Рекомендации по организации работы воспитателей с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ
учебно-методическое пособие

Абрамова Наталья Михайловна
Для организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ необходимо знать основные положения коррекционной работы, учитывать особенности каждого ребёнка. Научить детей адекватно оценивать свои силы, развивать коммуникативные способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_organizatsii_raboty_ovz.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
С ДЕТЬМИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОУ

В процессе пребывания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации работникам необходимо знать следующие положения коррекционной работы:

  • Включать в занятия всех детей группы, независимо от дефекта, разрабатывая для каждого из них индивидуальную развивающую и коррекционную программу.
  • При оценке динамики продвижения ребенка с ограниченными возможностями здоровья сравнивать его не с другими детьми, а главным образом с самим с собой на предыдущем уровне развития.
  • Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности. Педагог должен стремиться к безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации.
  • Корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка. Педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе.
  • Разрабатывать динамичную индивидуальную развивающую коррекционную программу для каждого ребенка совместно с родителями. При разработке такой программы опираться на общие закономерности возрастного развития, как в норме, так и в условиях патологии.

Соблюдать основные принципы методического подхода к воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • создавать специальные условия для обеспечения мотивационной стороны деятельности;
  • осуществлять коммуникативную направленность обучения;
  • строго индивидуализировать обучение;
  • всесторонне развивать у ребенка продуктивные виды деятельности: лепку, рисование, ручной труд, аппликации и т.п.;
  • создавать условия для активного участия родителей и замещающих их лиц в воспитании и обучении детей.

Предлагается соблюдать следующие обязательные направления работы в сфере развития жизненной компетенции для всех категорий детей с ОВЗ:

1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию с взрослым, чтобы попросить помощи.

  • умение адекватно оценить свои силы, понимать, что можно и чего нельзя в еде, в физических нагрузках;
  • умение пользоваться личными адаптивными средствами в разных ситуациях (очки);
  • понимание ребенком, что попросить помощи при возникновении при жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не стыдно; умение пользоваться соответствующим набором фраз и определений («у меня болит …», «мне нельзя есть сладкое» и т.д.);
  • умение обратиться к взрослым при затруднении в игре, обучении, сформулировать запрос о специальной помощи («можно, я пересяду, мне не видно», «мне неудобно сидеть» и т.д.).

2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

  • прогресс в самостоятельности и независимости в овладении бытовыми навыками и навыками самообслуживания;
  • умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность в каких-то областях домашней жизни (поддержание чистоты в доме, создание уюта, стирка, глажка, чистка одежды и др.);
  • ориентировка в устройстве жизни в детском саду, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми (дежурство в группе, полив растений, уборка игрушек и др.);
  • положительная динамика в участии в подготовке и проведении праздников, стремлении порадовать близких.

3. Овладение навыками коммуникации.

  • умение использовать правила коммуникации в актуальных для ребенка житейских ситуациях;
  • умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелания, опасения, завершить разговор;
  • освоение культурных форм выражения своих чувств: умение корректно выразить отказ, недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
  • расширение и обогащение опыта коммуникации ребенка в ближнем и дальнем окружении.

4. Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации. все дети с ограниченными возможностями здоровья обладают ограниченным опытом активных и разнообразных контактов с окружающим миром. Представления о мире могут фрагментарными и стереотипными, ограниченными привычными ситуациями, порождающими искажение или однозначность в восприятии и понимании происходящего. Результатами работы в таком случае будут:

  • адекватность бытового поведения ребенка с точки зрения опасности/безопасности;
  • подготовка и для себя, и для окружающих;
  • использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации;
  • расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и детского сада: двор, лес, парк, загородные достопримечательности и др.;
  • умение ребенка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве;
  • умение устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни, поведением и действиями в быту сообразно пониманию этой связи (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки и т.п.);
  • умение устанавливать связь общественного порядка и уклада собственной жизни, соответствовать этому порядку (посещение магазина ограничено часами его работы, посещение театра, общественного места требует определенной одежды и др.);
  • развитие у ребенка наблюдательности, любознательности, способности замечать новое, включаться в совместную с взрослым исследовательскую деятельность;
  • накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
  • развитие способности взаимодействовать с другими людьми, осмыслять, присваивать чужой опыт, используя вербальные и невербальные возможности (игра, чтение, рисунок как коммуникация и др.).

5. Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

  • знание правил поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и с детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми людьми;
  • освоение необходимых ребенку социальных ритуалов, умение корректно выражать свои чувства: отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, просьбу, опасение;
  • умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за оказание помощи;
  • умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта;
  • расширение круга освоенных социальных контактов.

В организации коррекционного воздействия используются следующие принципы воспитания:

  • принцип целостности (ребенок в своем единстве и целостности должен выступать предметом воспитания);
  • принцип бинарности (два взаимодействующих фактора – наследственности и среды);
  • принцип доминанты (создание условий для проявления сильных сторон ребенка);
  • принцип вариативности (создание условий для постоянного выбора);
  • принцип помогающих отношений (развитие способностей к самопознанию, самостроительству, самореализации, самоутверждению);
  • принцип творческой активности (формирование уникальных черт и качеств личности, индивидуального стиля деятельности, авторского отношения к своему внутреннему и окружающему внешнему миру);
  • принцип рефлексивности (формирование умений и навыков самоанализа, самооценки, рефлексивной культуры).