Мастер класс по созданию дидактического пособия "Круги Луллия"
методическая разработка (младшая группа)

Этенко Наталья Александровна

В настоящее время, одна из главных задач  детского сада – формирование у детей представлений о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны, как считает А.В.Запорожец – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, в качестве эталонов величины – метрическая система мер.

Актуальность заключается в том, что познавать человек окружающий мир начинает с ощущения и восприятия. Изменение подходов к сущности и значению дошкольного детства потребовало пересмотра содержания развития дошкольников и разработки более эффективных средств и способов развития детей. В связи с этим, я начала обращать особое внимание на использование развивающих дидактических игр в своей педагогической практике. Есть много методик, но я решила остановиться на основе ТРИЗ технологии – Круги Луллия. Основоположником этого метода является французский монах Раймонд Луллий, который в 18 веке создал логическую машину в виде бумажных кругов. Простота конструкции позволяет применить это пособие в детском саду. Эффект просто огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Круги Луллия"1.86 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дидактическая игра «Круги Луллия » для развития детей раннего возраста

Слайд 2

МАСТЕР-КЛАСС «Круги ЛУЛЛИЯ» Подготовила воспитатель МБДОУ д /с №11 «Росинка» г.Саяногорска Этенко Наталья Александровна

Слайд 3

Самая близкая, увлекательная и доступная деятельность дошкольников – ИГРА. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребенка развивается и активизируется в игре, с другой стороны сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи. Предлагаю вашему вниманию систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе изобретения Р.Луллия - "Круги Луллия ". Данная методика - это игры на основе кругов Луллия и разнообразных картинок. Меня очень заинтересовали круги Луллия и мне захотелось сделать их. Это пособие прочно заняло свое место в педагогике. На сегодняшний день оно является универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Его можно многопланово использовать при решении разных задач развития детей. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удивить. Поэтому педагог должен искать интересные детям и в тоже время несложные способы развития ребенка.

Слайд 4

Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально- творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ для использования в дошкольных учреждениях. Методика построена на изобретении Раймонда Луллия и получило название «Круги Луллия ». В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи и интеллектуально- творческих способностей детей. У детей круги Луллия – это что то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее как в саду так и дома. А эффект огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи.

Слайд 5

Цель пособия: создание социальной ситуации развития через использование игровой технологии круги Луллия . Игровые упражнения с детьми по кругам этого пособия решают следующие задачи: - создать условия для формирования познавательной деятельности. создать условия для развития речи (обогащать активный и пассивный словарь ребенка). создать условие для воспитания коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей.

Слайд 6

Круги Луллия представляют собой два подвижных круга. Диаметр кругов может варьироваться. Вырезанные круги разбивают на нужное количество секторов, серединка протыкается шилом. Круги нанизываются на стержень (например шуруп), между кругами нанизываются небольшие прокладки, сверху крепится стрелка по величине сектора. На сектора прикрепляются картинки, слова или цифры, в зависимости от того, какую задачу ставит воспитатель. Круги, разделённые на одинаковое количество секторов должны поворачиваться в любом направлении, создавая разнообразные комбинации. Круги Луллия представляются детям как чудесные кольца или загадочные круги.

Слайд 7

Совет: если круги обтянуть фланелью, или приклеить липучки, или приклеить кармашки, то можно использовать только одно пособие, - просто менять картинки в соответствии с заданием.

Слайд 8

Для детей младшего возраста целесообразно использовать два круга, разбитых на 2-4 сектора. Для детей среднего возраста целесообразно использовать три круга, разбитых на 4-6 сектора. Для детей старшего возраста целесообразно использовать три круга, разбитых на 8 секторов.

Слайд 9

Целесообразно, чтобы у воспитателя был банк изображений к данному пособию по тематике: фрукты, овощи, игрушки, сказки, профессии, времена года, растения, животные и другие темы.

Слайд 10

Воспитатель ставит детям различные задачи: Можно определить несоответствие картинок и подобрать нужный вариант. Можно раскручивать круги в хаотичном порядке и по любой выпавшей комбинации дети должны составить фантастический рассказ, а после разрешить возникшее противоречие. После того, как дети всему научились, они могут самостоятельно играть и ставить друг другу реальные и фантастические задачи.

Слайд 11

Круги Луллия можно использовать: - при организации индивидуальной работы или организуя работу с детьми в малых группах (подгруппах) - в игровой деятельности вне занятий (НОД) в качестве игровых упражнений и заданий в самостоятельной деятельности детей Использовать круги Луллия можно в любых областях. Например, закреплять знания геометрических фигур (соединять предмет определённой формы с эталоном). Варианты использования этого пособия безграничны. Нельзя не отметить и универсальность игрового материала, используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре.

Слайд 12

Рассмотрим как проводится игра? Сначала воспитатель должен показать , что это такое и рассказать. Можно подключить фантазию и представить, что это волшебное колесо, которое поможет детям узнать много нового и отправиться в фантастический мир. Показать детям то, что содержит колесо, в данном случае картинки.

Слайд 13

Дидактическая игра 1 «КАКИМ ЦВЕТОМ?» На первом круге, самом большом, расположены предметные картинки овощей разных цветов (основные). На втором круге, маленьком, расположены карандаши разных цветов (основных). Цель: создание условий для развития умений соотносить предмет с цветом. Детская цель: помоги овощам найти свой цвет. В центре стрелочки должен оказаться овощ определенного цвета.

Слайд 14

Дидактическая игра 2 «ЧЬЯ ТЕНЬ?» Цель: создание условий для развития умений соотносить изображения друг с другом. Детская цель: найди такую же картинку. На первом круге, самом большом, расположены предметные картинки овощей. На втором круге, маленьком, расположены их тени. В центре стрелочки должны оказаться овощ и его тень.

Слайд 15

Дидактическая игра 3 «ПУТИШЕСТВИЕ ПО СКАЗКЕ» Цель: создание условий для развития умений связно и последовательно излагать ход сказки. Детская цель: помоги героям найти свою сказку. В центре стрелочки должен быть герой этой сказки. Расскажи кого он встретил первым, а кого следующим. На первом круге, самом большом, расположены картинки героев сказки «Колобок». На втором круге, маленьком, расположены главные герои и предметы разных сказок.

Слайд 16

Вывод: Круги Луллия - одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, развития речи. Задачи в обучении ставятся в соответствии с содержанием образовательной деятельности на каждом возрастном этапе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по созданию дидактической игры «Орешки для белочки»

Данный мастер-класс предназначен для творческих педагогов  и не требует больших материальных затрат, а результат работы добавит в образовательный процесс ещё одну увлекательную, обучающую игру на...

Мастер-класс по созданию дидактической игры "Любознательные гномы"

Поэтапное создание познавательной игры для детей...

Мастер - класс по созданию дидактической игры " СУ-ДЖОК" дорожка.

Уже на протяжении трёх лет для оздоровления детей нашей группы мы с коллегами используем "Су-джок терапию". Дети с удовольствием под руководством воспитателя занимаются с &quo...

Мастер – класс по созданию дидактической игры «Шнурочки»

Развитие мелкой моторики и сенсорики у детей....

мастер - класс "Самостоятельное создание дидактической игры с движущимися объектами в среде "PowerPoint""

Цель: Расширить познания воспитателей в области овладения ИКТ через использование программы Мicrosoft Power Pоint. Научить с помощью этой программы создавать интерактивные игры....

Мастер - класс по созданию дидактической игры "Что сегодня на обед?"

Воспитывать потребность в здоровом образе жизни - одна из главных задач дошкольного воспитания. А одной из составлющих здорового образа жизни - правильное питание. Дидактическая игра поможет родителям...

Мастер-класс по созданию дидактической игры "Разноцветные палочки"

Мастер-класс по созданию дидактической игры сортер «Разноцветные палочки» Сортер - это развивающая игрушка-головоломка, в основе которой лежит выбор и размещение деталей согласно зада...