Статья «Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников» (из опыта работы)
статья по окружающему миру
Материал для педагогов из личного опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ekologicheskaya_tropa.docx | 20.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 31 муниципального образования Каневской район
«Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников»
(из опыта работы)
Коваленко Наталья Юрьевна,
воспитатель
МБДОУ детский сад № 31
ст.Каневская
2019г.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
М. Пляцковский
В наше время проблема экологического воспитания вышла на первый план. Ей уделяют все больше внимания во всём мире. Приоритетность экологического воспитания сегодня признана и всеми сферами образования, в том числе и дошкольным.
Дошкольный возраст – благоприятный этап в развитии экологической культуры человека, так как взрослых уже перевоспитывать крайне сложно, поэтому мы должны обратить внимание на подрастающее поколение. В этот период ребёнок становится личностью, формируется позитивное отношение к природе, окружающему миру. Появляется уникальная возможность формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Почему проблема экологического воспитания в детском саду стала актуальной? Причина – деятельность человека в природе часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Поэтому в нашем детском саду ведется большая работа по воспитанию экологической культуры дошкольников. И одним из направлений этой работы является создание экологической тропы
Организация «экологической тропы» в детском саду тесно связана с вопросами экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологическая тропа – представляет собой специально оборудованную в образовательных целях природную территорию, на которой создаются условия для выполнения системы заданий.
Ведь дети не всегда могут применять имеющиеся знания на практике. Дети дошкольного возраста нуждаются в возможности увидеть всё то, о чем мы им говорим, и лучше воспринимают и надолго запоминают увиденное, если мы воплощаем это в яркий образ. Поведение ребенка идет в разрез с его знаниями, потому что детям не хватает общения с природой в естественных условиях, где бы они могли наблюдать изменения живого и неживого мира природы во времени, воочию видеть пагубное влияние человека на природу.
В рамках реализации данной темы я поставила перед собой цель: Экологическое воспитание детей путём практико-ориентированной деятельности на экологической тропе.
Достижения поставленной цели представляется возможным посредством решения ряда задач:
- Расширять кругозор детей на базе ближайшего непосредственного наблюдения;
- Научить детей наблюдать за объектами живой и неживой природы в разные времена года;
- Развивать умение узнавать представителей живого мира по их описанию, повадкам, месту обитания, сезонным изменениям;
- Побудить у детей любовь и бережное отношение к природе.
На территории нашего детского сада мной и другими педагогами была разработана и создана экологическая тропа. Я изучила литературу, обследовала территорию детского сада и выделила наиболее интересные объекты, составила картосхему тропинки с нанесением маршрута и всех объектов, выбрали вместе с детьми хозяйку тропы, создали и оформили видовые точки на территории детского сада. Огромную помощь в оформлении территории, изготовлении атрибутов я оказали родители воспитанников.
Картосхема экологической тропы находится в начале тропы.
На маршруте нашей тропы есть 10 точек это:
- ельник;
- берёзовая аллея;
- огород;
- кубанское подворье;
- парковая территория;
- лещина;
- каштановая аллея;
- цветочная клумба;
- калина;
- фитогрядка.
На каждой из точек предусмотрено ежедневная работа с использованием различных форм и методов работы с детьми:
- Экологические беседы;
- Наблюдения;
- Опытно-исследовательская деятельность;
- Экскурсии;
- Целевые прогулки;
- Трудовой десант;
- Труд в природе;
- Чтение художественной литературы;
- Экологические игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры;
- Конкурсы, викторины и.т.д.;
- Акции.
Экологическому воспитанию дошкольников невозможно без взаимодействия с родителями. Поэтому я все время нахожусь в постоянном контакте с родителями и использую следующие формы и методы при работе с ними:
- Детско-родительские проекты
- Совместное творчество детей и родителей
- Субботники по облагораживанию и благоустройству территории ДОУ
- Участие в конкурсах
- Оформление экологической тропы, изготовление оборудования
- Совместные социальные акции.
Своим опытом я делюсь с педагогами на практических семинарах, создаю творческие группы, провожу консультации, веду экологическую школу, делюсь своим опытом работы на разных площадках.
С целью создания единого социально-образовательного пространства и формирования экологической культуры дошкольников, нами ведется планомерная работа по расширению внешних связей с социумом, Детский сад активно сотрудничает с СДК «Колос» и парком «300-летия Кубанского казачьего войска», организуя совместные мероприятия, проекты, праздники, акции.
Мы ходим в оранжерею, проводим занятия, выращиваем рассаду цветов, наблюдаем за ростом растений, облагораживаем клумбы и территорию детского сада. Проводим экскурсии в парк, зоопарк, наблюдаем за растениями на клумбах в парке, как за ними ухаживают.
Под моим руководством, ребята сами выращивают рассаду для нашего огорода, наблюдают за прорастанием семян, появлением листочков, ухаживаем за рассадой на окне, затем нашу рассаду высаживаем в огород и ведем наблюдение до созревания плодов. Дети с удовольствием ухаживают за растениями, поливают их, рыхлят почву, убирают сорняки.
Целевые прогулки по берёзовой аллее позволяют мне в естественной обстановке знакомить детей с объектами и явлениями природы в разные времена года. Красота природы, окружающая детей вызывает глубокие переживания, доставляют большую радость. И всё это способствует воспитанию любознательности и пытливости.
На точке кубанское подворье я знакомлю детей с жизнью и бытом наших предков. Дети рассматривают объекты деревенского подворья, предметы домашнего обихода, слушаем русские народные сказки, поём и слушаем кубанские песни, играем в игры.
В парковой зоне я вместе с детьми наблюдаю за различными видами деревьев, сравниваем их, находим сходства и различия, учимся делать выводы. Наблюдаем за насекомыми в траве и на растениях. Собираем природный материал для поделок.
Мною проводятся различные игры на закрепление знаний по экологической культуре: «Угадай дерево», «С какого дерева листок», «Насекомые». Так же в парковой зоне проводятся праздники, конкурсы, театрализованная деятельность. На деревьях развешены кормушки для зимующих птиц, которых мы подкармливаем и наблюдаем за ними зимой. Совместно с родителями мы развесили скворечники для перелётных птиц.
На каждой из точек экологической тропы мною проводились различные виды деятельности. Для удобства работы, я создала картотеку работы на экологической тропе для старшего возраста, которой пользуются все педагоги нашего ДОУ.
Все это помогло мне решить поставленные задачи:
Расширился кругозор детей, они научились наблюдать за объектами живой и неживой природы в разные времена года. Узнают представителей живого мира по их описанию, повадкам, месту обитания, сезонным изменениям. Умеют ухаживать за огородом, выращивать различные растения. С удовольствием участвуют в опытно-экспериментальной деятельности. Бережно и с любовью относятся к природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у дошкольников»
материал предназначен для педагогов ДОУ...
Экскурсия как средство воспитания экологической культуры дошкольников (из опыта работы).
В настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры детей. Формирование основ экологичес...
Проект "Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста"
Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывают...
презентация «Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников»
презентация к статье "Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников" ....
Доклад на тему «Исследовательская деятельность как форма воспитания экологической культуры дошкольников» (из опыта работы)
Цель и задачи проведения работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование:Цель:Формирование экологической культуры у детей через исследовате...
Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры дошкольников Консультация для родителей
Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность....
Опыт работы по теме «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры дошкольников»
Экологическая тропа - это одна из современных форм воспитания и образования детей. Экологически значимое пространство, на образовательном маршруте, которое выполняет познавател...