Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр
методическая разработка (младшая группа)

Подымникова Наталья Викторовна

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка и предполагает формирование у ребёнка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и развиваются все виды восприятия. Тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание создаёт необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения.Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического и других видов ощущений и восприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.docx71.46 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Сенсорное воспитание детей раннего возраста

Особенности дидактических игр для сенсорного развития детей раннего возраста

Основные виды игр

Структура дидактической игры.

Практическая часть

Приложение № 1

Приложение № 2

Приложение № 3

Приложение № 4

Список используемой литературы

 


 

Введение

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены направления развития детей дошкольного возраста. В таком направлении как познавательное развитие предполагается формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношения объектов окружающего мира - форме, цвете, размере, материале, пространстве и времени и др.

Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятием предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Исследованиям в области сенсорного развития дошкольника уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее значимыми в этом направлении являются такие отечественные авторы как: А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, Э.Г. Пилюгина, Е.И. Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли.

Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними. Видные ученые называют ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.

С одной стороны, сенсорное развитие, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. Так как игровая форма обучения является ведущей на ступени раннего развития, то  значительное место в сенсорном воспитании раннего возраста занимает дидактическая игра.

Дидактическая игра–это многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Главная цель дидактической игры – обучающая. В раннем возрасте ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению – это процесс непреднамеренного обучения. Своеобразие дидактической игры определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой.

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в  практической деятельности. Следовательно, главное в том возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

Поэтому в своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:
- создать оптимальные условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через  игры с дидактическим материалом;

- формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов;

- обогащать чувственный опыт детей посредством интеграции разнообразных видов деятельности и максимально его использовать для оптимизации познавательной активности;

- разработать, апробировать и отследить результативность занятий с использованием дидактических игр для сенсорного развития.

Для решения данных задач выработаны следующие принципы:

·         принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;

·         принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;

·         принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;

·         принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики;

·         принцип тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения по гармоничному развитию, воспитанию и обучению детей раннего возраста.


 

Сенсорное воспитание детей раннего возраста

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств - шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, т.к. дети плохо отличают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними.

Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах, целесообразно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или несовпадение. Такое сопоставление вначале дети не могут выполнить зрительно. Поэтому им предлагают накладывать предметы друг на друга, сравнивая цвета. От внешних приемов сопоставления дети постепенно переходят к сопоставлению на глаз. Это дает им возможность устанавливать тождество и различие по внешним свойствам и между такими предметами, которые нельзя наложить друг на друга или приложить вплотную (например, между объемными предметами).

Основные задачи в сенсорном воспитании детей второго-третьего года жизни: научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.


Особенности дидактических игр для сенсорного развития детей раннего возраста

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры – занятия и дидактические или автодидактические, игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.

Дидактическая игра используется в развитии у детей сенсорной культуры.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. В дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены. Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Подтверждением этому могут служить народные игры, правила которых детям известны: «Краски». Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это в большей мере относится к настольно- печатным играм), необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.

Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер. Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры, как на занятиях, так и вне их.

Дидактические игры рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно – ролевым играм: умение взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет.

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребёнка.

Умственное воспитаниеСодержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, профессии, трудовой деятельности.

С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. В процессе игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи.

Нравственное воспитание. У дошкольников формируется нравственное представление о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности ребёнка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно- гигиенических навыков.

Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр.

Эстетическое воспитание. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформленными. Такие игрушки привлекают внимание, вызывают желание играть с ними.

Физическое воспитание. Игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие, и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, где развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности, т.е. к обучению в школе.

Педагог должен создавать условия, чтобы дошкольники применяли полученные знания и умения для анализа окружающей среды. Для этого можно использовать различные методы и средства, в зависимости от возраста детей. Основными методами сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста являются совместная деятельность воспитателя с детьми, организация развивающих практических и игровых ситуаций, способствующих накоплению и обобщению чувственного опыта познания, собственная практическая деятельность детей с разнообразными предметами и материалами, продуктивные виды деятельности, особенно рисование красками, карандашами, мелками, лепка, конструирование, двигательная деятельность, чтение художественной литературы и рассматривание картин, а также экспериментирование и все виды игры . Дидактические игры являются прекрасным средство для обогащения сенсорного опыта детей. Некоторые игры связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек», «Чем похожи и не похожи» и др.). В других играх ребенок учится группировать предметы по тому или иному качеству (собирает на красный коврик красные предметы, кладет в коробку игрушки круглой иовальной формыи др.). Дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяют существенные из них. В результате появляется возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков, которые закрепляются в речи. В процессе такой работы дошкольники подводятся к овладению сенсорными эталонами. Для детей раннего и младшего дошкольного возраста можно использовать различные игрушки, развивающие их ощущения и восприятия. Это сборно-разборные игрушки, вкладыши, а также игрушки, изготовленные из разных материалов, отличающиеся друг от друга размером, звучанием. Дети старшего дошкольного возраста могут 19 выполнять задания, связанные с самостоятельным определением качеств и свойств объектов, необходимых для выполнения задания. По программе «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) для детей младшего дошкольного возраста предусматривается проведение игр-занятий с дидактическим материалом и игрушками . Дошкольники учатся подбирать предметы по цвету и величине (2-3 цвета, большие, средние и маленькие), нанизывать на стержень пирамидки 2-3 кольца одинакового цвета, собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя 2-3 цвета, складывать картинку из 4-6 частей. Использование заданий, игр и упражнений, включающих разные виды деятельности и все виды восприятия, способствует обогащению непосредственного чувственного опыта детей младшего дошкольного возраста. Дошкольники учатся устанавливать сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (красный мяч – синий мяч; большой кубик – маленький кубик), называть свойства предметов (большой, маленький, мягкий, пушистый и др.), их цвет, величину, форму. Постепенно дети учатся группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету. Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Так, во время прогулки дошкольники учатся различать окраску осенней листвы (у березы – лимонного цвета, у ивы – зеленовато-желтого и др.). Можно предложить детям послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи опадающих листьев, почувствовать запах цветов, травы, опавших листьев. В летнее время на прогулке с детьми младшего возраста рекомендуется проведение дидактических игр с природными материалами. Возможно использование игр с водой и песком в сочетании со строительным материалом, использование ракушек, камешков и шишек для выкладывания знакомых 20 предметов или объектов. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче становятся его представления. На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства. Большое значение для сенсорного воспитания имеет трудовая деятельность. Благодаря ей происходит формирование системы знаний о свойствах материалов, орудиях труда и инструментах (используемых детьми дошкольного возраста), способах выполнения тех или иных трудовых операций. Разнообразный труд детей в природе дает возможность сформировать у ребенка точные представления о качествах, свойствах, особенностях природных явлений, обогащает способы сенсорного обследования. Наибольшие трудности для дошкольников вызывает восприятие пространства и времени. Развитие ориентировки в пространстве связано с осознанием ребенком положения собственного тела, а затем правой и левой рук. Далее большое значение начинает приобретать слово взрослого, которое помогает ориентироваться в различных направлениях. С развитием речи расширяется понимание дошкольником различных пространственных отношений. Более сложные представления о пространстве появляются в старшем дошкольном возрасте. Восприятие времени считается наиболее сложным видом восприятия в связи с отсутствием его наглядной основы. Младший дошкольник воспринимает время как череду последовательно изменяющихся событий в течение дня, как разнообразную ежедневно повторяющуюся деятельность. В определенной степени пониманию временных промежутков способствует регулярный режим дня. Раньше всего у ребенка формируется представление о настоящем времени, менее осознанно младшие дошкольники воспринимают прошедшее время. Представление о будущем времени появляется у дошкольника в возрасте около трех лет, но ориентироваться в 21 будущем ему еще не просто. В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с названиями дней недели, времен года, хотя при необходимости перечислить дни недели они нередко испытывают трудности. Таким образом, сенсорное воспитание ребенка младшего дошкольного возраста – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Сенсорное воспитание обогащает и развивает чувственный опыт дошкольника, способствует формированию его представлений о свойствах и качествах предметов. Организация педагогом целенаправленной деятельности по сенсорному воспитанию обеспечивает его полноценное всестороннее развитие, создает основу для дальнейшего развития и обучения.


 

Основные виды игр

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами.

В средней группе используют такие предметы, в которых разница между ними становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения соответствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, строителей и др. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удается вызвать интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игр с помощью отобранных игрушек.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как "Чьи это детки?", "От какого дерева лист?", "Собери букет из осенних листьев", и др. Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя в играх типа "Магазин", пекарей в играх "Пекарня" и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях "Путешествие в страну сказок", о нормах поведения "Что такое хорошо и что такое плохо?".

Настольно-печатные игры.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два самолета. Самолеты, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.

Подбор картинок по общему признаку. Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре "Что растет в саду (лесу, городе)?" дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку картинки. Или игра "Что было потом?": дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности сюжета.

Запоминание состава, количества и расположения картинок. Например, в игре "Отгадай какую картинку спрятали" дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую их них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знания о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе, умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.

Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. В младших группах картинки разрезают на 2 -4 части, то в средней и старших группах целое делят на 8 – 10 частей. При этом для игры в младшей группе на картинке изображается один предмет: игрушка, растение, предметы одежды и др. Для более старших на картинке изображается сюжет из знакомых сказок, художественных произведений, знакомых детям.

Описание, рассказ о картине с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение и творчество. Часто ребенок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картине, прибегает к имитации движений, или подражанию движениям животного, его голосу. Например, в игре.( "Отгадай кто это?" ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, петуха, и др.) Такое задание дается детям в младшей группе.

В более старших группах решаются задачи посложнее: одни дети изображают действие, нарисованное на картине, другие отгадывают кто нарисован на картине, что делают там люди, например: пожарники тушат пожар, моряки плывут по морю, строители строят дом и др.

В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Словесные игры.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы.

В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: "Отгадай-ка?", "Магазин", "Да – нет" и др. Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: "Похож – не похож", "Кто больше заметит небылиц?". Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: "Кому что нужно?", "Назови три предмета", "Назови одним словом", и др. В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: "Испорченный телефон", "Краски", "Летает – не летает" и др.


 Структура дидактической игры

Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Дидактическая задача.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.

Определяя дидактическую задачу, надо иметь в виду: какие знания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми; какие умственные операции в связи с этим должны развиваться; какие качества личности в связи с этим можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и др.).

Игровые правила.

Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре, делает игру занимательной, напряженной.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.

Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержка.

Игровые действия.

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Например, в игре "Так бывает или нет?" правилами игры требуется: заметить в стихотворении "Это правда или нет?" Л.Станчева все небылицы:

Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
Га-га-га пел соловей.
Быстро дайте мне ответ –
Это правда или нет?

Игра проводится так часто, что дети по очереди, подняв руку, называют все замеченные небылицы. Но чтобы игра была интереснее и все дети были активны, воспитатель вводит игровое действие, тот, кто заметил небылицу по ходу чтения стихотворения, кладет перед собой фишку. В этом стихотворении шесть небылиц. Значит, у победителя будет шесть фишек. Он получат приз.

Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения: "Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!", "Давайте я считалочкой выберу водящего!».

Дидактические игры, которые мы использовали в ходе формирующего эксперимента, можно разделить на следующие группы:

1. Дидактические игры, направленные на ознакомление с цветом. В ходе работы по ознакомлению с цветом дошкольники знакомились с цветовыми эталонами. Дети изучали шесть основных цветов. Примером дидактических игр, направленных на знакомство с цветом, могут служить игры «Воздушные шары», «Спрячь мышку», «Подбери по цвету», «Живое домино» и др. В дальнейшем детей начинают знакомить с оттенками цвета (темный – светлый), для чего используются такие игры, как «Окраска воды», «Украсим елочку», «У кого какое платье?» и др. Дети лучше запоминают цвета спектра и особенно их оттенков, если получили их самостоятельно (например, при смешивании красок), или в таких играх, как «Найди цветок для бабочки», «Поставь цветы в вазу», «Ловись, рыбка», «Собери бусы». Примеры некоторых игр представлены ниже.

1) «Воздушные шары». Для игры необходимы узкие полоски картона или бумаги шести цветов, а также шесть кругов разных цветов. Это ниточки и шарики. Такой комплект материалов имеется у воспитателя. Каждому ребенку дают белую полоску бумаги с уже наклеенными ниточками и шесть кружков. Воспитатель размещает на фланелеграфе или магнитной доске сначала ниточки для шариков, а затем говорит, что к каждой ниточке нужно привязать шарик такого же цвета, и размещает один шарик рядом с ниточкой соответствующего цвета. Далее педагог предлагает детям помочь ему и «привязать» остальные шарики на доске. В процессе работы воспитатель вслух называет цвета шариков и ниточек. Далее детям предлагается  «привязать» свои шарики.

2) «Спрячь мышку». Для игры необходимы шесть квадратиков цветной бумаги (20х15 см) с наклеенным на них белым квадратом (8х8 см) с нарисованной мышкой (домики для мышек), шесть квадратиков цветной бумаги меньшего размера (10х10 см, дверцы для домиков), а также игрушечная кошка. Каждому ребенку дается тот же набор цветных квадратиков, только меньшего размера. Сначала воспитатель прикрепляет к доске три домика для мышек и объясняет, что мышек надо спрятать от кошки, для этого нужно закрыть окошко дверцей-квадратиком. Детям предлагается выбрать необходимую дверцу для домика. Далее детям дается по одному домику и шесть карточекдверок. Необходимо подобрать нужную дверку для домика.

3) «Какого цвета не стало?» Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.

 4) «Какого цвета предмет?» Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора – красную карточку, огурца – зеленую, сливы – синюю, лимона – желтую и т. д. Варианты игры: - выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки и др.), дети должны показать карточки с изображением данного цвета.

 5) «Живое домино». Для игры необходимы небольшие кусочки ленты шести цветов. Воспитатель повязывает детям на руки ленты различных цветов в виде  браслетов и предлагает всем быстро построить круг так, чтобы у каждого ребенка цвет ленты, повязанной на одной руке, совпадал с цветом ленты товарища, стоящего с той или другой стороны. Игра может повторяться 2-3 раза в зависимости от интереса детей и от степени овладения действием сравнения предметов.

6) «Полосатые коврики». Для игры необходимы листы плотной серой бумаги, на которой красками нарисована левая половина коврика (шесть полос разного цвета). Правая половина коврика – контурное изображение шести полос, которое предстоит закрасить красками. Воспитатель показывает детям листы серого картона, на котором нарисованы цветные полосы. Дети называют цвета полос по порядку. Затем воспитатель обращает внимание на контурные ориентиры с одной стороны коврика и говорит, что если правильно докрасить эти полоски, то получится разноцветный красивый коврик.

7) «Окраска воды». Для проведения игры воспитатель ставит на стол две большие банки, до половины наполненные водой. На каждой банке – наклейка, на одной – темно-красная, на другой – светло-красная. Каждому ребенку дают по две маленькие баночки, также до половины наполненные водой, красную гуашь, кисть, тряпочку. Воспитатель говорит детям, что мы будем красить воду. Педагог объясняет и показывает, что сначала нужно опустить кисть в краску до половины и прополаскиваем ее в одной из банок. Получается светлокрасная вода. Если опустить кисть в краску полностью и затем прополоскать в банке, то получается темно-красная вода. Затем дети сами экспериментируют с краской и водой. Варианты игры: - способ проведения игры тот же, но теперь детям раздаются краски шести цветов. Каждый ребенок получает одну из них и красит воду в темные и светлые оттенки.  

8) «Украсим елочку». На доске прикрепляется изображение елочки. Детям раздаются силуэтные изображения елочных игрушек (по два оттенка каждого из шести цветов). Воспитатель говорит, что елочку детям просил передать Дед Мороз для того, чтобы ее украсили. Далее педагог называет какой-либо цвет, а те из детей, у кого есть игрушки нужного цвета, подходят и украшают ими елку. Остальные дети наблюдают, правильно ли выполняется задание. После того, как елочка будет украшена, необходимо еще раз назвать цвета игрушек, висящих на ней.

2. Дидактические игры, направленные на ознакомление с формой. Так как к трем годам дошкольники уже имеют некоторые представления о форме и величине, поэтому в младшем дошкольном возрасте их начинают знакомить с геометрическими фигурами (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник). Дети должны усвоить внешнюю форму предметов и запоминать их названия. В процессе выполнения заданий ребенок учится подбирать к определенной геометрической фигуре предметы и их изображения соответствующей формы, причем обращать внимание необходимо именно на геометрическую фигуру как образец. При знакомстве детей с геометрическими формами мы обучали их приему обведения контура. Для ознакомления детей с формой предметов предлагается использовать такие игры, как «Какие бывают фигуры?», «Подбери фигуру», «Кому какая форма?», «Найди предмет такой же формы» и др. Примеры дидактических игр приведены ниже.

1) «Какие бывают фигуры?» Для игры воспитателю необходимы крупные картонные круги и квадраты, а детям – круги и квадраты из картона разных цветов меньшего размера (по три фигуры). Воспитатель говорит, что к нам пришла кукла Таня и принесла нам разные фигуры. Затем педагог достает фигуры, называет их и показывает детям, как надо обводить фигуру по контуру. Далее детям необходимо разложить свои фигуры на две части: круги и квадраты.  Варианты игры: - способ проведения игры тот же, но теперь кукла Таня приносит четыре фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал. Воспитатель знакомит детей с новыми фигурами, учит приему обведения контура, обращает внимание на отличия различных фигур.

2) «Подбери фигуру». Для игры необходимы пять картонных фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) в качестве демонстрационного материала. Каждому ребенку даются карточки с контурами пяти фигур и по одной фигуре каждой формы той же величины, что и контурные изображения. Воспитатель сначала показывает по одной фигуре из демонстрационного материала, обращая внимание детей на ее название, форму, характерные особенности. Затем педагог предлагает детям разложить свои фигуры на карточку так, чтобы контуры совпадали. Детям необходимо сначала обводить по контуру фигуры и только при полном совпадении класть ее на карточку.

3) «Кому какая форма?». Для игры каждому ребенку необходимы по три круга и овала разных цветов и размеров, а также игрушечный мишка и матрешка. Воспитатель показывает детям круг и овал, просит вспомнить названия фигур, их отличия, предлагает обвести контуры фигур пальчиком. Далее педагог предлагает положить все овалы перед мишкой, а все круги – перед матрешкой. В случае затруднений воспитатель помогает ребенку вспомнить название фигуры и ее отличия. Варианты игры: - в качестве раздаточного материала берутся по три квадрата, прямоугольника и треугольника разных цветов и размеров. По желанию детей фигуры раскладываются перед куклой, мишкой и матрешкой.

4) «Что лежит в мешочке?» Для игры необходим набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал), мешочек с предметами разной формы: деревянные  шарики, яички, бочонки, мячики, желуди, шишки; ягоды, фрукты, овощи (круглой и овальной формы), пуговицы (квадратной и треугольной формы). Воспитатель раскладывает на краю стола геометрические фигуры. Мешочек находится у воспитателя. Дети по очереди вынимают предметы из мешочка, называют их, определяют форму. В случае затруднения воспитатель помогает соотнести предмет с геометрической фигурой. После угадывания предмет кладется на столе рядом с определенной фигурой. Игра заканчивается после того, как все предметы раскладываются на столе против соответствующей формы. При повторном проведении игры можно изменить набор предметов в мешочке, увеличить или уменьшить их количество.

 5)«Найти предмет такой же формы». Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на образец.

6) «Из каких фигур состоит машина?» Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.

7) «Коробка форм». Для игры необходим домик с разным количеством прорезей различной конфигурации (круг, квадрат, прямоугольник, овал, полукруг, треугольник, шестигранник); объемные фигурки-вкладыши, соответствующие размеру и форме прорезей коробки. Воспитатель предлагает ребенку поместить геометрические формы в прорези домика, предварительно проанализировав с ребенком фигуры-вкладыши, вычленив необходимую плоскость объемной фигуры так, чтобы ребенок мог идентифицировать ее с прорезью коробки.

 8) «Коврик». Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике.

9) «Подбери по форме». Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей  обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом – предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.), квадрат и предметы квадратной формы (кубик, домик и т. д.).

10) «Геометрическое лото». Для игры необходимо иметь 5 карточек с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой (мяч, яблоко, футбольный мяч, шарик, воздушный шар), квадратной (коврик, платок, оконная рама, кубик, флаг), овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо), прямоугольной (портфель, конверт, книга, домино, картина). Воспитатель рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная и треугольная). Выигрывает тот, кто быстрее подберет все карточки к геометрическому образцу. Затем дети меняются образцами друг с другом.

3. Дидактические игры, направленные на ознакомление с величиной. Игры данной группы направлены не только на формирование у дошкольников представлений о величине предметов, но и на овладение умением обозначать эти отношения словами (больше, меньше, самый большой). Ознакомление с величиной детей младшего дошкольного возраста происходит с обучения сравнению трех однородных предметов, а в дальнейшем дети учатся сравнивать пять предметов. Знакомство с величиной предполагает использование таких игр, как «Башня из кубов», «Соберем башенку», «Соберем пирамидки» и др. Постепенно в процессе игр ребенок учится определять и подбирать предметы одинаковой величины по заданному образцу, что способствует развитию глазомера. Для этого предназначены игры «Найди такое же колечко», «Сделаем столбики», «Сбор  фруктов» и др. Примеры дидактических игр приведены ниже.

 1) «Башня из кубов». Для проведения игры нужен набор из пяти кубов разных размеров (большой куб – 10 см, маленький – 2 см.). Воспитатель предлагает детям собрать башню из кубиков. В случае затруднений педагог помогает детям с постройкой, проговаривая вслух порядок действий.

2) «Соберем башенку». Для проведения игры необходима башенка-образец (для воспитателя) и башенка из пяти колец для каждого ребенка. Воспитатель раздает детям материал и предлагает рассмотреть башенку, обращая внимание на размер колец. Затем воспитатель собирает башенку, проговаривая свои действия вслух. После этого дети сами разбирают и собирают свои башенки. Дети постепенно находят следующее по величине кольцо. Воспитатель следит за действиями детей, напоминает, что надо выбирать все время самое большое кольцо из оставшихся и нанизывать на стержень. В случае затруднения или ошибок детям разрешается прикладывать выбранное кольцо к образцу, чтобы сопоставить его по величине. Игра заканчивается, когда дети соберут башенку из пяти колец. Игра повторяется до тех пор, пока дети не научатся составлять башенку.

3) «Соберем пирамидки». В игре детям необходимо собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе.

4) «Сравни предметы по высоте». Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить – что выше, что ниже.

 5) «Самая длинная, самая короткая». Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая  короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет. Варианты игры: - сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».

 6) «Найди такое же колечко». Для игры необходимы башенки из трех и пяти колец. Воспитатель снимает кольца с одной башенки и раскладывает их в разные места групповой комнаты (на подоконнике, столах и т. д.), затем раздает детям по одному кольцу от такой же башенки и предлагает найти такое же большое кольцо или такое же маленькое. Педагог наблюдает, как дети справляются с заданием, помогает путем прикладывания колец друг к другу установить их идентичность.

 7) «Сделаем столбики». Для игры для каждого ребенка необходимы стержни с одним кольцом от пирамидки и кольца пирамид различной величины в корзине. Воспитатель предлагает каждому ребенку надеть на стержни кольца определенного размера (на одном стержне одни и те же кольца). Подбирая кольца, дети сравнивают их по величине, помогают друг другу, меняются кольцами. У детей получается ровный цветной столбик колец одинаковой величины – фигура, непохожая на башенку. В процессе выполнения задания воспитатель следит, чтобы дети точно соотносили величину каждого кольца: «Кольца должны быть одинаковыми». Игра повторяется до тех пор, пока дети не научатся отбирать кольца одного размера и надевать их на стержень.

 8) «Сбор фруктов». Для игры необходимы яблоки-образцы разной величины из картона (трех размеров – большие, поменьше, маленькие), три корзины – большая, поменьше, маленькая, дерево со вставными яблоками трех размеров (вырезаны из плотного картона). Диаметр каждого следующего яблока меньше предыдущего на 0,5 см.  Воспитатель показывает детям дерево с яблоками, вырезанными из картона, и корзины, обращает внимание детей на разную величину яблок, затем вручает яблоко-образец одному ребенку и предлагает найти на дереве такое же яблоко. Ребенок находит нужные яблоки на глаз, проверяя путем примеривания к образцу. Дети поочередно сортируют яблоки по величине и раскладывают их соответственно в корзины. Игра заканчивается, когда дети рассортируют все яблоки. Таким образом, в рамках формирующего эксперимента нами была проведена работа по использованию дидактических игр как средства сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.


Практическая часть

(становление опыта)

Как показывает опыт, начать процесс формирования сенсорного воспитания необходимо с более раннего возраста 2-3 года.

Учитывая психологические особенности детей младшего возраста, а также накопленный опыт по использованию дидактических игр в воспитательно-образовательном процессе   для улучшения результатов сенсорного воспитания были намечены следующие этапы работы:

  -подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей (различные дидактические игры по сенсорному развитию);

-  конкретно обозначить виды игр, посредством которых будет проводиться целенаправленная работа педагога;

- составить план-схему использования игр в совместной и самостоятельной деятельности;

- в течение всего временного промежутка (учебный год) наблюдать за особенностями формирования сенсорного развития у каждого ребенка.

    Согласно усваиваемым сенсорным эталонам дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста подразделили на:

- дидактические игры на развитие тактильных ощущений; (см. приложение № 2)

- дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы; (см. приложение № 3)

- дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины; (см. приложение № 4)

- дидактические игры и упражнения на закрепление цвета (см. приложение №5).

Планируя педагогическую деятельность на неделю, включили   следующую план-схему по организации игровой совместной и самостоятельной деятельности:

Понедельник   -    дидактические игры на развитие тактильных ощущений;

Вторник        -    дидактические игры и упражнения для закрепления  понятия формы;

Среда   -       дидактические игры и упражнения на закрепление  понятия величины;

Четверг   -       дидактические игры и упражнения на закрепление цвета;

Пятница  -       настольно-печатные игры

Здесь предусмотрены следующие пункты:

1. Переход одного вида деятельности (игры) из совместной в самостоятельную.

2. Ежедневное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала.

Совместная деятельность проводится фронтально, но чаще по группам (3-5 человек) и в парах.

Таким образом, знания, полученные ребенком на занятиях, закрепляются в совместной деятельности, после этого переходят в самостоятельную и уже затем в бытовую деятельность, пример:

1. Занятие: знакомство с объектом (квадрат); 
2. Совместная деятельность (игра “Что лишнее ? ”, игры на классификацию);
3. Самостоятельная деятельность – “собери из части квадрат”, “сложи квадрат”; 
4. В бытовой на что похож квадрат.

Согласно программным требованиям, игры проводили во второй половине дня.

При проведении дидактических игр опирались на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей.

   В работе с дидактическими играми на сенсорное восприятие использовали разнообразные методы и приемы, такие как, создание проблемной ситуации: внесение игрушки, экспериментирование, использование разных видов оценок (приз, сюрпризный момент, словесная положительная оценка, аплодисменты товарищей, фишки), активизирующего общения: совместный поиск правильного ответа на вопрос, использование личного опыта ребенка, взаимопомощь друг другу, обращение к детям с вопросом, образным пояснением, сюжетным рассказом.

   Подбирая дидактические игры, обязательно продумывали цель и дидактическую задачу, определяли место и роль игры в системе обучения и воспитания, проектировали саму игру и определяли степень участия в ней всех детей, продумывали оказание помощи застенчивым детям.

Дидактическим играм предъявляли следующие требования: яркость, эстетичность, многофункциональность. В процессе проведения дидактической игры старались поощрить выдумку, инициативу дошкольников, отмечали доброжелательное отношение детей друг к другу, а также положительное отношение к отраженным в игре явлениям и событиям.

Уровень сенсорного развития дошкольников во многом определяется степенью осведомленности родителей по данной проблеме. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области сенсорного развития детей через дидактические игры. С этой целью нами были запланированы:

-консультации о подборе развивающих игр для ребенка;

-индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому  конкретному ребенку;

-выбор, изготовление и приобретение развивающих игр для детей группы (Приложение №1);

- оформление информации по данной теме в уголках для родителей;

- подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на сенсорное развитие.

Следует отметить, что родители очень отзывчивы, готовы прийти на помощь в любую минуту. Приносят интересную детскую литературу, а также игры, тем самым вносят элементы нового и пока еще неизвестного в игровую деятельность детей.

В настоящее время уже можно судить об изменении уровня сенсорного развития детей в процессе планомерной педагогической деятельности. Наблюдая за ростом сенсорного и интеллектуального развития, которое очевидно при многообразии и многогранном использовании дидактических игр, можно смело утверждать, что:

- примерно 1/2 детей испытывают устойчивый интерес к развивающим дидактическим играм, возросла степень их активности в самостоятельной деятельности;

- дети делают первые шаги в развитии сенсорного и интеллектуального развития;

- у детей вырос интерес к новому.

В заключение, следует отметить, что постепенно, в результате воспитательно-образовательной работы с использованием дидактических игр у детей накапливается сенсорный опыт в разных областях, который становится основой развития всех способностей.


 

 

Приложение 1

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

,, Чудесный мешочек,,

,, Определи на ощупь,, ( найти предметы различающиеся по одному  признаку )

,, Платочек для куклы,, (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

,,Узнай фигуру,, ( предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)

,, Найди пару,, (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)


 

Приложение 2

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

,, Найди предмет указанной формы,, ( ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)  

,,Из каких фигур состоит …?,, (нужно по рисунку определить ,  из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)

,,Найди предмет такой же формы,, (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)

,, Какая фигура лишняя?,,( определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)          

КАКОЙ ЭТО ФОРМЫ

Цель: Научить ребенка чередовать предметы по форме

Оборудование: По четыре круглых и квадратных глиняных бусины одинакового цвета (диаметр 2см). Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.

Ход: Проводится так же, как игра «Большие и маленькие» с той лишь разницей, что на нить поочередно нанизывают круглые и квадратные бусины. Воспитатель предлагает ребенку помогать руками каждую бусину на нитке, фиксируя на этом внимание ребенка и приговаривая: «Шарик, кубик...».

КРУГ, КВАДРАТ

Цель: Учить группировать предметы по форме.

Оборудование: По пять картонных кругов и квадратов одного цвета.

Ход: Воспитатель показывает детям геометрические фигуры, произвольно перемешанные на столе. Затем говорит: «Вот это - круг, вот это - квадрат. Круг я положу на круглую тарелочку, а квадрат - на квадратную тарелочку». Далее воспитатель предлагает детям разложить фигуры по своим местам и активизирует речь детей вопросами: «Что это? (Круг). А это? (Квадрат) и т.п.».

ВОЛШЕБНАЯ КОРОБОЧКА

Цель: Учить детей проталкивать геометрические формы в соответствующие отверстия.

Оборудование: Коробки с отверстиями круглой и квадратной формы и соответствующие им по размеру кубики и шарики.

Ход: Воспитатель показывает детям коробочки с «окошками» и говорит, что в них можно

-протолкнуть шарики и кубики. Затем обводит пальцем круглое отверстие, отмечая, что оно круглое, что у него нет уголков, и проталкивает в него шарик. То же самое проделывает и с квадратным отверстием, отмечая, что оно квадратное и у него есть уголки и проталкивает в него шарик. Далее, задание выполняют дети. При каждом проталкивании, воспитатель удивленно-восхищённым тоном восклицает: «Ой, нет шарика! Ой, нет кубика!», тем самым, стимулируя ребенка продолжать игру и вызывая положительные эмоции.

Также эту игру можно использовать и для закрепления величины предметов, делая в коробках большие и маленькие отверстия различных однородных геометрических форм. Можно добавлять отверстия и других геометрических форм, например - треугольные, прямоугольные.

ЗАШТОПАЙ ШТАНИШКИ

Цель: Учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия.

Оборудование: Картонное изображение волка (матрешки, куклы и т.п.) с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на штанишках и соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и штанишки.

Ход: Воспитатель показывает детям волка и обращает их внимание на то, что у волка дырявые штанишки. Затем воспитатель показывает детям геометрические фигуры - заплатки и предлагает помочь волку заштопать штанишки. Дети выполняют задание, волк благодарит их.

Эту игру можно проводить с усложнением, например - «заштопать» у матрешек сарафаны разного цвета различными большими и маленькими геометрическими формами соответствующих цветов.

ВЕСЕЛЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ

Цель: Учить детей группировать предметы по форме

Оборудование: Вырезанные из картона круг, квадрат, треугольник, прямоугольник- домики и эти же геометрические формы маленького размера человечки.

Ход: Воспитатель вместе с детьми рассматривает произвольно лежащие на столе маленькие геометрические фигуры, говорит, что это - веселые человечки. Затем показывает, например, круг и говорит: «Этого человечка зовут круг. Как зовут человечка? (Круг). Покажите, каких еще человечков зовут круг? (Дети показывают круги)». Так же дети показывают и другие геометрические фигуры. Воспитатель говорит, что человечки заблудились, и предлагает детям помочь человечкам найти свои домики. Затем объясняет, что человечки-круги живут в круглом доме (кладет человечка на большой круг), человечки-квадраты живут в квадратном доме (кладет человечка на большой квадрат) и т.д. Далее дети выполняют задание самостоятельно.

Эту игру проводят сначала с использованием двух геометрических форм, затем - трех и далее четырех. На первых этапах фигуры-человечки одинакового размера и цвета, усложняя игру можно использовать «человечков» разного размера, а затем и цвета.

 

Приложение 3

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

,,Сравни предметы по высоте,,

,,Самая длинная, самая короткая,,(предложить разложить разноцветные  ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно  предложить сравнить ленты по нескольким признакам)

,,Разноцветные кружки,,(предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)

,,В какую коробку?,,(распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)

,,Дальше - ближе,,(предложить по рисунку определить положение   игры и    предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)

БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ

Цель: Научить ребенка чередовать предметы по величине

Оборудование: По четыре больших и маленьких бусины (приблизительно 2 и 1см) одинакового цвета. Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.

Ход: Воспитатель показывает ребенку красивую куклу, говорит, что кукла пришла к малышу в гости и принесла что-то в корзиночке. Затем воспитатель сажает куклу на стол и, вынимая из корзинки коробочку, показывает ребенку, что там лежат большие и маленькие бусины и нитка. Сказав, что кукла попросила малыша сделать для нее красивые бусы, воспитатель обращает внимание ребенка на то, что бусы можно нанизывать по-разному. Сначала воспитатель сам показывает, как нужно собирать бусы, а потом предлагает сделать это ребенку. Важно начать чередование с большой бусины, т.к. если чередовать бусы наоборот, т.е. сначала брать маленькую, затем большую, ребенку будет трудно справиться с заданием, потому что его в первую очередь привлекают большие бусины. Затем кукле показывают, какие получились бусы.

 

 

КАКОЙ МЯЧ БОЛЬШЕ?

Цель: Учить различать предметы по величине и выбирать их по словесному указанию.

Оборудование: Большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.

Ход: Воспитатель стоит на расстоянии 3 - 5м от ребенка и просит принести ему большой мяч. Если ребенок ошибается, воспитатель объясняет и показывает разницу, давая малышу подержать большой и маленький мячи. Рукой ребенка воспитатель обводит по окружности большого и маленького мяча, говоря при этом, «большой» это или «маленький» мяч. Игра повторяется.

ПОРУЧЕНИЯ

Цель: Учить детей различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.

Оборудование: Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка.

Ход: Воспитатель показывает ребенку игрушки и предметы и предлагает назвать их, отмечая их размер. Затем дает малышу следующие задания:

-   Большую собаку напои чаем из большой чашки, а маленькую - из маленькой;

-   Покатай матрешку в большой машине;

-   Поставь маленькую собаку возле матрешки;

-   Построй для большой собачки домик из больших кубиков, а для маленькой –из маленьких;

-   Возьми маленькую собачку и посади ее на ковер;

-   Возьми большую собаку и посади ее в большую коробку;

-Собери маленькие кубики в маленькую коробку, а большие - в большую и т.п.

Если ребенок ошибается, собачка или матрешка показывают свое неудовольствие (рычит или отворачивается).

 

 

УГОСТИ ЗАЙЧИКА

Цель: Учить детей группировать предметы по величине.

Оборудование: Игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по пять больших и маленьких муляжей морковок на подносе.

Ход: Воспитатель показывает зайца, предлагает детям его рассмотреть, погладить. Затем говорит, что зайчик просит детей помочь ему собрать морковку и показывает поднос с морковью, делая акцент на то, что морковка большая и маленькая. Далее воспитатель говорит, что большую морковку нужно класть в большое ведерко, а маленькую морковку в маленькое ведерко. Дети выполняют задание, зайчик благодарит их за помощь.

По такому же принципу можно группировать и другие большие и маленькие предметы в различные по величине емкости. Например, играя в следующие игры «Помоги кукле собрать кубики», «Положи мячи в корзинки», «Поставь машины в гараж» и т.д.

КУКЛЫ ЗАБЛУДИЛИСЬ

Цель: Та же.

Оборудование: Несколько больших и маленьких кукол, большой и маленький домик.

Ход: На столах или ковре в разных сторонах стоят игрушечные домики. Напротив, на небольшом расстоянии сидят куклы. Воспитатель показывает детям куклы. Вместе с детьми рассматривает их, отмечает, что куклы большие и маленькие. Затем говорит, что куклы заблудились и предлагает помочь куклам найти свой домик, поясняя, что большие куклы живут в большом домике, а маленькие куклы живут в маленьком домике. Дети выполняют задание, куклы благодарят их за помощь.

С той же целью, как и предыдущая игра можно проводить следующие игры: «Покатаем мишек на машинах», «Угости собачек косточкой», «Собери цветы» и т.д. Игры проводятся так же, как и предыдущая, но с использованием другого соответствующего оборудования.

Так же для обучения детей соотносить предметы по величине, можно использовать предметные картинки. Например, в играх «Посади птичек в свои гнезда», «С какого дерева листик?», «На каком цветке сидят бабочки?» и т.п., детям предлагается соотнести две картинки с изображением больших или маленьких предметов. Например: в большое гнездо посадить большую птицу, а в маленькое — маленькую птицу и т.п.


 Приложение 4

 Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

,,Какого цвета не стало?,,

,,Какого цвета предмет?,,(предложить подобрать необходимый цвет для предмета)

,,Собери  гирлянду,,(предложить по памяти собрать гирлянду из   разноцветных кружков в соответствии с образцом)

,,Какие цвета использованы?,,(показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)

,,Уточним цвет,,( учить различать и называть близкие цвета

КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА

Цель: Обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.

Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены шесть элементов желтого цвета и один белого.

Ход: Воспитатель показывает детям игрушки: белая курочка, а за ней желтые цыплята (или картинку). Затем - белый элемент мозаики и говорит: «Это у нас будет курочка. Она белого цвета». Демонстрирует желтый элемент мозаики и поясняет: «Желтого цвета будут цыплятки». В отверстие панели воспитатель белую мозаику, еще раз напоминая, что курочка будет такого белого цвета, и помещает следом за белой мозаикой одну желтую, говоря, что такого цвета цыплята. Затем дает ребенку коробку с мозаикой и предлагает найти еще одного цыпленка и поместить его следом за мамой-курочкой. После того, как все цыплята будут найдены и размещены «гуськом», позади курочки, ребенок повторяет задание самостоятельно.

ЕЛОЧКИ И ГРИБОЧКИ

Цель: Научить ребенка чередовать предметы по цвету.

Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены по десять элементов зеленого и красного цвета.

Ход: Воспитатель показывает детям мозаику и поясняет, что елочки бывают зеленого цвета, и размещает на панели елочку - элемент зеленого цвета. Показывает элемент красной мозаики, поясняет, что такого красного цвета бывают грибочки. Разместив у себя на панели елочку, грибочек, елочку, грибочек, воспитатель предлагает ребенку продолжить ряд елочек и грибков.

Игру проводят как закрепление после соответствующего занятия.

С той же целью, как и предыдущая игра можно проводить следующие игры: «Гуси с гусятами» - используют мозаику белого (гусь) и желтого (гусенок) цвета; «Домики и флажки» -используют мозаику белого (домик) и красного (флажок) цвета. В игре «Домики и флажки» элемент красного цвета размещают над элементом белого цвета.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ БУСЫ

 Цель: Та же.

Оборудование: По четыре белых и красных бусины (могут использоваться и другие цвета) в коробке, шнур или мягкая проволока.

Ход: Проводится так же, как игра «Большие и маленькие» с той лишь разницей, что на нить поочередно нанизывают белую и красную бусины. Основой для успешного чередования других цветовых сочетаний является именно белый, хорошо знакомый цвет, который часто упоминается в быту (белый снег, белые руки и т.д.).

ПОМОГИ МАТРЕШКЕ НАЙТИ СВОИ ИГРУШКИ

Цель: Закрепить у детей умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.

Оборудование: Рисунок с матрешками, бусины и палочки разных цветов.

Ход: Воспитатель поочередно показывает детям матрешки, одетых в платья четырех основных цветов и говорит, что у каждой матрешке есть свои игрушки: мячики и палочки, но они все перепутались. Затем предлагает помочь матрешкам найти свои игрушки. Воспитатель показывает одну из матрешек и предлагает выбрать бусины такого же цвета, как у нее платье. После того как ребенок выберет все бусины и положит их рядом с матрешкой, ему предлагается так же выбрать палочки.

УГОСТИМ МЕДВЕДЯ ЯГОДОЙ

Цель: Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.

Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены десять элементов красного цвета и по пять элементов желтого и зеленого цвета.

Ход: Воспитатель показывает детям медведя и рассматривает его вместе с детьми. Затем предлагает детям угостить его ягодой, делая акцент на то, что мишка любит только спелую ягоду красного цвета. Далее, воспитатель берет из коробки элемент мозаики красного цвета (ягодку), вставляет ее в панель и предлагает детям тоже собирать ягоды, следя за тем, чтобы дети брали только спелые ягоды красного цвета. Когда все красные ягоды собраны в «корзину», медведь благодарит детей.

С той же целью, как и предыдущая игра можно проводить следующие игры: «Найди солнышко», «Посади травку», «Облачка на небе» и т.п., с той лишь разницей, что ребенку предлагается выбрать соответственно элементы желтого, зеленого и синего цвета из нескольких предложенных.

ПОСТАВЬ БУКЕТ ЦВЕТОВ В ВАЗУ

Цель: Учить детей группировать предметы по цвету.

Оборудование: Четыре вазы желтого, красного, зеленого и синего цветов, сделанных из пластиковых бутылок, бумажные цветы тех же расцветов.

Ход: Воспитатель показывает детям цветы, которые лежат на столе или ковре произвольно перемешанные, и предлагает собрать из них букеты и поставить в вазы. Затем, воспитатель берет, например, красный цветок и ставит его в вазу красного цвета, делая акцент на то, что цветок такого же цвета, как и ваза. То же самое воспитатель проделывает и с цветами других цветов. Далее собирать букеты предлагается детям.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ ШАРЫ

Цель: Учить детей соотносить предметы по цвету.

Оборудование: Карточка с вертикально наклеенными на ней разноцветными полосками -«ниточками» параллельно и на некотором расстоянии друг от друга, Вырезанные из картона шары тех же цветов.

Ход: Воспитатель показывает детям шары и предлагает привязать к ним ниточки, чтобы шары не улетели. Затем берет шар, например, желтого цвета и прикладывает его к желтой полоске - «ниточке» желтого цвета. Далее задание выполняют дети.

Эту игру можно проводить с другим оборудованием: разноцветные карточки-«книжки» с вырезанными «окошками» - шарами, карточки-вкладыши таких же цветов. Тогда ход будет такой: воспитатель показывает детям карточки с шарами и предлагает детям закрасить эти шары соответствующим цветом, предварительно показывая как это сделать.

ПОДБЕРИ ЧАШКИ К БЛЮДЦАМ

Цель: Та же.

Оборудование: Вырезанные из картона чашки и блюдца разных цветов.

Ход: Воспитатель показывает детям блюдца и предлагает поставить на них чашки и уточняет, что у каждого блюдца есть своя чашка такого же цвета. Затем воспитатель показывает, как это нужно делать. Далее задание выполняют дети.

ВАРЕЖКИ

Цель: Та же

Оборудование: Вырезанные из картона несколько пар разноцветных варежек, куклы.

Ход: Воспитатель говорит детям, что куклы собрались на прогулку, но не могут найти свои варежки, т.к. варежки перепутались. Затем воспитатель берет одну варежку (например, красную), спрашивает у ребенка, какого она цвета и предлагает малышу найти такую же красную варежку. Ребенок выполняет задание и игра продолжается.

 

 

 

МАГАЗИН ИГРУШЕК

Цель: Учить детей группировать предметы по цвету.

Оборудование: Карточка с нарисованными на ней одна над другой горизонтальными полосами, на небольшом расстоянии друг от друга; вырезанные из картона силуэты разноцветных игрушек (мяч, самолет, машина, кегля и т.п.)

Ход: Воспитатель предлагает поиграть в магазин, но для этого нужно расставить игрушки на полки. Затем предлагает малышу взять одну игрушку и поставить ее на полку (карточку), уточняя ее цвет. Далее воспитатель предлагает ребенку поставить на эту полку игрушки такого же цвета. Когда задание выполнено, то игра продолжается с игрушкой другого цвета.

Так же можно использовать разноцветные полки, а ребенку предложить расставить на них игрушки соответственно с цветом.


 

Список используемой литературы

1.        Венгер Л. А.  «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 2019.

2.        Венгер Л. А.  «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М.: Просвещение, 2019ОУ (младший возраст). Выпуск 1.: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Автор – составитель Е.Н. Панова. – Воронеж, 2017. – 79 С.

4.        Запомни картинки: развиваем память (для детей 2-3 лет). Серия «Умные книжки» / Составитель Земцова О.Н // ООО «Издательская группа «Азбука-Аттикус», 2019.

5.        Круглова А.М. Развивающие игры для малышей от 1 до 3 лет / А.М. Круглова. – М.: РИПОЛ классик, 2020. – 96 С.

6.        Маханева М. Д., Рещикова С. В. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».

7.        Найди отличия: развиваем внимание (для детей 2-3 лет). Серия «Умные книжки» / Составитель Земцова О.Н // ООО «Издательская группа «Азбука-Аттикус», 2019.

8.        Пилюгина Э. Г. «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет».

9.        Планирование работы в детском саду с детьми 2 – 3 лет. Методические рекомендации для воспитателей по программе «Радуга». Москва. «Просвещение 2020 г.

10.    Развиваем речь / Ирина Посохова. – Издательство: Клуб семейного досуга. – Харьков, Белгород, 2019.

11.    Что нас окружает: Познаем мир (для детей 2-3 лет). Серия «Умные книжки» / Составитель Земцова О.Н // ООО «Издательская группа «Азбука-Аттикус», 2021.

12.    Янушко Е.А.  «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2020 г.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр.

Сенсорное воспитание занимает огромное место в педагогическом процессе и осуществляется постоянно:        - в образовательной деятельности (включение задач сен...

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр и ознакомлением с окружающим миром ( из опыта работы)

Сенсорное воспитание направленно на обучение детей умению точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, расположение в пространстве)...

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр

В данной работе рассматриваются особенности дидактических игр, структура дидактической игры и основные виды игр по сенсорике для малышей....

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Маскаева Е.В.Продолжительность проекта: сентябрь – май.Тип проекта: познавательно – игровой.Участники пр...

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игртема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»АктуальностьНа этапе раннего детства озн...

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры в условиях ДОУ

В настоящее время в области дошкольного воспитания на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальны...