«Театрализованная деятельность как средство формирования осознанного отношения к природе» (из опыта работы).
консультация (подготовительная группа)

Бардашова Ирина Геннадьевна
Театрализованная деятельность – одна из активных форм экологического образования детей, которая предоставляет большие возможности воспитания у дошкольников любви и уважения к природе, учит понимать природу, ее законы и особенности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Театрализованная деятельность как средство формирования осознанного отношения к  природе» (из опыта работы).

Театрализованная деятельность – одна из активных форм экологического образования детей, которая предоставляет большие возможности воспитания у дошкольников любви и уважения к природе, учит понимать природу, ее законы и особенности. Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. Ребенок познает мир, выражая свое отношение к добру и злу, радость, связанную с преодолением трудностей.

Свою работу я начала со знакомства детей с литературными произведениями, чтобы сформировать у них представления о природе как единой взаимосвязанной системе живых и неживых объектов, дать возможность осознать  зависимость жизнедеятельности человека от благоприятных природных условий, и зависимость состояния природы от деятельности человека.

При подборе произведений экологической тематики обращала внимание на содержание произведения, которое должно быть конкретным, доступным, нести информацию о природных объектах и способствовать  формированию осознанно-правильного отношения детей к объектам природы.

Нами были прочитаны книги: «Сорочьи тараторки», «Иду я по лесу» Н. Сладкова, «Лесной шатёр» М. Пришвина, «Лесные домишки» В. Бианки, «Рассказы о животных» Г. Скребицкого и др. Большим подспорьем для нашей театральной деятельности явилась книга «Не просто сказки» Н.А. Рыжовой и «Экологические сказки для детей дошкольного возраста» с сайта «Маам.ru».

Выбрав понравившееся нам произведение, мы начинали поэтапную подготовку к театральной постановке: делили его на эпизоды, фрагментарно их обыгрывали, занимались поиском выразительных интонаций и выражений. Постепенное знакомство с сюжетом дало возможность хорошо разобраться в поступках героев, в нравственном уроке произведения.

Роль персонажей дети играли   по очереди для того, чтобы ребёнок мог выбрать наиболее близкий для него образ.  Для овладения навыками актерского мастерства много внимания уделяли этюдной работе.

Первый наш спектакль «Мы на речке отдыхали» был поставлен по стихотворению С. Михалкова «Прогулка», который нацелен сформировать навыки экологически грамотного поведения в природе, в частности, во время отдыха на реке.

Экологические сказки «Теремок», «Лесное собрание», «Серая Шапочка»,  способствовали не только   воспитанию  культуры поведения в природе,  бережное отношение к живому,  но и призывают:

И пусть Земля - единый дом –

Станет всем нам теремком…

Где каждому комфортно будет:

Как животным, так и людям!

Где никого не обижают

И беззащитным помогают.

В своей практике я использую такие  виды театра как  кукольный, пальчиковый, перчаточный, плоскостной («Театр в чемодане»).

«Театр в чемодане» помог нам поставить сказки «Война грибов», «Благородный гриб», «Старичок-лесовичок», где   дети рассказали зрителям о проблемах дикой природы  устами самих её обитателей, перевоплотившись в грибы, ягоды, Старичка-лесовичка, сопереживали событиям и героям постановки.

Используя перчаточный театр, ребята показали сказку «Как Баба Яга чуть лес не спалила». Серьёзная проблема лесных пожаров стала понятной детям благодаря яркому языку сказки, фантастическому сюжету, в котором есть и волшебство, и приключения, и неожиданности.

С помощью пальчикового театра «Теремок» дети узнали, что всё живое нуждается в воде.

А театр на фланелеграфе поведал нам «Почему у земли платье зелёное» и «Как тучка была в пустыне».

Театральные постановки делают воспитанников непосредственными участниками событий из жизни животных и растений, вовлекают в активную природоохранную деятельность.

Используем мы и информационно-коммуникативные технологии —на экране появляется герой сказки, а ребенок озвучивает его действия. Такая форма работы способствует развитию у детей умению опосредованно сопоставить видимый объект и  озвучить его. На первых порах это было сложно, но постепенно детям стало нравиться работать и с таким видом театра.

Дети очень любят игры, напоминающие театральные представления, где одна часть детей является артистами, а другая - зрителями.

Встречи с литературными героями радуют детей, помогают им лучше понять произведение, обогащают язык, способствуют развитию творческого воображения, уверенности в себе, смелости, находчивости, а главное — развивают чувство сопричастности с природой, понимание экологических проблем.

Все наши театрализованные постановки всегда сопровождаются музыкальным оформлением, что делает их яркими, насыщенными. А помогает нам в этом  музыкальный руководитель Протасова Екатерина Владимировна. Дети-герои поют песни, выполняют различные танцевальные и ритмические движения под музыку.

Очень большую помощь нам оказывают родители в изготовлении костюмов, реквизитов, декораций к постановкам. А просмотр спектаклей вызывает у них гордость за своих детей, радость от их развития, успехов. Сами родители замечают, как важно учить детей понимать и решать экологические проблемы в целом.

В заключении хочется подчеркнуть, что благодаря спектаклям на экологическую тематику воспитанники чувствуют себя частью окружающего мира и, я уверена, станут ответственно относиться к природе. А для нас, взрослых,  открываются новые возможности творческого поиска, результатом которого станут не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, в котором мы живём, о взаимозависимости человека и природы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства формирования эмпатии у дошкольников (из опыта работы)

Развитие представлений об эмоциях – это выражение эмоций в ярких, субъективно окрашенных образах, которые остаются в памяти, входят в эмоциональную жизнь ребенка, являются необходимой подготовкой к пр...

Игровая деятельность как средство формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.

Успешное формирование ценностного отношения к здоровью у дошкольников во многом определяется целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работой, где ведущим средством выступает игр...

«Игра «Да-Нет» как средство формирования информационной компетентности»(Статья из опыта работы)

  В настоящее время идет изменение стратегии обучения детей, которым предстоит жить в динамичном, быстро меняющемся мире. Основополагающим в этой стратегии должно быть формирование способн...

"Детское волонтерство как средство формирования позитивной социализации дошкольников» (из опыта работы)

Дошкольники живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребенка в семье  и другие тенденции негативно отра...

Презентация «Игровая деятельность как средство формирования заботливого отношения к объектам живой и неживой природы у детей младшего дошкольного возраста».

Презентация .Игровая деятельность как средство формирования заботливого отношения к объектам живой и неживой природы у детей младшего дошкольного возраста»....

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Развитие связной речи играет огромную роль в познании окружающего мира, становлении сознания, успешного обучения в школе и развитии личности в целом....

Опытно-экспериментальная деятельность в процессе формирования осознанного отношения детей к правилам дорожного движения

В статье представлен опыт по формированию осознанного отношения к правилам дорожного движения....