Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры дошкольников Консультация для родителей
консультация (младшая группа)

Савкина Ольга Михайловна

          Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры дошкольников

Консультация для родителей

Ольга Михайловна Савкина,

воспитатель младшей группы № 11

Природа не для всех очей

Покров свой тайный подымает:

Мы всё равно читаем в ней,

Но кто, читая, понимает?

Д.В. Веневитинов, 1827 г.

В настоящее время остро стоит проблема экологического образования дошкольников. Многообразие болезней - вот итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой. К плохой среде обитания, загрязненным воде, воздуху, продуктам питания особенно чувствительны дети. Экологическое воспитание - воспитание бережного отношения детей к природе. В этом случае поможет экологическая тропа. Особенность процесса экологического воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринуждённого усвоения информации и норм поведения в природном окружении.

Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность. Дети здесь получают информацию об этих объектах. Это одна из форм воспитания экологического мышления. Среди проблем, возникающих перед современным человеком, проблема окружающей среды - одна из важнейших.

Формирование экологической культуры детей начинать надо уже в дошкольном возрасте. Так как именно в дошкольном возрасте дети делают «первые шаги» в прекрасный мир природы, богатый красивыми звуками, запахами. Мы должны научить детей знаниям законов, по которым живет природа, умению организовать свой труд и отдых так, чтобы не наносить вреда природе и привить им осознанное желание делать это.

Экологическая тропа, разработанная на территории нашего детского сада, естественного цикла, имеет большое значение для изучения экологии детьми. Она знакомит детей с разными объектами природы, находящимися в пределах детского сада, позволяет передать им знания о естественных явлениях и объектах, создать предпосылки для экологического воспитания и природоохранного мышления.

Задачи экологической тропы:

-Формировать у детей экологические знания об устройстве мира природы, с пониманием взаимосвязей в природе.

-Развивать у детей навыки экологической деятельности с объектами ближайшего природного окружения, экологически грамотного поведения в быту и в природе.

- Воспитывать осознанное , бережное отношение к природе.

Организация экологической тропы способствует:

- проведению образовательной деятельности по вопросам охраны природы;

- созданию условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде;

- изучению и наблюдению детьми объектов и явлений природы.

Прогулки дают возможность в полном объёме знакомить детей с теми природными объектами, которые окружают их каждый день, это даёт возможность увидеть объекты в разные отрезки времени - утро, вечер(восход, закат солнца, начинают щебетать птички), природные явления в разные времена года(лето, осень, зима, весна), состояние растений во все времена года и так далее. Такая форма работы с детьми, как экскурсии по экологической тропе, беседы, наблюдения позволяет наиболее продуктивно решать все поставленные задачи работы.

Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового, экологического воспитания. Начало маршрута по эко-объектам начинается от калитки детского сада: здесь находится экологический объект «Колодец», затем идём по территории : «Метеостанция», «Лес - сосны до небес», «Муравейник», «Царство Тортиллы», «Фито-клумба» с лекарственными растениями, «Пасека» , «Альпийская горка» -это объект нашей группы, «Поле золотое», «Солнечные часы», «Кафе - Синичкина радость».

Назначение экологической тропы: учебно - познавательная. Для создания и оформления нашей тропы «Альпийская горка» мы использовали экологические знаки (правила поведения на природе, чего нельзя делать): жечь костер, разорять гнёзда птиц, кричать в лесу, мусорить, топтать цветы, ломать ветки и т.д. На участке находится табличка с названием объекта. На Альпийской горке высажены цветы, растения, за которыми вместе с детьми мы наблюдаем, ухаживаем за ними. С детьми проводятся беседы о растениях и животных Кубани. Для экологического развития и воспитания детей создали картотеки дидактических игр.

Подобрали теоретический материал:

-сведения об отдельных природных объектах и явлениях, расположенных в зоне тропы; о растениях Кубани занесённых в Красную книгу;

-рисунки об отношении человека с природой;

-поэтические тексты, беседы, загадки, стихотворения о природе Кубани.

Так же в группе имеется материал для познавательно-исследовательской деятельности : песок, глина, земля, микроскоп, гербарий, камешки, ракушки, кора деревьев, ситечки, лейки и много другое. Вместе с детьми мы проводим эксперименты, из которых дети узнают много нового о живой и не живой природе.

Экологическая тропа - это место приобретения знаний о поведении в природном окружении. В настоящее время наблюдается процесс отчуждения детей от природы, так как многие не имеют возможности часто общаться с природой. Дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Но никакой фильм о природе не заменит живого общения с природой. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево. Самостоятельно открыть тайны природы.

Уважаемые родители, приглашаю и вас, вместе с детьми прогуляться по экологической тропе нашего детского сада, уверенна, здесь вы сможете увидеть много интересного.

Быть может, прогуливаясь по тропе, ваши дети поделятся с вами интересной и новой для вас информацией?

Использовала: Соломенникова О. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений», Сборник «Формирование основ экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста» , Основная общеобразовательная программа -образовательная программа дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №11 «Василек».

Октябрь 2023года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологическое воспитание как средство формирования общей культуры дошкольника»

Экологическое воспитание дошкольников - современное направление педагогики, заменившее собой традиционное ознакомление детей с природой....

Экологическая тропа как средство формирования представлений старших дошкольников о природе.

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки...

Проект "Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста"

Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывают...

презентация «Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников»

презентация к статье "Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников" ....

Опыт работы по теме «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры дошкольников»

Экологическая тропа - это одна из современных  форм воспитания и образования детей. Экологически значимое  пространство, на образовательном  маршруте, которое  выполняет познавател...