Некоторые подходы к организации работы воспитателя по формированию мотивационной готовности в условиях группы.
методическая разработка по теме

Бредченко Валентина Павловна

Педагогам дошкольных учреждений часто приходится сталкиваться с тем, что дети не хотят идти в школу. получается, что желание, которое является движущей силой и считается самым мощным фактором в достижении любых успехов, у них отсутствует.

В пособии раскрывается сущность каждого компонента психологической готовности. Более подробно родители и педагоги смогут узнать о мотивационной готовности будущего школьника, как помочь детям с низким уровнем мотивационной готовности, и насколько уровень мотивационной готовности влияет на успеваемость в школе. Приводятся оригинальные и эффективные подходы к организации работы воспитателя по формированию мотивационной готовности в условиях группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_poyasnitelnaya_zapiska.doc21.5 КБ
Microsoft Office document icon 2_aktualnost_prblemy.doc23 КБ
Microsoft Office document icon 3_terminologicheskiy_slovar.doc20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

        Часто родители и педагоги пребывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности детей 6-7 лет к школьному обучению. Заблуждение это заключается в уверенности в том, что ребенок считается подготовленным к школе, если умеет читать, писать и считать. Между тем, мало кто из родителей догадывается, что иногда, даже овладев этими умениями, ребенок необязательно будет хорошо учиться в школе. Перед поступлением в школу, кроме ЗУН следует выявить, на сколько ребенок умеет планировать свою деятельность, слушать и выполнять инструкции, длительно работать в едином темпе, выдерживать нагрузки как физические, так и интеллектуальные, строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Кроме всего перечисленного существует еще и мотивационная готовность к школе. Психологам часто приходится сталкиваться с тем, что в отличие от официального опроса при неформальном общении дети признаются в своем нежелании идти в школу. Получается, что желание, которое является движущей силой и считается самым мощным фактором в достижении любых успехов, у них отсутствует.                                                                                                     Данное пособие поможет разобраться с понятием «готовность ребенка к школе» как воспитателям детского сада, так и родителям дошкольников.  

В пособии раскрывается сущность каждого компонента психологической готовности. Более подробно родители и педагоги смогут узнать о мотивационной готовности будущего школьника, как помочь детям с низким уровнем мотивационной готовности, и насколько уровень развития мотивационной готовности влияет на успеваемость в школе. Приводятся оригинальные и эффективные подходы к организации работы воспитателя по формированию мотивационной готовности в условиях группы. 



Предварительный просмотр:

Актуальность проблемы.

Перед обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения этой задачи необходимо продолжать повышать психолого-педагогический уровень знаний, как воспитателей, так и родителей. Это поможет организовать последующую воспитательную и учебную работу и оценить эффективность содержания процесса воспитания в условиях детского сада.

Поэтому актуальным становится поиск вариантов такой подготовки ребенка к школе, которая могла бы облегчить его адаптацию к школьной жизни, обеспечить плавный переход к учебной деятельности как к новому для ребенка  виду деятельности на следующем возрастном этапе и способствовать эффективности обучения и решению задач развития личности ребенка.

Компонентами общей готовности ребенка к школьному обучению являются: физическая готовность, мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, эмоционально-волевая готовность, готовность в сфере общения. Какой компонент готовности является наиболее значимым, первостепенным? Воспитатели, отдают предпочтение интеллектуальной готовности. Учителя же в свою очередь мотивационную готовность, определяют, как самый значимый и первостепенный компонент общей готовности ребенка к школьному обучению.

Педагогам дошкольных учреждений часто приходится сталкиваться с тем, что дети не хотят идти в школу. Одни объясняют это тем, что в школе, на их взгляд, будет очень трудно. Другие – что придется выполнять домашние задания. А третьим вообще бывает тяжело сформулировать свое негативное отношение к школе. Они говорят, что просто не хотят идти в школу, а почему – не знают. Получается, что желание, которое является движущей силой и считается самым мощным фактором в достижении любых успехов, у них отсутствует.

Зачастую педагогов и родителей в большей степени огорчает тот факт, что ребенок перед школой не научился писать, чем - то, что ребенок не хочет идти в школу. Задача родителей и педагогов, в дошкольном возрасте, создать для ребенка такие условия, при выполнении которых ребенок смог бы безболезненно перейти на следующую ступень развития его жизни. Ведь мотивационная готовность к школе не менее важна, чем готовность интеллектуальная, а знания и умения при отсутствии желания часто не приносят успехов в учебе.



Предварительный просмотр:

Терминологический словарь.

Готовность к школьному обучению- (син.: школьная зрелость) совокупность морфо-физиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.

(Психология: Популярный словарик)

Готовность к школьному обучению- это целостное образование. Целостность как свойство системы обуславливает, что результат готовности к школьному обучению определяется не столько уровнем отдельных компонентов, сколько их взаимосвязью и интеграцией. Поэтому готовность к школе обладает компенсаторностью, т.е. недостаточный уровень отдельных компонентов может восполняться высоким уровнем других.

Мотив- внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека.(Большой толковый психологический словарь)

Мотивация - динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку.

Мотив, мотивация – побуждение к деятельности, поступку.

Мотивационная готовность к школьному обучению – это положительное отношение к школе, к учению как к серьезной, сложной, но необходимой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: «Современные подходы к организации работы воспитателя с родителями по воспитанию всесторонне развитого ребенка»

Актуальность:За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспи­тания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, о...

Опыт работы на тему: «Современные подходы к организации работы воспитателя с родителями по воспитанию всесторонне развитого ребенка»

Актуальность:За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспи­тания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, о...

Рекомендации для воспитателей по формированию мотивационной готовности к обучению в школе

Рекомендации для воспитателей по формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста...

Повышение квалификации по теме "Современные подходы к организации работы воспитателя дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС"

Повышение квалификации по теме "Современные подходы к организации работы воспитателя дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС"...

Формирование мотивационной готовности как условие успешной адаптации дошкольникам к школе

Поступление в школу является очень значимым и радостным событием в жизни каждого ребенка. Перед ним открываются двери в новый, пока неизвестный, мир, который несет в себе радости и горести, взлеты и п...

«Рекомендации для воспитателей по формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста»

Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста и начинается задолго до поступления в школу. Формирование мотивов учения и положи...

Выступление на совете педагогов №3 «Современные подходы к организации работы по направленности-практическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО» мастер-класс «Утренний Круг- как форма организации совместной деятельности»

Выступление на совете педагогов №3 «Современные подходы к организации работы по направленности-практическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО» мастер-класс «Утренний Круг- ...