Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры дошкольников Консультация для родителей
консультация (младшая группа)

Савкина Ольга Михайловна

          Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры дошкольников

Консультация для родителей

Ольга Михайловна Савкина,

воспитатель младшей группы № 11

Природа не для всех очей

Покров свой тайный подымает:

Мы всё равно читаем в ней,

Но кто, читая, понимает?

Д.В. Веневитинов, 1827 г.

В настоящее время остро стоит проблема экологического образования дошкольников. Многообразие болезней - вот итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой. К плохой среде обитания, загрязненным воде, воздуху, продуктам питания особенно чувствительны дети. Экологическое воспитание - воспитание бережного отношения детей к природе. В этом случае поможет экологическая тропа. Особенность процесса экологического воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринуждённого усвоения информации и норм поведения в природном окружении.

Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность. Дети здесь получают информацию об этих объектах. Это одна из форм воспитания экологического мышления. Среди проблем, возникающих перед современным человеком, проблема окружающей среды - одна из важнейших.

Формирование экологической культуры детей начинать надо уже в дошкольном возрасте. Так как именно в дошкольном возрасте дети делают «первые шаги» в прекрасный мир природы, богатый красивыми звуками, запахами. Мы должны научить детей знаниям законов, по которым живет природа, умению организовать свой труд и отдых так, чтобы не наносить вреда природе и привить им осознанное желание делать это.

Экологическая тропа, разработанная на территории нашего детского сада, естественного цикла, имеет большое значение для изучения экологии детьми. Она знакомит детей с разными объектами природы, находящимися в пределах детского сада, позволяет передать им знания о естественных явлениях и объектах, создать предпосылки для экологического воспитания и природоохранного мышления.

Задачи экологической тропы:

-Формировать у детей экологические знания об устройстве мира природы, с пониманием взаимосвязей в природе.

-Развивать у детей навыки экологической деятельности с объектами ближайшего природного окружения, экологически грамотного поведения в быту и в природе.

- Воспитывать осознанное , бережное отношение к природе.

Организация экологической тропы способствует:

- проведению образовательной деятельности по вопросам охраны природы;

- созданию условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде;

- изучению и наблюдению детьми объектов и явлений природы.

Прогулки дают возможность в полном объёме знакомить детей с теми природными объектами, которые окружают их каждый день, это даёт возможность увидеть объекты в разные отрезки времени - утро, вечер(восход, закат солнца, начинают щебетать птички), природные явления в разные времена года(лето, осень, зима, весна), состояние растений во все времена года и так далее. Такая форма работы с детьми, как экскурсии по экологической тропе, беседы, наблюдения позволяет наиболее продуктивно решать все поставленные задачи работы.

Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового, экологического воспитания. Начало маршрута по эко-объектам начинается от калитки детского сада: здесь находится экологический объект «Колодец», затем идём по территории : «Метеостанция», «Лес - сосны до небес», «Муравейник», «Царство Тортиллы», «Фито-клумба» с лекарственными растениями, «Пасека» , «Альпийская горка» -это объект нашей группы, «Поле золотое», «Солнечные часы», «Кафе - Синичкина радость».

Назначение экологической тропы: учебно - познавательная. Для создания и оформления нашей тропы «Альпийская горка» мы использовали экологические знаки (правила поведения на природе, чего нельзя делать): жечь костер, разорять гнёзда птиц, кричать в лесу, мусорить, топтать цветы, ломать ветки и т.д. На участке находится табличка с названием объекта. На Альпийской горке высажены цветы, растения, за которыми вместе с детьми мы наблюдаем, ухаживаем за ними. С детьми проводятся беседы о растениях и животных Кубани. Для экологического развития и воспитания детей создали картотеки дидактических игр.

Подобрали теоретический материал:

-сведения об отдельных природных объектах и явлениях, расположенных в зоне тропы; о растениях Кубани занесённых в Красную книгу;

-рисунки об отношении человека с природой;

-поэтические тексты, беседы, загадки, стихотворения о природе Кубани.

Так же в группе имеется материал для познавательно-исследовательской деятельности : песок, глина, земля, микроскоп, гербарий, камешки, ракушки, кора деревьев, ситечки, лейки и много другое. Вместе с детьми мы проводим эксперименты, из которых дети узнают много нового о живой и не живой природе.

Экологическая тропа - это место приобретения знаний о поведении в природном окружении. В настоящее время наблюдается процесс отчуждения детей от природы, так как многие не имеют возможности часто общаться с природой. Дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Но никакой фильм о природе не заменит живого общения с природой. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево. Самостоятельно открыть тайны природы.

Уважаемые родители, приглашаю и вас, вместе с детьми прогуляться по экологической тропе нашего детского сада, уверенна, здесь вы сможете увидеть много интересного.

Быть может, прогуливаясь по тропе, ваши дети поделятся с вами интересной и новой для вас информацией?

Использовала: Соломенникова О. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений», Сборник «Формирование основ экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста» , Основная общеобразовательная программа -образовательная программа дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №11 «Василек».

Октябрь 2023года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологическое воспитание как средство формирования общей культуры дошкольника»

Экологическое воспитание дошкольников - современное направление педагогики, заменившее собой традиционное ознакомление детей с природой....

Экологическая тропа как средство формирования представлений старших дошкольников о природе.

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки...

Проект "Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста"

Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывают...

Опыт работы по теме «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры дошкольников»

Экологическая тропа - это одна из современных  форм воспитания и образования детей. Экологически значимое  пространство, на образовательном  маршруте, которое  выполняет познавател...

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПИНКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ. Методическое пособие.

Методическое пособие направлено на оказание помощи педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций в части организации экологической тропинки на территории детского сада и её  ис...