Статья «Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников» (из опыта работы)
статья по окружающему миру

коваленко наталья юрьевна

Материал для педагогов из личного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ekologicheskaya_tropa.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

детский сад № 31 муниципального образования Каневской район

 

                                                                                                  

 

«Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников»

(из опыта работы)

Коваленко Наталья Юрьевна,

воспитатель

МБДОУ детский сад № 31

ст.Каневская

2019г.

Мы любим лес в любое время года,

 Мы слышим речек медленную речь…

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!

М. Пляцковский

В наше время проблема экологического воспитания вышла на первый план. Ей уделяют все больше внимания во всём мире. Приоритетность экологического воспитания сегодня признана и всеми сферами образования, в том числе и дошкольным.

Дошкольный возраст – благоприятный этап в развитии экологической культуры человека, так как взрослых уже перевоспитывать крайне сложно, поэтому мы должны обратить внимание на подрастающее поколение. В этот период ребёнок становится личностью, формируется позитивное отношение к природе, окружающему миру. Появляется уникальная возможность формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Почему проблема экологического воспитания в детском саду стала актуальной? Причина – деятельность человека в природе часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Поэтому в нашем детском саду ведется большая работа по воспитанию экологической  культуры дошкольников. И одним из направлений этой работы является создание экологической тропы

Организация «экологической тропы» в детском саду тесно связана с вопросами   экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологическая тропа – представляет собой специально оборудованную в образовательных целях природную территорию, на которой создаются условия для выполнения системы заданий.

Ведь дети не всегда могут применять имеющиеся знания на практике. Дети дошкольного возраста нуждаются в возможности увидеть всё то, о чем мы им говорим, и лучше воспринимают и надолго запоминают увиденное, если мы воплощаем это в яркий образ. Поведение ребенка идет в разрез с его знаниями, потому что детям не хватает общения с природой в естественных условиях, где бы они могли наблюдать изменения живого и неживого мира природы во времени, воочию видеть пагубное влияние человека на природу.

В рамках реализации данной темы я поставила перед собой цель: Экологическое воспитание детей путём практико-ориентированной деятельности на экологической тропе.

Достижения поставленной цели представляется возможным посредством решения ряда задач:

- Расширять кругозор детей на базе ближайшего непосредственного наблюдения;

- Научить детей наблюдать за объектами живой и неживой природы в разные времена года;

- Развивать умение узнавать представителей живого мира по их описанию, повадкам, месту обитания, сезонным изменениям;

 - Побудить у детей любовь и бережное отношение к природе.

На территории нашего детского сада мной и другими педагогами  была разработана и создана экологическая тропа. Я изучила литературу, обследовала территорию детского сада  и выделила наиболее интересные объекты, составила картосхему тропинки с нанесением маршрута и всех объектов, выбрали вместе с детьми хозяйку тропы, создали и оформили видовые точки на территории детского сада. Огромную помощь в оформлении территории, изготовлении атрибутов я оказали  родители воспитанников.

Картосхема экологической тропы находится в начале тропы.

На маршруте нашей тропы есть 10 точек это:

- ельник;

- берёзовая аллея;

- огород;

- кубанское подворье;

- парковая территория;

- лещина;

- каштановая аллея;

- цветочная клумба;

- калина;

- фитогрядка.

На каждой из точек предусмотрено ежедневная работа с использованием различных форм и методов работы с детьми:

- Экологические беседы;

- Наблюдения;

- Опытно-исследовательская деятельность;

- Экскурсии;

- Целевые прогулки;

- Трудовой десант;

- Труд в природе;

- Чтение художественной литературы;

- Экологические игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры;

- Конкурсы, викторины и.т.д.;

- Акции.

Экологическому воспитанию дошкольников невозможно без взаимодействия с родителями. Поэтому я все время нахожусь в постоянном контакте с родителями  и  использую следующие формы и методы при работе с ними:  

- Детско-родительские проекты

- Совместное творчество детей и родителей

- Субботники по облагораживанию и благоустройству территории ДОУ

- Участие в конкурсах

- Оформление экологической тропы, изготовление оборудования

- Совместные социальные акции.

  Своим опытом я делюсь с педагогами на практических семинарах, создаю творческие группы, провожу консультации, веду экологическую  школу, делюсь своим опытом работы на разных площадках.

 С целью создания единого социально-образовательного пространства и формирования экологической культуры дошкольников, нами  ведется планомерная работа по расширению внешних связей с социумом, Детский сад активно сотрудничает с СДК «Колос» и парком «300-летия Кубанского казачьего войска», организуя совместные мероприятия, проекты, праздники, акции.

Мы  ходим в оранжерею, проводим занятия, выращиваем рассаду цветов, наблюдаем за ростом растений, облагораживаем  клумбы и территорию детского сада. Проводим экскурсии в парк, зоопарк, наблюдаем за растениями на клумбах в парке, как за ними ухаживают.

Под моим  руководством, ребята сами выращивают рассаду для нашего огорода,  наблюдают за прорастанием семян, появлением листочков, ухаживаем за рассадой на окне, затем нашу рассаду высаживаем в огород и ведем наблюдение до созревания плодов. Дети с удовольствием ухаживают за растениями, поливают их, рыхлят почву, убирают сорняки.

Целевые прогулки по берёзовой аллее позволяют мне в естественной обстановке знакомить детей с объектами и явлениями природы в разные времена года. Красота природы, окружающая детей вызывает глубокие переживания, доставляют большую радость. И всё это способствует воспитанию любознательности и пытливости.

На точке кубанское подворье я знакомлю детей  с жизнью и бытом наших предков. Дети рассматривают  объекты деревенского подворья, предметы домашнего обихода, слушаем русские народные сказки, поём и слушаем кубанские песни, играем в игры.

В парковой зоне я вместе с детьми наблюдаю за различными видами деревьев, сравниваем их, находим сходства и различия, учимся делать выводы. Наблюдаем за насекомыми в траве и на растениях. Собираем природный материал для поделок.

Мною проводятся различные игры на закрепление знаний по экологической культуре: «Угадай дерево», «С какого дерева листок», «Насекомые». Так же в парковой зоне проводятся праздники, конкурсы, театрализованная деятельность. На деревьях развешены кормушки для зимующих птиц, которых мы подкармливаем и наблюдаем за ними зимой. Совместно с родителями мы развесили скворечники для перелётных птиц.

На каждой из точек экологической тропы мною проводились различные виды деятельности. Для удобства работы, я создала картотеку работы на экологической тропе для старшего возраста, которой пользуются все педагоги нашего ДОУ.

Все это помогло мне решить поставленные задачи:

  Расширился кругозор детей, они научились наблюдать за объектами живой и неживой природы в разные времена года. Узнают представителей живого мира по их описанию, повадкам, месту обитания, сезонным изменениям. Умеют ухаживать за огородом, выращивать различные растения. С удовольствием участвуют в опытно-экспериментальной деятельности.  Бережно и с любовью относятся к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия как средство воспитания экологической культуры дошкольников (из опыта работы).

В настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры детей.   Формирование основ экологичес...

Проект "Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста"

Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывают...

презентация «Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников»

презентация к статье "Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников" ....

Доклад на тему «Исследовательская деятельность как форма воспитания экологической культуры дошкольников» (из опыта работы)

Цель и задачи проведения работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование:Цель:Формирование экологической культуры у детей через исследовате...

Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры дошкольников Консультация для родителей

        Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность....

Опыт работы по теме «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры дошкольников»

Экологическая тропа - это одна из современных  форм воспитания и образования детей. Экологически значимое  пространство, на образовательном  маршруте, которое  выполняет познавател...