной одаренности.

Разработчик программы:

Воспитатель Жилина Наталья Александровна

Смоленская область

Г.Гагарин

          2018-2019 уч.год

Содержание:

  1. Пояснительная записка

- Актуальность Программы

- Цель

- Задачи

- Целевая аудитория

- Методы исследования

- База экспериментальной работы

2. Принципы и подходы к формированию содержания программы.

3. Планируемые результаты

4. Основные  условия  в  детском  саду.

           5. Развитие личности старшего дошкольника

           6. Методики исследования одаренных детей в ДОУ

           7. Анкета по выявлению творческих способностей детей для родителей.

           8. Взаимодействие всех специалистов ДОУ и родителей в поддержке талантливых детей.

  1. Планирование индивидуального образовательного маршрута ребенка с художественной одаренностью.

  1. Пояснительная записка        

Содержание образовательного процесса построено на основе основной образовательной Программы ДОУ «Крепыш» и в соответствии с ФГОС ДО. Программа направлена на выявление и развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Программа работы с одаренными детьми «Пластилинка» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

•        Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 12 2012 года № 273 - ФЗ

•        Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 « Об утверждении Порядка организации  и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

•        СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

•        Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении  Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования»  (ФГОС  ДО).

Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках президентской программы

“Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.

     •        Устав Детского сада МБДОУ «Детский сад «Крепыш»

•        Образовательная программа МБДОУ «Детский сад «Крепыш»

Ведущей  целью Программы является выявление и развитие предпосылок  творческой одаренности у дошкольников через ознакомление с техникой работы с пластилином «пластилинография».  Для достижения этой цели большое значение придается созданию комфортных условий для  развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность. Большое значение придается творческой организации (креативности, новизне). В  группе создана доброжелательная атмосфера, которая помогает детям быть общительными, инициативными, открытыми, что позволяет развивать творчество в соответствии с интересами каждого ребенка.  Большое значение имеет уважительное отношение к результатам детского творчества. Вовлечение родителей воспитанников в общий процесс, заинтересованность их в развитии творческих способностей детей, делает его более продуктивным.

Актуальность

На современном этапе одной из самых важных и главных педагогических задач  в ДОУ является развитие художественно-творческих способностей у ребенка. Но задача педагога не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей. Дошкольники радуются тому, что они имеют успех, и эти положительные эмоции подталкивают их к развитию своих, пусть и очень небольших, способностей.

Это очень важно для становления человеческой личности, ведь в процессе обучения ребята должны научиться вырабатывать потребность развивать свои природные данные, ценить самое маленькое зёрнышко своего таланта…

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких,  необычных, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. В современном мире понятие «одаренность» понимают как потенциал, который может привести к значительным успехам в той или иной деятельности, а может и совсем не реализоваться.

Одаренность это результат смыслового взаимодействия нескольких аспектов:

1.        Наследственность (врожденные, генетические предпосылки).  Она обнаруживается в ходе возрастного созревания, в социальной среде, под влиянием обучения и воспитания.

2.        Социальная среда, способствующая творческой деятельности ребенка.

3.        Психологические механизмы саморазвития (мотивация).

Еще несколько десятилетий назад детской одаренностью считались успехи ребенка  в определенной сфере, например, в музыке, в спорте, то сейчас наравне с этим говорят об интеллектуальной и творческой одаренности.  Но когда и как может быть выявлена одаренность ребенка? В чем она проявляется?  Детский возраст - это период впитывания, накопления знаний, это период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления — одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

Ребенку-дошкольнику по своей природе, присущи такие черты, как фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления.  Кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее, чаще всего, положительное. Этот огромный подарок природы при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность достигать больших высот в развитии.

Исходя из этого, на  современном этапе одной из самых важных и главных педагогических задач  в ДОУ является развитие художественно-творческих способностей у ребенка.  Для этого необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов (музыкальных работников, руководителей изобразительной деятельности),  родителей.

Цели

Создать условия для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность. Помочь дошкольникам овладеть необходимыми навыками и современными техниками работы с пластилином для воплощения замыслов в своих работах.

Задачи

1.        Познакомить детей с новым видом творческой деятельности - пластилинографией.

2.        Создание условий для овладения детьми определенными знаниями, умениями, навыками  в процессе работы с пластилином в технике пластилинография.

3.        Развивать воображение и творческие способности ребенка.

4.        Предоставить каждому ребенку возможность развивать мелкую моторику, мускулатуры рук.

5.        Поощрять и поддерживать инициативу, творческие находки.

6.        Развивать целенаправленную деятельность детей,  их стремление к созидательной активности.

7.        Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что результат  его деятельности интересен другим и ему самому.

Целевая аудитория         программы: дети старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: 

Теоретические - анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

Практические - педагогический эксперимент, изучение продуктов детской деятельности.

База экспериментальной работы - МБДОУ «Детский сад «Крепыш».

  1. Принципы и подходы к формированию содержания программы:

Реализация программы «Пластилинка» осуществляется по следующим направлениям:

  • Эмоциональное отношение к деятельности (положительные эмоции).
  • Обязательное включение ребенка в практическую деятельность, только в ней ребенок может осваивать, порождать и применять ее способы.
  • Демократический стиль отношений, доброжелательный климат на всех уровнях: (администрация – воспитатель – ребенок – семья).
  • Нерегламентированная творческая среда.
  • Широкий круг общения: включение в различные общности (в том числе и взрослые профессиональные сообщества).
  • Социальная значимость и поддержка развития не только специальных способностей, но и интеллектуальных, творческих способностей через прессу, телевидение, общественную оценку.
  • Мотивация, воля, познавательная потребность ребенка.
  • Подражание творческой личности – значимому для ребенка взрослому
  • Принцип учета возрастных особенностей.

Количество детей: 15 человек

Количество занятий в месяц: 8

Время проведения: понедельник: 15.30, среда: 15.30 (занятия по 30 минут).

  1. Планируемые результаты

Повышение уровня индивидуальных достижений детей в  художественно-творческом направлении деятельности.

Повышение динамики развития продуктивного творческого мышления детей с общей одаренностью.

Выявление  и развитие способностей детей к творческой деятельности  для дальнейшей работы.

Выявление и осознание ребенком своих способностей, способствовать формированию   способов самоконтроля.

Способствовать повышению уровня индивидуальных достижений дошкольников при занятии пластилинографией.

Вовлечение числа педагогов ДОУ и родителей в развитие творческих способностей воспитанников с целью выявления предпосылок одаренности детей.

  1. Основные  условия  в  детском  саду:

  1. Наличие богатой предметно - развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
  2. Создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка  чувство собственной значимости, поощряющей  проявление его индивидуальности;
  3. Наличие  личностно-ориентированной  воспитательно-образовательной  системы, включающей  в  себя  развивающие  программы  по  различным  направлениям  детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;
  4. Введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;
  5. Использование  в  работе  педагогов  различных  нетрадиционных  методов  и  приемов, игровых технологий,
  6. Занятие детей в свободной деятельности развивающими играми, работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка;
  7. Тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей.

https://docplayer.ru/36975721-Programma-odarennyy-rebenok-vyyavlenie-i-razvitie-predposylok-odarennosti-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-detskogo-sada-soderzhanie.html

  1. Развитие личности старшего дошкольника

До 6 лет ребёнок подчиняется чувствам, это и объясняет частую смену настроений. В силу возрастных особенностей к 7 годам происходит ускоренный рост умственного развития. В этом возрасте дошкольники начинают определять себя как личность, у них появляется мнение, которое они могут аргументировать.

Личностное развитие ребёнка 6–7 лет включает в себя два основных фактора: понимание, как устроен окружающий мир вокруг него, и своего места в этом мире.  У ребёнка активно формируется концепция самосознания, развивается гендерная идентичность, он учится понимать, к какому полу относится. Игра у детей в этом возрасте подчиняется гендерному принципу. В этом возрасте дошкольники не просто играют, они распределяют роли и следуют им. Дети начинают понимать, что существуют правила, и требуют их соблюдения от себя и других людей.

В возрасте 6–7 лет у детей формируются морально-этические категории. Ребёнок начинает понимать, как нужно себя вести, а как не надо, как хорошо поступать и как плохо. Ребятам в этом возрасте важно общение со сверстниками. Оно также строится по определённым принципам, которые обеспечивают ребёнку безопасность и благополучие. В 6–7 лет в эмоциональной сфере происходит утрата непосредственности и наивности в поведении. Поведение ребёнка начинает строиться цепочкой «захотел – осознал – сделал», это соответствует возрастным изменениям организма. В жизнь ребёнка вносится интеллектуальный компонент, который говорит о том, что появляется волевая регуляция. И после того, как происходит осознание того, «что я хочу» и «как я этого добьюсь», появляется следующий этап – «я это делаю».

У старших дошкольников начинает развиваться произвольное внимание, произвольная слуховая и зрительная память. Ребёнок уже сознательно направляет и удерживает внимание, память на разных объектах. У дошкольников 7 лет бурно развивается воображение, речь усложняется и становится эффективным средством взаимодействия и регулятором поведения. Ребёнок говорит сложными грамматическими конструкциями, предложения становятся распространёнными. Дети могут вести свою речь о том, что хочется, предполагать о событиях, которых ждут.

Логическое мышление в 6–7 лет развивается очень активно. К этому возрасту характерно понимать закономерность и уметь дополнять ряд предметов. Ребёнок способен вычислить лишний предмет, продолжить числовой ряд в пределах десяти. Мышление формируется постепенно: ребёнок учится выделять основные свойства и признаки предметов, способен сравнивать, обобщать, классифицировать. Малышам в этот период нравятся интеллектуальные настольные игры, где можно проявить свои умственные способности.

Дети  старшего возраста умеют составлять рассказ по картинке или заданной теме. Речь практически сформирована, близка ко взрослой, словарный запас более 3000 слов. Ребёнок общается на разные темы, способен вести монолог и диалог. Взаимодействие со сверстниками занимает значительную часть дня.

В подготовительной группе дети овладевают первоначальными навыками в рисовании предметов с натуры и по памяти, способностью видеть в окружающей жизни разнообразие форм, красок, положение предметов в пространстве. 
У детей шести лет довольно хорошо развито аналитическое мышление. Они могут выделять как общие признаки, присущие предметам одного вида, так и индивидуальные особенности, отличающие один предмет от другого. 
В подготовительной группе дети начинают рисовать с предварительного наброска, в котором намечаются сначала основные части, а затем уточняются детали. Использование наброска заставляет ребенка внимательно анализировать натуру, выделять главное в ней, согласовывать детали, планировать свою работу. 

Для детей старшего дошкольного возраста характерны физиологические изменения, которые обусловлены взрослением. Рост увеличивается, в среднем он достигает 120–125 см, вес, согласно данным ВОЗ, 21–25 кг. Дошкольник становится старше, но нервные процессы ещё не до конца созрели, из-за этого пока нередки капризы и излишняя обидчивость. В этом возрасте для гармоничного развития ребёнка нужны занятия спортом, подвижные игры.

  1. Выявление особенностей основных компонентов детской одаренности проводится на основе наблюдения, изучения возрастных психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления ребенка в три этапа:

1 этап – групповое обследование детей с помощью стандартных методик на основе системы мониторинга Программы ДОУ, выявление детей показавших результаты высокие и выше среднего.

2 этап – анализ результатов наблюдений воспитателей, анкетирования родителей ребенка. По оценке взрослых выделяются одаренные дети.

3 этап – организуется индивидуальное обследование одаренных детей с помощью бесед, интервью, диагностических анкет, тестов. Уточняется желание и интерес ребенка к определенному виду  деятельности.

Особое внимание при выявлении талантливых детей  необходимо обратить на творческие выставки, на самостоятельные  творческие работы детей.

Методики исследования одаренных детей в ДОО

Диагностика предпосылок одаренности ребенка дошкольного возраста проводится в 5 этапов:

1. Диагностика развития речи с помощью методики "Словарная мобильность" (В.В. Клименко).

2. Определение уровня развития творческих способностей с помощью методик В.В. Клименко "Как спасти зайку" и "Солнце в комнате".

3. Определение уровня развития воображения детей с помощью методики "Придумай рассказ" (Р.С. Немов).

4. Выявление силы развития природной памяти с помощью методики "Диагностика природной памяти" (Л.В. Черемошкина).

5. Определение уровня развития любознательности с помощью методики "Сказка" (Н.И. Гуткина).

Методика "Словарная мобильность"

Методика включает 6 заданий.

1. Задание А. Придумай как можно больше слов на букву С.

Время выполнения – 1 мин.

Обработка данных: 6–7 слов – высокий уровень; 4–5 – средний; 2–3 – низкий.

2. Задание Б. Подбери рифму.

Инструкция: "Ты, конечно, знаешь, что такое рифма. Рифма – это слово, которое созвучно с другим. Два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково. Понял? Например, два слова: вол – гол. Они звучат похоже, значит, они рифмуются. Теперь я тебе дам слово, а ты подбери как можно больше таких слов, которые с ним рифмуются. Слово это будет "день" ("каша", "вой")".

Время работы с одним словом – 1 мин.

Обработка данных: тест выполнен, если ребенок подобрал три рифмы, по меньшей мере, для двух слов. Имена собственные приемлемы.

3. Задание В. Как будет называться маленький предмет?

Мяч – мячик; рука – …; солнце – ...; трава – ...; плечо – ...; ухо – ...; таз – ... .

Обработка данных: 6–7 баллов – высокий уровень; 4–5 – средний; 2–3 – низкий.

4. Задание Г. Если предмет сделан из…, то какой он?

Железо – ...; дерево – ...; снег – ...; пух – ...; бумага – ... .

Обработка данных: 4–5 баллов – высокий уровень; 2–3 – средний; 1–0 – низкий.

5. Задание Д. Как называется человек, который… (учит, столярничает, плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит)?

Обработка данных: 6–7 баллов – высокий уровень; 4–5 – средний; 2–3 – низкий.

6. Задание Е. Исследование особенностей звукового анализа слова.

Инструкция: "Я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается на букву Д, сразу хлопнешь в ладоши".

Слова: дача, рука, туча, лиса, дом, Даша, ком, дорога, тарелка, стол, дождь, липа, тачка, каша, душ, пчела, дым, речка, кошка, вилка, трава.

Обработка данных – подсчитывается количество правильно выполненных хлопков: безошибочное выполнение – высокий уровень; 1–2 ошибки – средний; 3 и более ошибки – низкий.

Методика "Как спасти зайку". Направлена на оценку способности превратить задачу на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.

Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика: "Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов. Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"

Обработка данных: в ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по 3-балльной системе.

Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку, с помощью которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.

Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.

Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик ("Зайка на шарике может улететь") или сделать из листа кораблик. Оценка – 3 балла.

Методика "Солнце в комнате". Предназначена для выявления способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. Для проведения потребуются: картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.

Педагог-психолог, показывая ребенку картинку, говорит: "Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано?". По ходу перечисления деталей (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т.д.) озвучивается следующее задание: "Посмотри, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть, или художник что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она была правильной".

Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для исправления картинки.

Обработка данных осуществляется по 5-балльной системе:

1 балл – отсутствие ответа, непринятие задания ("не знаю, как исправить", "картинку исправлять не нужно");

2 балла – формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко);

3 балла – содержательное устранение несоответствия: простой ответ – нарисовать в другом месте ("солнышко на улице");

4 балла – содержательное устранение несоответствия: сложный ответ – переделать рисунок ("сделать из солнышка лампу");

5 баллов – конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации – "картинку сделать", "нарисовать окно", "посадить солнышко в рамку" и т. д.).

Методика «Придумай рассказ». Ребенку предлагается задание – придумать рассказ (историю, сказку) о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 минуту, а затем пересказать его в течение 2 минут.

Обработка результатов: 10 баллов – очень высокий уровень воображения; 8–9 – высокий; 4–7 – средний; 2–3 – низкий; 0–1 – очень низкий.

«Диагностика природной памяти». Для проведения понадобятся: карточка с фигурой, состоящей из трех пересекающихся линий, карандаши, часы с секундной стрелкой, чистая бумага без клеточек и линеечек, размером 10 × 15 см (совпадающая по размерам с диагностическим материалом).

Ребенок садится за стол, перед ним кладется чистый лист бумаги и карандаш. Инструкция педагога-психолога: "Сейчас на короткое время я покажу тебе карточку, на которой нарисована фигура. Ты должен постараться ее запомнить и нарисовать. Если сразу не запомнишь, не расстраивайся, я покажу ее еще раз, и буду показывать до тех пор, пока ты не запомнишь и не нарисуешь эту фигуру. О том, что сейчас покажу карточку, я буду предупреждать словом "Внимание!". После того, как я уберу карточку, ты можешь начинать рисовать".

Ребенок после каждого показа карточки рисует на новом листе бумаги. Карточка показывается по 2 секунды до тех пор, пока рисунок испытуемого не будет напоминать оригинал. В правильном рисунке должны быть соблюдены: приблизительные размеры фигуры; ее наклон; количество линий и число их пересечений.

Обработка результатов: чтобы сделать вывод о силе природной памяти ребенка, необходимо подсчитать суммарное время запоминания фигуры. Оно будет равняться произведению 2 секунд и количества показов карточки:

• на запоминание потребовалось 10 сек и менее – это говорит о сильной природной памяти;

• от 12 до 30 сек – природная память средней силы;

• более 32 сек – сила природной памяти ниже среднего.

Методика «Сказка». Ребенку предлагается послушать сказку, но нужно выбрать одну из четырех: про сливу, яблоко, грушу и манго (последний объект должен быть не знаком ребенку). Ребенка спрашивают, какую сказку он хочет послушать.

При обработке данных фиксируется, выбирает ли ребенок сказку про манго или хотя бы спрашивает у взрослого, что это такое, даже если желает послушать сказку про знакомый объект. Предполагается, что интерес к сказке с незнакомым объектом указывает на более выраженную степень любознательности.

https://infourok.ru/metodiki-issledovaniya-odarennih-detey-v-dou-1232304.html

7. Анкета по выявлению художественных способностей у детей для родителей

1) В каком возрасте Ваш ребенок впервые взял карандаш в руки? Фломастер? Кисточку?

2) Что Вы предприняли, заметив желание ребенка рисовать?

3) В каком возрасте ребенок стал изображать маму, папу? Воображаемых героев, животных?

4) Предлагаете ли Вы ребенку, кроме карандашей, фломастеров, красок, другие художественные материалы?

5) Какое любимое занятие у Вашего ребенка: рисовать, вырезать из бумаги, лепить?

6) Как часто Ваш ребенок занят любимым делом?

7) Что нравится Вашему ребенку больше – раскрашивать готовый рисунок внутри контура или работать с чистым листом бумаги и выдумывать самому рисунок?

8) Любит ли ребенок срисовывать готовые картинки?

9) Зарисовывает ли он свои пережитые впечатления?

10) Отведено ли ребенку специальное место для рисования?

11) Устраиваете ли Вы дома выставки работ Вашего ребенка? Где?

12) Высказываете ли Вы ребенку свое мнение о его работах? Не допускаете ли Вы критику в адрес его работ?

13) Какими методами Вы поддерживаете интерес к художественному творчеству у ребенка? Оказываете ли Вы ему помощь в освоении изучаемого материала?

14) Принимал ли Ваш ребенок участие в конкурсах, выставках по рисованию? Какие имел результаты? https://www.maam.ru/detskijsad/doklad-sistema-diagnostiki-odarenosti-rebenka-v-razlichnyh-sferah-v-uslovijah-dou.html

        

  1. Взаимодействие специалистов ДОУ и родителей в поддержке талантливых детей.

        ребенок

Педагоги ДОУ (психолог, музыкальные руководитель, руководитель ИЗО, воспитатель).

Социальные партнеры города (творческие студии, Дом детского творчества, музеи города.)

Семья ребенка, близкое ему окружение.

  1. Планирование индивидуального образовательного маршрута ребенка с художественной одаренностью.

Фамилия, имя ребенка – М. Маргарита.

Возраст - 6 лет (2012 г.р)
Вид одарённости  -  художественно-творческий.
Склонности – наличие творческой  способности, изобразительной одаренности,  склонность к театральным способностям.
Форма работы - индивидуальная работа.

Цель: развитие  творческих способностей ребёнка в изобразительной деятельности.
Сопровождающий педагог – воспитатель Жилина Наталья Александровна.
Партнёры – родители, педагог ИЗО.

Дополнительные занятия в Доме Детского творчества «Звездный»: вокал, занятия в танцевальной студии.

Маргарита посещает детский сад с 2014 года. Девочка растет в полной семье.  Атмосфера в семье спокойная.

Развитие ребёнка соответствует норме. Девочка очень активна, любознательна. По наблюдениям, часто ставить перед собой цели, проявляя упорство и настойчивость в достижении результата. Ребенок легко обучаем, с ответственностью подходит к поручениям взрослого.

 Девочка  с сильным характером, среди детей имеет авторитет, но  так же часто нуждается в похвале и одобрении взрослых. Она обладает хорошей памятью и хорошо развитым воображением, у девочки богатый словарный запас, ярко выраженная способность к словотворчеству. Маргарита  легко запоминает и с выражением читает стихотворения, пересказывает тексты, придумывает рассказы и сказки. Речь ее ярко окрашена, явно присутствуют артистические наклонности.

Любимым занятием девочки является рисование. Любимой темой рисования являются животные и люди.  При рисовании Маргарита комбинирует различные техники и материалы. Наблюдая за ней          можно сделать вывод, что она не только рисует, но и экспериментирует, ищет что-то новое. Рисование помогает девочке сочинять, воображать, рассказывать, самореализовываться в творчестве. Девочка посещает кружки дополнительного образования в Детском доме творчества «Звездный» (вокал, танцы).

Ребенок с  удовольствием выполняет поделки в нетрадиционной технике, много рисует, лепит, вырезает. Семья принимает активное участие в выставках совместного творчества детей и родителей, организованных в детском саду и городе. Проведённая с родителями беседа и анкетирование подтвердили наличие у ребёнка творческих способностей и изобразительной одарённости. Данные наблюдений позволили мне сделать вывод, что  у Риты  творческая (изобразительная) одарённость.

Система работы

Срок исполнения

Используемые приемы

Цель

сентябрь

диагностика

Тестирование детей, анкетирование родителей

октябрь

  1. Игра «Волшебные кляксы»

Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть.

2.Упражнение «Преврати себя в...»

Представь себе, что Ты превратился в Цветок. (Вопросы: о чем ты мечтаешь, что ты видишь ночью, кого ты боишься, o чем шепчутся лепестки на тебе?)

3.Этюд «Капельки»        

  1. Содействовать развитию фантазии - нужно пофантазировать, какие предметные изображения видны в кляксе или её отдельных частях.
  2. Содействовать развитию фантазии ребенка
  3. Формировать умение детей выражать эмоции радости и грусти;      развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;        развивать ориентировку в пространстве.    

ноябрь

  1. Игра «Фантастические гипотезы»
  2. Упражнение «Домашний театр»

Ребенку предлагается вообразить, что он превратился (в животное, птицу, насекомое).

  1. Развивать творческое воображение и теоретическое мышление. Что было бы, если… (город умел летать, часы шли наоборот и т.п.)?
  2. Развитие фантазии, создать условия для развития творческих способностей ребенка, снятия мышечного напряжения.

декабрь

  1. Игра «Сказочная птица»

Педагог раскладывает  8—10 овалов разной величины, формы и цвета; отдельные части птиц (разной формы, величины и цвета). Нужно придумать и составить свою сказочную птицу.

  1. Упражнение «Что это может быть?»

Представьте, что к вам в магазин зашел рассеянный покупатель, который, желая купить массу продуктов, забыл, как они называются. Поэтому он дает их описание, а вы должны быстро, не задумываясь, сказать, что он хочет приобрести.

Зеленый, продолговатый, сочный

Сладкое, сливочное, холодное

Белое, парное, коровье

Красный, сочный, круглый

Вкусный, алый, сочный

Мелкая, черная, зернистая

  1. Упражнять в передаче формы и расположения частей птицы; развивать фантазию.
  2. Развитие речи ребенка.

январь

  1. Творческое задание «Лоскутное одеяло»

Педагог раздает каждому ребенку по бумажному одеялу и предлагает с помощью одного карандаша раскрасить его так, чтобы не было одинаковых лоскутов.

  1. Упражнение «Нарисуй на основе кругов как можно больше предметов»
  1. Цель: учить выражать содержание с помощью ограниченных графических средств.

февраль

  1. «Назови отличие»

Педагог спрашивает, чем шкаф, магнитофон, книга, звонок, самолет отличаются от телевизора, собаки, машины, карандаша, птицы.

  1. Упражнение «Общипанный портрет». Ребенок обрывает от листа кусочки бумаги, формируя силуэт.
  1. Упражнять в нахождении  сходства и отличия при сравнении предметов.
  2. Развитие творчества нестандартными методами.

март

  1. Творческое задание «Придумай узор»

Педагог раскладывает три ряда предметов: первый — фасоль, второй — горох, третий — арбузные семечки. Дети должны соединить предметы в каждом ряду так, чтобы получился красивый и интересный узор.

  1. Творческое задание «Посуда из фольги»
  2. Творческий этюд «Под дождиком»
  1. Учить моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы.
  2. Развитие мелкой моторики, содействовать развитию творческого начала.
  3. формировать умение детей выражать эмоции радости и грусти; формировать умение имитировать простейшие движения; развивать ориентировку в пространстве; развивать мелкую моторику рук; развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.

апрель

  1. Творческое задание «Буквы в рисунках»

Педагог говорит о том, что все буквы на что-то похожи. Например, буква «г» похожа на подъемный кран, «о» — на спасательный круг. Предлагает детям нарисовать те предметы, на которые похожи разные буквы.

  1. Этюд «На рыбалке»
  1. Развивать умение преобразовывать графические символы.
  2. Формировать у детей образные представления; формировать умение имитировать движения, изображать эмоции (радость, досада, огорчение, разочарование).

май

  1. «Обведи свою ладонь и оживи»

Дети самостоятельно обводят на листе бумаги левую руку. Педагог предлагает превратить силуэт в какую-нибудь фигуру.

  1. Творческое упражнение «Жизнь шкафа»

Предлагается рассмотреть картинку, на которой изображен шкаф (стул, ведро, ложка и т.д.). (Вопросы: Из чего может быть сделан шкаф? Может у шкафа меняться настроение? Может шкаф болеть? Можно ли взять в друзья шкафы? Что чувствует шкаф, когда его протирают или ремонтируют? Кого из членов семьи шкаф любит больше всего?

  1. Способствовать созданию в воображении образов на основе схематического изображения предмета.
  2. Содействовать развитию речи, фантазии ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада "Одаренный ребенок".

      Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако, возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлен...

Программа выявления и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, “что любой человек, сколь...

Программа «Одаренный ребенок» Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Программа «Одаренный ребенок» Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада...

ПРОГРАММА по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада «МАЛЕНЬКИЙ ГЕНИЙ» Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №10 «Дюймовочка»

ПРОГРАММАпо выявлению и развитию предпосылок одаренности  у детей дошкольного возрастав условиях детского сада«МАЛЕНЬКИЙ ГЕНИЙ»Муниципального автономного дошкольного образовательного ...

Программа «Одаренный ребенок» Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Программа «Одаренный ребенок» Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада...

Рабочая программа «Одаренный ребенок» Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка. Это объясняется, во-первых, значимос...