Перспективный план работы наставника-воспитателя с молодым специалистом
методическая разработка

Клевакина Людмила Леонидовна

Перспективный план работы наставника-воспитателя с молодым специалистом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo.docx33.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №33 «Радуга» города Смоленска

(МБДОУ «Детский сад №33 «Радуга»)

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НАСТАВНИКА-

воспитателя Клевакиной Людмилы Леонидовны

с молодым специалистом

Бабановой Марией Евгеньевной

на 2021-2022 уч. год

Подготовила:

воспитатель высшей квалификационной категории

Клевакина Людмила Леонидовна

Пояснительная записка

В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Молодые специалисты имеют те же должностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем работы, а воспитанники и их родители, администрация образовательного учреждения ожидает от них столь же безупречного профессионализма. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации молодого педагога к трудовой деятельности. Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. Каждый руководитель образовательной организации, старший воспитатель (методист) осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами. Для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса необходима высокая профессиональная компетентность педагогов. Идея создания программы появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения. Программа наставничества нацелена на работу с молодым педагогом–воспитателем, имеющим опыт работы в дошкольном образовании менее трех лет. Начиная свою работу в дошкольной образовательной организации, они испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания и обучения.

Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.

Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС ДО, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, повысить его профессиональную компетентность. Настоящая программа призвана помочь организации деятельности педагога наставника с молодым педагогом на уровне образовательной организации.

Срок реализации плана работы: 1 год.

Цель работы: помощь молодому специалисту в адаптации к коллективу коллег, детей, родителей; повышение квалификации, уровня его профессиональных знаний и умений; поиск выхода из сложных ситуаций; развитие в нем уверенности в собственных силах и укрепление в правильности решения выбрать профессию воспитателя ДОУ.

Задачи:

  • оказание методической помощи молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;
  • изучение нормативно-правовой документации;
  • помощь в ведении документации воспитателя (перспективный и календарный план воспитательно-образовательной работы, план по самообразованию, мониторинг и т.д.);
  • применение форм и методов в работе с детьми;
  • организация ООД, помощь в постановке целей и задач;
  • использование здоровьесберегающих технологий во время ООД и других режимных моментах;
  • механизм использования дидактического и наглядного материала;
  • углубленное изучение инновационных технологий;
  • общие вопросы организации работы с родителями.

Формы и методы работы с молодым специалистом.

  • Индивидуальные
  • Консультирование
  • Беседы
  • Анкетирование
  • Наблюдение
  • Тестирование
  • Участие в конкурсах
  • Самообразование
  • Самообучение в информационном пространстве интернет
  • Групповые
  • Семинары
  • Тренинги
  • Практикумы
  • Участие в конкурсах
  • Дискуссии
  • Выставки

Взаимодействие наставника и молодого специалиста

Наставник:

развивает свои деловые качества, повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения.

Молодой специалист:

получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и способности; развивает собственную профессиональную карьеру; учится выстраивать конструктивные отношения с наставником.

Ожидаемый результат:

По итогам данной работы воспитатель приобретет ряд профессиональных умений:

- аналитические умения, позволяющие проводить анализ выполняемых в педагогическом взаимодействии с ребенком требований, оценивать данные требования;

- умения применять психолого-педагогические знания в воспитательно-образовательной работе с ребенком;

- умение планировать, подготавливать и осуществлять процесс воспитательно-образовательной работы с ребенком;

- умение анализировать индивидуальные качества ребенка, под руководством специалиста осуществлять педагогическую диагностику, психологический анализ индивидуальных особенностей ребенка и организовывать психолого-педагогическую поддержку развития ребенка;

- прогностические умения, позволяющие учитывать специфику индивидуальности ребенка в воспитательно-образовательном процессе;

- умение анализировать развивающую среду в дошкольном образовательном учреждении и создавать эстетически грамотно организованную и психологически комфортную развивающуюся среду в нем;

- умение использовать современные инновационные технологии в образовательно-воспитательном взаимодействии с ребенком и др.

Планирование на 2021-2022 уч.год

№п/п

Содержание деятельности/задание

Формы взаимодействия

Сроки/

период выполнения

Отметка о выполнении

Результат, продукт деятельности

 1

Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ:

- Федеральным законом «Об образовании»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом;

- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка Российской Федерации»;

- Конвенцией ООН о правах ребёнка;

- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОУ;

- Уставом учреждения;

- Локальными актами учреждения.

Консультации, ответы на интересующие вопросы.

сентябрь

 

 

 2

Оформление документации группы. Мониторинг развития воспитанников

Подбор диагностического материала

сентябрь

 

Карты наблюдения

 3

Ведение документации педагога, формы планирования образовательного процесса

Консультация, оказание помощи

октябрь

 

 

 4

Современные подходы к взаимодействию ДОО и семьи. Родительское собрание

Помощь в организации и проведении собрания, обсуждение

октябрь

 

Выступление на родительском собрании

 5

Методика проведения образовательной деятельности, разработка конструктов

Взаимопосещение образовательной деятельности и режимных моментов, помощь в разработке конструктов

ноябрь

 

Конструкты ОД

 6

Самообразование педагога, выбор темы

Консультирование, помощь в ведении портфолио педагога

ноябрь

 

Определение темы, создание портфолио

 7

Составление конструкта и проведение образовательной деятельности молодым педагогом

Посещение ОД и режимных моментов молодого педагога, обсуждение

декабрь

 

Конструкт образовательной деятельности

 8

Психолого-педагогические основы установления контакта с семьями воспитанников. Подготовка к новогодним мероприятиям

Составление плана работы с детьми и родителями, разработка проекта

декабрь

 

Проект оформления группы и прогулочного участка

 9

Анализ педагогических ситуаций, стилей педагогического общения.

Дискуссия на тему: «Трудная ситуация в работе с детьми и ваш выход из нее»

январь

 

 

 10

Углубленное знакомство с локальными документами, приказами ДОУ

Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ

январь

 

 

 11

Основные проблемы в педагогической деятельности молодого специалиста

Консультация, планирование, обмен опытом, помощь наставника

февраль

 

 12

Использование современных технологий в образовательном процессе

Консультация, ответы на интересующие вопросы

февраль

 

 

 13

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе и на прогулочном участке

Консультация, мастер-класс, обсуждение

март

 

Пополнение РППС

 14

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями

Консультация, разработка материалов для родителей

март

 

Мероприятие для родителей

 15

Организация и руководство творческими играми детей

Консультация, наблюдение за работой молодого специалиста

апрель

 

 

 16

Причины и возникновение конфликтных ситуаций, урегулирование в процессе педагогической деятельности

Обсуждение, консультация

апрель

 

 

 17

Организация педагогического мониторинга

Консультация, ответы на интересующие вопросы, оказание помощи

май

 

 

 18

Подготовка к летнему оздоровительному периоду

Консультация, ответы на интересующие вопросы, оказание помощи

май

 

 

 19

Подведение итогов работы

Самоанализ молодого педагога

май

 

 


Заключение

Таким образом, можно констатировать, что для повышения эффективности работы с молодыми педагогами необходимы:

  • Обоснованный выбор системы методической работы на основе аналитической деятельности;
  • Работа на основе диагностики педагогических затруднений, учета творческой активности и информационных потребностей педагога;
  • Взаимосвязь всех подразделений методической службы ДОУ, форм и методов методической работы;
  •  Оптимальное сочетание теоретических и практических форм;
  • Оценка педагогического труда по результатам;
  • Современное обеспечение методической литературой.

У молодого педагога сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Программа-анкета для изучения трудностей в работе педагога

(самооценка, оценка)

Воспитатель__________________________________________________

 

 

Виды и элементы педагогической деятельности

Степень затруднения

очень

сильно

сильно

средне

Тематическое планирование

 

 

 

Перспективное планирование

 

 

 

Планирование воспитательно-образовательной работы

 

 

 

Планирование работы по самообразованию и повышению педагогического мастерства

 

 

 

Планирование с учетом ФГОС

 

 

 

Овладение содержанием новых программ, методик

 

 

 

Использование разнообразных форм, методов и приемов на занятиях

 

 

 

Предоставление самостоятельности и проявления активности детей в течение любого вида деятельности

 

 

 

Использование методов развивающего обучения

 

 

 

Использование новых педагогических технологий

 

 

 

Организация исследовательской деятельности детей

 

 

 

Осуществление индивидуального подхода к детям в процессе воспитания, обучения и развития

 

 

 

Осуществление дифференцированного подхода к детям в процессе воспитания, обучения и развития

 

 

 

Организация свободной деятельности детей

 

 

 

Организация развивающей среды в соответствии с рекомендациями и требованиями программы

 

 

 

Выявление типичных причин низкого уровня усвоения программного материала

 

 

 

Учет и диагностика

 

 

 

Обобщение своего опыта

 

 

 

Внедрение передового опыта и рекомендаций психолого-педагогической науки

 

 

 

Работа с родителями

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

педагога-наставника и молодого педагога

 

Информация об участниках взаимодействия

 

 

Информация о педагоге-наставнике

Информация о молодом педагоге

ФИО

 

 

 

Дата рождения

 

 

 

Должность

 

 

 

Образование

 

 

Педагогический стаж

 

 

 

Стаж работы по профилю педагогической деятельности

 

 

Стаж работы в данном учреждении

 

 

Квалификационная категория

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НАСТАВНИКА - воспитателя с молодым специалистом

Цель работы: развитие профессиональных навыков и умений молодого специалиста...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НАСТАВНИКА – воспитателя с молодым специалистом на 2016 -2017 уч. год

Цель работы : оказание методической помощи молодому специалисту в повышениии уровня организации воспитательно - образовательной деятельности...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НАСТАВНИКА – воспитателя с молодым специалистом на 2018 -2019 уч. год

Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный педаго...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НАСТАВНИКА – воспитателя с молодым специалистом на 2019 -2020 уч. год

Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста.         Задачи:         - оказание методич...

Перспективный план работы наставника - воспитателя с молодым специалистом на 2019- 2020 учебный год

Перспективный план работы наставника - воспитателя с молодым специалистом...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ наставника – воспитателя с молодым специалистом

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ наставника – воспитателя с молодым специалистом...