ПРОГРАММА по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада «МАЛЕНЬКИЙ ГЕНИЙ» Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №10 «Дюймовочка»
рабочая программа

Гармаева Туяна Дашиевна

ПРОГРАММА

по выявлению и развитию предпосылок одаренности  у детей дошкольного возраста

в условиях детского сада

«МАЛЕНЬКИЙ ГЕНИЙ»

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №10    «Дюймовочка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл program_odarennost_po_fop.docx105.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Дюймовочка»

ПРОГРАММА

по выявлению и развитию предпосылок одаренности  у детей дошкольного возраста

в условиях детского сада

«МАЛЕНЬКИЙ ГЕНИЙ»

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №10    «Дюймовочка»

г. Закаменск

Пояснительная записка

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Отличительные особенности одаренных детей

- Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления;

- Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;

- Испытывают радость от умственного труда.

Одаренного ребенка отличает повышенная концентрация внимания на чем- либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.

Воспитательный процесс в детском саду предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы        с        одаренными        детьми. Выявление одаренности зависит от множества факторов, поэтому необходимо использовать все возможные источники информации о ребенке. Только после сопоставления информации, полученной из различных источников, можно делать какие-либо выводы.

Конечная задача педагогов дошкольного учреждения предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.

Программа рассчитана на дошкольников 3-7 лет с предпосылками к художественной, вокальной, артистической, творческой, хореографической, спортивной одаренностям.

Паспорт программы

Учреждение

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Дюймовочка»

Юридический адрес

e-mail: Телефон:

Республика Бурятия Закаменский район г. Закаменск, ул. Гагарина д 2

Наименование программы

Программа «Маленький гений»

Руководитель  программы

Васильева Л.Л. - Заведующий МАДОУ детский сад №10 «Дюймовочка»  

Разработчики

программы

Коллектив дошкольного учреждения:  Ст. воспитатель,  воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по

физической культуре

Кем утверждена  программа

Рассмотрена         и        принята педагогическим советом, утверждена приказом заведующего

Заказчики

программы

Родительская общественность, педагогический коллектив,

социум

Исполнители Программы

Администрация, педагогический коллектив, воспитанники дошкольного учреждения, родительская общественность.

Срок действия Программы

2021-2023 гг.

Основания

для разработки Программы

-Закон Российской Федерации «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012г;

- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013

№1155;

Этапы реализации

1 этап: организационно-диагностический

2 этап: внедренческий

3 этап: обобщающее - аналитический

Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности педагогического коллектива дошкольного учреждения.

Выявление одаренных детей должно начинаться с раннего возраста наблюдения, изучения психологических особенностей одним из важнейших аспектов деятельности педагогического коллектива дошкольного учреждения.

Выявление одаренных детей должно начинаться с раннего возраста наблюдения, изучения психологических особенностей

Диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного развития одаренного ребенка.

Основная цель

Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.

Основные задачи

Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.

Выявить детей с предпосылками одаренности.

Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического        сопровождения одаренных детей.

Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.

Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.

Приоритетные

Направления

        Программы

Создание условий для оптимального развития детей с высоким творческим, физическом, интеллектуальным потенциалом, привлечение к исследовательской деятельности

Ресурсное обеспечение реализации

Программы

Основными ресурсами для реализации программы являются:

кадры, их высокий уровень мотивации и профессионализма;

инновационный подход (использование современных педагогических технологий);

общественная форма управления

Ожидаемые результаты Программы

Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.

Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.

Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общей  одаренностью.

Управление Программой

Управление реализацией Программы «Маленький  гений» на 2021-2023 гг. осуществляется администрацией дошкольного учреждения

Нормативно-законодательная база

-Закон Российской Федерации «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012г;

-«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155;

Основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения

Программы дополнительного образования дошкольного учреждения

Концепция программы

Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности педагогического коллектива дошкольного учреждения

Выявление одаренных детей должно начинаться с раннего возраста наблюдения, изучения психологических особенностей

Диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного развития одаренного ребенка

Цель программы:

Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями

Воспитательная        цель:

воспитание         личности,         обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений

Образовательная цель:

расширение единого образовательного пространства детского сада для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей

Развивающая цель:

развитие способностей одаренных детей к включению в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности

Задачи программы

Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.

- Выявить детей с предпосылками одаренности.

- Составить        индивидуальные        маршруты        психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.

- Скоординировать        и        интегрировать        деятельность специалистов и  родителей в этом направлении.

- Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада

В основу программы положены ведущие методологические принципы  

современной педагогики и психологии:

Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения.  Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности. Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности

Принцип возрастания роли дополнительного образования

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения

Принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития

Принцип гуманизма и демократизма

Стратегия и тактика реализации программы

 Стратегическая цель

Воспитательно-образовательный процесс должен быть направлен на освоение современных компетентностей, отвечающих индивидуальным особенностям дошкольников, различному уровню содержания образования, на максимальное раскрытие творческого потенциала участников воспитательно-образовательного процесса.

В обучении одаренных детей дошкольного возраста применяются четыре основных стратегии обучения:

Ускорение

Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебно- воспитательной деятельности не представляется возможным.

Углубление

Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими этих знаний, деятельности

Обогащение

Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности

Проблематизация

Этот подход предполагает стимулирование личностного развития воспитанников. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у воспитанника личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные. Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных учебно- воспитательных программ

Направления работы в рамках программы

Координационное направление:

- организация работы всего коллектива детского сада;

- создание предметных базовых площадок;

- интеграция в рамках данного направления деятельности дополнительного образования;

- обеспечение нормативно-правовой базы;

- ресурсное обеспечение;

- контроль и анализ деятельности

Диагностическое направление:

-формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности;

-проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления одаренных  детей;

-проведение диагностики одаренных детей;

-диагностика условий обучения и развития одаренных детей;

-создание банка данных «Одаренные дети ДОУ»

Кадровое направление:

-определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными   детьми;

-повышение квалификации педагогов на разных уровнях;

-оказание информационной, методической и финансовой помощи педагогам;

-создание творческой группы педагогов, работающих с одаренными детьми;

-создание        условий        для        отработки        и        применения новых        педагогических технологий

Развивающее направление:

-создание образовательной среды для развития одаренных детей;

-организация        кружков        интеллектуальной,        художественно-эстетической     направленности;

-создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня;

-обеспечение материально-технической базы;

-создание системы психологического сопровождения одаренных детей;

-использование информационно-коммуникационных технологий

Информационное направление:

-привлечение внимания педагогической общественности, органов государственного управления, средств массовой информации к проблемам одаренных детей;

-организация работы библиотеки;

-создание банка образовательных программ, диагностических и методических материалов;

-информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми

Формы работы с одаренными детьми

Индивидуальный подход в образовательной деятельности, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм занятий;

Дополнительные занятия с одаренными дошкольниками, подготовка к конкурсам, интеллектуальным играм, мини-олимпиадам;

Участие в мероприятиях ДОУ, муниципальных, региональных конкурсах;

Психологические консультации, тренинги, тестирование;

Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;

Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;

Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);

Создание детских портфолио

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Состояние материально-технической базы и содержание здания детского сада соответствует целям и задачам образовательного учреждения, санитарным нормам и пожарной безопасности

Предметно-развивающая среда соответствует санитарно- гигиеническим требованиям и обеспечивает:

Физическое развитие:

-физкультурный зал (спортивное оборудование, гимнастические стенки, маты);

-физкультурные уголки;

-мини-стадион на территории ДОУ

Познавательно-речевое:

предметно-развивающая среда по всем разделам программы (развивающие игры, наглядные пособия);

уголки интеллектуального развития ( детские энциклопедии, книги, журналы для детей)

Художественно- эстетическое развитие:

-музыкальный зал, (пианино, музыкальный центр, наборы детских инструментов, ширмы для театров);

-методический кабинет (наглядные пособия, репродукции, образцы народных  промыслов, книги об искусстве);

-предметно-развивающая среда (во всех возрастных группах)

Социально- личностное развитие детей:

-центры социально - эмоционального развития (в группах)

Музыкальный зал для проведения занятий, развлечений и праздников оснащен музыкальными инструментами: пианино, комплект «Детский оркестр» с набором металлофонов, шумовых и ударных инструментов.

установлены: шведская стенка, гимнастические скамейки, детские тренажёры, мягкие модули и другой спортивный инвентарь.

Детский сад имеет выход в интернет, электронную почту, собственный сайт в сети Интернет.

Индивидуальный маршрут для одаренных детей

Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей. Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий. Приходим к выводу, что использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников.

Практика показывает, что одной программы бывает недостаточно для реализации образовательных, социальных задач по развитию ребенка в рамках индивидуального маршрута развития. В этой связи используется комплексирование нескольких программ различных специалистов, работающих по индивидуальному маршруту развития с ребенком.

Цель этой работы - оптимизация процесса составления индивидуального образовательного маршрута ребенка и координация междисциплинарного взаимодействия специалистов в условиях командной работы.

Итогом успешной работы педагогов может считаться успешное выполнение Конструкции образовательного процесса:

Базовое образование

Базовое образование - общеобразовательные занятия базисного учебного плана ребенок получает в стенах ДОО

Углубленное обучение

Углубленное обучение и развитие происходит с помощью индивидуальной целенаправленной работы со специалистами (психологом, логопедом, музыкальным работником, физкультурным работником и т.д).

Элитарное обучение

Дальнейшее развитие способностей ребенок получает в виде Элитарного обучения в музыкальной школе, школе искусств и танцевальном коллективе, спортивные секции.

Этапы создания индивидуального маршрута ребенка

1 этап.

Выбор

Коллегиальное решение и выбор ребенка для работы по построению индивидуального маршрута развития

2 этап.

Наблюдение

Наблюдение за ребенком в организованной взрослым деятельности;

Наблюдение за ребенком в свободной деятельности;

Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами;

Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с родителями;

3 этап.

 Диагностика

Определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленное диагностическое обследование)

Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребенка

Подбор методик, определение методов и приемов работы

4 этап.

Работа

Подбор индивидуальных заданий

Связь с родителями и педагогами

Домашние задания

Корректировка задач, методов работы с ребенком

5 этап.

 Контроль

Итоговая диагностика

Представление работ ребенка на мероприятиях в ДОУ.

Можно сделать вывод, что индивидуальный образовательный маршрут – это продуманный и построенный педагогами персональный путь развития и реализации личностного потенциала ребенка

Виды одаренности и их проявления

Творческая одаренность. Художественная одаренность

Проявление фантазии в творческих художественных работах. Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки).

Вокальная одаренность

Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух.

Артистическая одаренность

Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память

Спортивная одаренность

Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость.

Хореографическая одаренность

Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память

Этапы реализации программы

1 этап. Организационно-диагностический

Работа с педагогами (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников, анализ результатов педагогического мониторинга или индивидуальных карт развития).

Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества).

Работа с родителями (беседы, анкетирование).

Принципы тестирования детей

Соответствие тестовых методик возрастным нормам. Игровой характер тестовых методик.

Доброжелательная атмосфера во время тестирования Психологическая готовность ребенка к процессу тестирования.

Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение ребенка.

Подбор диагностического инструментария

Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является организационно-диагностический,        подразумевающий использование разносторонней информации, включающей мнение родителей, воспитателей, тестирование педагога-психолога, оценки специалистов.

Методики исследования одаренности детей должны обеспечивать принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, охватывать познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления.

Предварительное индивидуальное тестирование по психологическим методикам производится педагогом-психологом детского сада. Проводиться диагностика детей в выбранном направлении (художественная, творческая артистическая, вокальная, хореографическая, спортивная одаренность) по результатам заполнения экспресс- анкет воспитателями, специалистами и родителями, а также по результатам собственных наблюдений педагога- психолога, воспитателя или другого специалиста.

По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию одаренности воспитанников дошкольного учреждения, определяется банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка можно будет использовать для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развития его одаренности, в том числе для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.

2 этап. Внедренческий

Включает разработку

психолого-методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, материалов для проведения, викторин, праздников,

конкурсов, конференций, фестивалей; проведение олимпиад, конкурсов, фестивалей, выставок детского творчества; дополнительных образовательных программ, контрольного, тестового материала для одаренных учащихся;

создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей

развитие творческих способностей воспитанников;

поощрение и стимулирование дальнейшей творческой деятельности воспитанников;

организация методической работы с учителями по реализации данной программы.

Создание условия для развития одаренности

Наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка.

Создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности.

Наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка.

Введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития.

Использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий.

Занятие детей в свободной деятельности развивающими играми.

Работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка.

Участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества.

Тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их  детей.

3 этап. Обобщающе-аналитический

Включает:

подведение итогов работы, анализ итогов реализации программы;

достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех возрастных этапах;

коррекция затруднений педагогов в реализации программы;

обобщение результатов работы дошкольного учреждения.

Образовательные и социальные риски при реализации программы

Образовательные и социальные риски при реализации программы

неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка, что может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, а проявления истинной одаренности снизятся;

рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между «одаренными» и «обычными» дошкольниками, невнимание к последним. Это приведет к тому, что потенциально одаренные дети, чью одаренность в силу обстоятельств не удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число одаренных;

в результате неправильных действий в рамках программы может произойти снижение социального престижа

Организация работы с родителями одаренных детей

Чаще всего одаренность ребенка остается незамеченной в семьях, где этот ребенок является первым или единственным. Но бывает и так, что родители сопротивляются причислению своих детей к одаренным. Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют дошкольное учреждение и семья. Поэтому в основе сотруднического взаимодействия семьи и детского сада должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи. Накопление психолого- педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения, определяет задачу совместных у воспитателя и семьи, которую можно решать разными средствами.

Ведущие цели взаимодействия с семьей одаренного ребенка – создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников. Важно, чтобы умственные усилия ребенка, его познавательная энергия встречали доброжелательное отношение со стороны старших не только в дошкольном учреждении, но и дома. Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности.

Организация работы с родителями одаренных детей в дошкольном учреждении включает в себя систему совместных мероприятий с родителями и детьми. С целью создания ребенку и его семье комфортных условий для развития творческого и познавательного потенциала, определены следующие задачи:

- сформировать позитивный опыт семейного воспитания.

- повысить уровень комфортности детей и взрослых в семье.

- организовать разнообразный семейный досуг.

- преодолевать затруднения в детско-родительских отношениях

Планирование        психолого-педагогической        деятельности        должно        быть направлено на решение следующих задач:

- посвящение родителей в особенности образовательного процесса; предупреждение о возможных трудностях, возникающих у детей в разные периоды;

- овладение некоторыми знаниями и умениями, чтобы суметь оказать помощь ребенку.

Формы работы с родителями - дни открытых дверей, оформление информационных стендов, индивидуальное консультирование, оформление выставок детского творчества, размещение информации на сайте дошкольного учреждения, тренинги, круглые столы, практикумы, дискуссии.

Основные мероприятия по реализации программы

Важно пробудить в ребенке познавательную мотивацию, но для развития его одаренности и тем более для обеспечения полноценной творческой отдачи этого еще недостаточно. Необходимо предоставить ему возможности адекватно удовлетворять интерес к познанию.

Поддержка одаренных детей - обеспечение оптимальных условий их обучения и развития.

Цели и задачи:

- выявление конкретных трудностей, с которыми сталкиваются одаренный ребенок;

- разработка эффективных форм помощи одаренным детям;

- оказание социальной помощи одаренным детям;

- использование стимулирующих факторов для одаренных детей (на уровне города).

Формы работы с одаренными детьми (индивидуальная и групповая)

- организация дополнительного образования

- работа с одаренными детьми на основе внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы);

- проектная деятельность (работа по исследовательским и творческим проектам);

- участие в конкурсах, соревнованиях, творческих выставках;

- поддержка участия детей во всероссийских и международных конкурсах;

- психолого-методическое сопровождение работы с одаренными детьми

Перспективный план работы (приложение № 2)

Прогнозируемые результаты реализации программы

Внедрение в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений инновационных форм работы с детьми

Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по выявлению и развитию способностей и предпосылок одаренности детей дошкольного возраста;

Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к  которым у них есть способности

Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности

Использование условий социума для разностороннего развития детей        дошкольного возраста;

Повышение качества подготовки детей к школьному обучению и увеличение количества детей с высокой степенью готовности к школьному обучению;

Рост        престижа        дошкольных        образовательных        учреждений        в муниципальной образовательной системе

Повышение качества образования и воспитания дошкольников в целом

Тестовые методики

Отбор        методик        по        выявлению        одаренности        детей        представляет        особую сложность в работе педагога.

Существующие методики рационально разделены на три группы:

- Для выявления одаренности детей;

- Для оценки склонностей педагога к работе с одаренными школьниками;

Для выявления и распознавания способностей у детей родителями. Используются        следующие методики:        «Преобладание        левого        (правого) полушария»,        «Интеллектуальный портрет», «Сфера личностного развития» «Характеристика воспитанника», «Карта одаренности», «Круги» Своевременная                диагностика                способностей        детей, соответствующее        их потребностям        программное        обеспечение,                предъявление им        заданий        более высокого        уровня        и        профессионализм        педагога, способного работать                с одаренными детьми - это слагаемые системного подхода к обучению одаренных  детей.

Механизмы реализации программы и контроля за ее выполнением

В ходе реализации Программы с 2021 по 2023 годы планируется ежегодное проведение мероприятий, способствующих увеличению числа участников, победителей и призеров конкурсов, созданию системы выявления и развития одаренных детей.

Механизмы реализации программы

Внедрение в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методов, учитывающих быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми

Совершенствование деятельности администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей учащихся.

Совершенствование технологии портфолио для построения индивидуальной траектории развития, как воспитателя , так и воспитанника

Мониторинг качества реализации Программы

Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является диагностический, подразумевающий использование разносторонней информации, включающей мнение родителей, воспитателей, тестирование педагога-психолога, оценки специалистов.

Подбор предлагаемых методик обеспечивает принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников. Поэтому методики охватывают познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить

приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления.

Предлагаемый комплект методик дает возможность педагогу самостоятельно выявлять и регулярно отслеживать развитие интеллектуальных и творческих способностей воспитанников.

Интеллектуально-творческий потенциал личности, иначе говоря, одаренность, не может быть сведен к какой-то одной характеристике, как это было раньше, например, высокий коэффициент интеллекта, или высокий уровень креативности. Это понимание влечет за собой иное отношение к его выявлению и развитию. Особое сочетание личностных характеристик ребенка составляют его личностный потенциал, который имеет множество проявлений в реальной жизни ребенка. Эти черты личности детей легко наблюдаются и вполне могут быть замечены как педагогом, так и родителями

Методика диагностики общей одаренности «Интеллектуальный портрет» А.И.Савенкова

Сложная сумма психических характеристик и составляет основу личностного потенциала ребенка и позволяет выявить детей с врожденными задатками и способностями.

Все наиболее важные качества и характеристики объединены в три группы:

Интегративные личностные характеристики

Любопытство.

Сверхчувствительность к проблемам.

Способность к прогнозированию.

Словарный запас.

Способность к оценке и самооценке

Умственное развитие

Оригинальность мышления.

Гибкость мышления. Продуктивность мышления. Способность к анализу и синтезу. Классификация.

Высокая концентрация внимания. Память

Характеристика сферы личностного развития

Увлеченность содержанием задачи

Перфекционизм

Противостояние мнению большинства

Лидерство

Соревновательность

Широта интересов

Юмор

Для определения уровня развития этого потенциала необходимо:

- Оценить уровень развития каждой характеристики;

- Сопоставить эти уровни развития между собой и эталоном.

В        результате        мы        получим        «портрет        личностного        потенциала ребенка» Результаты обследования определяют уровень развития определенных черт личности. Характеристика личностных показателей заносится в таблицу бланки оценок сферы умственного развития, сферы личностного развития, сферы интегративных характеристик; таблица сводного протокола результатов диагностики общей одаренности; образцы графического отображения развития ребенка.

Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов

- Количественные и качественные показатели участия воспитанников в мероприятиях разного уровня и творческих конкурсах.

- Положительная        динамика        проявления        интереса        воспитанников        к различным видам деятельности.

- Положительная        динамика        проявления        интереса        педагогов        к исследовательской деятельности.

- Рост        профессионального        мастерства        воспитателей,        работающих        с одарёнными детьми.

- Уровень социальной успешности воспитанников.

Методическое обеспечение системы работы с одаренными воспитанников в детском саду

Направление деятельности

Содержание

Информационное обеспечение

Программное обеспечение

Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).

Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов.

Организационно- методическое обеспечение

Создание целевого методического совета по проблеме работы с одаренными детьми.

Повышение квалификации воспитателей через систему тематических семинаров.

Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в детском саду.

Изучение обобщения опыта работы воспитателей .

Мониторинг работы системы.

Формы организации учебно-воспитательной деятельности с одаренными детьми:

Форма

Задачи

Наглядное моделирование

Развитие умственных способностей ребенка:

1. Ознакомление с пространственными отношениями.

2.Развитие элементов логического мышления.

3.Развитие речи и ознакомление с художественной литературой.

4.Развитие элементарных математических представлений.

5.Подготовка к обучению грамоте.

6.Конструирование.

7.Подготовка к сюжетно-ролевой игре.

8.Ознакомление с природой.

9.Ознакомление с элементарными физическими явлениями.

10.Изобразительное искусство.

Экспериментальная мастерская

Выявление новых способностей у детей путем внедрения новых педагогических технологий.

Работа по индивидуальным образовательным маршрутам

Создание индивидуальной траектории развития личности ребенка

Круглый стол

Психологическое и педагогическое сопровождение родителей одаренного ребенка;

Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;

Поддержка и поощрение родителей одаренных детей

Кружки, секции, тематические недели (декады), праздники, конкурсы

Создание условий для самореализации одаренных детей для проявления творческих и интеллектуальных способностей

(Приложение№ 3)

Для успешной реализации программы необходимо создание банка данных одаренных детей, в который будут входить: анкетно- биографические сведения об одаренных детях, психодиагностические обследования

среди воспитанников, анкетирование детей и их родителей. Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов , портфолио воспитанников При поступлении в школу для родителей будущих первоклассников будет проведено исследование о наклонностях и способностях их детей.

Информационные источники

Белова Е.С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать. – М., 1998.

Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.

Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997.

Одаренные дети: сборник методик по выявлению способностей и одаренности детей / ГОУ ДОД Дом детского творчества «На реке Сестре»; Составители Л.Ф.Васильченко, Я.П. Атласова. – СПб.:ДДТ «На реке Сестре», 2014. - 2-е изд. - 39с.

Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.

Поддъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. - М., 1990.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Перспективный план деятельности на 2021-2023 учебный год

№ п/п

Направления реализации

программы

Мероприятия

Дата

Ответственные

1

Изучение нормативных документов, рекомендаций и опыта работы педагогов по вопросу

«Одаренные дети»

1. Методическое объединение «Работа с одаренными детьми в условиях

ДОУ»

Март 2021

Совет творческой группы воспитателей

2. Знакомство с новинками педагогической литературы:

«Особенности работы с одаренными детьми»

апрель 2021

Старший воспитатель

3. Практикум «Организация индивидуальной и дифференцированной работы с одаренными детьми, разработка индивидуальных образовательных

маршрутов»

май 2021

Старший воспитатель, воспитатели

2

Преемственность дошкольных учреждений и начальной школы

1.Алгоритм поиска и выявления одаренных детей в детском саду и в

школе: схожесть и различия

Апрель 2021

Ст.воспитатель, учителя начальных

классов

2. Собеседование с воспитателями об интересах и наклонностях детей; анкетирование родителей; организационное родительское собрание «Развитие способностей

дошкольника»

апрель- сентябрь 2021

Педагог-психолог, Совет творческой группы воспитателей, ст.воспитатель

2. Психодиагностические

обследования среди воспитанников

В течение

2021-2023гг.

Педагог-психолог

3. Анкетирование родителей

В течение

2021-2023гг.

Педагог-психолог

4. Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и

художественных конкурсов

В течение 2021-2023гг.

Педагог-психолог

3

Создание методической копилки по работе с одаренными детьми

1. Комплектование научно- методического кабинета

соответствующей учебной и научно- методической литературой

В течение 2019-2022

Ст.воспитатель, педагоги творческой группы

2. Создание методической копилки (тесты, диагностические карты, карточки для дифференцированной работы, задания повышенной трудности по различным видам образовательной деятельности,

разработки интеллектуальных игр)

В течение 2021-2023гг.

Ст.воспитатель, педагог-психолог, воспитатели

3. Создание тематических картотек, подборка отечественной и зарубежной литературы (монографии, статьи, тезисы, словари и т.д.) по вопросам

одаренности детей

В течение 2021-2023гг.

Ст.воспитатель, воспитатели

4

Систематизация

1. Использование в образовательной

деятельности различных современных средств информации: медиатеки,

Интернета

В течение

2021-2023гг.

Совет творческой

группы воспитателей

2. Применение на занятиях современных технологий: игровых, учебно-исследовательских, коммуникативных, проблемно-

поисковых, здоровьесберегающих

В течение 2021-2023гг.

Воспитатели групп

3. Использование элементов дифференцированного обучения, направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность,

самостоятельную деятельность.

В течение 2021-2023гг.

Воспитатели групп

4. Проведение нестандартных форм образовательной деятельности: занятие-сказка, занятие-путешествие, занятие творческая мастерская, занятие-исследование, занятие-поиск

и др.

В течение 2021-2023гг.

Воспитатели групп

5

Создание условий для работы с одаренными детьми (план мероприятий по выявлению и развитию одаренности)

1. Функционирование предметных и творческих кружков, а также

спортивных секций

В течение 2021-2023гг.

Педагоги дополнительного

образования

3.Конкурс творческих проектов по экологии, краеведению (ст., подг.

группы)

Ноябрь 2021г.

Воспитатели групп

4.Конкурс чтецов «Юные певцы России» (ср. – подг. группы)

апрель

2021-2023гг.

Воспитатели групп

5. Защита творческих проектов (ср.- подг. группы)

май 2021г.

Воспитатели групп

6.«На старт!», спортивные соревнования

В течение 2021-2023гг.

Инструктор по

физической культуре

7.Награждение отличившихся за год

детей грамотами

Май

2021-2023гг.

Заведующий ДОУ

8.Конкурс рисунков «Человек на Земле»

Сентябрь

2021г.

Воспитатели групп

12. Театрализованное представление

«Ах, что за прелесть эти сказки!» (ср. и ст. группы)

Февраль 2022г.

Воспитатели групп

13.Конкурс рисунков «Дружат дети на планете» (ср., ст., подг.группы)

Сентябрь

2022г.

Воспитатели групп

14.Конкурс поделок из природного и бросового материала «Ничего не

пропадет!»

Ноябрь 2022г.

Воспитатели групп

6

Проведение мероприятий с родителями одаренных детей

1. Анкетирование родителей с целью

определения их основных подходов к данной проблеме

Август –

сентябрь 2021-2023гг.

Педагог-психолог

2. Родительская конференция

«Развитие творческого потенциала ребенка»

Ноябрь 2022г.

Педагог-психолог

3. Круглый стол «Организация досуга

одаренных детей»

Февраль

2021г.

Ст.воспитатель,

педагог-психолог

4.Анкетирование «Необходимо ли

проводить работу с одаренными детьми?»

Октябрь 2021.

Ст.воспитатель

Воспитатели групп

5.Общее собрание «Трудности воспитания одаренного ребенка в

семье»

Январь 2021г.

Ст.воспитатель

6.Совместный с детьми конкурс поделок «Ничего не пропадет!»

Ноябрь 2022г.

Воспитатели групп

Ст.воспитатель

7.Подведение итогов работы по программе «Одаренный ребенок»

Май

2023г.

Ст.воспитатель,

педагог-психолог

9. Совместное творчество родителей и детей. Выставки детских работ

В течение 2021-2023гг.

Педагоги дополнительного

образования, воспитатели групп

10. Спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»

В течение 2021-2023гг.

Инструктор по физической культуре,

воспитатели групп

11. Награждение благодарственными

письмами родителей воспитанников

Май 2021-

2023гг.

Заведующий ДОУ

Приложение № 2

Виды одаренности

Формы работы с одаренными детьми

в познавательной деятельности

интеллектуальная (в области точных, естественных, гуманитарных наук)

включение в олимпиадное и конкурсное   движение;

в художественно- эстетической деятельности

хореографическая, сценическая, литературно- поэтическая, изобразительная, музыкальная

клубная работа, детско-семейные проекты; подготовка фотовыставок

в коммуникативной деятельности

лидерская, аттрактивная

клубная работа, участие в конференциях и конкурсах различного уровня; волонтерское движение; подготовка фотовыставок

вдуховно- ценностной деятельности

служение людям, создание новых духовных ценностей

волонтерское движение

в практической деятельности

одаренность в ремеслах, спортивная, организационная

волонтерское движение

Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Итог( результат)

1.Обеспечение условий для систематического повышения мастерства педагогов

Семинары, педсоветы,

курсы ПК

постоянн о

Старший воспитатель

Повышение инновационного потенциала педагогов

2.        Ознакомление педагогического коллектива ДО с программой «Программа работы        с одаренными детьми», с целями и задачами по организации работы с одаренными  детьми

Консультативная работа

В начале учебного

года

Заведующий ДОУ

«Программа работы        с детьми имеющими признаки одаренности»

3.Корректировка и апробация программы ДОУ

Корректировка        с педагогами        и специалистами ДОУ

В

течение  года

Заведующий

Старший воспитатель

Программа ДОУ

Организация и содержание

воспитательно-образовательного процесса

1.Проведение родительских собраний        в группах ДОУ для родителей

Консультативная помощь

В

течение года

Педагог- психолог

Родительское собрание

«Детская одаренность        в ДОУ»

2 Организация и осуществление комплексного мониторинга        по выявлению одаренных детей

Материалы        по итогам мониторинга

Собеседование с родителями, дети которых имеют высокий уровень усвоения программных требования        по направлениям деятельности

В

течение  года

Педагог- психолог

воспитатели

Анализ педагогами ДОУ «Результат диагностических способностей воспитанников» Поддержка        и поощрение родителей одаренных детей

3.Проектирование в ДОУ индивидуального образовательного маршрута ребенка

Разработка индивидуального образовательного маршрута ребенка- дошкольника

В

течение  года

Воспитатели специалисты

Создание индивидуальной карты        развития личности ребенка.

4.Отслеживание занятости детей в кружках.

Создание  

Данных банка

В

течение  года

Воспитатели ДОУ

Создание банка данных

5.Использование условий        ДОУ и    социума        для развития воспитанников         с опережением        в развитии

Совместная работа со специалистами дополнительного образования, воспитателями        и специалистами ДОУ(кружки        в ДОУ, мастер- классы, тематические недели, конкурсы)

В

течение

года

Старший воспитатель

Создание плана работы                на

учебный год.

Привлечение        к сотрудничеству в рамках социального партнерства педагогов дополнительного образования.

6.Участие детей, родителей        и

педагогов        в конкурсном движении

муниципальные, региональные конкурсы, интерконкурсы

В

течение  года

Положения конкурсах

Награждение победителей

7.Привлечение к

сотрудничеству в

рамках

социального партнерства

Открытые

Мероприятия в

школе и ДОУ

В

течение  года

Старший воспитатель

Создание плана

Работы с

воспитанниками

8.Создание

методической

копилки детского

сада

Тесты,        игровые развивающие

задания,

консультативный

материал,

конспекты

открытых

мероприятий        по

работе        с

одаренными

детьми

В

течение  года

Педагог- психолог

Воспитатели Специалисты родители

Создание

карты        одаренного ребенка,

Портфолио  

ребенка

10.Итоги работы за год

Круглый стол

В конце учебного года

Заведующий  ДОУ старший воспитатель

Показатели эффективности реализации программы        « Одаренные дети» Удовлетворенност ь родителей (результаты анализа)

План реализации направлений программы «Маленький гений» на 2021-2023 годы

№ п/п

Основные направления

Сроки

Исполнители

Научное направление

1

Разработка приемлемой для ДОУ системы

выявления одаренного ребенка

2021г.

Ст.воспитатель

 

2

Разработка системы взаимодействия с семьей

одаренного ребенка

2021г.

Ст. воспитатель

Научно-методическое и образовательное направление

1

Разработка индивидуальных образовательных программ в соответствии с особенностями

одаренного ребенка

2021-2023г.

Творческая группа педагогов

3

Создание системы психолого-медико-социального

сопровождения

2021-2023г.

Ст.воспитатель,

педагог-психолог

4

Апробация и внедрение диагностического

инструментария выявления одаренных детей

2021г.

заместитель заведующего

воспитатели

6

Создание и ведение банка данных, включающее сведения о детях разных типов одаренности и талантливости, образовательных программах обучения одаренных детей, кадровом обеспечении

процесса

2021-2023г.

Ст.воспитатель, педагог-психолог, творческая группа

7

Повышение профессиональной квалификации

кадров, работающих с одаренными детьми

2021-2023г.

Ст.воспитатель

8

Целенаправленная работа с родителями по проблемам детской одаренности, способам ее

поддержки и развития

2021-2023г.

Ст.воспитатель, педагог-психолог,

воспитатели

9

Участие педагогов в научных, научно-

практических конференциях разного уровня по проблемам одаренности ребенка

2021-2023г.

Ст.воспитатель

10

Привлечение внимания общественности города к

потребностям одаренных учащихся

2021-2023г.

Заведующий ДОУ,

родительский комитет

11

Создание информационной базы по проблемам

одаренности детей

2021-2023г.

Ст.воспитатель

12

Использование материалов российских сайтов в

Интернете, посвященных проблемам одаренных детей

2021-2023г.

Воспитатели ДОУ

13

Деятельность методического объединения:

рассмотрение материалов педагогических исследований по данной проблеме;

организация апробации методик обучения дошкольников;

-распространение педагогического опыта по данной теме

2021-2023г.

Ст.воспитатель

Организационное психолого-педагогическое направление

1

Индивидуальная работа со специалистами

2021-2023г.

Ст.воспитатель

2

Создание среды общения, самореализации, социализации:

заключение договоров с учреждениями образования различного уровня;

организация и проведение конкурсов, мероприятий различного уровня;

организация выставок;

организация защиты творческих проектов педагогов вместе с детьми

2021-2023г.

Ст.воспитатель, творческая  

группа

Социально-экономическое направление

1

Создание условий для оказания одаренным детям

социальной, психологической, медицинской помощи

2021-2023г.

Заведующий ДОУ, родительский комитет

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка на Карта индивидуального маршрута ребёнка

Наименование учреждения Адрес:

Сведения о ребёнке

Ф.И.О.

Дата рождения

Адрес

Краткая характеристика ребёнка, сильные стороны ребёнка

Девочка хорошо развита всесторонне, активна, очень подвижна, самостоятельна, любит и умеет рисовать, придумывает свои интересные темы, выбирает разнообразные способы изображения. Любимые темы в изобразительной деятельности: «Человек», «Животные». Изображает различные сюжеты, хорошо прорисовывает человека, людей в движении. Старается передавать пропорции в изображении, рисунок размещает по всему листу, соблюдая пропорции. Адекватно реагирует на замечания взрослого, старается исправить ошибки. В данное время начала заниматься в художественной школе и в школе танцев.

Социальная характеристика семьи.

Мать –

Отец –

Степень участия в воспитании – большую роль в воспитании играет участие мамы, папы и         бабушки

Условия проживания, условия быта - семья из трёх человек проживает в отдельной

квартире. Есть отдельная комната для девочки. Созданы все условия для полноценного развития ребёнка.

Запрос родителей Всестороннее развитие ребёнка. Дополнительные занятия ребёнка в различных кружках.

Долгосрочная цель сопровождения

1.Развитие изобразительных способностей. 3.Повышение самооценки, уверенности в своих силах.

Возможные риски

Высокая загруженность

Группа сопровождения

Родители: мама, папа

Педагоги: воспитатели, руководители кружков, специалисты

Координатор (Ф.И.О)

Воспитатель:

Мероприятия (примерный перечень мероприятий с указанием конкретных сроков и распределением обязанностей)

Получение образования по программе ?????

Психолого – педагогическая работа:

Наименование мероприятия

Сроки

Ответственн ые

Отметка

о выполнении

Проведение мониторинга

2 раза в год

Воспитатели

Психолого-педагогическое просвещение родителей:

Информирование о результатах диагностических исследований

О формировании у ребенка дошкольного возраста умения доводить начатое дело до конца

Совместные творческие работы родителей и ребенка

Консультация «Организация условий для совместной творческой деятельности»

Сентябрь, май Январь

1 раз в месяц Октябрь

Воспитатели,

родители

Индивидуальная работа по изобразительной деятельности (рисование, рисование в нетрадиционной технике)

2 раза в месяц

Воспитатель

Посещение кружка

1 раз в неделю

Родители

Посещение выставок.

Проведение открытых мероприятий

В течении года

Воспитатели, родители, педагоги музея.

Оформление выставки творческих работ.

Раз в квартал

Воспитатели и родители.

Участие в конкурсах различного уровня.

Раз в квартал

Воспитатель

Использование ресурсов других учреждений (привлечение специалистов центров и учреждений дополнительного образования)

Оценка промежуточных результатов:

Наименование мероприятий

Сроки

Оценка

Постановка дальнейших целей

и задач

Месяц

Используемые приемы:

Цель:

Применение детского творчества:

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

«Радуга-дуга» - рисование по сырому.

Игра: «Наш добрый друг - художник круг».

Познакомить        с        возможностями акварельных красок. Учить рисовать по сырому. (Только что прошел дождь, по небу еще несутся тучи, но уже выглянуло солнце, и показалась радуга.)

Привить навыки «быстрого рисования» с использованием шаблона- заготовки развить зрительную наблюдательность и изобразительную фантазию.

Работа в альбоме творчества

Привлечь к показу другим детям, как из одного схематического изображения можно получить много рисунков.

Провести анкетирование

Предложить дома использовать другой шаблон, например: квадрат

Октябрь

«Осенний парк» - техникой монотипия

«Нарисуй музыку» - Задание - упражнение.

_

Познакомить с техникой монотипия: Дорогу и небо нарисуем в технике монотипии, сложив лист по горизонтали. А потом по небу поплывут облака разной формы, а на дороге мы увидим лужи и опавшие листья.

Развитие психических процессов, развитие мелкой моторики рук.

Художественная деятельность, творческие игры

Предложить родителям закрепить дома рисование с помощью техники монотипия

Консультация «Организация условий для совместной творческой деятельности»

Ноябрь

«Заиндевелое дерево» - рисование восковыми мелками

«Жанры изобразительного искусства» - рассматривание альбома

Развитие   фантазии,   воображение:

Стоит в зимнем лесу дерево — не шелохнется. (Рисуем дерево восковым мелком.) В утренние часы дерево окутано голубой дымкой (красим рисунок нежно- голубой краской), солнечным днем залито светом (красим рисунок желтой краской), а ночью  погружено   в      таинственный полумрак (работаем фиолетовой краской). Продолжать   знакомить  с      жанрами изобразительного искусства.

Работа в альбоме творчества

Изобразительная грамота

Декабрь

Творческое задание «Зимушка-Зима»

Участие в конкурсах на сайте «Изумрудный город»

Учить создавать аллегорическое изображение зимы, передавать сказочный образ через ее наряд; закрепить умение изображать силуэт женщины в длинной шубе; учить изображать мех и хвою елки штрихами.

Способствовать развитию творческого потенциала, сохранить веру в свои силы

Для выставки работ на тему «Зима»

Конкурс

Оформить рисунок в рамку

Январь

Игра : «Морозные узоры». Цветные ниточки

Развивать интерес к рисованию. (Возьмем нитки длиной 25-30 см, окрасим их в белый цвет, выложим, как захочется, на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведем наружу. Сложим половинки листа, прижмем их друг к другу, разгладим. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдернем одну нитку за другой. Развернем лист — получили интересный узор.

Привлечь к показу другим детям технику работы цветной нитью. Оформить выставку: «Морозные узоры» в группе

Консультация для родителей

«Рисование и оттиск на стекле»- предложить родителям познакомить ребёнка с новой техникой рисования.

Февраль

Игра «Несуществующее животное» - ТРИЗ

Открытки к праздникам: 23 февраля, 8 марта-

Творческое задание.

Развитие фантазии, воображение.

Развивать склонность к эксперементи- рованию с художественными материалами и инструментами.

Игровая деятельность. Работа в альбоме творчества.

Художественная деятельность

Открытка – поздравление.

Март

Творческое задание «Нарисуем портрет мамы»

Творческое рассказывание по картине И. Левитана «Март»

Обучение умению чувствовать, понимать настроение картины подбирать эпитеты, сравнения и метафоры

Участие в конкурсе д/с

Апрель

«Полет в космос». - Техника граттаж

Проектная

«Корабли будущего»

Познакомить с техникой граттаж (процарапывание воскового слоя, покрытого сверху краской.) Развитие представления о композиции.

Творческая мастерская.

Оформление «Гравюры» к Выставке «Юный художник».

Май

«И плывут по небу облака» - рисование на сырой бумаге

Участие в выставке детского рисунка в музее Крылова.

Формирование представлений об образно- выразительных средствах. (Рисуем

облака по сырой бумаге. Затем обсуждаем, на что же похожи облака на рисунках).

Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно- образной выразительности.

Привлечь детей к обсуждению

Выставка

Посещение выставки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа комплексного оздоровления детей с 3 до 7 лет муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Сказка» городского округа Котельники Московской области на 2015-2020 гг.

Программа комплексного оздоровления детей с 3 до 7 лет муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Сказка» городского округа Котел...

Анализ работы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №66 «Забавушка» за 2016-2017 учебный год

Анализ работы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада   №66 «Забавушка»  за 2016-2017 учебный год...

Адаптированная образовательная программа муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Сказка» городского округа Котельники Московской области на 2018 -2019 учебный год

Предлагаю Вашему вниманию Адаптированную образовательную программу муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Сказка»...

План мероприятий по реализации программы опорной площадки «Комплексное сопровождение процесса социальной адаптации детей с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ» на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комб

План мероприятий по реализации программы опорной площадки«Комплексное сопровождение процесса социальной адаптации детей с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ»на базе муниципального авто...

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 имени заслуженного лесовода РСФСР Ю.Я. Лекаркина «Лесовичок» поселка Мостовского муниципального образования Мостовский район Проект для детей старшей группы общеразвивающей

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 имени заслуженного лесовода РСФСР Ю.Я. Лекаркина «Лесовичок» поселка Мостовского муниципального образования ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД «АНТОШКА» С.ЗУДИЛОВО, СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬН

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД «АНТОШКА» С.ЗУДИЛОВО,  СОС...