Средства формирования эмпатии у дошкольников (из опыта работы)
статья на тему

Развитие представлений об эмоциях – это выражение эмоций в ярких, субъективно окрашенных образах, которые остаются в памяти, входят в эмоциональную жизнь ребенка, являются необходимой подготовкой к проявлению эмпатии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlch_nsport.docx14.94 КБ

Предварительный просмотр:

Средства формирования эмпатии у дошкольников (из опыта работы)

Развитие представлений об эмоциях – это выражение эмоций в ярких, субъективно окрашенных образах, которые остаются в памяти, входят в эмоциональную жизнь ребенка, являются необходимой подготовкой к проявлению эмпатии. Педагогическое управление этой стороной эмоционального развития детей осуществляется в единстве с развитие познавательных процессов личности: восприятия. Мышления. Памяти – и включает в себя следующие направления:

  • Создание детьми фактов возникновения эмоций;
  • Понимание эмоциональной жизни других людей;
  • Осмоление внешних признаков выражения положительных, отрицательных эмоций;
  • Обогащение детей «проективным материалом» (термин В.В. Зеньковского), открывающим им моральный смысл представлений об эмоциях, побуждающим к самостоятельным этическим размышлениям.

Содержание и последовательность педагогического управления развитие представлений об эмоциях строятся от дифференциации «эмоция – внешние выражение», «ситуация (причина) – эмоциональное проявление (следствие) к идентификации – отождествляю себя с состоянием персонажа картины, сказки, проявлению сопереживания, а затем к обособлению – выражению своего отношения к различным вариантам эмоционального поведения, оценке эмоциональных состояний с позиции адекватности эмоциональных проявлений, нравственной стороны поступка. Основными средствами развития представлений об эмоциях выступают детская художественная литература, фольклор, иллюстрированный материал, серии картин, настольный театр, развивающие игры, в среднем и старшем дошкольном возрасте – когнитивные схемы эмоций.

В младшем дошкольном возрасте дети знакомятся с простыми визуально легко воспринимаемыми связями – эмоцией и ее внешним выражением в мимике, жестах, позе.

Роль педагога состоит в:

  • Выразительном преподнесении детям содержания литературных произведений;
  • Совместном рассматривании наглядного материала, вербализации эмоциональных состояний;
  • Использование театрализованной деятельности, в частности, настольного театра;
  • Побуждение детей к самостоятельному подбору картинок по словесному указанию;
  • Одобрительной оценке эмоциональных откликов детей в виде сопереживания, содействия героям литературных произведений, персонажам картин;

В среднем дошкольном возрасте:

  • Оформление наглядного материала: серии картинок, когнитивных схем эмоций и другого;
  • Побуждение детей к называнию основных, существенных признаков того или иного эмоционального проявления;
  • Совместное рассматривание когнитивных схем эмоций;
  • Подведении детей к тому, что одна и та же эмоция может быть вызвана различными причинами;
  • Побуждение к выполнению заданий в альбомах типа: эпизоды из рассказов, сказок, ориентируясь на эмоциональное состояние каждого персонажа;
  • Совместном оценивании ситуаций, поступков.

В старшем дошкольном возрасте:

  • Оформление «Книг настроений»;
  • Осуществление вариативного подхода к анализу когнитивных схем эмоций;
  • Оценка персонажей с позиции морального выбора;
  • Побуждение к проектированию эмоционального поведения;
  • Поддержание самостоятельности и творческой активности в изображении различных настроений.

Эмоциональное развитие дошкольников может осуществляться в различных блоках педагогического процесса при условии логического согласования с целевой направленность и содержанием деятельности, в рамках которой оно осуществляется, органичного вписывания в общий режим дня. Экспериментальное исследование показало целесообразность комплексного осуществления всех направлений педагогической работы в блоке совместной деятельности педагога с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественный труд, как средство развития творческого потенциала дошкольников. (из опыта работы)

Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка. Очень важно знакомить ребенка с окружа...

Формирование системы ценностей и норм, лежащих в основе отечественной культуры, системы гражданско-патриотического воспитания. Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников. (Из опыта работы)

В данной статье описывается опыт работы коллектива МБДОУ ДС №3 "Ласточка" города Мегиона Ханты-Мансийского округа-Югры по организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного...

«Игра «Да-Нет» как средство формирования информационной компетентности»(Статья из опыта работы)

  В настоящее время идет изменение стратегии обучения детей, которым предстоит жить в динамичном, быстро меняющемся мире. Основополагающим в этой стратегии должно быть формирование способн...

Экскурсия как средство воспитания экологической культуры дошкольников (из опыта работы).

В настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры детей.   Формирование основ экологичес...

"Детское волонтерство как средство формирования позитивной социализации дошкольников» (из опыта работы)

Дошкольники живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребенка в семье  и другие тенденции негативно отра...

"Русская народная сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников" (из опыта работы по дополнительному образованию детей).

Выступление на районном методическом объединении по художественно-эстетическому развитию дошкольников....