Рекомендации для родителей "Как рассказать детям 4-5 лет о войне"
методическая разработка (средняя группа)

Кузьминкина Наталья Владимировна

Воспитание патриотизма подрастающего поколения  является одной из основных задач взрослых. В данной  методической разработке даны конкретные рекомендации,как рассказать в доступной форме детям 4-5 лет о Великой Отечественной войне. Как правильно изложить ребенку информацию, чтобы она была ему хорошо понятна и доступна. Также приведены примеры нескольких произведений о войне, которые можно почитать  детям этого возраста.   

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley.docx418.25 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

«Как рассказать детям 4-5 лет  о войне»

Каждый год наша Родина погружается в атмосферу единства и сплоченности. Праздник Победы – хороший повод рассказать детям о войне. Для современных родителей годы с 1941 по 1945 – это время, которое у многих забрало бабушек, дедушек, прабабушек или прадедушек. В один день закончилось детство у тех, кому мы обязаны своим детством. Наши родители делились с нами воспоминаниями, а мы должны передать эстафету памяти последующему поколению.
                         

                   ЗАЧЕМ РАССКАЗЫВАТЬ ДЕТЯМ О ВОЙНЕ?                                                     События прошлого века уходят все дальше в историю, и услышать о Великой Отечественной войне из первых уст сейчас почти невозможно. Подвиги прошлого живут благодаря воспоминаниям. Если не передавать историю своим детям, Великая Отечественная война останется на страницах учебников как исторический факт, и не более.
Детям интересно будет узнать о стране, о войне, о подвигах, благодаря которым мы сейчас живем. Родители, бабушки, дедушки  должны посвя-щать детей в эту тему, воспитывать в них любовь к Родине, прививать знание истории и военных событий с малых лет.

Дети с портретами своих прадедов               Дети на 9 Мая

                                   С ЧЕГО НАЧАТЬ РАЗГОВОР?                                                                                     Беседа на такую взрослую тему, как война, требует подходящего момента. Поговорить можно в преддверии праздника 9 Мая, а заодно пояснить, что это за день, что он значит для страны, рассказать о подготовке к параду, об украшении города к празднику. Ребенок сам может натолкнуть родителя на разговор. У дошкольника к 5 годам возникает много вопросов обо всем на свете, поэтому когда-нибудь он спросит, есть ли бабушки и дедушки у мамы и папы, где они живут, как они выросли. Это подходящая ситуация для разговора о трудном детстве детей того времени, о том, что многие мамы и папы никогда не видели своих бабушек и дедушек. О войне должны знать дети любого пола. Война — это целый период из жизни мужчин и женщин, мальчиков и девочек. Это героизм и самоотверженность дедов, отцов, сыновей и братьев, но вместе с тем – крепость духа, забота и стойкость бабушек, матерей, дочерей, сестер. Такие разговоры дают возможность рассказать об истинных образах героев.

                                      ПОЧЕМУ НАЧАЛАСЬ ВОЙНА?                                                                                             У детей все просто: в «войнушке» все делятся на хороших и плохих. В мире взрослых все гораздо сложнее. Ребенку нужно объяснить, что войны начинаются из-за желания правителей государств захватить чужие богат-ства, природные ресурсы. Говоря о войне 1941-1945гг., можно рассказать, что фюрер Германии Адольф Гитлер захотел уничтожить целые народы только потому, что посчитал свою нацию лучше. Он хотел установить фа-шистский режим во всем мире и сделать остальных людей рабами, обслугой своего народа. Даже в своей стране фашисты убивали людей, потому что у них была другая национальность. Многие страны не смогли сопротивляться Германии и сдались. Наша страна была гораздо больше, чем сейчас, и называлась Советским Союзом. В Союз входило много маленьких стран, люди имели разные национальности, но относились друг к другу так, будто они — одна большая семья. Гитлер предательски напал на Советский Союз, когда этого никто не ожидал. Люди спали в своих кроватях, но в один момент их жизнь изменилась, а для многих — оборвалась. Гитлер ожидал быструю капитуляцию, но он не догадывался, что советские люди будут до конца сражаться за свою свободу, а многие умрут за нее.

Рассказать о войне могут близкие родственники ребенка. Если малыш посещает детский сад, то к празднику 9 Мая он познакомится с этой темой там. В младших группах дети слушают стихи и рассказы на военную тему, а детки постарше сами принимают участие в утренниках и концертах, надевают детскую форму — копию военной формы тех лет, учат стихи, песни, поздравляют ветеранов на параде. Родителям нужно поддерживать «волну», а не возлагать эту сложную тему только на воспитателей. Детей можно приобщать к изучению Великой Отечественной войны разными способами: посещать с ребенком вечный огонь, аллею славы, памятники героям в своем городе; ходить на парад Победы 9 мая; просить бабушек и дедушек, родившихся в военные или послевоенные годы, рассказать о своих воспоминаниях из детства; показывать награды своих родственников в войне, показать фронтовые письма, фотокарточки, если они сохранились; делать с детьми поделки к празднику Победы для утренника в детском саду или для своих родных; читать книги о войне. Детская литература подойдет для первого знакомства с образами войны. Читать книги на эту тему можно уже с трех лет. Малыш еще мал, он не поймет всех ужасов того времени, но это пока и не нужно. После пяти лет дети уже более осознанно воспринимают вопросы смерти, примеряя их на себя. Главное в такие моменты – успокоить ребенка здесь и сейчас: война уже прошла, ее уже пережили, мы живем в мирное время. Вот некоторые произведения о военном времени, которые подойдут для дошкольников:

«Брат мой в армию идет», В. Орлов;

«Галина мама», С. Георгиевская;

«Арбузный переулок», В. Драгунский;

«Андрейка», В. Осеева;

«Стальное колечко», К. Паустовский;

«Шинель», Е. Благинина;

«Кукла», Г. Черкашин;

«Главное войско», «Памятник солдату»,

«Твои защитники», Л. Кассиль;  

«Землянка», А. Митяев.

Можно вместе с ребенком посмотреть мультфильм «Баллада о солдате».

Матрос-ветеран разговаривает с ребенком

ВОЕННЫЕ ПРОФЕССИИ.

Знакомя малыша с событиями тех лет, можно также рассказать о военных профессиях. Военные занимаются важными для страны делами: управляют боевыми машинами, несут службу на границе, обучают молодых новобранцев военному ремеслу, чтобы в случае войны они могли встать на защиту Родины. Быть военным – так же почетно, как быть учителем, вра-чом, пожарным, полицейским. К военным специальностям также относятся профессии врача, летчика, моряка, связиста, инженера, водителя. В военное время люди этих профессий выполняют важнейшие миссии. Женщины наравне с мужчинами шли на войну и проявляли храбрость, отвагу, самоотверженность. Остальные работали на заводах, в госпиталях, детских садах, школах. Женщины все так же оставались матерями и женами на войне, заботились о своих и чужих детях, о раненых на войне солдатах, как о братьях.

                                    ДЕТИ – ГЕРОИ ВОЙНЫ.

Военные годы были тяжелым испытанием для всех. В один миг детям того времени пришлось повзрослеть. Закончилось их детство: игры в игрушки сменились тяжелым трудом и заботой о тех, кто слабее и беспомощнее. Война – тема взрослая, но она унесла много детских жизней. Дети совер-шали поистине героические поступки. Их объединяла искренняя ненависть к фашизму и готовность пожертвовать жизнью, чтобы помочь Советской армии уничтожить оккупантов. Многие не увидели Великую Победу.

                                      ПОДВИГИ ГОРОДОВ-ГЕРОЕВ.                                                                   Рассказывая о детях – героях войны, нужно упомянуть о том, что героями были не только отдельные люди, но и целые города. Тринадцать городов современной России, Украины и Белоруссии носят почетные звания городов-героев. Население этих городов проявило невиданный героизм и мужество в годы войны.

                                   РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Откладывать разговоры на тему войны не обязательно до возраста, когда ребенок сам может спросить. Дети видят и понимают больше, чем нам ка-жется. Тем более не отказывайте ребенку в разговоре о войне, если он спрашивает об этом сам. Говорить о войне с дошкольником надо простым, понятным языком. Не надо перегружать рассказ датами, подробностями, которые ребенок просто не сможет разложить в голове по полочкам. Детям проще воспринимать информацию наглядно, когда можно посмотреть и потрогать. Поэтому говорите с ребенком, когда показываете семейный фо-тоальбом, читаете книгу на военную тематику или рассматриваете журнал о военной технике. Говорить о подвигах советских солдат можно у вечного огня. Расскажите ребенку, что огонь символизирует вечную память о павших воинах и горит в любое время суток, в любую погоду. Поговорите о том, что надписи на мемориальных плитах – это не просто непонятные ребенку слова. Это имена воинов, погибших за будущее своей страны, за будущее нас и наших детей.

С именем каждого воина связана своя история – история его жизни и смерти. Каждый из этих людей был чьим-то сыном, братом, отцом. Их линия жизни оборвалась, а мы продолжаем жить – и благодарим их за это. Не стесняйтесь говорить о войне откровенно. Наша общая история не должна пропасть с годами, мы должны передавать эту память детям, а наши дети будут рассказывать о войне нашим внукам.                                                            Никто не будет забыт, пока мы с вами помним!
  Дети в гимнастерках

Используемая литература:

1.Шорыгина Т.А. «Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны», ТЦ «Сфера», Москва, 2011 год.

2.Шорыгина Т.А. «Беседы о Великой Отечественной войне»,ТЦ «Сфера»,Москва, 2015 год.

3.Наглядно-дидактическое пособие «День Победы», Издательство «Мозаика-Синтез», Москва, 2015 год.

4.Интернет ресурсы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как рассказать детям о войне? (рекомендации родителям)

Как рассказать детям о войне?(рекомендации родителям)...

Рекомендации воспитателям/ Как рассказать детям о войне.

В статье – рекомендации для педагогов, которые помогут им подготовиться к разговору с дошкольниками о Великой Отечественной войне. Расскажите воспитателям с че...

Рекомендации родителям «Как рассказать детям о Блокаде Ленинграда»

Рекомендации родителям о том, как рассказать детям о Блокаде Ленинграда в Великую Отечественную Войну...

Сидим дома. Методические рекомендации для родителей «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне?»

Сидим дома. Методические рекомендации для родителей «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне?»...

Консультация для родителей "Как рассказать детям 6-7 лет о войне?"

Цель: обогащение представлений детей о Великой Отечественной Войне, о героях, тружениках тыла, ветеранах войны, через совместную деятельность родителей и детей в семье....

Рекомендации для родителей "Что рассказать детям о Великой Отечественной войне и Победе"

Уважаемые родители!Приближается великий и светлый праздник – День Победы! Праздник, который ждали миллионы людей по всему миру.Расскажите ребёнку о том, какой праздник отмечается в нашей ст...

Рекомендации родителям «Как рассказать детям о Блокаде Ленинграда»

Рекомендации родителям  «Как рассказать детям о Блокаде Ленинграда»Очень важно приобщать ребенка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважен...